Вся моя сознательная жизнь была связана с аэропортом
Уральск и вполне естественно мне не безразлична его судьба. Аэропорт продолжает
функционировать, но события последних лет не дают оптимистических прогнозов для
его успешного существования. С момента приватизации аэропорта, его работа была
организована вопреки существующим экономическим законам. С целью извлечения максимальных прибылей, в
поддержание его работоспособности, не говоря уже о дальнейшем качественном
развитии, материальные средства не вкладывались. Совершенно естественно, при
подобной модели эксплуатации объект, исчерпав все ранее заложенные ещё
государством средства, неизбежно прекращает своё функционирование. Наш местный телеканал ТДК-42 регулярно обращается к
освещению событий, связанных с трудностями аэропорта. Не остаётся в стороне и
местная печать, периодически публикуя материалы о работе предприятия. Анализ
этих публикаций представлен на сайте в следующих статьях: http://donguluk2010.ucoz.ru/publ/aehroport_uralsk_segodnja/1-1-0-107 http://donguluk2010.ucoz.ru/publ/stati_druzej/aehroport_uralsk_vozrozhdenie/3-1-0-128 http://donguluk2010.ucoz.ru/publ/a_voz_i_nyne_tam_ili_prizrachnye_nadezhdy_uralskogo_aehroporta/1-1-0-311 С начала этого года в печати и на телевидении выступал директор
аэропорта. Проблемы одни и суть их существенно не изменяется. Ресурс
взлётно-посадочной полосы аэропорта Уральск – самого дорогого объекта
аэропорта, определяющего собственно и его функционирование, исчерпан полностью.
Дальнейшая её эксплуатация не отвечает элементарным требованиям существующих
норм и правил безопасности полётов. Предлагались мероприятия по выходу из
затянувшегося кризиса, одним из которых была попытка привлечения новой
авиационной авиакомпании, которая бы «делилась» своими прибылями и вкладывала
часть полученных доходов в реконструкцию взлётно-посадочной полосы. В частности, такой компанией могла бы быть «BEK AIR», которая дала на это согласие.
Только вот альтруистические такие заявления новой авиакомпании вызывают
некоторые, вполне обоснованные сомнения. Аэропорт Уральск уже знает местную
компанию «Беркут», директор которой был одновременно и руководителем аэропорта.
Компания, получив максимальные прибыли и «довела» аэропорт до нынешнего
положения, а её руководство, получив свои явно незаслуженные дивиденды, успешно
ушли на пенсию, а отдельные её руководители высшего звена пытаются вложить
аэропортовские прибыли в совершенно «чужеродную» отрасль – завода по
производству кирпича, претендуя при этом на государственную поддержку такого
строительства, то есть перейти с одной «государственной иглы» на другую.
Говорить о какой-то патриотичности в этом случае уже просто не приходится. И
все их разглагольствования о том, что они «сохранили» аэропорт, дали людям
рабочие места, объяснятся только их безмерной алчностью. Минимизируя заработную
плату работников аэропорта, они сумели «сколотить» вполне реальную личную
прибыль, поставив теперь ранее довольно многочисленный коллектив перед
реальность безработицы и нищенской пенсии. Схема проста и практически повторяет уже пройденный
«аэропортовский бизнес». Только там средства уже были вложены государством и
«Беркут» просто их «доедал», а теперь предполагается получение кредитов под
одной из многочисленных программ индустриализации, которые из года в год не
выполняются, а деньги «пропадают». Пропадают народные деньги только на взгляд
правительства, а фактически они никуда не пропадают, а просто
перераспределяются по карманам частных лиц. Так что не совсем понятно, с какой это
стати «чужой» «BEK AIR» будет делиться прибылями, наверняка уже разработана
какая-то схема, а по истечении определённого времени и событий, суть её станет
явной для всех. Все эти преступные «игры» с бюджетными (читай народными)
деньгами тщательно скрываются от работников аэропорта. Несмотря на название
(Акционерное общество) простые люди не знают акционеров, не говоря уже о том,
какие были выпущены акции, их стоимости, прибылях и других подробностей. Только
косвенно, по публикациям в печати, можно предполагать о фактических хозяевах
аэропорта. Две приведённые ниже публикации телеканала «ТДК-42» косвенно
предполагают наличие уже по крайней мере двух сил республиканского уровня.
Представителями этих сил выступает «тандем» нового директора аэропорта с
руководителем «BEK AIR». С другой стороны выступает бывший первый секретарь
Уральского обкома Компартии Казахстана (ныне депутат Совета старейшин нашего Мажилиса),
который высказал мысль о том, что вообще приватизация нашего аэропорта была
ошибкой, без государственно (читай общенародной) материальной поддержки восстановить
функционирование аэропорта невозможно нужно наш аэропорт национализировать. Но не всё так просто. Аэропорт теперь практически частный и
просто национализировать, или как выражается г-н Жакупов «вернуть государству»
его не получится, нужно его уже выкупать, но таких деталей в общей полемике уже
не видно. В любом случае нынешние владельцы аэропорта не останутся «внакладе».
И почему Жакупова почти 20 лет полностью устраивало существующее положение
вещей, он никогда не выступал против приватизации. Это несколько странно для
мажилисмена, который имеет учёную степень кандидата экономических наук, ведь
проблемы, с которыми встретится аэропорт после такой безграмотной и
бесконтрольной приватизации, для грамотного человека очевидна. По каким-то
причинам он не хотел озвучивать, что всё катится в «тар-тарары» и конец
неизбежен. Посмотрите, как детально и убедительно выглядит всё это в
публикациях телеканала «ТДК-42». Авиакомпания «BEK AIR» презентовала маршрут
Уральск-Астана. 01.06.2012 Пассажиры будут летать в столицу на комфортабельном самолете
«Фоккер-100». Кроме удобства полета, клиентам обещают и весьма приемлемые цены.
Авиакомпания «BEK AIR» пришла в Уральск всерьез и надолго.
Об этом заявило ее руководство. В авиакомпании обещают помочь уральскому
аэропорту решить вопрос с реконструкцией взлетно-посадочной полосы. Полеты в
столицу Казахстана будут осуществляться на самолете «Фоккер-100», который
вмещает 100 пассажиров. НУРЛАН ЖУМСУЛТАНОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ «BEK
AIR»: Самолет экономичный, хороший. Скорость до 800 км час. До Астаны лететь
2 часа, до Алматы 3 часа. Стоимость билета до Астаны от 22 тыс. тенге. В международном аэропорту "Орал" рады
сотрудничеству с авиакомпанией «BEK AIR». Воздушная гавань принимает в год
около 160 тыс. пассажиров. При такой небольшой нагрузке без помощи авиакомпаний
не обойтись.
В течение первых двух недель авиаперевозчики проводят акцию.
По новому маршруту до Астаны можно будет долететь в два раза дешевле. Депутаты Мажилиса Парламента снова подняли вопрос о возврате
взлетно-посадочных полос шести городов Казахстана в государственную
собственность. 01.06.2012 В связи с этим группа мажилисменов в очередной раз направила
депутатский запрос на имя Премьер-министра Казахстана. Второй созыв подряд депутаты направляют на имя
премьер-министра Карима Масимова запрос с просьбой передать частные аэропорты в
государственную собственность. В свое время аэропорты шести городов - Кустаная,
Петропавловска, Тараза, Талдыкургана, Семея и Уральска были приватизированы и
переданы в частную собственность. На сегодняшний день техническое состояние
взлетно-посадочных полос в данных аэропортах находятся в ненадлежащем виде.
Неровная поверхность, наличие посторонних предметов, все это может составить
серьезный риск для безопасной эксплуатации современных воздушных судов. Кроме
того, разбитые полосы подвергают опасности и пассажиров. ВИКТОР РОГАЛЕВ, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК: Просим вас поручить разобраться со сложившейся ситуацией и
рассмотреть вопрос о передаче взлетно-посадочной полосы в государственную
собственность. Депутат Виктор Рогалев привел в пример аэропорт города
Уральска, которому уже около 40 лет. Как физически, так и морально он пришел в
негодность, соответственно взлетно-посадочная полоса также находится в
критическом состоянии. Мажилисмен Рамазан Сарпеков отметил, что необходимо
возвратить стратегически значимые объекты в государственную собственность, так
как частные структуры не вкладывают средств для улучшения качества обслуживания
и безопасности населения. РАМАЗАН САРПЕКОВ, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК: Недавно посетил Уральск. Там такая проблема. Аэропорт
находится в частных руках и воздействовать на него местные власти не могут.
Частники сейчас не собираются вкладывать свои деньги. Депутат Кабибула Жакупов также не раз поднимавший это
вопрос, не против, чтоб само здание аэропорта осталось за частными лицами, но
считает, что взлетная полоса и технические службы должны быть переданы
государству. КАБИБУЛЛА ЖАКУПОВ, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК:
Мы не против, чтоб сам аэропорт остался за частниками, но
взлетную полосу и техническую службу необходимо передать государству. Кроме того, Жакупов сообщил о второй стороне медали
касательно уральского аэропорта, ведь Уральск географически хорошо расположен,
это самый короткий путь в Европу. Если решится вопрос о возврате взлетной
полосы государству, они будут приведены в надлежащий вид, то соответственно
возобновятся международные рейсы. Из высказываний ясно одно, дальнейшая эксплуатация аэропорта
не безразлична для многих, но вот действуют они патриотически, во благо
сохранения аэропорта, как благо для народа и существенной транспортной единицы
независимого Казахстана, либо их «патриотизм» соизмеряется при этом с
возможностью получения личных доходов, так как с закрытием, или с существенным
ограничением функций и объёмов выполняемых работ аэропорта, говорить о каких-то
возможных прибылях уже не придётся. Да и саму постановку вопроса г-ном Жакуповым
нетрудно понять. Будучи абсолютно убеждённым (всё-таки кандидат экономических
наук), что если поднять цену билета до такой величины, чтобы она кроме всех текущих
расходов компенсировала бы и огромные затраты на восстановление
взлётно-посадочной полосы, то пассажиропоток резко уменьшится, летать будут
только командировочные на многочисленные совещания, расходы которых
компенсирует государство. Говорить в этом случае о каких-то, даже самых
минимальных прибылях, не придётся. Он предлагает все «невыгодные» и
многозатратные функции отдать государству (то есть самому народу), а частным
акционерам делить потом получаемые прибыли. Здесь он далеко не оригинален, так как предыдущая
эксплуатация аэропорта директором «в двух лицах», как руководителя аэропорта и
руководителя местной авиакомпании, уже пройденный и хорошо апробированный этап,
принесший отдельным таким функционерам незаслуженные прибыли. Извините, но
раньше это называлось просто воровством, теперь, насколько я ориентируюсь в
современном бизнесе, это вполне законный метод присвоения государственных
средств. Вывод один, современный казахстанский рынок далеко не всё
способен «расставить всё на свои места». Нужно, чтобы рынок стал таким не по
названию, а по сути, то есть, любое доходное предпринимательство стало
возможным только тогда, когда доходы превышают расходы. Если же действовать по
принципу, который предлагает г-н Жакупов, то государство (опять читай народ)
должно компенсировать предпринимателю его расходы, связанные с эксплуатацией
аэропорта, а он будет использовать полученную прибыль по своему рассмотрению и
совсем необязательно для развития аэропорта. Жалко, что это далеко не очевидно
для правительства. А возможно очень даже очевидно, но для некоторых просто
невыгодно. Таковы сегодняшние казахстанские реалии. Июнь 2012, Уральск. |