Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Пятница, 29.03.2024, 15.39.38
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Материалы братьев Калиниченко

Осторожно! За штурвалом самолета посторонний человек!

Очень интересно читать материалы Вашего сайта, где советские авиационные инженеры и пилоты вспоминают и рассказывают о прошедших событиях. Почему я написал инженеров первыми? Откровенно выскажу своё мнение. Конечно, работа пилота не «сахар», но ответственность, сложность и условия работы, на мой взгляд, а также объем знаний, у авиаинженера наверняка не легче и не меньше, а то и сложнее, чем у «водителя» биплана, не говоря уже о «водителях» авиалайнеров с их системами автоматизированного управления и абсолютной верой в знания и умения авиаинженеров-механиков. Поэтому считаю, что Элитой авиации, именно Гражданской Авиации, должны быть конструкторы, механики, техники с «благословления» которых аэропланы выходят на взлетную полосу.

В связи с этим, хочу рассказать о своем опыте пилотирования и забавном случае, произошедшем со мной в апреле 1989 года. Тогда я учился на пятом курсе Оренбургского Политехнического института и с февраля 1989 г., выполнив большую часть дипломной работы решил навестить брата Михаила, который работал командиром экипажа Ан-2 в г. Кзыл-Орда. В это время у него была напряженная работа, не давали отдыха уже больше двух недель. И вот он приехал радостный с работы, выдохнул: «Завтра выходной!». Мы приготовили шикарный ужин и «хорошо» посидели, т.е. выпили коньяка, а затем пива, и отключились слегка уставшие, но счастливые от общения и употребления!

Кто бы мог знать, что в 5.00 утра в дверь комнаты общежития, где мы сладко спали, постучит дежурный и не громко, но настойчиво будет повторять между стуком: «Миша, командир сказал тебе лететь…Миша, … тебе лететь…». Миша матюгнулся, но не спорил, видать это было не впервой. Толкнул меня в бок, спросил: «Полетишь?». Я молча стал одеваться, хотя, честно сказать, голова была тяжелой, немного мутило, но молодость и желание новых впечатлений выбора мне не оставляла.

Когда мы приехали на аэродром, я остался у ворот, а Михаил и второй пилот Саня (не помню фамилию) пошли проходить медицинскую комиссию. Перед этим, Саня возмущался: «Почему твой брат пьет несколько дней перед полетами, а комиссию проходит легко и без особых проблем, лишь бы перегаром не воняло?! А я за пять лет работы пилотом, один раз пригубил на праздник и получил предупреждение, теперь, вот уже несколько лет, стал абсолютным трезвенником. Тьфу, не справедливо!» Мне оставалось морщиться и отворачиваться, так не приятен был разговор об алкоголе…

Сразу скажу, что пройти постороннему на взлетно-посадочную полосу аэродрома было очень не просто, даже имея брата-пилота, но благодаря ураганному апрельскому ветру, которому в пустынной казахстанской степи не было  преград, 21 метр в секунду, охране не очень хотелось ответственно нести службу, да и какой дурак будет пытаться выйти на полосу в такой ураган. Мы шли к самолету на встречу ветру с уклоном 45о к земле и крепко держали в руках всё, что могло улететь.

Самолёт был готов к вылету, но был привязан к земле растяжками и только раскачивался под ударами ветра. Мы сидели в самолете и ждали команды на вылет, но норма ветра превышала разрешение на вылет. Не помню, через сколько времени нам дали разрешение на вылет и какой силы в то время был ветер, но подъехал тягач, зацепил жесткую сцепку, отцепили растяжки, и вывез он нас «на встречу небом». После непродолжительной подготовки самолета к вылету и доклада на КДП о готовности, мы получили команду на взлет и… ощущение вертикального взлета, не поверите, встречный ветер, не менее 15 м/сек., и небольшой разбег дали мне основание считать, что фактически взмыли в небо, особо не разгоняясь.

Груженые почтой, на высоте 900 метров над землей мы взяли курс на какой-то районный центр Кзыл-ординской области.

Да, Миша мне много рассказывал, как прекрасна пустыня весной, бескрайние цветущие весной степи Казахстана, невозможно  описать словами, но то, что я увидел…

Мы летели по приборам. Цвет неба и земли был серым, негде было остановить взгляд. Курс, проложенный на карте, редко подтверждал фактический полет правильного направления, лишь изредка пересекая железнодорожный  путь или оросительный канал под углом указанным на карте. Было довольно уныло, учитывая постоянный рёв мотора…

Я сидел на месте второго пилота. Брат вел самолет, а второй пилот Саня (мой ровесник) лежал на скамейке и читал газету, которую выдернул из порванной почтовой упаковки. Тюки с почтой были навалены на полу салона вровень со скамейками. И вот, видимо со скуки, брат спрашивает:

- Хочешь покататься? 
- А я не умею! – отвечаю я. 
- Да, ладно. На тракторе ездил?
- Да! - Значит, и на авиатракторе сможешь!
- Ну, давай! – ответил я и подумал, что он сейчас начнет объяснять, как это делается…

Ничего подобного. Он начал вызывать Диспетчерский пункт. Когда ему ответили, Миша стал что-то  говорить, и хотя я был в наушниках, ничего, кроме: «Бу-бу-бу-бу…» я не понял. Когда переговоры закончились, я прокричал: «О чем ты говорил с ними? Я ничего не понял!» Миша ответил: «Я запросил эшелон 1500 метров, если что, хоть из пике успею вывести!!!» и добавил: «Видишь крылышки – показывая на приборы – это горизонт, держи их ровно. А это компас-курс, больше одного деления не уклоняйся, и высотомер смотри! Ну, давай!» И на полном серьезе, встает и выходит из пилотской кабины. 

Да-а-а-а-а-а…!!!

И вот, самолёт медленно начинает крениться вправо, я молча пытаюсь повернуть штурвал влево и выровнять самолет, но не могу осилить штурвал, пот, абсолютно, холодный стал заливать мои глаза. Вдруг, я вспомнил, что штурвал не повернешь без помощи ножных педалей, и обрадованный довольно резко повернул штурвал влево и самолет  резво начал кренится влево, чего я совсем не хотел. Пока я боролся, конечно, это были секунды, с «крылышками», мой авиатрактор начал клевать носом и потихоньку терял высоту. Вот это испытание! Я его выдержал!

Теперь, рассказывает Саня, который лежал на скамейке и спокойно читал газету. Вдруг, он неожиданно покатился по почтовым упаковкам. Попытка встать не увенчалась успехом, потому что когда он приподнялся, самолет качнуло в другую сторону, но какой у него был шок, когда он, лёжа на довольно мягкой почтовой подстилке, увидел командира экипажа в салоне самолета крепко державшегося за подвижный поручень под потолком.

Немая сцена, типа: «К нам едет ревизор!».

Трудно поверить, но я, молча, подчиняясь законам сохранения своей жизни, выровнял самолет, и уже вел его более-менее устойчиво, когда Саня с вытаращенными глазами, покачиваясь в такт движению самолета, занял место первого пилота. Вот тут, мой «прорабский» матерный язык проявился во всю силу. Я сказал брату всё, что о нём думаю. Но после приземления мы долго не могли успокоиться, смеялись до боли в животе. Интересно, что подумали местные приемщики почты, которые не могли понять причину нашего веселья, когда мы вывалились из салона самолета…

Конечно, я совсем немного поучил спецоборудование самолета в Рижском ЛТУ ГА, десять  лет до этого, назначение приборов мне было знакомо. Потом два года служил в ОБС и РТО ВВС, но чтобы сесть и полететь, конечно, исключая взлет-посадку. Получилось, и, Слава Богу!

Хотелось бы узнать мнение профессионалов  о безопасности полетов и случаях откровенного разгильдяйства летного состава.



Калиниченко П.Б. 20 января 2012 года

На фото: Момент пилотирования и мы после приземления, видно какой сильный ветер.

Категория: Материалы братьев Калиниченко | Добавил: donguluk (20.01.2012) | Автор: Павел Калиниченко E
Просмотров: 1062 | Комментарии: 5 | Теги: Павел Калиниченко, ОПИ, ОБС и РТО ВВС, Кызыл-Орда, Михаил Калиниченко, полёт без допуска, АН-2, Рижское ЛТУ ГА | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 5
5 Владимир Калюжный  
1
Когда-то мне самому довелось управлять вертолётом первый раз в жизни и я испытывал тоже чувтсво радости, что и герой рассказа. Павел летел сам, впервые, да ещё при таких сложных метеоусловиях. У трезвомыслящего и адекватного читателя возникает восхищение и некоторое любопытство. А какой-нибудь бывший чванливый инспектор или ярый блюститель лётных законов может назвать это даже преступлением, которое мне пытались вменить в коментариях на сайте. Но я всегда с полным пониманием того, что делаю, давал порулить тем кто хотел, в глубине души ждал этого и радовался предоставленному судьбой случаю. Находясь среди друзей, Павел с гордостью может сказать: "Да, вот помню случай, когда я сам управлял штурвалом самолёта и т.д. и т.д. "Для некоторых посторонних людей этот случай выпадает раз в жизни, и может больше никогда не повторится, но приятные воспоминания останутся навсегда, на всю жизнь.

3 Аркадий Пиунов  
0
kpb

Паша я не в том смысле , что здесь такого , ну пилотировал , ничего особенного . Смысл может плохо изложил. Борьба за существование заставит мыслить и работать феноменально. А работать даже на уровне рефлексов. Вот о этих способностях человека и разговор. И ни в коем случае обидеть тебя. Помню в 90 появился в отряде Миша. Но контакта у нас не получилось. Где он сейчас и как у него сложилась жизнь? Через Валеру или выходи напрямую

4 donguluk  
0
http://donguluk2010.ucoz.ru/publ/materialy_bratev_kalinichenko/9

Это раздел на сайте братьев Калиниченко, Миша там представлен достаточно ёмко

1 Аркадий Пиунов  
0
По поводу пилотирования самолёта, людьми не обученные этому делу. Случаи эти нередки. Полетать, прочувствовать это, хотят все, всё-таки со стороны это выглядит неким волшебством. Все мальчишки нашего поколения мечтали стать пилотами. Другое было время, про бизнес никто не думал. У одних не получалось со здоровьем, другие с возрастом «трезвели», вникнув в суть лётной работы и соизмерив её преимущества и недостатки. Поэтому в случаях, когда в качестве пассажира летит хорошо знакомый человек, то трудно ему отказать. Ну а если везёшь какое-то начальство, то, вообще, положение безвыходное, приходится, в нарушение всех лётных законов, идти у него «на поводу». Безусловно, ситуацию нужно всегда держать под контролем, а не спать в таком полёте.

Из довольно многочисленных подобных случаев, не могу назвать ни одного, кто бы не смог удержать самолёт в горизонте. Конечно разница есть, один сразу замечает и крен и уход самолёта с курса , другой через 10-15 секунд, но никто не упадёт и в штопор не свалится, так сконструирован самолёт и не будем лезть в эти тонкости. Среди летавших справа была и моя жена Тамара и неплохо управляла. Правда юбка, надетая на ней, гораздо хуже чем штаны. Пилотировал, и довольно успешно, Серик Умбетов, возглавлявший в своё время министрерство сельского хозяйства Казахстана. Мы однажды его забрали на границе с Актюбинской области, куда он был доставлен актюбинцами на МИ-8. Далее с посадкой в Булдурты и следующая посадка в Чаганском, где его встречала наверное вся область . Одних машин я тогда насчитал не менее полсотни.

Ещё один такой случай их серии пилотирования далеко не авиационными людьми. В Бейнеу работали наши два-три экипажа постоянно, и для контроля там должен был находиться командир звена. В это время там руководил экипажами я. К вечеру экипажи заканчивают работу и на ужин собираются в одном месте, где готовились обеды и ужины на все экипажи. Приходит командир воздушного судна Сосновцев, с ним незнакомый человек, Иван его представил, оказался наш, из Уральска, с Иваном они были знакомы с детства. Садимся ужинать, а борщи там готовили отменные, новый знакомый бутылочку ставит. Ну немного можно, говорит Иван, за знакомство. Я «закрыл глаза» на это нарушение, просто предупредил, чтобы не увлекались. За всё на точке отвечает командир звена, ему решать.

Вот наш новый знакомый и говорит:

- Посмотрю, вроде все пилоты не такие уж атлеты, а как же они летают? Я сначала ничего не понял, но вижу, Иван подмаргивает глазом. Думаю, ладно, слушай дальше. Он продолжает:
- Летел от «Опорной» до «Бейнеу», думал руки отвалятся, такая нагрузка на штурвал. Как вы целый день летаете? Тут я пошёл на кухню мыть тарелку, Иван за мной и шепчет:
- Я ему триммер увёл полностью, и он весь полёт упирался в штурвал, давя его от себя. Мне этот трюк тоже был давно знаком. Возвращаемся, и с невозмутимым видом я говорю, что это только длительными тренировками можно достичь. Так он и ушёл, качая головой и удивляясь.

2 kpb  
0
Я благодарю Валерия Николаевича, за возможность рассказать интересные, на мой взгляд, случаи из жизни, и не только связанные с авиацией.
Я часто вспоминал этот случай. Но если ты рассказываешь людям, которые не летали на самолётах даже пассажирами, то понять этот мощный выброс адреналина и даже мысль о последней секунде своего существования на этом свете, а потом «ржать» вспоминая страхи… Мне кажется, понять это может, даже не пилот (вот и Вы, Аркадий, пишете, что в этом такого, обычный случай), а лучше человек, связанный с авиацией, но не летчик. И еще, я подумал, зачем же я брал с собой фотоаппарат ФЭД и фотографировался в полете, 23 года молчал? Спасибо, еще раз Валерию Николаевичу.

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |