Так уж случилось, что всю жизнь я работал за городом, в
аэропорту и только теперь стал чаще бывать в городе. Рядом с моим домом
расположен кафедральный храм православной церкви под названием «Золотая церковь».
Она функционировала и в период социализма, продолжает работать и сейчас. Так что утверждать о
гонениях на церковь у нас не приходится. Обязательным атрибутом любого храма
является наличие нищих, просящих подаяние. В связи с тем, что в результате
известных событий, доля русского населения в Уральске стала незначительной,
среди нищих преобладает коренное население в виде бездомных бомжей, бродяг,
явных алкоголиков и тому подобного «дна» общества, как говорится «Свято место
пусто не бывает».
Недавно наблюдал следующую картину. Разъярённая
группа нищих коллективно избивает молодого парня. Несмотря на давно не мытые
лица и однотипное «классическое» изодранное обмундирование всех нищих,
присмотревшись можно убедиться, что репрессии подвергается лицо славянской
национальности. Несколько дистанцировавшись от активных участников процесса,
опёршись на кованную ограду церкви, стоит молодой человек, казах. Судя по
одежде и его состоянию, он тоже из этой когорты людей, но, судя по
многочисленным наколкам на открытых частях тела в виде православных церквей без
крестов, он прошёл дополнительные «университеты» в местах не столь отдалённых. Когда
я проходил мимо, он, почему-то «узрев» во мне потенциального собеседника,
глубокомысленно произнёс: «Вот тоже конкурент хренов, государственного языка не
знает, а то же, туда же, лезет под церковь просить».
В преддверии «Дня единства народа
Казахстана», 27 апреля, под председательством Главы государства, Председателя
Ассамблеи народа Казахстана Нурсултана Назарбаева прошла XIX сессия Ассамблеи с
повесткой дня: "Казахстанский путь: стабильность, единство,
модернизация". Президент сделал доклад, в котором отразил современное
состояние независимого Казахстана.
Событие достаточно рядовое,
плановое, стандартное, однако, просматривая материалы я обнаружил несколько
принципиальных положений, которые г-н Президент ранее не акцентировал в
деталях. В частности, была озвучена позиция по языку.
«Актуален в стране и языковой
вопрос. По убеждению президента, это — не тема для дискуссий и, тем более,
политических спекуляций. Совсем недавно группа известных общественных и
политических деятелей выступала с инициативой лишить русский язык статуса
официального. Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что никто не должен ущемляться по
языковому принципу – ни при трудоустройстве, ни при получении документов, поступлении
в вузы и так далее. Это вопрос Конституции, принцип, который надо строго
соблюдать. Тех, кто его нарушает, надо наказывать».
Полностью поддерживая заявление
нашего Президента, хотел бы всё-таки отметить, что оно никак не отражает
истинного положения дел по этому вопросу. В частности, проблема языка в самом
начале обретения независимости нашей республики, да и других государств
постсоветского пространства, сыграла решающую роль в вытеснении русскоязычного
населения с ведущих постов экономики и политики всех уровней – от колхозного
бригадира и заводского мастера, до члена правительства и парламента, а в
последующем, вполне естественно и в их вынужденном изгнании из страны. Несмотря
на антиконституционность происходящего, реальные события только подтверждают
это.
Да и позиция нашего Президента в
этом вопросе была достаточно недвусмысленной. В частности, однажды, в период
эйфории независимости, на вопрос одного из корреспондентов: «Почему в
Казахстане практически нет в правительстве русских», Нурсултан Абишевич
ответил, что казахи обладают государственным мышлением, а русские –
техническим, что и определяет национальный состав правительства и парламента в
период становления независимого государства. Не надо обладать большим
воображением, как такие высказывания воспринимались на местах. Людей просто
«гнали» из-за незнания государственного языка, вне зависимости от того,
насколько важно его знание, например, для простого сварщика, либо инженера
газодобывающего комплекс, терминология которого просто не имеет аналогов в
государственном языке.
Теперь же, когда в условиях массовой
и беспрецедентной безработицы остро стоит вопрос о, как бы не парадоксально это
звучало, недостатке профессиональных кадров, г-н Президент вроде бы даёт
«карт-бланш» русскоязычному населению сеять хлеб и встать за станки, однако
время упущено, семидесятилетние старики на знаменитом Уральском заводе «Зенит»
ещё способны построить несколько катеров для военно-морских сил Казахстана, а
вот их дети, после окончания Ленинградского кораблестроительного института,
остались в России и процесс этот, скорее всего, стал необратимым. Тем более,
что описанные мной события под православной церковью, подтверждают насколько
глубоко проникновение проводимой языковой политики в массы и одним, даже самым
правильным и уместным, но явно запоздалым заявлением Президента, положение дел уже
не исправить.
3 декабря 2012, 13:48 (мск) | Политика | Радио Голос России Назарбаев: казахский язык будет главным, но русский надо знать всем Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает необходимым обязательное знание русского языка, даже если казахский станет главным в республике.
«Постепенно казахский государственный язык будет главным языком страны. И этот язык будет всех объединять и делать всех равными. Почему все, кто приезжают в Америку, становятся американцами? Но от этого национальность никто не забирает, язык не забирает, культуру не забирает», — отметил глава государства, встречаясь с общественностью Карагандинской области, сообщают в понедельник местные СМИ.
Вместе с тем Назарбаев подчеркнул, что «русский язык нам всем надо знать». «И детям надо это на носу зарубить, потому что казахи через русский язык вышли на мировую культуру. И потом, у нас многосотлетняя совместная жизнь здесь», — указал президент.
Президент напомнил, что русский язык является одним из шести языков Организации Объединенных Наций. «На каком языке я выступал бы с трибуны ООН, если бы не русский язык? Нельзя терять богатство, которое ты имеешь. А чем больше человек языков знает, тем культурнее он становится», — резюмировал Назарбаев, добавив, что «русский язык — это великий язык, язык великих писателей».
Президент считает также важным знание трех языков — казахского, русского и английского. «Это не праздный вопрос. Нам, детям нашим надо знать английский язык. Сейчас в любую школу прихожу, все дети говорят на трех языках. Это правильный подход», — признал Назарбаев, передает ИТАР-ТАСС.
Творческая интеллигенция обратилась к общественности Казахстана, правительству, парламенту и конституционному совету с требованием прекратить языковую дискриминацию казахского языка и перестать озираться в языковом вопросе на мнение России.
В обращении Касыма Аманжолова, Мухита Асанбаева, Куата Домбая, Расула Жумалы, Талгата Мамыраимова, Айдоса Сарыма, Мухтара Тайжана говорится, что страсти, разгоревшиеся в последнее время вокруг судьбы казахского языка, ясно показали, сколь тонка материя, связывающая народ Казахстана воедино. По их мнению, спустя 20 лет после обретения независимости государственный язык вместо своей прямой функции консолидации общества, привития чувства патриотизма, становится, как это не парадоксально, линией разлома. Вследствие нерешительности официальных органов и постоянного откладывания решения вопроса казахского языка в Казахстане, общество задумывается уже об эффективности государственной политики и идеологии в сфере национального строительства, укрепления суверенитета в целом.
«В связи с этим мы ставим 10 вопросов о казахском языке и не только», — указывается в обращении. Прежде всего активистов волнует вопрос, почему казахский язык не применяется в качестве государственного. «Почему русский стал фактически государственным, а казахский загнан в угол?», — вопрошают они.
Далее они говорят об оралманах. Люди, прекрасно знающие государственный язык, но слабо владеющие русским, априори становятся гражданами второго сорта у себя же в стране. Это обратившиеся к власти называют языковой дискриминацией.
«Почему члены правительства, заместители министров и иные госслужащие не сдают экзамен на знание казахского языка? Чем они привилигированней? Не кажется ли нонсенсом исполнение обязанностей государственного служащего без знания государственного языка?», — спрашивают они.
Патриоты призывают переименовать поселки, улицы, проспекты, центральные площади, даже целые города Казахстана, которые еще носят русские названия, по их мнению, это не только является мрачным наследием эпохи советского тоталитаризма, но и не менее зловещим напоминанием периода колонизации нашего государства. Они говорят о Петропавловске, Павлодаре, Усть-Каменогорске, Фурманове, Голощекино, Ленине. «За что, за какие заслуги? Когда ономастическая ситуация в стране будет приведена в соответствие с исторической справедливостью?», — спрашивают возмущенные националисты.
Они даже считают, что единственно верным написанием государства должен быть «Qazaqstan», а не так как есть сейчас — международное обозначение самого государства на английском языке производится на основе русской транскрипции «Kazakhstan».
И после этого они еще спрашивают почему их клеймят как националистов, нацпатов, нарушителей Конституции. «В Декларации о суверенитете от 25.10.1990 года также говорится о национальной государственности, ответственности Республики Казахстан за судьбу и достоинство казахской нации. Почему наше государство забыло об этом? Почему до сих пор в стране людей, ставящих в Казахстане вопросы о судьбе, языке, достоинстве казахской нации клеймят как националистов, нацпатов, нарушителей Конституции?».
Но обращающиеся пошли еще дальше они вопрошают у официальных инстанций: почему нет реакции на проявления ксенофобии в соседнем государстве?
И в конце пишут, что правительство должно ставить законодательное условие, чтобы на общественных должностях (администраторы, консьержи, водители общественного транспорта, таксисты, официанты, продавцы и т.д.) работали люди, владеющие казахским языком в достаточной степени. Хотя как быть остальным, они не говорят.
По их мнению, настало время закрепить перечень специальностей, для которых владение казахским языком обязательно, а также по программе Казтест-2 определить для них уровни владения языком.
«Мы ждем ответа не только от Парламента и Правительства, а также Конституционного Совета, но и от общественных деятелей, политических партий, в том числе оппозиционных. Когда и как вы будете решать вопросы достижения казахским языком своего законного статуса? При этом считаем, что дальнейшее затягивание языкового вопроса, его игнорирование могут нанести непоправимый ущерб интересам Казахстана», — говорится в письме.
Действительно, эти слова приписывают нашему Президенту. Кроме того, государственный склад ума совсем не отрицает и технические способности народа, напротив, человек мыслящий в масштабах государства не может не соображать и в технике, так как развитие современного государства не может осуществляться без технического прогресса и государственное мышление весьма и весьма положительная характеристика особенностей нашего народа. Да и вообще, нельзя сводить проблему только к национальным особенностям. Казахстан многонациональное государство и беды всех народов, его заселяющих, не от национальной принадлежности, а от преступной власти, торгующей общенациональными сырьевыми ресурсами и дистанирующейся от народа. Тот же украинец Терещенко, будучи премьером, заложил основы преступной схемы перераспределения ресурсов в пользй одной, малочисленной группы люде, "приближённх" к власти, оставив большинство народа без перспектив и даже средств к дальнейшему существованию. Бедному казаху и бедному русскому, оказавшимся оттиснутыми от "кормушки", делить нечего и сила народа только в солидарности и в осознании сущности проблемы а не в его национальной составляющей. А власти, с целью разобщения народов Казахстана, особенно на местах, активно пытаются поставить на первый план национальную принадлежность, так как вопросы дальнейшего порабощения находятся в прямой зависимости от того, выступит народ единой силой, либо будет драться между собой, что сильно его ослабит. Не нужно идти на поводу у власти, нельзя даже в дискуссиях подобного уровня упрощать проблему до того, кто на каком языке говорит. Проблемы Казахстана в отстранении народов всех национальностей от перераспределения общенародных материальных ценностей, то есть носят экономический характер, а язык, выражаясь языком философии, является только надстройкой этой базы.
УВЫ , ДУРАКИ В ЛЮБОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ ОСТАЮТСЯ ДУРАКАМИ. СЕГОДНЯ ДАЖЕ НЕ НАДО ЮМОРИСТОВ, ЮННЫЕ ДЕТИ НА ОТВЕТСТВЕЕНЫХ ПОСТАХ НА ЭКРАНАХ НАПОМИНАЮТ К СОЖАЛЕНИЮ ДЕТИШЕХ КОТОРЫЕ К НЕСЧАСТЬЮ РОДИЛИСЬ ДАУНАМИ. И ЭТИХ ДАУНЯТ В РУКОВОДСТВЕ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ., ОНИ ВЛАДЕЮТ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧЬЮ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ , НО ПИСАТЬ НА НЕМ НЕ НАУЧИЛИСЬ, КАК И ГОВОРИТЬ. ТАК, ЧТО ОЧЕНЬ ХОРОШОЕ Я СЧИТАЮ НАЧАЛО ЧТОБЫ НАСЕЛЕНИЕ ВЛАДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКОМ ПРЕВРАТИЛОСЬ В КОШМАР.
Здесь необходимо отметить, что внедрение государственного языка тоже практически не контролировалось, всё было отдано на откуп местным властям, а в конечном итоге ответственность была возложена на руководителей предприятий. Согласитесь, что дело это для нас было не совсем знакомо, качественной методики изучения языка не было. Оказывал влияние и субъективный фактор, несмотря на объективную необходимость изучения государственного языка, русскоязычное население не хотело изучать язык, заблуждаясь и опрометчиво предполагая, что в этом нет необходимости. Результат налицо, многие не смогли овладеть даже азами языка, что и послужило основанием для руководителей предприятий подбирать кадры по языковому принципу. Если произвести детальный анализ, то очень важно понять, что незнание государственного языка во многих случаях было просто поводом для увольнения или ограничения служебного роста. В основе, всё-таки, лежали массовые коррупционные явления, когда под этим предлогом достаточно достойные люди менялись на родственников, знакомых и т.п.
Да, Храм Христа Спасителя ( в народе - Золотая церковь) построенный в честь 300- летия Уральского Казачества, в период социализма - функционировала, только как музей атеизма, извращеннее кощунства, трудно представить.
Я бы не стал суживать проблему до классического национализма. Хотя, на первый взгляд, он присутствует, всё-таки в первооснове процессов, происходящих на постсоветском пространстве, является "убогая" экономика независимых государств. Низвержены промышленность, сельское хозяйство, наука, образование, медицина и т.п. Страны стали сырьевыми придатками Запада, в связи с этим материальное благосостояние любого члена общества зависит не от его возможностей и способностей, а от того, как близко он расположен к процессам "распила" государственного сырьевого "пирога". Сырьевая экономика не может быть не коррумпированной, а в Казахстане, благодаря давним историческим традициям, клановость, родственность, связи занимают основное, особое место в перераспределении общенародных материальных ценностей. У русских это тоже развито, но значительно слабее, поэтому события и развиваются по изложенному сценарию. А язык является только формальной причиной. Абсолютно уверен, что даже самый умный, способный, активный русский, освоивший государственный язык в совершенстве, без связей, взяток и тому подобных атрибутов коррупции, не смог бы достичь каких-либо существенных результатов, не смог бы конкурировать с тупым и безмозглым, но имеющим высокопоставленного "агашку".