В своих воспоминаниях я уже где-то упоминал о Коле
Полтавце. Мы учились с ним в одном классе. Фамилия эта в Бурлине была широко
известна. Мама Коли – Дора Фёдоровна Полтавец преподавала в школе физику.
Хорошо знала предмет и имела высокие педагогические способности. Объясняла она всё
достаточно доходчиво и мы практически все и всегда понимали, о чём идёт речь.
Даже последние темы школьного курса физики, связанные с теорией относительности
и ядерной моделью мира мы усвоили хорошо. Отличительной особенностью
педагогической практики Доры Фёдоровны было то, что даже самые простейшие темы
она всегда «привязывала» к современным достижениям в области физики, что
выгодно её отличало от остальных преподавателей, большая часть которых
ограничивалась знаниями, которые получили в процессе учёбы в институте, то есть
«отставали» от изучаемых тем.
Полтавцы выписывали много технических журналов, у них
я впервые познакомился с такими периодическими изданиями как «Наука и жизнь»,
«Техника молодёжи», «Моделист – конструктор». Последний из перечисленных журнал
очень любил мой друг Коля. Он постоянно занимался в авиамодельном кружке, всё
свободное время отдавал своему увлечению, пилил и строгал. В их доме я впервые
увидел лобзик, раньше, как-то не доводилось. В классе Коля был, безусловно,
лидер. Учился только на отлично, несмотря на своё одержимое увлечение,
преуспевал по любым предметам, был очень дисциплинированным, послушным,
покладистым, у него всегда было много друзей. Колю в классе уважали, что для
этого возраста не совсем характерно, отличников обычно не любят, так как трудно
скрыть детскую зависть. Семья была, безусловно, одарённая. Отец Коли –
Афанасий Полтавец воевал на фронте, получил тяжёлое ранение, прихрамывал, тем
не менее, работал электриком, хорошо ориентировался в технике, знал все последние
научно-технические достижения. Старший брат Коли – Гена окончил школу, когда мы
были ещё первоклашками. Пик технического творчества нашего «Дома пионеров»,
расцвет всех его технических кружков, приходился как раз на это поколение. В
наше время всё уже как-то стало угасать. Хотя кружки ещё и работали, модели мы
строили, но особых высот не достигли. Либо это было связано с качеством
преподавательского состава, либо, вообще, в период «Хрущёвской оттепели» на
первый план стали постепенно выходить гуманитарные дисциплины, но Геннадий, а
спустя несколько лет и второй брат Коли – Владимир, были самыми активными,
работоспособными и результативными представителями технического молодого
поколения нашей школы. Хотя, кроме этого, все братья были развиты разносторонне,
все отлично играли в шахматы, даже в простых беседах среди друзей, всегда
чувствовалось превосходство их над всеми остальными. Говорили всегда грамотно,
никогда не матерились, что большая редкость среди молодёжи сельского населения,
ни разу я не смог уличить Колю хоть в какой-то самой безобидной лжи, всегда он
говорил только правду, даже это было иногда и неудобно. В те времена никто не сомневался, что у таких
порядочных родителей никогда не будет проблемы с детьми. Действительно, все
Полтавцы практически на отлично закончили школу. Геннадий, а через несколько
лет и Владимир, поступили и успешно закончили МАИ. Оба они остались на кафедрах
этого прославленного института, оба учились потом в аспирантуре, защитились,
получили звания вначале кандидатов технических наук, а затем и докторов.
Геннадий, за многочисленные монографии и труды в области ракетостроения и
космонавтики получил звание действительного член-корреспондента Российской
академии наук, до настоящего времени является ведущим специалистом в этой
отрасли, одновременно готовит и молодое поколение, заведует одной из кафедр
института. Аналогично сложилась судьба и второго брата Коли –
Владимира, в настоящее время он тоже доктор технических наук, возглавляет одну
из ведущих мировых лабораторий в области безопасности полётов, работает в летно-исследовательском
институте имени М.М. Громова. В Интернете Геннадий Полтавец, как и его брат
Владимир представлены достаточно широко. Привожу здесь несколько выдержек из
статей, посвящённых братьям Полтавцам. 1 мая 2009 г. исполнилось 70 лет
доктору технических наук, профессору Геннадию Афанасьевичу Полтавцу –
известному отечественному специалисту в области космонавтики, члену редколлегии
журнала «Земля и Вселенная». Ему принадлежат значительные достижения в области
моделирования и практического применения системного подхода к сложным объектам
аэрокосмической техники и педагогики. Он – лауреат государственной премии
Правительства Российской Федерации в области науки и техники (2000). В 1963-1968 г. Полтавец разработал
два раздела первого тома эскизного проекта разведывательного комплекса на базе
долговременной орбитальной станции «Алмаз» (ОКБ-52; главный конструктор –
академик В.Н. Челомей), а также обосновал требования к транспортным кораблям
«Союз» и «Прогресс» (ОКБ-1; главный конструктор – академик С.П. Королёв). Г.А.
Полтавец участвовал со стороны заказчика в разработке эскизного проекта системы
«Энергия» – «Буран», защитил в 1975
г. на этой основе докторскую диссертацию. Г.А.
Полтавец успешно совмещает свою научную деятельность с педагогической. С 1984 г. и по настоящее время
он работает профессором Аэрокосмического факультета МАИ. преподаватель кафедры
604 "Системный анализ и управление" (факультет № 6. Аэрокосмический).
Лауреат «Золотого Знака Факультета». Он системно работает и опубликовал много
материалов по структуре и основных составляющих аэрокосмического образования в России,
в одном из ведущих профилированных журналов существует рубрика «Аэрокосмическое
образование», где доктор технических наук Г.А. Полтавец постоянно обращается к
этой теме, разработал модель управления системой дополнительного
аэрокосмического образования. Много
занимается профороиентационной работой среди детей и молодёжи, будучи членом
Президиума Федерации ракетомодельного спорта России и заместителем председателя
правления ВАКО «Союз», действующий мастер спорта. Так, за 2008 г. на международных
соревнованиях по ракетомодельному спорту он завоевал четыре золотые, одну
серебряную и одну бронзовую медали. Это позволило ему занять в итоговом зачете
Кубка Мира пятое место в классе моделей S6A и шестое место – в классе S4A. Одна из поздравительных статей об успешно выступлении
Геннадия на соревнованиях по ракетомодельному спорту. Май 31, 2007
18:54
Сегодня пришли протоколы Этапа Кубка Мира "Кубок
Стипа"-Македония.
Первым в таблице по классу S9А - Полтавец Геннадий!!!
Поздравляю Геннадия Афанасьевича с замечательным
успехом на этих соревнованиях! В открытом
чемпионате Беларуси и этапе кубка мира FAI приняли
участие люди разных возрастов. Хобби объединило 13-летнего лидчанина, школьника
Женю Шаршукова и 77-летнего москвича, профессора Московского авиационного
института Геннадия Афанасьевича Полтавца. А вот что ответил главный судья соревнований по ракетомодельному
спорту на вопрос корреспондента об ограничении возраста спортсменов. Возраст не
ограничен, никак и абсолютно. Есть только критерий, что в юношеских
соревнованиях принимают участие спортсмены до 18 лет, а во взрослых – можно с
15. Есть у нас такие «дедушки», которые молодым парням фору дают. Например,
Геннадий Афанасьевич Полтавец. Если не ошибаюсь, он профессор кафедры
системного анализа и управления Московского авиационного института, доктор
технических наук. Ему уже семьдесят лет, но он лихо носится за своими ракетами.
Помню, за три километра у него модель улетела, так он сбегал за час туда и
обратно, успел к старту. А вот поздравление в связи с вручением Геннадию
Полтавцу правительственной премии. Поздравляем
лауреатов Премии Правительства РФ в области науки и техники! Коллектив РКК
"Э" и ГКНПЦ удостоен за "Зарю"; ГКНПЦ и ЦНИИМаш - за
"Систему высокоточного отделения..."; плюс некоторая интегральная
работа "Система создания сложных конкурентоспособных изделий
машиностроения на основе универсальных высокоэффективных
конструкторско-технологических решений. Разработка и внедрение" - со
многими участниками из Росавиакосмоса, авиационных и ракетно-космических фирм.
Среди них - профессор МАИ, популяризатор науки и активист космического образования
Г.А.Полтавец. Поздравляем Геннадия Афанасьевича. Ещё одно
детской увлечения Геннадия тоже ярко представлено и до настоящего времени, он
активно принимает участие в заочных шахматных онлайн турнирах при игре через
Интернет. А вот несколько откликов студентов на одном из
форумов, о его работе на педагогическом поприще. Автор: lessnick Опубликовано: 2007
г.
Вел у нас на втором курсе ТВиМС. Лекции и семинары,
на мой взгляд, проводил хорошо и понятно, хотя я на них стал появляться где-то
в середине ноября, так что видел мало.
Такие слова как «четкость» и «аккуратность» — это про
него.
Очень часто слышал, что Полтавец — это такой ужас,
что у него почти все остаются на весну… Не знаю, свои конспекты я листал самую
малость. Однако ж сдал без проблем, чего и всем желаю. Автор: труля-ля
Опубликовано: 2007 г.
Вел у нас в первом семестре на 2 курсе «Основы
научных исследований» (ОНИ). Предмет средненький. Вроде, интересно, а вроде и
непонятно, куда нам это — все с этим были знакомы до предмета, ничего нового не
узнали. Больше половины лекции Геннадий Афанасьевич рассказывает о своей жизни,
так что материала по предмету как такового нет. На лекциях отмечает — ходить
надо, иначе не видать зачета. В принципе, сидеть не так муторно.
Самое главное для зачета и самое трудное — написать
две научные работы и одну из них доложить устно. Почему трудно? Работу надо
писать в соответствии с определенным ГОСТом. Мы за семестр стали профи по этому
ГОСТу, поскольку любая неточность, несоответствие ему грозит возвратом твоей работы
и ее переделыванием! :-) Но выдрессировали нас классно. :-) Каждая точка и
запятая по ГОСТу. С первого раза работа ни у кого не бывает принятой. Но со
второго, если ты реально посидел и все исправил как надо — сдаешь с лету! Я
сдала одну научную работу со второго раза, а вторую — с первого, т. к. знала
свои ошибки по первой работе. Устно сдавать легко — по крайней мере, так мне
показалось. Я люблю устно отвечать у доски без всего. Если ты реально писал эту
работу сам, а не тупо скачал готовую, то ты тему знаешь, понимаешь — остается в
голове выстроить нить рассказа, чтоб уложиться в 10 минут. Главное — убрать из
речи все слова-паразиты, звуки и междометия «э-э-э», «ну-у», «это…, «типа» и
другие. :-) И не бояться публики. За обе работы я получила пятерки.)
Потом приходишь на зачет. Он пишет на листочке время
прихода и вопрос. Садишься. Он куда-то вечно уходит, рядом сидят сдающие ТВиМС
и прочее. Спокойно достаешь лекции — не палишься, аккуратно, чтоб на лбу не
было написано: «списываю». Списываешь вопрос, ответ, сдаешь. И все — зачет.
Была свидетелем, как, написав человеку вопрос на листке и отправив его писать,
он тут же в ведомость поставил ему зачет. Так что вопрос — это всего лишь
формальность. Для зачета достаточно посещений и научных работ с защитой.
Мужик очень хороший! Немало публикаций в сети и о Владимире Полтавце,
который работает начальником лаборатории лётных испытаний
летно-исследовательского института им.
Громова М.М. - уникального научного центра, аналогов которому нет в мире.
Институт был основан 8 марта 1941 года в соответствии с постановлением
Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б). Его возглавил легендарный летчик-испытатель, Герой
Советского Союза Михаил Михайлович Громов. Владимир, кроме того, является
членом совета международного некоммерческого партнерства "Безопасность
полетов". Конечно, в силу специфики и секретности направлений
деятельности отрасли, в которой работают братья Полтавцы, материалы о них в
сети достаточно поверхностные и отфильтрованы перед публикацией
соответствующими службами. В частности, несмотря на многочисленные попытки,
нигде в сети я так и не нашёл фотографий моих земляков. Всю свою жизнь я интересовался судьбой их младшего
брата, моего одноклассника Коли Полтавца, как-то получилось, что «поступать на
лётчиков» он с нами не поехал. Из наших выпускных 10 и 11 классов 1966 года,
большинство мальчишек поехали именно для поступления в лётные училища.
Поступили тогда многие, те, кто «отсеялся» по состоянию здоровья и оказался
непригодным к лётной работе, поступили учиться на авиационных диспетчеров,
техников и инженеров, так как, несмотря
на практически «двойной» конкурс, который сложился в этот год, давала знать о
себе высочайшая подготовка выпускников нашей Бурлинской школы. Через несколько
лет, в статье ко дню учителя, я прочитал в нашей областной газете «Приуралье»,
что в этот год наша школа заняла первое место в области по количеству
поступивших в высшие и средние заведения страны, оставив позади все передовые,
со всевозможными «уклонами», школы города и области. Судьба Коли мне до настоящего времени неизвестна. По
слухам он поступил в строительный институт, «дослужился» до главы какого-то
крупного строительного объединения республиканского масштаба, однако нигде в
Интернете никаких данных о нём я отыскать не смог, хотя и пытался. Может быть,
кто-то из посетителей сайта знает о нём больше, поэтому буду с нетерпением
ждать откликов к данной статье. |