Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Вторник, 23.04.2024, 19.50.48
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » История авиации Уральска

Март-апрель 1919 года

Для противодействия ударам советской авиации несколько полевых артиллерийских батарей в окружающих Уральск хуторах на наиболее вероятных маршрутах были приспособлены для зенитной стрельбы, в городе на колокольнях поставлены пулеметы, группы стрелков вели залповый винтовочный огонь по самолетам противника. Одному из авторов этой статьи приходилось слышать в Уральске рассказы очевидцев о воздушном бое над Уральском, но, исходя из донесений красных летчиков, более обоснованным представляется, что 9-й авиационный отряд Уральской Армии не пытался организованно отражать налёты красных, очевидно из-за плохого технического состояния своих машин и катастрофической нехватки топлива.

В декабре 1918 г. в Уральском Войске появился известный русский военный летчик, но в результате цепи каких-то странных и не до конца сегодня понятных событий он не был использован для нужд уральской авиации. 14 декабря 1918 г. в Уральске задержан подозрительный человек, некий Борис Иванович Мерцалов, назвавшийся подполковником, Георгиевским кавалером, бывшим военным летчиком 3-го Кавказского авиаотряда, прибывшим на территорию Уральского Войска из австрийского плена для последующего возвращения домой в г.Николаевск-Уссурийский. У арестованного найдено 904 рубля, удостоверение на имя военного летчика поручика Мерцалова от 27 марта 1917 г. и удостоверение Царицынской комиссии по делам пленных от 1 декабря 1918 г. Факт несоответствия воинских званий и свободного выезда Мерцалова из красного Царицына вызвал подозрения и задержанный был водворен в Уральскую тюрьму.

После оставления Уральска Мерцалов был перевезен в Бударино, где его делом занялся Войсковой Съезд. В ходе следствия ничего компрометирующего Мерцалова не обнаружено и Постановлением Съезда № 191 от 28 января 1919 г. ему разрешено выехать за пределы Войска. Более того, дополнительное Постановление Съезда от 31 января № 192 гласило: «Войсковой Съезд постановил: предложить выдать Интендантству подполковнику Мерцалову шаровары». 31 января Мерцалову выдано специальное удостоверение от Атамана Бударинской станицы на право выезда с уральской территории. Однако подполковник почему-то не стал спешить с отъездом на родину, хотя сообщение с востоком еще существовало, а остался на территории занятой красными. Там в мае 1919 г. его снова арестовали вновь пришедшие уральские казаки и 28 мая 1919 г. направили в Чаган. Материалов второго дознания также не сохранилось.

Кем же был в действительности таинственный Мерцалов и чем можно объяснить его странное поведение. Б.И.Мерцалов-Мейер (1888 – 1934 гг.) действительно являлся выпускником Гатчинской авиационной школы 1915 г., сменившим в 1916 г. фамилию Мейер на Мерцалов. До 1917 г. поручик Мерцалов служил летчиком 24-го корпусного, командиром 5-го Сибирского и 3-го Кавказского авиаотрядов Кавказского фронта. На фронте он считался одним из непревзойденных по дерзости и мастерству пилотов. Летая в горах на пределе потолка тогдашних машин, Мерцалов отправлялся на разведку даже тогда, когда другие военные летчики считали полеты невозможными. Разведка им турецких укреплений позволила спланировать успешный штурм крепости Эрзерум. За боевые заслуги подполковник Мерцалов был награжден многими орденами, в том числе орденом Св.Георгия 4-й степени и Георгиевским Золотым оружием.

В архивах также имеется приказ № 1 по Управлению советской Саратовской авиагруппы, подписанный ее начальником военным летчиком Б.И.Мерцаловым 29 июня 1918 г. 15 сентября того же года Мерцалов сдает командование этой авиагруппой Никольскому. Получается, что Б.И.Мерцалов летом 1918 г. командовал авиационной группой на Саратовском направлении, действовавшей против Уральской Армии. После службы у красных он бежал к уральским казакам, тщательно скрывая свою деятельность в советской авиации при помощи поддельных документов, довольно долго что-то выжидал, даже ценой риска оказаться вновь на территории, контролируемой советскими войсками, вновь дождался казаков и, в конце концов, отправился в белую Сибирь.

В январе 1919 года линия фронта оборонявшейся Уральской Армии подошла к Уральску. Началась эвакуация тылов и учреждений из города, вероятно еще ранее из города был вывезен в Гурьев небоеспособный «Сопвич». Прервались связи с соседней Оренбургской Армией и вышестоящим командованием Воздушного Флота. Войсковой старшина Каплин доносил, что «… с 9-м авиаотрядом связи нет» с 19 января 1919 г.

21 января 1919 г. (за 2 дня до падения города) начальник отряда поручик Смирдин успешно организовал спасение и вывоз оставшегося имущества из Уральска. Из-за отсутствия топлива и масла, как рапортовал позже Смирдин, единственный исправный самолет 9-го отряда «Вуазен» № 4217 летать не мог. Упряжкой из реквизированных 7 лошадей и 5 верблюдов из Уральска в Лбищенск удалось доставить этот самолет, 1 авиамотор «Сальмсон» в 150 сил № 1740, различные запасные части и приборы.

24 января после упорного боя части Уральской Армии оставили Уральск. По сообщению газеты «Яицкая Правда» советские войска захватили в городе какой-то 1 самолет, по нашему, пока не подтверждаемому документально, предположению, это мог быть неисправный «Фарман-30» № 444.

К 22 февраля 1919 г. 9-й авиаотряд прибыл в город Лбищенск. С этого дня отрядом временно командует подъесаул Н.П.Ларшин. Наступая на юг, войска советской 4-й армии 15 марта 1919 г. заняли Лбищенск, при этом, по сообщению газеты «Яицкая Правда» «… в числе военных трофеев был взят 1 аэроплан противника». Трудно сказать, что это была за машина. Известно, что самолет «Вуазен», с таким трудом спасенный из Уральска, вновь благополучно отправлен дальше в тыл. В результате наступления красных Уральское Войско оказалось на грани катастрофы, потеряно 2/3 территории, прекратилась связь с белой Сибирью, началось опасное разложение в рядах армии.

24 марта 1919 г. Войсковым Съездом был восстановлен пост Войскового атамана и им избран генерал-майор В.С.Толстов. Новый глава Войска прибывает на фронт в Мергенев и решительными мерами восстанавливает там порядок. Началась энергичная реорганизация Уральской Армии, которая тут же дала свои плоды. 1 апреля 1919 г. части Уральской Армии у Мергенева отразили наступление ударной группы советской 22-й СД и сами перешли в контрнаступление. Вскоре тактический успех Уральской Армии под Мергеневым был развит в оперативный и советская группировка в Лбищенске оказалась полностью разгромленной.

Примерно в это время, в конце марта и начале апреля 1919 г., возобновились отдельные разведывательные полёты 9-го авиационного отряда в обстоятельствах, в иронично-шутливой манере изложенных в уже цитированном нами очерке от имени самого Н. П. Ларшина:

«И вдруг, – смеясь, повествует есаул, – зовет меня, да еше другого летуна такого же, Смердина, атаман. Вот вам, говорит, самолёт – летите! Отцы святые! Да какие же мы лётчики! Да снежища горы понавалило, да морозища стоят! … Ну – ничего! Мигом единым нагнали казаков со станиц, расчистили от снегу площадку, даже песком посыпали, мехов понатащили – откуда только набрали! Одним словом – лети и никаких! Пошла молва по станицам, понавалило всяких депутаций, стариков, все собрались смотреть на наши полёты: «вот они наши соколики! вот они летуны наши уральские!» Тот водочки тащит, тот закуской потчует... чего не захоти – все будет, скажи только... А тут мотор – не работает, да и только!.. И разсказывает Парамоныч (В.П. – Ларшин), как все больше вокруг их самолёта становилась казачья толпа, как все угрюмее становились казачьи лица:

– Борис, говорю это я Смердину... Делай, что хошь – лететь надо! Живыми, все равно, отсюда не вылезть – убьют!.. А и верно: все ближе казаки к нам напирают и уже, слышно, гудят: «Чего там! Не желают лететь – и вся музыка!» Мороз стоит, а мы с Борисом мокрые, как из бани... В самый критический, казалось, момент мотор заработал и «горе-лётчики», как величал есаул себя и Смердина, полетели. Все мрачные казачьи подозрения мигом схлынули, уступили место бурному восторгу и, когда лётчики с грехом пополам выполнили первую разведку, их вытащили из гондолы и на руках отнесли к атаману в штаб.»

Вероятнее всего, этот разведывательный вылет совершен на единственном, оставшемся в распоряжении самолете «Вуазен». Ревизия 9-го авиационного отряда от 3 апреля 1919 г. выявила, что самолёт оказался в удовлетворительном состоянии и «аппарат Вуазен мог бы летать, если бы имелось в достаточном количестве масло гаргойль и бензин». Акт этой ревизии очень интересен и его приводим полностью:

«АКТ № 371. 1919 года, апреля 3 дня, военно-полевой контролер Волченко в присутствии вр.командующ.авиационным IX-м отрядом подъесаула Ларшина и делопроизводителя отряда Федоровича произвел ревизию названного отряда, при чем оказалось:

Денежной и материальной отчетности и подлежащих книг самостоятельно в отряде не ведется, так как по объяснению командующего отрядом, этим ведает штаб отдельного саперного батальона Уральской армии; равным образом нет в отряде и денежного ящика, а также не имеется в данный момент у командующего отрядом на руках каких либо денежных сумм и авансов; приказов по отряду не составляется, между тем как согласно временного штата, утвержденного нач.штаба Верховного Главнокомандующего 24 октября 1918 г. и объявленного в приказом по войскам Юго-Западной армии 31 декабря 1918 г. № 186, авиационные отряды составляют самостоятельные части и командиры таковых пользуются во всех отношениях правами командиров батальонов.

Ко дню ревизии на лицо в отряде: офицеров 4, чиновников 2, казаков 11, мотористов 5, лошадей 7, верблюдов 5. Верблюды взяты, по словам командующего отрядом, за неимением казенного обоза, для перевозки имущества отряда, у жителей в г. Уральске и подлежат возвращению, как взятые бесплатно, с согласия хозяев.

На основании имеющейся в отряде описи имущества, сданного в гор. Лбищенске 9 февраля ст.стиля с.г. командиром отряда поручиком Смирдиным вр.команд. тем же отрядом подъесаулу Ларшину, значится: аппарат «Вуазен» №4217 и к нему принадлежности: мотор №1740 в 150 лошад.сил, пропеллер №1719, счетчик «Телль», указатель «Уах», верхних плоскостей Фартри 2, нижних 2, стабилизатор 1, руль направления с фермами 1, арматура: магнет рабочих 150Нр 2, магнет кусковых 2, карбюраторов «зенит» 2, глушитель 1, водяная помпа 1, картер пусковой магнето 1, рабочий картер магнето 1, запасные части (разный комплект): касторки 25ф., гаргойля 20ф, альтиметров «Сотрензе» №2837 один, альтиметр «Маханх» 1, барограф №1327 один, секундомер один. При фактической проверке поименованное имущество оказалось на лицо, в удовлетворительном состоянии, так что аппарат «Вуазен» мог бы летать, если бы имелось в достаточном количестве масло Гаргойль и бензин.

Кроме того, часть имущества отряда, по словам командующего отрядом подъесаула Ларшина, была увезена 8 января ст.ст. сего года из гор. Уральска в г. Гурьев командиром отряда пор. Смирдиным, но какое именно имущество и в каком количестве сведений в отряде не имеется, за исключением одного альтиметра за №15187, на который имеется расписка поруч. Смирдина о взятии этого альтиметра с собою в г. Гурьев.

Подлежащая контрольной ревизии отчетность (очищенные расписками требовательные ведомости на разные виды денежного довольствия чинам отряда за истекшее время) отправлена в штаб саперного батальона.

По заявлению командующего отрядом по настоящее время не получены следующие виды денежного довольствия чинам отряда за прошлый год: 1) дровяные деньги, на варку пищи и хлебопечение за ноябрь и декабрь месяцы, 2) жалование казакам и деньги на мыльное довольствие за те же месяцы, 3) дровяные, жалование и суточные деньги мотористам за время с 15 августа по 1 января с.г. и 4) деньгами за недополученные продукты в счет солдатского пайка пор. Смирдина за ноябрь и декабрь месяцы».

Вскоре, в апреле 1919 г., 9-й авиаотряд был временно передан в ведение командира автороты. Фактически он прекратил свое существование, личный состав, сдав на хранение технику и имущество, направлен в другие части. Ларшин позже вспоминал, что «… в привычном конном бою, участвовал, как партизан, в борьбе против красных.» В бою под Александровым Гаем 1 мая 1919 г. партизанского отряда подъесаула О.А.Чукалина подъесаул Н.П. Ларшин был ранен. Сведения о дате расформирования 9-го отряда 18 мая 1919 г. содержатся в послужном списке летчика-наблюдателя подпоручика Б.И.Кученева: «18 мая 1919 г. ввиду расформирования 9-го авиаотряда назначен в распоряжение Начальника военных сообщений инженера В.Пейросова».


 



Источник: http://old-gorynych.narod.ru/g1-05.htm
Категория: История авиации Уральска | Добавил: donguluk (01.03.2010) | Автор: donguluk E W
Просмотров: 1112 | Теги: Колесников Валерий Николаевич, donguluk, Бурлин, Уральский авиаотряд, Бурлинская средняя школа, 航空 Авиация, рига, Рижский институт инженеров ГА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Copyright MyCorp © 2024 |