|
|
Категории раздела
Мои статьи
[135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
|
История авиации Уральска
[27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
|
Статьи друзей
[125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
|
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео
[8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
|
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании.
[10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
|
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях.
[3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
|
Анатолий Блинцов. Волны памяти
[40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
|
Материалы братьев Калиниченко
[25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
|
Полтавцы
[47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
|
Новые "Повести Белкина"
[31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
|
Аркадий Пиунов
[7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
|
Аркадий Третьяк, о жизни
[3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
|
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация
[41]
|
Михаил Раков
[3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
|
Валерий Стешенко
[4]
Полковник от авиации
|
Герои - авиаторы Казахстана
[30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
|
Любовь Токарчук
[7]
Ухабы жизни нашего поколения
|
Ирина Гибшер-Титова
[3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
|
Надя
[9]
Материалы нашей мамки - Нади
|
Валентин Петренко
[7]
Бывших лётчиков не бывает
|
Николай Чернопятов
[3]
Активный "динозавр" авиации
|
НОВОЕ
ВХОДПривет: Гость
Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.
Найти на сайте
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
|
Пятница, 19.04.2024, 09.42.24 Приветствую Вас Гость Главная | Регистрация | Вход |
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека |
Каталог статей
Всего материалов в каталоге: 568 Показано материалов: 561-568 |
Страницы: « 1 2 ... 69 70 71 |
Уже после
отступления остатков частей Чепаева из-под Талового, 18 октября здесь появился
советский самолёт «Вуазен» 2-го Саратовского авиаотряда. В полётном задании
лётчику А.И.Томашевскому и помощнику моториста Шмакову предписывалось совершить
перелет Покровск – Самара и поступить в распоряжение начальника авиации 4-й
армии. Трудно понять, почему вместо полёта на северо-восток, Томашевский и
Шмаков отправились на юго-восток и оказались над контролируемой белыми
территорией в районе Талового, лежащего далеко в сторону от прямого направления
Покровск – Самара.
Возможно, это было вызвано навигационной ошибкой и потерей ориентации, хотя
нельзя исключать, что в Покровске, где располагался штаб 4-й армии, пилоту дали дополнительное задание выяснить
положение на фронте и установить связь с окруженными частями Чепаева. |
Для противодействия ударам советской авиации несколько полевых артиллерийских батарей в окружающих Уральск хуторах на наиболее вероятных маршрутах были приспособлены для зенитной стрельбы, в городе на колокольнях поставлены пулеметы, группы стрелков вели залповый винтовочный огонь по самолетам противника. Одному из авторов этой статьи приходилось слышать в Уральске рассказы очевидцев о воздушном бое над Уральском, но, исходя из донесений красных летчиков, более обоснованным представляется, что 9-й авиационный отряд Уральской Армии не пытался организованно отражать налёты красных, очевидно из-за плохого технического состояния своих машин и катастрофической нехватки топлива. 24 марта 1919 г. Войсковым Съездом был восстановлен пост Войскового атамана и им избран генерал-майор В.С.Толстов. Новый глава Войска прибывает на фронт в Мергенев и решительными мерами восстанавливает там порядок. Началась энергичная реорганизация Уральской Армии, которая тут же дала свои плоды. 1 апреля 1919 г. части Уральской Армии у Мергенева отразили наступление ударной группы советской 22-й СД и сами перешли в контрнаступление. Вскоре тактический успех Уральской Армии под Мергеневым был развит в оперативный и советская группировка в Лбищенске оказалась полностью разгромленной.
|
Начало
нового этапа существования авиации Уральской Армии связано с установлением
весной 1919 г.
связи Уральской Армии через Каспий с Вооруженными силами Юга России. К июню 1919 г. переформированная и
воспрянувшая боевым духом Уральская Армия нанесла серьезное поражение советской
4-й армии, в ходе контрнаступления освободила почти всю территорию Войска, за
исключением блокированной в Уральске группировки войск 22-й СД. Авиационная группа Гидро-авиационного отряда в Ганюшкино осуществляла
поддержку с воздуха Астраханского отряда Уральской Армии, вело разведку в
направлении Астрахани и в Северном Каспии. В августе 1919 г. штабс-капитан Егоров
вылетел на бомбардировку позиций противника на самолете «Шорт-184», но вскоре
после взлёта взорвались бомбы, которые держал на коленях летчик-наблюдатель.
Погиб весь экипаж самолета, машина оказалась полностью уничтожена. Погибшего
Егорова сменил штабс-капитан Г.Я.Блюменфельд. В августе 1919 г.
он был назначен и.о. начальника, а 14 октября 1919 приказом № 112 по Уральской
Отдельной Армии – начальником Гидро-авиационного отряда Уральской Армии |
Отсутствие авиационных белых
частей в мае-июне 1919 г.
позволяло красным свободно совершать перелеты между Шиповской группой войск и
гарнизоном блокированного Уральска (где находилось 2 самолета). С переброской
против Уральской Армии 25-й СД, из-под Уфы также прибыл 30-й авиационный
разведывательный отряд пол командованием бывшего прапорщика С.В.Бейера. В
советской разведывательной сводке также по агентурным данным точно указывалось
количество самолетов отряда – 5 машин. Действительно, на момент прибытия в состав Уральской Армии отряд Юнгмейстера имел 5 машин
(2 «Фарман-20», 2 «Фарман-30», 1 «Ньюпор-17»). На Урале позже, как
представляется вероятным, отряду был передан ранее имевшийся в 9-м Уральском
авиационном отряде и отремонтированный 1 самолет «Сопвич», доведя тем самым
число летательных аппаратов до 6. |
Последовавшие
вскоре «Лбищенские события» и гибель начдива Чепаева – пожалуй, одно из
наиболее ярких и общеизвестных культовых событий Гражданской войны, в которых
кинофильм братьев Васильевых и роман Фурманова полностью заслонили художественным
вымыслом истинные события в Лбищенске. Недооценка вероятности активных действий
уральцев и упорная оборона частей Илецкого корпуса в Зауралье принудили штаб 4‑й
армии и начдива 25-й Чепаева совершить ошибку – перебросить на восток резервную
бригаду второго эшелона 25‑й СД.
3 октября 1919 г. летчик-наблюдатель
Олехнович и моторист Жердин решили бежать к красным. Оказавшись одни на
аэродроме в Бударине, Олехнович и Жердин быстро запустили мотор самолёта
«Сопвич» и пытались взлететь. Однако Олехнович, не имея навыков в
пилотировании, не справился с управлением, и самолёт на взлёте скапотировал.
Олехнович вывихнул ногу, а Жердин отделался легкими ушибами. Зная, что не
миновать расправы белоказаков, Олехнович, сняв с турели разбитого самолёта
пулемет, застрелился… Жердин, воспользовавшись поднявшейся на аэродроме
суматохой, сумел скрыться и с большим трудом добрался до расположения советских
войск и рассказал о гибели коммуниста П.М.Олехновича…» Этот случай вошел в
списки героических деяний Красного воздушного флота |
Несмотря на одержанную
победу, количество советских войск на Уральском фронте постоянно увеличивалось.
К 11 сентября 1919 г. 10-й авиационный отряд
полковника Юнгмейстера имел всего 4 исправных самолёта, из них 2 –
располагалось на аэродроме в Калмыково, 2 – на аэродроме в 22-х верстах к югу
от Калмыково. Остальные, вышедшие из строя в процессе эксплуатации, были
отправлены на ремонт в Гурьев. Переправа 5-й дивизии Илецкого корпуса через
Урал и захват большого плацдарма изменили оперативную обстановку для Уральской
Армии и ее командование Армии решило провести новую, более широкомасштабную чем
Лбищенская, наступательную операцию. 10 октября 1919 г. лётчик 10-го отряда
смог разыскать в тылу красных части Кириллова и передал ему новое приказание –
отходить на соединение с главными силами Уральской Армии. Начавшееся
наступление 4-й советской армии с 14 ноября 1919 г. отразить не удалось
и Уральская Армия начала медленный отход на юг, к Гурьеву. Осенью 1919 г. продолжал активно
действовать и Гидро-авиационный отряд Уральской Армии. На его вооружении к
этому времени осталось всего 4 гидросамолёта – 1 «М-5», 1 «М-9», 1 «Шорт-184» и
1 неизвестной модели. Попытки вылета 16 и 17 ноября 1919 г. на бомбометание
из-за погоды оказались неудачными. 17 ноября прапорщик Ивашиненко доставил
пакет на крейсер «Орленок», который стоял в 50 верстах от берега, но сесть
из-за сильной зыби на воду для получения ответа не удалось. |
В ходе наступления советских войск на Астраханском
направлении основные силы Астраханского отряда (бригады) Уральской Армии были к
29 ноября 1919 г.
окружены в Ганюшкино. Утром 29 ноября начался его штурм. Утром 5 января 1920 г. советской кавалерией
без боя занят Гурьев. К 15 февраля 1920 г. остатки Уральской Армии смогли
укрыться в Форту Александровском. Группа
офицеров и солдат 10-го авиаотряда под командой полковника В.А.Юнгмейстера, в
том числе летчики подпоручики А.Аракелов и С.Демянович, офицер Чугунков, летчики-наблюдатели
штабс-капитан Угольков и подпоручик Б.М.Фан-дер-Вейде, смогли добраться до
Форта Александровского.
|
Михаилу Евстафьевичу Коробкову, автору этих строк, 10 апреля 2010года исполнилось 89 лет. На счету летчика-ветерана Великой Отечественной войны 457 боевых вылетов, множество наград и тяжелые ранения. Коробков М.Е. - кавалер высшей в СССР награды - ордена Ленина. М.Е. Коробков около 12 лет руководил аэропортом г. Уральска. Как же создавалось и развивалось местное авиапредприятие, именующееся ранее Уральским объединённым авиаотрядом, а впоследствии - Авиационным акционерным обществом «Ак жол». В данной статье как раз и описывются процессы образования и развития Уральского авиапредприятия
|
|
|