Уральский казак, полковник Горшков Г.Г. стал
воздухоплавателем в 1907 году, военным пилотом в 1910 году. По сути, - это
первый летчик Казахстана (в современных его границах). Его след в авиации
Российской Империи весьма значителен и на фоне юбилейных дат в истории авиации,
мне кажется разумным решение вопроса о увековечении памяти о нем на его родине,
в г.Уральске. В советское время это было невозможно - он царский офицер, даже
его друга - конструктора авиационной техники, летчика И.Сикорского вычеркнули в
то время. В семье
Уральского казачьего офицера Георгия Игнатьевича Горшкова родились два сына:
Владимир в 1880, Георгий в 1881 году. Братья учились в Оренбургском Неплюевском
кадетском корпусе. Георгий, после окончания корпуса, продолжил образование в
Николаевском инженерном училище. Вместо того, чтобы, по традиции, как старший
брат, поступить в кавалерийское. После окончания Николаевского кавалерийского
училища, Владимиру присваивают первый офицерский чин хорунжего, и в 1901 г. он получает
назначение в 1-й Уральский казачий полк. Спустя три года, в 1904 году
становится офицером и Георгий. Подпоручик Горшков получил назначение в 8-й
саперный батальон. Судьба Владимира героическая, - он сражался в Русско-Японской
войне, на фронте 1-й Мировой войны. Владимир был награжден многими орденами. В
Гражданской войне он командир полка, затем дивизии. Полковник Уральского
казачьего войска. 17 января 1920 года остатки дивизии Владимира Горшкова от
безысходности сдаются в плен красноармейцам 25-ой Чапаевской дивизии. По одной
из версии, Горшкова этапировали в Москву и там расстреляли. Но есть и другая
версия. Даниил Дубровин в одном из московских архивов обнаружил телеграмму
начдива 25-й дивизии, в которой сообщалось, что в конце января 1920 года
полковник Горшков убит при попытке к бегству. Георгий: 20 июня 1904г. Георгий переводится во 2-ю роту
21-го саперного батальона, находящегося на театре военных действий
Русско-Японской войны. В батальоне он заведовал обучением в унтер-офицерском
классе. Приказом № 402 от 31 октября 1905 г. по Маньчжурской армии в октябре 1905
года, «за отлично усердную службу и понесённые труды походной жизни», награжден
орденом Св. Станислава 3 степени, бронзовой медалью «В память Русско-Японской
войны», а 6 октября 1906 года произведен в поручики. Георгий продолжает инженерную службу в разных саперных
частях, а 23 ноября 1907 командирован в Учебный Воздухоплавательный парк, для
прохождения курса в Офицерском классе. Той же осенью, он совершает несколько
полётов на воздушных шарах, в том числе, в составе экипажа воздушного шара,
совершил перелет Петербург – Борисоглебск, длиною 1150 км. В том же 1908 году у Георгия заканчивается карьера сапера и
начинается карьера пилота. 29 сентября 1908 г. он окончил курс Офицерского класса
учебного воздухоплавательного парка, и прикомандировывается к его постоянному
составу. В октябре 1908 года Георгия переводят в Брест-Литовское
крепостное воздухоплавательное отделение, а в декабре 1909 года награждают орденом
Св. Анны 3 степени. По некоторым данным он уже осуществляет самостоятельные
полеты на самолетах. В апреле 1910 года поручик Горшков назначен помощником
начальника Гатчинской авиационной школы под Петербургом (начальник С.И.
Уточкин). О Гатчинской школе читайте статью на странице "Авиация" на
сайте: http://aviaengeneer.ru. В том же году он был награжден орденом
Св.Станислава 2 степени, произведен в штабс-капитаны и зачислен в постоянный
состав Офицерской воздухоплавательной школы. Получив назначение, Горшков
получает всего лишь земельный участок и команду солдат. Однако уже через
полтора месяца, аэродром был готов к работе. Здесь Георгию Георгиевичу очень
пригодились знания и навыки, полученные в инженерном училище. Кроме ангаров для
10 – 12 самолетов, на окраине аэродрома вырос небольшой городок с мастерскими,
бензохранилищем, импровизированной метеостанцией, служебными помещениями. Были
размечены и четко обозначены взлетно-посадочная полоса и место для «катания» –
для обучения будущих пилотов управлению аэропланом на земле. Изюминкой творения
штабс-капитана Горшкова была аэродромная взлетно-посадочная полоса, позволявшая
взлетать в разных направлениях, независимо от направления ветра. В мае стараниями командира Учебного воздухоплавательного
парка генерал-майора Кованько А.М., на аэродром прибыли первые самолёты «Райт»
и «Фарман». Полётам на «Фармане» Горшкова обучал французский воздухоплаватель
Эдмод. Обучение осложнялось тем, что француз не разговаривал на русском, а
Горшков не владел французским языком. Но российский курсант быстро освоил
управление самолётом, и в конце июня обходился уже без инструктора. Так уральский казак стал одним из трёх первых лётчиков,
подготовленных в Российской Империи. Георгий Горшков стал одним из испытателей аэроплана российской
конструкции «Россия – А»; его построил в Петербурге талантливый российский
инженер Яков Модестович Гаккель. В отличии от иностранных моделей, мотор на его
самолёте располагался впереди пилота. 15 августа 1910 года наш земляк
испытывает новую модификацию аэроплана Гаккеля – «Россия-Б». В октябре 1910 года Георгий Горшков принял участие во
Всероссийском празднике воздухоплавания, проводившемся в Петербурге. Товарищем
Георгия Георгиевича по выступлениям на летном празднике был человек-легенда
российского воздухоплавания – летчик С.И. Уточкин. С 25 октября 1910
г. Георгий Георгиевич в качестве лётчика – инструктора
проводит обучение офицеров – воздухоплавателей пилотированию на самолёте
«Фарман». Летом 1911 года Георгий Георгиевич выезжает во Францию, где
проходит обучение полетам на самолете «Блерио». Теперь Горшков освоил все типы
аэропланов, находившиеся на вооружении российского воздушного флота. В апреле 1912 года в газете «Уральские ведомости» была
напечатана маленькая заметка: «С.-Петербург. Капитан офицерской
воздухоплавательной школы Горшков совершил на военном моноплане за 45 мин.
перелет из Петербурга в Гатчину». Прочитав эту скудную заметку многие уральцы,
возможно, даже и предположить не могли, что речь идет об их крылатом земляке. А
уже в мае читатели российских газет узнали, что летчик Горшков совершил перелёт
из Гатчины в Кронштадт и обратно. Возвращаясь, лётчик вёл самолёт над Царским и
Красным Селом. Прохожие приветствовали авиатора. Этот полёт продолжался около
часа. В июне 1912 года штабс-капитан Горшков принимает участие в
испытаниях российского ранцевого парашюта РК-1, конструкции Г.Е. Котельникова
(читайте статью на странице "Авиация" на сайте:
http://aviaengeneer.ru). 31 августа 1913 года Георгию Горшкову присвоено звание «Военный
летчик». Вернувшись в Гатчину, Георгий Георгиевич становится одним из первых
военных летчиков Российской Империи! В августе 1914 года штабс-капитан Горшков назначен
командиром воздушного корабля «Илья Муромец Киевский» авиаконструктора
И.И.Сикорского. Этот самолет, в июне 1914 года, участвовал в перелете Петербург
– Киев – Петербург и поэтому получил к своему имени добавку «Киевский».
Переучивал его лично И.Сикорский. Других пилотов "вывозил" уже
Горшков в качестве летчика-инструктора. Самолет «Илья Муромец» «Муромцы» в то время – это первые многомоторные, гигантские
самолеты. Ни в одной армии мира аналогичных самолетов не было. Размах крыльев
«Муромца» достигал почти 31
метра; четыре двигателя позволяли развивать максимальную
скорость 100 км/час. Аэроплан мог находиться в полете около 5 часов. Экипаж из
7 человек, на вооружении – 37мм пушка, два пулемета «Максим», два ручных
пулемета и два пистолета «Маузер». Самолет поднимал до 400 кг бомб. Георгий
Георгиевич, неоднократно посещал завод, где строились «Муромцы», давал
некоторые рекомендации по улучшению конструкции самолетов. И все они были
учтены и воплощены в конструкции самолёта.
1 сентября 1914 года последовало производство Георгия
Горшкова в капитаны; 6 декабря 1914 года – награждение орденом Св. Анны 2
степени. В том же декабре Георгий Георгиевич выбывает из Офицерской
воздухоплавательной школы в действующую армию, в составе Эскадры воздушных
кораблей. Местом его службы становится городок Яблонна, в 18 километрах от
Варшавы. Первый полет на новом месте Георгий совершает 26 января 1915 года. В
присутствии конструктора Сикорского, экипаж совершает тренировочный полет с 12
пассажирами на борту. Самолет за 49 минут достиг высоты 2500 метров! 14 февраля
1915 года в обстановке строгой секретности состоялся первый боевой вылет
самолета ИМ-Киевский под командой капитана Горшкова. Проводить экипаж приехал
изобретатель самолета И.Сикорский. Из-за сильной облачности полет не принес
никаких результатов. Неудача первого полета только подстегнула желание нашего
земляка громить врагов с неба. Новый полет состоялся на следующий день,15
февраля. Полет прошел удачно. На станцию Вилленберг было сброшено 5 бомб,
разорвавшихся среди скопления поездов. Сделав еще один заход на станцию экипаж
сфотографировал результаты своей работы. На обратном пути самолет был дважды
обстрелян из пулемета. К счастью, пули прошли мимо. Таким образом, Горшкова можно считать летчиком -
бомбардировщиком №1. 1 июня 1915 года командир корабля «Илья Муромец Киевский»,
капитан Георгий Георгиевич Горшков награждается орденом Св. Владимира 4
степени, а 5-го июля производится в подполковники. По итогам бомбежек 9 и 10
марта, разведывательного полета 31 марта, Георгий Георгиевич был награжден
Георгиевским оружием (Высочайший приказ от 7 ноября 1915 года). Боевые вылеты
продолжаются. 28 ноября 1915 года последовала новая награда. Горшкову
пожалованы мечи к имеющемуся ордену Св.Анны 2-й степени. В апреле 1916 года Георгий был назначен командиром 10-го
авиационного дивизиона. С середины августа 1916 по май 1917 года Георгий исполняет
должность начальника Военной Авиационной школы в Гатчине. В конце 1916 года он
дважды отмечен Высочайшим благоволением Императора. После отречения Николая II
от престола в начале 1917 года, Георгий Георгиевич командует Эскадрой воздушных
кораблей. 25 мая 1917 года подполковник Горшков Г.Г. произведен в
полковники. За весь 1917 год Эскадра совершила около 70 боевых полетов,
сбросила на противника до 650 пудов бомб.
Распад Эскадры, базировавшейся под Винницей, начался в октябре
1917 года. Во время гражданской войны Горшков принимал участие в
разгроме войск Деникина на Южном фронте. Незадолго до смерти Георгий Георгиевич
занимал должность инспектора Красного Воздушного Флота. В мае 1919 года
полковник Г.Г. Горшков был арестован Одесской ЧК, и в конце августа расстрелян.
По одним сведениям это произошло в Одессе, по другим – в Москве, в Бутырской
тюрьме. По дрругй версии Г.Г.Горшков, чтобы спасти самолеты
("Муромцы") примкнул к войскам Гетмана Украины, а при попытке перебраться
к Деникину был арестован большевиками и расстрелян. Валерий Стешенко, Астана, декабрь 2012 |