Категории раздела

Мои статьи [127]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [114]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Личная жизнь [18]
Размышления и документы жизни автора. Экономический анализ бюджета семьи и другие личные и интимные подробности жизни.
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [7]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [38]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [45]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
А.С. Пелипец и его потомки [12]
Воспоминания нашего земляка, военного лётчика - Пелипец Александра Семёновича. Статьи друзей и родственников
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [31]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [8]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница Жанаузень марченко пенсия ленин коммунизм масон donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига 航空 Авиация Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек Иосиф Пинский выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Маренков Анатолий Кассель Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Рябченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев аэроклуб По-2 Валерий Колесников москва экология церковь североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Иван Мокшин Гурьев Рыбалка Индер Бадингер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Михаил Захаров Джизак Дмитрий Сацкий Молотков АГАПОВ Пиунов ДОСААФ Карачаганак Павел Шуков Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу доходы Капустин Яр расходы Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка песчанка аксай Надежда Тузова кравченко Пётр Кузнецов Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. пожар двигателя Як-12 Пугачёвский КДП капитан УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Альпы Нестулеев пятигорск Анатолий Нестулеев маи Виктор Рябченко пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского петренко Наурзалиев родин Наполеон Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин семейный бюджет джезказган ислам База ЭРТОС Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава парашют владивосток орал бузулук Заяц котов волга Яков Сегал мясников петухово
Среда, 13.12.2017, 02.42.18
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Герои - авиаторы Казахстана

Аубакиров Токтар Онгарбаевич

 Герой Советского Союза, Халык Каhарманы (Народный Герой Казахстана), заслуженный лётчик-испытатель СССР, лётчик-космонавт СССР, летчик-космонавт Республики Казахстан, генерал-майор авиации, родился 27 июля 1946 года в посёлке колхоза имени 1 мая Каркаралинского района Карагандинской области. Казахская ССР. На казахском языке имя Токтар означает «долгожданный», он получил такое имя, так как был первым сыном в семье после двух девочек. В 1956 году работал помощником комбайнера на машинно-тракторной станции. С 1962 до 1965 года работал токарем на литейно-механическом заводе в городе Темиртау.

В 1965 году Токтар окончил среднюю школу рабочей молодежи города Темиртау. В 1961 году поступил в парашютную секцию ДОСААФ, в которой выполнил норму 3-го разряда, а в 1963 году перешел в пилотную секцию Карагандинского учебного авиационного центра. В 1969 году окончил Армавирское высшее военное Краснознаменное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ) ПВО с квалификацией «военный летчик-инженер». С ноября 1969 года Токтар Онгарбаевич служил летчиком, с 1972 года - командиром авиационного звена в Комсомольске-на-Амуре (Дальневосточный ВО), летал на СУ-15.

В мае 1976 года окончил Школу летчиков-испытателей ЛИИ Министерства авиационной промышленности (МАП) с квалификацией «летчик-испытатель 3-го класса». С мая 1976 года работал летчиком-испытателем авиационного завода в городе Улан-Удэ. С августа 1976 до конца 1990 года работал летчиком-испытателем в ОКБ имени А.И.Микояна, был заместителем шеф-пилота ОКБ. Провел испытания МиГ-29 («9-14») (13.02.1985), МиГ-31М/2 («052») (27.12.1986), МиГ-29М/2 (1987), МиГ-29К («9-31») (23.06.1988), МиГ-31Б (30.06.1989). Участвовал в испытаниях МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций; провёл испытания по дозаправке МиГ-31. Входил в морскую бригаду испытателей, летал над морем на МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29 - как на спарках, так и на боевых машинах. Работал много времени в Саках, в Николаеве, активно участвовал в разработках авианосной части корабля, и всех аспектов создания авианесущего крейсера.

В 1979 году Токтар Онгарбаевич окончил вечернее отделение Жуковского филиала Московского Ордена Ленина авиационного института (МАИ) им. С. Орджоникидзе по специальности «инженер-аэрогидромеханик».

В 1988 году Токтар Онгарбаевич впервые в мире совершил беспосадочный полет с двумя дозаправками воздухе в район Северного полюса на МИГ-31. 1 ноября 1989 года вторым в СССР (через 40 минут после Виктора Пугачева на Су-27К) осуществил посадку на самолете МиГ-29К на авианесущий крейсер «Тбилиси» (который после принятия в состав ВМФ СССР получил название «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»). В тот же день, через полтора часа после посадки, первым в СССР осуществил взлёт с трамплина авианосца. Эти достижения Аубакирова отмечены в книге рекордов Гинесса.

Классность:

Военный летчик 1-го класса (1973).
Летчик-испытатель 5-го класса (1974).
Летчик-испытатель 4-го класса (1976).
Летчик-испытатель 3-го класса (1977).
Летчик-испытатель 2-го класса (1980).
Летчик-испытатель 1-го класса (1984).
За время работы освоил более 50 типов самолетов.

В конце 1990 года Токтар Онгарбаевич был отобран для участия в полёте по казахстанской программе. 21 января 1991 года его кандидатуру в срочном порядке рассмотрели и утвердили на ГМВК, и только после этого направили на медобследование в ИМБП, которое он успешно прошел, получив «добро» от врачей (правда, с некоторыми замечаниями). С 20 мая по 10 июля 1991 года проходил подготовку к полету по казахстанской программе экспедиции посещения в качестве космонавта-исследователя основного экипажа вместе с В.Корзуном и А.Александровым, намеченному на ноябрь 1991 года. В целях экономии средств 10 июля 1991 года решением Госкомиссии подготовка была прекращена и экипаж расформирован в связи с объединением полетов по казахской и советско-австрийской программе. С 17 июля по 13 сентября 1991 Токтар Онгарбаевич продолжил подготовку к полету по казахстанской программе и программе «Аустромир-91» в качестве космонавта-исследователя в составе основного экипажа вместе с А.Волковым и Францем Фибёком (Австрия). 13 сентября 1991 года после окончании непосредственной подготовки к полету и общекосмической подготовки решением Межведомственной квалификационной комиссии ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

Полет был осуществлен со 2 по 10 октября 1991 года на ТК «Союз ТМ-13» вместе с А.Волковым и Францем Фибёком (Австрия), посадка на Землю производилась ТК «Союз ТМ-12» с экипажем в составе: А.Арцебарский и Франц Фибёк (Австрия). Продолжительность полета составила 7 суток 22 часа 12 минут 40 секунд.

С февраля 1992 года Токтар Онгарбаевич был первым заместителем председателя Государственного комитета по обороне Республики Казахстан (РК). С апреля 1993 года он работал генеральным директором Национального аэрокосмического агентства Казахстана, а с мая 1996 года он работал советником Президента РК по обороне, оборонной промышленности и космосу. С апреля 2000 года Токтар Онгарбаевич несколько лет работал заместителем секретаря Совета безопасности РК. В октябре 2006 года Токтару Онгарбаевичу присуждено звание почетного профессора Академии гражданской авиации (АГА) г.Алматы (Казахстан).Тема кандидатской диссертации «Светотехническая система посадки на авианесущих кораблях. Методика подготовки летного состава».

Общественно-политическая деятельность:

В апреле 1990 года был избран депутатом Верховного Совета Казахской ССР 12-го созыва. В мае 1994 года был избран депутатом Верховного Совета Республики Казахстан 13-го созыва. В сентябре 2004 года был избран депутатом Мажилиса Парламента Республики Казахстан 3-го созыва в избирательном округе № 44 (город Кызылорда), набрав 57,4 процента голосов. В 2006 году, Токтар Онгарбаевич стал инициатором создания Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Государственный авиационный центр». Этот Центр был создан по поручению Президента Республики Казахстан № 1881 от 21.04.2006 года, согласно постановлению Правительства Республики Казахстан № 1085 от 17 ноября 2006 года. Цель - первоначальная подготовка пилотов в республике (с 2011 года Центр приступил к подготовке техников СЛА дополнительно).

Награды

Токтар Онгарбаевич награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орденом Ленина (31.10.1988), орденом Октябрьской Революции (1991), орденом «Знак Почета» (1978), медалью «Золотая Звезда» Халык Каhарманы (Народный Герой Казахстана) и орденом "Отан" в 1994 году, орденом «Золотой крест» Австрийской Республики (1992), многими медалями, в том числе медалью "За заслуги в освоении космоса" (Российская Федерация, 2011 г.).

Токтар Онгарбаевич заслуженный лётчик-испытатель СССР (6.11.1990), лётчик-космонавт СССР (1991), генерал-майор авиации (1992), доктор технических наук. Токтар Онгарбаевич является 256-м космонавтом мира, 72-м (и последним) космонавтом СССР.

Семейное положение:

Отец - Аубакиров Онгарбай, (1896-1947), кузнец.
Мать - Аубакирова (Енсебаева) Камиля, (1904-1968), была молотобойцем в кузне мужа, затем домохозяйка.
Сестра - Аубакирова Бикен Онгарбаевна, (1926-1995).
Сестра - Аубакирова Зульпин Онгарбаевна, 1941 г.р.
Жена - Аубакирова (Малышева) Татьяна Михайловна, 1951 г.р., инженер.
Сын - Аубакиров Тимур Токтарович, 1977 г.р., окончил университет Stoni Brook в Нью-Йорке (США) с золотой медалью «Национальная гордость американского народа».
Сын - Аубакиров Михаил Токтарович, 1982 г.р.

Спортивные достижения:

Заслуженный мастер спорта РК, имеет 1-й разряд по волейболу. Увлечения: Горные лыжи, зимняя охота.

Категория: Герои - авиаторы Казахстана | Добавил: donguluk (13.11.2012)
Просмотров: 1414 | Теги: ВВАУЛ ПВО, темиртау, Космонавт, Аубакиров, миг, ОКБ, лётчик-испытатель, Авианосец, инженер-аэрогидромеханик, герой | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2017 |