Кузнецов Николай Алексеевич,
участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Социалистического Труда, заслуженный
пилот СССР родился 19 декабря 1922 года в селе Байтуган Нуринского района Карагандинской
области Казахской ССР. В 13 лет потерял отца и был вынужден много работать,
помогая матери с посевами, уборкой урожая, ухаживанием за скотом, заботой о
младших сестрах и брате. При этом на отлично учился в школе. В одном из своих
интервью газете «Вечерний Алматы» он рассказывал: «Жизнь моей семьи —
простых сельских тружеников сформировала мои взгляды, мировоззрение, основанное
на любви и стремлении к труду, Это осталось во мне на всю жизнь. Так учили меня
и родители: необходимо трудиться, просто так в этой жизни ничего не дается.
Чтобы чего-то достичь, необходимо вкладывать всего себя, всю свою душу». С началом Великой Отечественной войны начал
службу в армии. Окончил Селищенскую военную школу авиамехаников, затем школу
пилотов. Кузнецов с самого начала определил себя как талантливый организатор и
преподаватель, подчеркивая свой профессионализм безукоризненными качествами
лётчика. С 1943 года Николай назначен на должность пилота-инструктора в
Курганской авиационной школе пилотов ГВФ, где подготавливал лётный состав для
активной фронтовой деятельности. С 1943 года участвовал в боевых действиях.
Выполнил ряд опасных стратегических заданий. Одним из таких заданий являлась
боевая операция по ликвидации диверсантов группы Отто Скорцени в районе города
Магнитогорска. Диверсанты собирались уничтожить крупнейший по тем временам
металлургический комбинат, массово производивший оружие советской армии. Однако
вражеская попытка не увенчалась успехом, поскольку грамотные действия советских
контрразведчиков и подразделений Красной Армии сумели разрушить фашистские
планы. В процессе операции Николай Алексеевич прошел свое первое боевое
крещение. Демобилизовавшись в 1947 году, становится пилотом в Акмолинском
аэропорту, а спустя год уже его возглавляет.
Будучи талантливым организатором в 1963 году
Кузнецов был направлен в аппарат Казахского управления гражданской авиации на
должность заместителя начальника по летной службе. Спустя семь лет в 1970 году
он становится главой управления. Трудовая деятельность Николая Алексеевича в
Казахском управлении гражданской авиации была лучшим подтверждением его
настоящих человеческих качеств, неукротимой воли, безукоризненным знанием
отрасли, умением правильно оценивать настоящее и смотреть в будущее. Одним из
самых незаменимых и важных качеств Кузнецова было умение работать с людьми и
добиваться поставленных результатов.
На новой должности приходилось сталкиваться с
массой проблем, преодолевать бюрократические преграды, эффективно решать
серьёзные о ответственные задачи в кратчайшие сроки. Большое развитие и
мощнейший качественный прорыв вперед получила Гражданская авиация Казахстана
под руководством Кузнецова. В тот период она стала одной из самых
высокоразвитых отраслей народного хозяйства, будучи оснащенной передовой
авиационной техникой. К началу восьмидесятых годов на более чем на сто тысяч
километров раскрылись воздушные линии Казахстана. Столица Алма-Ата была связана
со всеми столицами союзных республик, со всеми областными центрами Казахстана и
различными крупными городами и курортными зонами тогдашнего Советского Союза.
Более пятидесяти процентов населения Казахстана ежегодно пользовались услугами
воздушного транспорта. До пятнадцати миллионов гектаров сельскохозяйственных
угодий на ежегодной основе обрабатывала авиация спецприменения. Существенно
окрепла материально-техническая база авиапредприятий, были построены семнадцать
аэровокзалов, а десять аэропортов имели свои гостиницы. Население Казахстана
имело возможность даже из мелких населенных пунктов без затруднений приобретать
авиабилеты в любые точки СССР. Появление новой авиатехники Ан-24, Ан-26, Ан-30,
Ил-18, Ил-62, Ил-86, Ту-134, Ту-154, Як-40, Ми-2, Ми-8 требовало наличия
высокой квалификации и профессиональной подготовки летного,
инженерно-технического и диспетчерских составов. Авиакомандиры тяжелых кораблей
все имели высшее образование, инженером являлся каждый седьмой работник
авиационно-технической базы.
Под руководством Кузнецова были воспитаны
профессионалы-организаторы авиаперевозок, летной работы, специалисты на высоком
уровне сочетавшие организаторскую, экономическую воспитательную и
учебно-методическую работы. Создана Академия гражданской авиации в Алма-Ате и
высшее летное училище в Актюбинске. Приказом Министерства Гражданской Авиации
СССР, как школа передового опыта организации летной работы, был определен методический
класс Бурундайского объединенного авиаотряда. При освоении новой авиатехники в
Домодедово и Шереметьево Москва преимущественно отбирала летные кадры
Казахстана.
Будучи на заслуженном отдыхе, являясь
персональным пенсионером союзного значения, Николай Алексеевич застал распад
СССР. С болью ему пришлось стать очевидцем разрушения страны, разрыва
экономических связей. Кризис тех лет отразился в первую очередь на авиации как
на отрасли, которая получила первый и один из самых тяжелых ударов. Несмотря на
нестабильное экономическое состояние и неопределенность будущего стран бывшего
Союза, Кузнецов совместно с другими талантливыми организаторами сумел создать и
вывести на высокий конкурентоспособный уровень авиакомпанию «Саяхат», являясь
председателем совета директоров. В тот же период был избран членом клуба
ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации СНГ, а также членом
Консультационного совета транспортного комплекса Казахстана. Проводил широкую
общественную деятельность, встречаясь с учащимися высших учебных заведений, где
главной темой общения было воспитание чувства казахстанского патриотизма, любви
к своей Родине.
На протяжении всей своей жизни Николай
Алексеевич всегда был бодр, жизнерадостен и оптимистичен, всесторонне
эрудирован, полон творческих замыслов и инициатив. Для своих родных, друзей и
коллег Кузнецов был надежной опорой и поддержкой. Жизнь Николая Алексеевича
Кузнецова является настоящим примером мужества, самоотверженности, великого
служения Родине и любимому делу.
Достижения Николая Алексеевича Кузнецова были
высоко оценены правительством. За многочисленные выдающиеся заслуги в развитии
воздушного транспорта, широкое применение авиации в народном хозяйстве и
освоение новейшей авиационной техники Президиум Верховного Совета СССР в 1973
году присвоил ему звание Герой Социалистического Труда, а указом от 12 января
1979 года наградил Николая Алексеевича Орденом Ленина, второй золотой медалью
«Серп и Молот» и постановил установить бронзовый бюст на его родине. В
восьмидесятых годах Кузнецов стал Лауреатом премии Совета Министров СССР,
четырежды избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР.
Николаем Алексеевичем написана
автобиографическая книга «Штурвал и Курс», — в которой фигурируют имена свыше
трехсот человек, представленных правдивыми психологическими характеристиками.
Читателю раскрываются неизвестные ранее аспекты человеческих отношений,
характер и поведение таких людей, как Динмухамед Кунаев, Леонид Ильич Брежнев,
Михаил Сергеевич Горбачев, маршал авиации Борис Павлович Бугаев (министр ГА
СССР) и многих других.
Умер Николай Алексеевич Кузнецов 12 августа 2009
года в Алматы. Бронзовый бюст посвященный Кузнецову Н. А. установлен на Алее
Героев (кладбище на Ташкентской, Алма-Ата). |