Категории раздела

Мои статьи [125]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [112]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Личная жизнь [18]
Размышления и документы жизни автора. Экономический анализ бюджета семьи и другие личные и интимные подробности жизни.
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [7]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [38]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [45]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
А.С. Пелипец и его потомки [12]
Воспоминания нашего земляка, военного лётчика - Пелипец Александра Семёновича. Статьи друзей и родственников
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [28]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [8]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [6]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница Жанаузень марченко пенсия ленин коммунизм масон donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек Советский Союз выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Маренков Анатолий Кассель Уральский Аэропорт Рахимов Мамаджон Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники россия Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Социализм Фурманово Природа Свобода оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие симферополь безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень кустанай Джаныбек совхоз Пугачёвский кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов смирнов дефолиация Западно-Казахстанская область Михаил Захаров Джизак Дмитрий Сацкий Молотков АГАПОВ Пиунов Карачаганак Павел Шуков Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу доходы Капустин Яр расходы Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка песчанка аксай Надежда Тузова кравченко Пётр Кузнецов Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Рысачок Гидропресс апа АТБ Амангалиев О.И. пожар двигателя Як-12 Пугачёвский КДП капитан УТР Сергей Бормотин дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак санитарное задание Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев пятигорск Анатолий Нестулеев маи Виктор Рябченко пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов таллин Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского петренко Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин семейный бюджет джезказган База ЭРТОС Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов слон Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур парашют владивосток орал Заяц котов Яков Сегал петухово
Суббота, 19.08.2017, 12.23.11
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » История авиации Уральска

Уральск – город первого казахстанского летчика
 

Уральский казак, полковник Горшков Г.Г. стал воздухоплавателем в 1907 году, военным пилотом в 1910 году. По сути, - это первый летчик Казахстана (в современных его границах). Его след в авиации Российской Империи весьма значителен и на фоне юбилейных дат в истории авиации, мне кажется разумным решение вопроса о увековечении памяти о нем на его родине, в г.Уральске. В советское время это было невозможно - он царский офицер, даже его друга - конструктора авиационной техники, летчика И.Сикорского вычеркнули в то время.

В семье Уральского казачьего офицера Георгия Игнатьевича Горшкова родились два сына: Владимир в 1880, Георгий в 1881 году. Братья учились в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе. Георгий, после окончания корпуса, продолжил образование в Николаевском инженерном училище. Вместо того, чтобы, по традиции, как старший брат, поступить в кавалерийское. После окончания Николаевского кавалерийского училища, Владимиру присваивают первый офицерский чин хорунжего, и в 1901 г. он получает назначение в 1-й Уральский казачий полк. Спустя три года, в 1904 году становится офицером и Георгий. Подпоручик Горшков получил назначение в 8-й саперный батальон.

Судьба Владимира героическая, - он сражался в Русско-Японской войне, на фронте 1-й Мировой войны. Владимир был награжден многими орденами. В Гражданской войне он командир полка, затем дивизии. Полковник Уральского казачьего войска. 17 января 1920 года остатки дивизии Владимира Горшкова от безысходности сдаются в плен красноармейцам 25-ой Чапаевской дивизии. По одной из версии, Горшкова этапировали в Москву и там расстреляли. Но есть и другая версия. Даниил Дубровин в одном из московских архивов обнаружил телеграмму начдива 25-й дивизии, в которой сообщалось, что в конце января 1920 года полковник Горшков убит при попытке к бегству.

Георгий: 20 июня 1904г. Георгий переводится во 2-ю роту 21-го саперного батальона, находящегося на театре военных действий Русско-Японской войны. В батальоне он заведовал обучением в унтер-офицерском классе. Приказом № 402 от 31 октября 1905 г. по Маньчжурской армии в октябре 1905 года, «за отлично усердную службу и понесённые труды походной жизни», награжден орденом Св. Станислава 3 степени, бронзовой медалью «В память Русско-Японской войны», а 6 октября 1906 года произведен в поручики.

Георгий продолжает инженерную службу в разных саперных частях, а 23 ноября 1907 командирован в Учебный Воздухоплавательный парк, для прохождения курса в Офицерском классе. Той же осенью, он совершает несколько полётов на воздушных шарах, в том числе, в составе экипажа воздушного шара, совершил перелет Петербург – Борисоглебск, длиною 1150 км.

В том же 1908 году у Георгия заканчивается карьера сапера и начинается карьера пилота. 29 сентября 1908 г. он окончил курс Офицерского класса учебного воздухоплавательного парка, и прикомандировывается к его постоянному составу.

В октябре 1908 года Георгия переводят в Брест-Литовское крепостное воздухоплавательное отделение, а в декабре 1909 года награждают орденом Св. Анны 3 степени. По некоторым данным он уже осуществляет самостоятельные полеты на самолетах.

В апреле 1910 года поручик Горшков назначен помощником начальника Гатчинской авиационной школы под Петербургом (начальник С.И. Уточкин). О Гатчинской школе читайте статью на странице "Авиация" на сайте: http://aviaengeneer.ru. В том же году он был награжден орденом Св.Станислава 2 степени, произведен в штабс-капитаны и зачислен в постоянный состав Офицерской воздухоплавательной школы. Получив назначение, Горшков получает всего лишь земельный участок и команду солдат. Однако уже через полтора месяца, аэродром был готов к работе. Здесь Георгию Георгиевичу очень пригодились знания и навыки, полученные в инженерном училище. Кроме ангаров для 10 – 12 самолетов, на окраине аэродрома вырос небольшой городок с мастерскими, бензохранилищем, импровизированной метеостанцией, служебными помещениями. Были размечены и четко обозначены взлетно-посадочная полоса и место для «катания» – для обучения будущих пилотов управлению аэропланом на земле. Изюминкой творения штабс-капитана Горшкова была аэродромная взлетно-посадочная полоса, позволявшая взлетать в разных направлениях, независимо от направления ветра.

В мае стараниями командира Учебного воздухоплавательного парка генерал-майора Кованько А.М., на аэродром прибыли первые самолёты «Райт» и «Фарман». Полётам на «Фармане» Горшкова обучал французский воздухоплаватель Эдмод. Обучение осложнялось тем, что француз не разговаривал на русском, а Горшков не владел французским языком. Но российский курсант быстро освоил управление самолётом, и в конце июня обходился уже без инструктора.

Так уральский казак стал одним из трёх первых лётчиков, подготовленных в Российской Империи.

Георгий Горшков стал одним из испытателей аэроплана российской конструкции «Россия – А»; его построил в Петербурге талантливый российский инженер Яков Модестович Гаккель. В отличии от иностранных моделей, мотор на его самолёте располагался впереди пилота. 15 августа 1910 года наш земляк испытывает новую модификацию аэроплана Гаккеля – «Россия-Б».

В октябре 1910 года Георгий Горшков принял участие во Всероссийском празднике воздухоплавания, проводившемся в Петербурге. Товарищем Георгия Георгиевича по выступлениям на летном празднике был человек-легенда российского воздухоплавания – летчик С.И. Уточкин.

С 25 октября 1910 г. Георгий Георгиевич в качестве лётчика – инструктора проводит обучение офицеров – воздухоплавателей пилотированию на самолёте «Фарман».

Летом 1911 года Георгий Георгиевич выезжает во Францию, где проходит обучение полетам на самолете «Блерио». Теперь Горшков освоил все типы аэропланов, находившиеся на вооружении российского воздушного флота.

В апреле 1912 года в газете «Уральские ведомости» была напечатана маленькая заметка: «С.-Петербург. Капитан офицерской воздухоплавательной школы Горшков совершил на военном моноплане за 45 мин. перелет из Петербурга в Гатчину». Прочитав эту скудную заметку многие уральцы, возможно, даже и предположить не могли, что речь идет об их крылатом земляке. А уже в мае читатели российских газет узнали, что летчик Горшков совершил перелёт из Гатчины в Кронштадт и обратно. Возвращаясь, лётчик вёл самолёт над Царским и Красным Селом. Прохожие приветствовали авиатора. Этот полёт продолжался около часа.

В июне 1912 года штабс-капитан Горшков принимает участие в испытаниях российского ранцевого парашюта РК-1, конструкции Г.Е. Котельникова (читайте статью на странице "Авиация" на сайте: http://aviaengeneer.ru).

31 августа 1913 года Георгию Горшкову присвоено звание «Военный летчик». Вернувшись в Гатчину, Георгий Георгиевич становится одним из первых военных летчиков Российской Империи!

В августе 1914 года штабс-капитан Горшков назначен командиром воздушного корабля «Илья Муромец Киевский» авиаконструктора И.И.Сикорского. Этот самолет, в июне 1914 года, участвовал в перелете Петербург – Киев – Петербург и поэтому получил к своему имени добавку «Киевский». Переучивал его лично И.Сикорский. Других пилотов "вывозил" уже Горшков в качестве летчика-инструктора.

Самолет «Илья Муромец»

«Муромцы» в то время – это первые многомоторные, гигантские самолеты. Ни в одной армии мира аналогичных самолетов не было. Размах крыльев «Муромца» достигал почти 31 метра; четыре двигателя позволяли развивать максимальную скорость 100 км/час. Аэроплан мог находиться в полете около 5 часов. Экипаж из 7 человек, на вооружении – 37мм пушка, два пулемета «Максим», два ручных пулемета и два пистолета «Маузер». Самолет поднимал до 400 кг бомб. Георгий Георгиевич, неоднократно посещал завод, где строились «Муромцы», давал некоторые рекомендации по улучшению конструкции самолетов. И все они были учтены и воплощены в конструкции самолёта.

1 сентября 1914 года последовало производство Георгия Горшкова в капитаны; 6 декабря 1914 года – награждение орденом Св. Анны 2 степени. В том же декабре Георгий Георгиевич выбывает из Офицерской воздухоплавательной школы в действующую армию, в составе Эскадры воздушных кораблей. Местом его службы становится городок Яблонна, в 18 километрах от Варшавы. Первый полет на новом месте Георгий совершает 26 января 1915 года. В присутствии конструктора Сикорского, экипаж совершает тренировочный полет с 12 пассажирами на борту. Самолет за 49 минут достиг высоты 2500 метров! 14 февраля 1915 года в обстановке строгой секретности состоялся первый боевой вылет самолета ИМ-Киевский под командой капитана Горшкова. Проводить экипаж приехал изобретатель самолета И.Сикорский. Из-за сильной облачности полет не принес никаких результатов. Неудача первого полета только подстегнула желание нашего земляка громить врагов с неба. Новый полет состоялся на следующий день,15 февраля. Полет прошел удачно. На станцию Вилленберг было сброшено 5 бомб, разорвавшихся среди скопления поездов. Сделав еще один заход на станцию экипаж сфотографировал результаты своей работы. На обратном пути самолет был дважды обстрелян из пулемета. К счастью, пули прошли мимо.

Таким образом, Горшкова можно считать летчиком - бомбардировщиком №1.

1 июня 1915 года командир корабля «Илья Муромец Киевский», капитан Георгий Георгиевич Горшков награждается орденом Св. Владимира 4 степени, а 5-го июля производится в подполковники. По итогам бомбежек 9 и 10 марта, разведывательного полета 31 марта, Георгий Георгиевич был награжден Георгиевским оружием (Высочайший приказ от 7 ноября 1915 года). Боевые вылеты продолжаются. 28 ноября 1915 года последовала новая награда. Горшкову пожалованы мечи к имеющемуся ордену Св.Анны 2-й степени.

В апреле 1916 года Георгий был назначен командиром 10-го авиационного дивизиона.

С середины августа 1916 по май 1917 года Георгий исполняет должность начальника Военной Авиационной школы в Гатчине. В конце 1916 года он дважды отмечен Высочайшим благоволением Императора. После отречения Николая II от престола в начале 1917 года, Георгий Георгиевич командует Эскадрой воздушных кораблей.

25 мая 1917 года подполковник Горшков Г.Г. произведен в полковники. За весь 1917 год Эскадра совершила около 70 боевых полетов, сбросила на противника до 650 пудов бомб.

Распад Эскадры, базировавшейся под Винницей, начался в октябре 1917 года.

Во время гражданской войны Горшков принимал участие в разгроме войск Деникина на Южном фронте. Незадолго до смерти Георгий Георгиевич занимал должность инспектора Красного Воздушного Флота. В мае 1919 года полковник Г.Г. Горшков был арестован Одесской ЧК, и в конце августа расстрелян. По одним сведениям это произошло в Одессе, по другим – в Москве, в Бутырской тюрьме.

По дрругй версии Г.Г.Горшков, чтобы спасти самолеты ("Муромцы") примкнул к войскам Гетмана Украины, а при попытке перебраться к Деникину был арестован большевиками и расстрелян.

Валерий Стешенко, Астана, декабрь 2012

Категория: История авиации Уральска | Добавил: Николаевич (29.12.2012) | Автор: валерий стешенко E
Просмотров: 991 | Комментарии: 7 | Теги: Фарман, Горшков Г.Г., Яблонна, гатчина, Сикорский, РАЙТ, Царское село, Чапаевская дивизия, воздухоплаватель, Кронштад | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 7
6  
Во время войны в Уральск были эвакуированы лётные училища с окупированных территорий. Потом, когда Хрущёв разогнал авиацию, демобилизованный лётный и технический состав был трудоустроен в аэропорту Уральск. Едва ли другие аэропорты Казахстана были так укомплектованы в то время. Отрядом командовал Коробков Михаил Евстафьевич, Герой Советского Союза, лётчик истребитель. Главой инженерно-авиационной службы был Троян Николай Кондратьевич, в войну он был заместителем командира дивизии у Каманина. Так что авиационные традиции было кому продолжать.

7  
Командиры эскадрилий и даже звеньев были в то время не ниже майоров запаса.Во время войны было несколько учебных аэродромов, в районе Фёдоровки, Подстёпного, Зачаганского. Местная молодёжь всё это видела и многие пошли учиться в лётчики и техники

5  
А я и не сомневался, у Уральска давние авиационные традиции. Ещё в начале прошлого века Васильев на "Фармане" над Уральском летал. Достаточно сказать, что уже после Великой Отечественной войны все техники и инженеры Казахстана стажировались в старом аэропорту Уральска, в других городах база была не так развита, как она развилась после строительства в Уральске полосы с искусственным покрытием во время войны. Только в последнее время, благодаря бездарному руководству, Уральский аэропорт в запустении.

2  
Tак пишется новая история. Не казахстанский лётчик,а российский лётчик. Государство Казахстан ешё не сушествовало

3  
На этот счёт в статье есть оговорка: "в современных его границах". Конечно, Казахстан никакого отношения к первому лётчику из Уральска не имел и не имеет

1  
Валерий Николаевич! Спасибо и с наступающим! После вводного абзаца, по техническим причинам, потерялся абзац: В семье Уральского казачего офицера Георгия Игнатьевича Горшкова родились два сына: Владимир в 1880, Георгий в 1881 году. Братья учились в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе. Георгий, после окончания корпуса, продолжил образование в Николаевском инженерном училище. Вместо того, чтобы, по традиции, как старший брат, поступить в кавалерийское. После окончания Николаевского кавалерийского училища, Владимиру присваивают первый офицерский чин хорунжего, и в 1901 г. он получает назначение в 1-й Уральский казачий полк. Спустя три года, в 1904 году становится офицером и Георгий. Подпоручик Горшков получил назначение в 8-й саперный батальон.

4  
Готово, добавил

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2017 |