Ниже приведены «скупые» сведения о авиации Уральска
довоенного периода, которые я смог «выудить» из Интернета, на одном из сайтов
нашего города-соседа Атырау (современное название Гурьева). 28 мая 1936 года
открылось регулярное воздушное сообщение на трехместных самолетах-лимузинах и
шестиместных "Сталь-3" по маршруту Гурьев - Калмыкове - Уральск -
Актюбинск - Джетыкара - Денисовка - Кустанай. Время полета составляло 10 часов.
Можно считать что с этого началось развития гражданской авиации в г. Гурьев. В
последующие года были открыты регулярные рейсы Баку - Астрахань - Гурьев -
Эмба, Гурьев - Актюбинск, Гурьев - Уральск. В мае 1937 года
открылась первая грузопассажирская воздушная линия, связывающая Гурьев с
Уральском. Это и было началом Гурьева, как узла воздушных трасс в Прикаспии.
Затем маломощные ПР-5 и К-5 стали летать в Форт-Шевченко, Астрахань, Карабау,
Косчагыл. Перед началом
Отечественной войны, в феврале 1940 года, в Гурьеве был образован 244-й
авиаотряд Казахского управления. Парк машин составляли модели ПО-2, фанерные
Ща-2, Р-5, которые, кроме рейсовых полетов, использовались для различных
хозяйственных нужд в том числе и первый самолет санитарной авиации. А вот как описывает события тех лет Коробков М.Е., старейший работник аэропорта, длительное время осуществлявший руководство Уральским объединённым авиаотрядом в послевоенный период. История эта наверняка
малоизвестна нашим землякам-казахстанцам. Западно-Казахстанская область была
образована 10 марта 1932 года. Кстати, в ее состав до 1939 входил Гурьевский
округ, вместе с ныне Мангистауской областью. Бездорожье. К
Уральску подходила железная дорога только от Саратова, на Соль-Илецк она была
построена лишь в 1936 году. Но жизнь требовала своего, и для обеспечения
почтово-пассажирских перевозок в южные и восточные районы области в Уральске
был создан 28-й транспортный авиаотряд под командой Соколова. 31 июля 1933 г. начальником
Уральского аэропорта назначили П. Иванова. В Ханской роще была оборудована
площадка, началась комплектация людьми и первыми учебно-тренировочными
самолетами У-2. И уже с 1 мая 1934 стали осуществляться полеты по маршрутам
Уральск-Соль-Илецк-Актюбинск и Уральск-Доссор. Первые пилоты 28-го авиаотряда –
это А. Ильин, Р. Хосаев, А. Лапин, И. Сулимов, Д. Лобачев, М. Улыбин, П.
Кудицкий. Их самолеты обслуживали инженер Зельцер, авиатехники Юдин, Щетинин,
Сощенко, Журавлев, авиамеханики Петр Шамагин, Федор Кукушкин. Однако вскоре
остро возникла необходимость расширения территории аэропорта, причем
значительно. Поэтому через полтора года авиаотряд перебазировался на расстояние
восьми километров к северо-востоку от города, где и действовал до осени 1973
года. Уральцы помнят это место как «Старый аэропорт». Электричества там долго
не было, связь осуществлялась с помощью телеграмм, одним словом - голое поле с
взлетной полосой посреди. На работу приходилось зимой и летом ходить из города
пешком, не раз, бывало, люди в буран сбивались с дороги, но находили и выручали
друг друга. До 1936 года в
области был еще только один аэродром – в пос. Калмыково, а вот посадочных
площадок имелось несколько. Их первооткрывателем стал Михаил Медов, пилот с
1929 года. Заправка самолетов производилась ручным насосом - альвеером, а
подогрев моторов зимой - специальными лампами наподобие большого примуса с
рукавами. Но вот поступили новые самолеты АИР-6, Сталь-2 и Сталь-3, а также,
наконец-то, и автомобиль. Для нужд сельского хозяйства и нефтяных промыслов
Эмбы в Уральске был создан авиаотряд спецприменения № 244, одно из звеньев
которого под командованием Гарбера находилось в Гурьеве. Но в конце 30-х годов
из 28-го и 244-го авиаотрядов в поисках перспективы летать на тяжелых
самолетах, а также лучших условий труда и быта, ушли многие пилоты и техники.
На их место пришли новые люди - П. Пожогин, П. Николаев, А. Голубева, А.
Потапов, Джафаров, Ф. Холодков, Н. Савонов, И. Нечитайло. Командиром 28-го
отряда вместо погибшего в катастрофе Беликова был назначен Дмитрий Лобачев,
которого позже сменил Н. Савонов. Начиная с 1939
года, самолеты ПР-5 и К-5 начали летать из Уральска в Саратов, а также в
Фурманово, Джаныбек, Казталовку и другие населенные пункты, вести авиаборьбу с
саранчой, тогда весьма распространенной. Наиболее отличились в то трудное время
пилот П. Николаев, авиатехники В. Гущин, Ф. Кукушкин, бортмеханик С. Супенко,
А. Салтыков и другие. Авиация находила все большее применение в народном
хозяйстве. Однако мирные
планы спутала начавшаяся война. Весь личный состав 28-го транспортного
авиаотряда на своих самолетах отправился на фронт. Летчики-уральцы воевали в
самых жарких точках. Так, в битвах под Москвой в 1941-м отличились Н. Савонов,
Р. Хосаев, М. Улыбин, П. Николаев, Л. Шульженко, П. Кудицкий, П. Пожогин, Л.
Макаров, Х. Баткаев. Кстати, командир звена Л. Шульженко и бывший командир
244-го авиаотряда майор, командир эскадрильи А. Крюков получили звание Героя
Советского Союза и являлись кавалерами шести орденов каждый, а Хамза Баткаев
был награжден тремя орденами. Четко выполнял полеты пилот С. Пешков, готовили
самолеты к боевым вылетам техники и механики С. Журавлев, Иванаев, Карначев, А.
Салтыков, В. Рачек, В. Гущин, радист Секачев. В Уральске для
выполнения санитарных и других заданий остались пилоты М. Медов, А. Голубева,
инженер И. Попов, авиатехник Е. Переверзев. Осенью 1941 года 244-й авиаотряд
под командованием Нечитайло перебазировался в Гурьев. А еще через год был
передан в Приволжское управление гражданской авиации. Но и в военное время в
Уральском аэропорту не прекращалась напряженная работа. Из бетонных плит были
сооружены взлетно-посадочная полоса длиной в 1000 метров и южная
рулежная дорожка, а северную выложили торцовым кирпичом. Тогда же построили
несколько производственных и жилых зданий, оборудовали стационарную
маслогрейку. Вскоре аэропорт стал принимать все типы самолетов того времени. |