Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Воскресенье, 20.07.2025, 08.54.36
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Ещё раз о жителях Бурлина и космосе.

В своих воспоминаниях я уже где-то упоминал о Коле Полтавце. Мы учились с ним в одном классе. Фамилия эта в Бурлине была широко известна. Мама Коли – Дора Фёдоровна Полтавец преподавала в школе физику. Хорошо знала предмет и имела высокие педагогические способности. Объясняла она всё достаточно доходчиво и мы практически все и всегда понимали, о чём идёт речь. Даже последние темы школьного курса физики, связанные с теорией относительности и ядерной моделью мира мы усвоили хорошо. Отличительной особенностью педагогической практики Доры Фёдоровны было то, что даже самые простейшие темы она всегда «привязывала» к современным достижениям в области физики, что выгодно её отличало от остальных преподавателей, большая часть которых ограничивалась знаниями, которые получили в процессе учёбы в институте, то есть «отставали» от изучаемых тем.

Полтавцы выписывали много технических журналов, у них я впервые познакомился с такими периодическими изданиями как «Наука и жизнь», «Техника молодёжи», «Моделист – конструктор». Последний из перечисленных журнал очень любил мой друг Коля. Он постоянно занимался в авиамодельном кружке, всё свободное время отдавал своему увлечению, пилил и строгал. В их доме я впервые увидел лобзик, раньше, как-то не доводилось. В классе Коля был, безусловно, лидер. Учился только на отлично, несмотря на своё одержимое увлечение, преуспевал по любым предметам, был очень дисциплинированным, послушным, покладистым, у него всегда было много друзей. Колю в классе уважали, что для этого возраста не совсем характерно, отличников обычно не любят, так как трудно скрыть детскую зависть.

Семья была, безусловно, одарённая. Отец Коли – Афанасий Полтавец воевал на фронте, получил тяжёлое ранение, прихрамывал, тем не менее, работал электриком, хорошо ориентировался в технике, знал все последние научно-технические достижения. Старший брат Коли – Гена окончил школу, когда мы были ещё первоклашками. Пик технического творчества нашего «Дома пионеров», расцвет всех его технических кружков, приходился как раз на это поколение. В наше время всё уже как-то стало угасать. Хотя кружки ещё и работали, модели мы строили, но особых высот не достигли. Либо это было связано с качеством преподавательского состава, либо, вообще, в период «Хрущёвской оттепели» на первый план стали постепенно выходить гуманитарные дисциплины, но Геннадий, а спустя несколько лет и второй брат Коли – Владимир, были самыми активными, работоспособными и результативными представителями технического молодого поколения нашей школы. 

Хотя, кроме этого, все братья были развиты разносторонне, все отлично играли в шахматы, даже в простых беседах среди друзей, всегда чувствовалось превосходство их над всеми остальными. Говорили всегда грамотно, никогда не матерились, что большая редкость среди молодёжи сельского населения, ни разу я не смог уличить Колю хоть в какой-то самой безобидной лжи, всегда он говорил только правду, даже это было иногда и неудобно.

В те времена никто не сомневался, что у таких порядочных родителей никогда не будет проблемы с детьми. Действительно, все Полтавцы практически на отлично закончили школу. Геннадий, а через несколько лет и Владимир, поступили и успешно закончили МАИ. Оба они остались на кафедрах этого прославленного института, оба учились потом в аспирантуре, защитились, получили звания вначале кандидатов технических наук, а затем и докторов. Геннадий, за многочисленные монографии и труды в области ракетостроения и космонавтики получил звание действительного член-корреспондента Российской академии наук, до настоящего времени является ведущим специалистом в этой отрасли, одновременно готовит и молодое поколение, заведует одной из кафедр института.

Аналогично сложилась судьба и второго брата Коли – Владимира, в настоящее время он тоже доктор технических наук, возглавляет одну из ведущих мировых лабораторий в области безопасности полётов, работает в летно-исследовательском институте имени М.М. Громова.

В Интернете Геннадий Полтавец, как и его брат Владимир представлены достаточно широко. Привожу здесь несколько выдержек из статей, посвящённых братьям Полтавцам.

1 мая 2009 г. исполнилось 70 лет доктору технических наук, профессору Геннадию Афанасьевичу Полтавцу – известному отечественному специалисту в области космонавтики, члену редколлегии журнала «Земля и Вселенная». Ему принадлежат значительные достижения в области моделирования и практического применения системного подхода к сложным объектам аэрокосмической техники и педагогики. Он – лауреат государственной премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники (2000).

В 1963-1968 г. Полтавец разработал два раздела первого тома эскизного проекта разведывательного комплекса на базе долговременной орбитальной станции «Алмаз» (ОКБ-52; главный конструктор – академик В.Н. Челомей), а также обосновал требования к транспортным кораблям «Союз» и «Прогресс» (ОКБ-1; главный конструктор – академик С.П. Королёв). Г.А. Полтавец участвовал со стороны заказчика в разработке эскизного проекта системы «Энергия» – «Буран», защитил в 1975 г. на этой основе докторскую диссертацию.

Г.А. Полтавец успешно совмещает свою научную деятельность с педагогической. С 1984 г. и по настоящее время он работает профессором Аэрокосмического факультета МАИ. преподаватель кафедры 604 "Системный анализ и управление" (факультет № 6. Аэрокосмический). Лауреат «Золотого Знака Факультета». Он системно работает и опубликовал много материалов по структуре и основных составляющих аэрокосмического образования в России, в одном из ведущих профилированных журналов существует рубрика «Аэрокосмическое образование», где доктор технических наук Г.А. Полтавец постоянно обращается к этой теме, разработал модель управления системой дополнительного аэрокосмического образования.

Много занимается профороиентационной работой среди детей и молодёжи, будучи членом Президиума Федерации ракетомодельного спорта России и заместителем председателя правления ВАКО «Союз», действующий мастер спорта. Так, за 2008 г. на международных соревнованиях по ракетомодельному спорту он завоевал четыре золотые, одну серебряную и одну бронзовую медали. Это позволило ему занять в итоговом зачете Кубка Мира пятое место в классе моделей S6A и шестое место – в классе S4A.

Одна из поздравительных статей об успешно выступлении Геннадия на соревнованиях по ракетомодельному спорту.

Май 31, 2007 18:54          Сегодня пришли протоколы Этапа Кубка Мира "Кубок Стипа"-Македония. Первым в таблице по классу S9А - Полтавец Геннадий!!! Поздравляю Геннадия Афанасьевича с замечательным успехом на этих соревнованиях!

В открытом чемпионате Беларуси и этапе кубка мира FAI приняли участие люди разных возрастов. Хобби объединило 13-летнего лидчанина, школьника Женю Шаршукова и 77-летнего москвича, профессора Московского авиационного института Геннадия Афанасьевича Полтавца.

А вот что ответил главный судья соревнований по ракетомодельному спорту на вопрос корреспондента об ограничении возраста спортсменов.

Возраст не ограничен, никак и абсолютно. Есть только критерий, что в юношеских соревнованиях принимают участие спортсмены до 18 лет, а во взрослых – можно с 15. Есть у нас такие «дедушки», которые молодым парням фору дают. Например, Геннадий Афанасьевич Полтавец. Если не ошибаюсь, он профессор кафедры системного анализа и управления Московского авиационного института, доктор технических наук. Ему уже семьдесят лет, но он лихо носится за своими ракетами. Помню, за три километра у него модель улетела, так он сбегал за час туда и обратно, успел к старту.

А вот поздравление в связи с вручением Геннадию Полтавцу правительственной премии.

Поздравляем лауреатов Премии Правительства РФ в области науки и техники! Коллектив РКК "Э" и ГКНПЦ удостоен за "Зарю"; ГКНПЦ и ЦНИИМаш - за "Систему высокоточного отделения..."; плюс некоторая интегральная работа "Система создания сложных конкурентоспособных изделий машиностроения на основе универсальных высокоэффективных конструкторско-технологических решений. Разработка и внедрение" - со многими участниками из Росавиакосмоса, авиационных и ракетно-космических фирм. Среди них - профессор МАИ, популяризатор науки и активист космического образования Г.А.Полтавец. Поздравляем Геннадия Афанасьевича.

Ещё одно детской увлечения Геннадия тоже ярко представлено и до настоящего времени, он активно принимает участие в заочных шахматных онлайн турнирах при игре через Интернет.

А вот несколько откликов студентов на одном из форумов, о его работе на педагогическом поприще.

Автор: lessnick Опубликовано: 2007 г. Вел у нас на втором курсе ТВиМС. Лекции и семинары, на мой взгляд, проводил хорошо и понятно, хотя я на них стал появляться где-то в середине ноября, так что видел мало. Такие слова как «четкость» и «аккуратность» — это про него. Очень часто слышал, что Полтавец — это такой ужас, что у него почти все остаются на весну… Не знаю, свои конспекты я листал самую малость. Однако ж сдал без проблем, чего и всем желаю.

Автор: труля-ля Опубликовано: 2007 г. Вел у нас в первом семестре на 2 курсе «Основы научных исследований» (ОНИ). Предмет средненький. Вроде, интересно, а вроде и непонятно, куда нам это — все с этим были знакомы до предмета, ничего нового не узнали. Больше половины лекции Геннадий Афанасьевич рассказывает о своей жизни, так что материала по предмету как такового нет. На лекциях отмечает — ходить надо, иначе не видать зачета. В принципе, сидеть не так муторно. Самое главное для зачета и самое трудное — написать две научные работы и одну из них доложить устно. Почему трудно? Работу надо писать в соответствии с определенным ГОСТом. Мы за семестр стали профи по этому ГОСТу, поскольку любая неточность, несоответствие ему грозит возвратом твоей работы и ее переделыванием! :-) Но выдрессировали нас классно. :-) Каждая точка и запятая по ГОСТу. С первого раза работа ни у кого не бывает принятой. Но со второго, если ты реально посидел и все исправил как надо — сдаешь с лету! Я сдала одну научную работу со второго раза, а вторую — с первого, т. к. знала свои ошибки по первой работе. Устно сдавать легко — по крайней мере, так мне показалось. Я люблю устно отвечать у доски без всего. Если ты реально писал эту работу сам, а не тупо скачал готовую, то ты тему знаешь, понимаешь — остается в голове выстроить нить рассказа, чтоб уложиться в 10 минут. Главное — убрать из речи все слова-паразиты, звуки и междометия «э-э-э», «ну-у», «это…, «типа» и другие. :-) И не бояться публики. За обе работы я получила пятерки.) Потом приходишь на зачет. Он пишет на листочке время прихода и вопрос. Садишься. Он куда-то вечно уходит, рядом сидят сдающие ТВиМС и прочее. Спокойно достаешь лекции — не палишься, аккуратно, чтоб на лбу не было написано: «списываю». Списываешь вопрос, ответ, сдаешь. И все — зачет. Была свидетелем, как, написав человеку вопрос на листке и отправив его писать, он тут же в ведомость поставил ему зачет. Так что вопрос — это всего лишь формальность. Для зачета достаточно посещений и научных работ с защитой. Мужик очень хороший!

Немало публикаций в сети и о Владимире Полтавце, который работает начальником лаборатории лётных испытаний летно-исследовательского института им. Громова М.М. - уникального научного центра, аналогов которому нет в мире. Институт был основан 8 марта 1941 года в соответствии с постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б). Его возглавил легендарный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Михаил Михайлович Громов.  Владимир, кроме того, является членом совета международного некоммерческого партнерства "Безопасность полетов".

Конечно, в силу специфики и секретности направлений деятельности отрасли, в которой работают братья Полтавцы, материалы о них в сети достаточно поверхностные и отфильтрованы перед публикацией соответствующими службами. В частности, несмотря на многочисленные попытки, нигде в сети я так и не нашёл фотографий моих земляков.

Всю свою жизнь я интересовался судьбой их младшего брата, моего одноклассника Коли Полтавца, как-то получилось, что «поступать на лётчиков» он с нами не поехал. Из наших выпускных 10 и 11 классов 1966 года, большинство мальчишек поехали именно для поступления в лётные училища. Поступили тогда многие, те, кто «отсеялся» по состоянию здоровья и оказался непригодным к лётной работе, поступили учиться на авиационных диспетчеров, техников и инженеров, так как,  несмотря на практически «двойной» конкурс, который сложился в этот год, давала знать о себе высочайшая подготовка выпускников нашей Бурлинской школы. Через несколько лет, в статье ко дню учителя, я прочитал в нашей областной газете «Приуралье», что в этот год наша школа заняла первое место в области по количеству поступивших в высшие и средние заведения страны, оставив позади все передовые, со всевозможными «уклонами», школы города и области. 

Судьба Коли мне до настоящего времени неизвестна. По слухам он поступил в строительный институт, «дослужился» до главы какого-то крупного строительного объединения республиканского масштаба, однако нигде в Интернете никаких данных о нём я отыскать не смог, хотя и пытался. Может быть, кто-то из посетителей сайта знает о нём больше, поэтому буду с нетерпением ждать откликов к данной статье.

Категория: Мои статьи | Добавил: donguluk (01.03.2011) | Автор: donguluk E
Просмотров: 1734 | Комментарии: 2 | Теги: Владимир Полтавец, Николай Полтавец, Бурлинская школа, Геннадий Полтавец, donguluk, Бурлин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 nikolai_poltawec  
0
Валера ты пишешь о Коновалове Саше и Вере Пелепец. В Уральске должен жить Павел Пелепец , ее брат, мы с ним дружили. Так вот лично мне он показывал две похоронки на своего отца, Пелипца А.С., третью не нашел. Александру Семеновичу на Украине пионеры даже памятник нашли, он сам ездил к нему. А.С. Пелепец совершил подвиг, за который Девятаеву из Казани после войны присвоили звание Героя СССР. Он на немецком самолете вмести с товарищами бежал с лагеря, за это его разжаловали из старших лейтенантов в младшие и лишили всех орденов

1 versasha  
0
В соавторстве с Никулиным С.К. и Ловецким Г.И., Полтавец Г.А., издал 2-х томник «Системный подход к научно – техническому творчеству учащихся». Далее приводятся некоторые выдержки из этой книги.

Полтавец Геннадий Афанасьевич родился в 1939 году.

Защитил диссертации на соискание учёных степеней кандидата (1968) и доктора (1975) технических наук по космической тематике, профессор.

Член президиума Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского и действительный член Международной академии информатизации Член Союза журналистов России. Лауреат Государственной премия Правительства России в области науки и техники.

Техническим творчеством начал заниматься в 1950 году в авиамодельном кружке Бурлинского районного дома пионеров (Западно-Казахстанская область). Мастер спорта, судья республиканской категории по ракетомодельному спорту.

В 1963 году окончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе. Работал старшим научным сотрудником в НИИ-4 МО и в ЦНИИ-50 МО. Заведовал кафедрой высшей математики Московского технологического института. С 1984 года по настоящее время - профессор МАИ.

Автор около 300 публикаций по научно-техническим и педагогическим проблемам.

Совершенно необязательно иметь высшее образование, чтобы быть творческим человеком. В Казахстане учителем физкультуры работал Пелипец А.С., который в Великую Отечественную войну воевал лётчиком на штурмовике «Ил-2». Он оказался педагогом, как принято говорить, «от бога». Александр Семёнович организовал в Бурлинском доме пионеров авиамодельный кружок. Из посёлка, удалённого от областного центра более, чем на сотню километров, вышло три десятка авиационных специалистов, окончивших ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, Монинскую академию (носящую теперь имя Гагарина Ю.А.), Московский, Уфимский и другие авиационные институты, военные лётные и технические училища. Его природный дар и стремление к технике были замечены. Он стал главным инженером колхоза им. В. М. Молотова («40 лет Октября»), преподавал в сельскохозяйственном техникуме.

Уже в солидном возрасте пошёл учиться на заочное отделение. В УДОД технического профиля и сегодня работает много педагогов-энтузиастов, которые по совокупности своих трудов и практических результатов вполне заслуживают учёных степеней и званий.

Одной из целей пособия, в котором системно анализируется солидный комплект диссертаций, было оказание заочной помощи таким энтузиастам в их благородном деле.


Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2025 |