Ламанов Андрей
Александрович - летчик,
командир экипажа самолёта Ту-154, Герой России родился 10 мая 1967 года в городе
Кустанай Республики Казахстан в семье лётчика. Русский. Отец отлетал 36 лет и
сейчас работает начальником штаба гражданской обороны Костанайского аэропорта.
Окончив в 1984 году среднюю школу, он пошёл по следам отца и поступил в лётное
училище. В 1988 году окончил Актюбинское высшее лётное
училище гражданской авиации (ныне — Военный институт сил воздушной обороны) по
специальности «инженер-пилот». По распределению вернулся в родной Костанай,
летал на Ан-24. Здесь же получил путёвку в большую авиацию — переучился на
Ту-154, выполнял международные рейсы. Затем был переведён в Москву, работал в
компании «Внуковские авиалинии», позднее в авиакомпании «АЛРОСА» в 5-м лётном
отряде командиром экипажа Ту-154. К сентябрю 2010 года пилот высшей категории
А. А. Ламанов имеет свыше 10500 часов налёта. Продолжает работать в компании
«АЛРОСА» Мирнинского авиационного предприятия Республика Саха (Якутия) - Андрей
Александрович — командир экипажа самолёта Ту-154. Аварийная посадка Ту-154 в Ижме 7 сентября 2010 года: 7 сентября самолёт Ту-154 выполнял полёт по
маршруту Мирный — Москва (рейс № 516). В штатном режиме он занимает достаточно
длительное время, 10 часов, поэтому в экипаже присутствуют два командира,
сменяющих друг друга в процессе полёта — А. А. Ламанов и Е. Г. Новосёлов. Через
3 часа полёта на высоте10,6 км в результате отказа системы бортового
электропитания (полный отказ сразу трех электрогенераторов) важнейшие системы
лайнера оказались обесточены. Перестали работать: автопилот, навигационное
оборудование, радиосвязь; в кабине пилотов отключились все основные приборы;
прекратили работу электрические насосы, обеспечивающие подачу топлива к
двигателям. В работе остался единственный топливный датчик, у штурмана —
единственный компас. Двигатели работали нормально, но оперативного запаса
топлива оставалось только на 30 минут полёта. Экипаж решил произвести вынужденную посадку
самолёта в закрытом для использования аэропорту Ижма (Республика Коми) на
заброшенную взлётно-посадочную полосу, которую они случайно увидели с высоты 3000 м. После посадки
самолёт выкатился на 200 м
в лес (в кустарник) за пределы короткой посадочной полосы, не предназначенной
для приёма больших самолётов и более 10 лет вообще не эксплуатировавшейся, но
добровольно поддерживавшейся местным начальником вертолётной площадки Сергеем
Сотниковым в удовлетворительном состоянии. Благодаря самоотверженной работе
экипажа, грамотным действиям и мужеству пилотов (за штурвалом был второй пилот
А. А. Ламанов), были спасены жизни 72 пассажиров и 9 членов экипажа.
Впоследствии, пассажиры данного авиарейса обратились к Президенту РФ с просьбой
наградить членов экипажа. Указом Президента Российской Федерации № 1217 от
8 октября 2010 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении
служебного долга в экстремальных условиях, Ламанову Андрею Александровичу
присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия —
медали «Золотая Звезда», вручил награду Президент Российской Федерации Дмитрий
Медведев. Тем же Указом это высокое звание было присвоено
и командиру экипажа Е. Г. Новосёлову. Остальные члены экипажа (бортпроводники,
бортинженер и штурман) были награждены орденами Мужества. Происшествию было уделено внимание всеми
основными российскими телеканалами и информационными агентствами. |