Категории раздела

Мои статьи [125]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [112]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Личная жизнь [18]
Размышления и документы жизни автора. Экономический анализ бюджета семьи и другие личные и интимные подробности жизни.
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [7]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [38]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [45]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
А.С. Пелипец и его потомки [12]
Воспоминания нашего земляка, военного лётчика - Пелипец Александра Семёновича. Статьи друзей и родственников
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [28]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [8]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [6]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница Жанаузень марченко пенсия ленин коммунизм масон donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек Советский Союз выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Маренков Анатолий Кассель Уральский Аэропорт Рахимов Мамаджон Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники россия Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Социализм Фурманово Природа Свобода оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие симферополь безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень кустанай Джаныбек совхоз Пугачёвский кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов смирнов дефолиация Западно-Казахстанская область Михаил Захаров Джизак Дмитрий Сацкий Молотков АГАПОВ Пиунов Карачаганак Павел Шуков Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу доходы Капустин Яр расходы Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка песчанка аксай Надежда Тузова кравченко Пётр Кузнецов Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Рысачок Гидропресс апа АТБ Амангалиев О.И. пожар двигателя Як-12 Пугачёвский КДП капитан УТР Сергей Бормотин дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак санитарное задание Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев пятигорск Анатолий Нестулеев маи Виктор Рябченко пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов таллин Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского петренко Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин семейный бюджет джезказган База ЭРТОС Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов слон Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур парашют владивосток орал Заяц котов Яков Сегал петухово
Суббота, 24.06.2017, 13.43.54
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Михаил Раков

Химия, Брест и «Бедулино царство»

Вся моя служба была связана с первой АЭ. Командиром был Тарабрин Е.В., затем Конаныхин. Но речь вовсе не о командовании нашей АЭ. А хотелось бы сказать несколько слов о командире самолёта Минуллине Г.А. 

Долгое время с ним работал вторым пилотом Рашид Шафигулин, с которым я жил в общежитии аэропорта. Минуллин Галимзян, Гена, как мы его звали, был из тех командиров, которым вторых пилотов не назначали, а он их выбирал сам. Говорить о том, что это не простое сочетание личностных качеств этого человека, от которых зависит многое, не стоит, всё и так ясно, у Минуллина был заслуженный авторитет у командования и, вообще, в отряде. Поэтому Гена, как опытный и заслуженный командир, вначале присматривался ко второму, а затем предлагал работать с ним. Для меня он был как что-то не досягаемое, умный, требовательный, опытный организатор работ на точках в отрыве от базы. Но однажды ко мне подходит Рашид Шафигулин и говорит, что его планируют вводить в командиры (КВС), а на его место Минуллин «присмотрел» меня. Мне, конечно, было приятно, но я чувствовал и ответственность. Ведь я ещё совсем "зелёный", а тут такой командир!

У Рашида я расспросил об особенностях характера Галимзяна. Говорю ему, что вы та оба татары и вам легко понять друг друга, а вот смогу ли я? Он говорит, сможешь, у него жена русская, воспитала. Но есть у него одна слабость, любит он с  критическим остатком топлива полетать, рискованный очень. Я говорю, а что в этом случае делать? Да ничего особенного, выходи из самолёта и садись на колесо. Ну а в остальном, он нормальный, сам разберёшься. Вскоре Рашида начали вводить в КВС, а я начал работать с Г.А. Минуллиным.

Работали мы много, у Гены были  допуски ко всем видам работ, пилот первого класса. Слетались мы с ним тоже хорошо, друг друга понимали с полуслова. Про наш разговор с Рашидом я всегда помнил. Много раз напоминал о критическом остатке топлива, но это, с его стороны, была скорее проверка меня на бдительность, а не потому, что он сам не видел горящих красных лампочек сигнализации критического остатка топлива. И «садиться на колесо» мне не приходилось. И о разговоре с моим предшественником, я Галимзяну не рассказывал. Он много доверял мне, передавал свой опыт не только по лётной практике, но и большое внимание уделял организации работ на точках в отрыве от базы. Минуллин один из лучших наших лётчиков, наставник. Он готовил достойных кандидатов в КВС.

В1978г нашему отряду впервые было предложено участвовать на хим-работах в республике Беларусь. Работа по разбрасыванию удобрений, Брестская область. Наш экипаж тоже готовился к этим работам. Нам предстоял не совсем простой перелёт. Усложнялся он тем, что выполнить мы его должны в переходный период, ранней весной. Это мы потом будем вначале перегонять самолёты в устойчивую погоду, а  рейсовым самолётом летим работать. А первый раз мы сразу летели работать. Во всех промежуточных портах мы подолгу сидели из-за плохой погоды. Карты, по которым мы прокладывали маршруты, были устаревшими, нам приходилось самим наносить посёлки и даже города. Местность густо населённая, а мы привыкли к пустынной.  Леса, болота всё это впервые. Очень много военных точек. Своим перелётом мы не мало хлопот доставляли наземным службам. Группа из 10 самолётов занимала большое воздушное пространство. А нас нужно было принять, заправить, разместить, накормить. В штурманской нам порой места не хватало.

Но перелёт закончился удачно, и нас распределили по точкам, по колхозам и совхозам. И мы с Минуллиным ГА попадаем в колхоз "Советская Белоруссия". Это Брестская область, его территория граничит с Польской границей. Для меня это было каким-то чудом. Я служил в Польше, а теперь работать буду совсем рядом. Мог ли я, когда служил, подумать об этом? Конечно, нет. Колхоз, в котором нам предстояло работать, был не совсем обычным. Нам много приходилось работать в разных хозяйствах, и мы видели, что жизнь простых крестьян зависит от руководителя данного хозяйства. Колхозом "Советская Белоруссия" руководил не простой человек, Герой Социалистического труда по фамилии Бедуля Владимир Леонтьевич. Его образование - двухнедельные курсы председателей (были когда-то такие). Это "самородок", хозяйственник от Бога. Бедуля В.Л. сумел создать колхоз, где жить и работать было одно удовольствие. В последствии мы с Минуллиным будим называть его хозяйство "Бедулино царство".

Устроиться на работу в это "царство" было не просто. Собеседование проводил председатель лично. Будь то специалист или простой рабочий, он давал испытательный срок, и не две недели, как требовало тогда трудовое законодательство, а два года. И всё это время кандидаты были под его контролем. На должность он специалиста не ставил, сначала ходил  в рядовых, пока себя не покажет. В колхозе было правило, если человек показывает себя как хороший работник, то ему не нужно беспокоиться о своём огороде, своём личном хозяйстве. Всё будет сделано за счёт колхоза и без участия хозяина. И корма привезут и огород вспашут. Но если не совсем оправдываешь доверие, то тебе всё сделают только за твой счёт. Все об этих правилах знали и прежде чем придти в это хозяйство, хорошо думали. Ну а если за время испытательного срока совсем не показал себя с хорошей стороны, то «собирай чемоданы». Тебе дают время выбрать другое место, колхоз выделит машину, бесплатно отвезут.

А жили его колхозники в благоустроенных домах-коттеджах. Улицы асфальтированы и освещены. Созданы все условия для жизни и работы молодёжи. В центре посёлка построен ресторан совсем не похожий на наши, «советские». Всё было построено в западном стиле. В самом Бресте такого не было. Поэтому ресторан не пустовал. Построен он был на колхозные средства, затем продан государству. Но ресторан то остался в колхозе и в этом ресторане и нас кормили, в банкетном зале. По тем временам отделка и красота нас просто поражала. В нём была и гостиница, но жили в ней в основном иностранцы и многочисленные гости, которые приезжали перенимать опыт передового хозяйства.

А мы жили в г. Высокое, это недалеко от колхоза, в простой гостинице. Город Высокое сформировалось на высоком левом берегу реки Пульвы, притоке Западного Буга и впервые упоминается в летописях в XIV веке под названием Высокий Город. Позже он стал более известен как Высоко-Литовск. Это название сохранялось вплоть до 1939 г. За нами был закреплён новенький автобус «ПАЗик». По тем временам это роскошь, обычно экипаж на аэродром возили в открытом кузове грузовой машины. Автобус приезжал, забирал нас, вёз в колхозный ресторан, мы завтракали, а потом с рабочими нас доставлял на аэродром. Обед нам сначала привозили на аэродром но потом мы освоились "принаглели" и стали ездить и обедать и ужинать тоже в ресторан. Кормили нас отменно, можно было заказать всё, что душе угодно и всё это за счёт колхоза. С проверкой приезжали к нам командир лётного отряда Евдокимов, инспектор по безопасности полётов и Кашинцев и уезжать им с нашей оперативной точки не хотелось.

Председатель Бедуля В.Л. лично сопровождал нас на аэродром в первый день начала работ. Он указал на две кучи удобрений, которые больше напоминали гору "Арарат", вернее две таких горы и сказал, что это всё надо выбросить  на поля и луга. И вообще, оставайтесь работать на весь год, работы хватит. В то время это хозяйство могло содержать самолёт круглый год и в течении года самолёт был обеспечен работой. И ещё интересный факт, у него, как и у всех председателей, была машина "Волга". Но он ею почти не пользовался, а передвигался на попутном транспорте или пешком. А машина была то на свадьбе, то на банкете, в общем, в пользовании колхозников. У Бедули В.Л. был авторитет настолько велик, что когда он ехал в обком, его там ждали и даже боялись. Боялись его честности, справедливости и неподкупности.

Работа шла, и кучи удобрений медленно, но уменьшались. Вскоре к нам прислали "трёхножку". Это огромный трактор с такой же большой прицепной тележкой, для разбрасывания удобрений. Вмещалось в неё тонн пять. Колёса у этого трактора выше человеческого роста. За счёт большой площади колёс, при передвижении трактор не портил травяной покров. Рядом с водителем сидел хронометрист, считал количество выездов. Дело у нас пошло ещё быстрее. Но выполнить всю работу за месяц командировки мы явно не успевали, и нам пришлось задержаться.

Первое мая в Белоруссии за большой праздник не считали, и мы тоже работали. А вот 9 Мая - это святое. Мы решили этот выходной использовать как культурное мероприятие. Поехали в Брест, в Брестскую крепость. Нам повезло побывать на Дне победы там, где был принят первый удар немецких войск. Было это здорово, мы и не мечтали об этом. Посмотрев торжества, мы собирались возвращаться домой.

Но здесь произошло то, что мы предусмотреть не могли. Дороги, ведущие в "Бедулино царство", были закрыты, так как была вспышка эпидемии ящура. Это мы потом узнали, что ящур был не в нашем хозяйстве, а далеко от нас, но предусмотрительный хозяин не стал рисковать и закрыл дороги к себе. Мы обратились в обком партии и оттуда позвонили Бедуле В.Л. Он нам даёт указание брать такси и ехать домой, пропуск нам выпишут в обкоме. Но командировка наша подходила к концу, денег на такси у нас не было, о чём мы и сказали Бедуле. Его это ни сколько не смутило, берите такси и подъезжайте к конторе. Нам выписали пропуск, мы подошли к таксисту и всё объяснили. Таксист не стал раздумывать, Владимира Леонтьевича, мне кажется, в Белоруссии знали все, взял наш пропуск, и мы поехали домой. Приехали в контору, все расписались в ведомости, таксист довольный поехал обратно, а мы, получив "праздничные", вернулись домой.

Нам предстояла ещё интересная работа в этом хозяйстве, внесение удобрений на границе. Я служил в армии, но как устроена граница, я не знал. Вкратце опишу. Идёт колючая проволока, через 800 метров опять проволока, это наша территория, через 100 метров опять проволока, это тоже наша земля, затем через 5 метров проволока, но 2,5 метра наши и стоит пограничный столбик, а дальше Польская земля. Вот эту 800 метровую полосу мы и должны обработать. Все наши данные были переданы пограничникам и нашим и польским, разворот строго в сторону нашей территории. Нам хорошо была видна вся граница и польская земля. Так я ещё раз увидел землю, где проходила моя служба. А обработка этого участка границы давала возможность этому хозяйству снимать несколько раз урожай травяной массы со своей территории. Наши работы подходили к концу, хотя удобрений ещё оставалось много, хотя и сказывалась работа "трёхножек", которые в производительности нам не уступали. Мы их называли наземной авиацией.

В своём рассказе я мало коснулся самой лётной работы. Да работа как работа, с некоторыми особенностями. Леса, болота, ограниченные площадки и т.п. Об этом хорошо и полно описано у других активных авторов сайта, например, у Белкина и Калюжного. Но мы жили среди людей, которые и жили и работали в особенном месте, в "Бедулином царстве". Хотя рядом в других хозяйствах была жизнь иной, намного хуже. Мне хотелось просто подчеркнуть, что в Советские времена было много руководителей хозяйств, которые все свои силы, знание и трудовой опыт отдавали своему народу и делу, которым они занимались. Потом мне ещё не раз придётся работать в Белоруссии, но уже с другими командирами, в других районах, других хозяйствах и впечатления от работы и жизни были, вполне естественно, другие.

Пройдёт несколько лет и я совершенно случайно, в одном из книжных магазинов Уральска, увижу книгу со знакомым мне названием "Бедуля". Там описан его жизненный путь и что сейчас он уже дважды Герой Социалистического труда. Интересно, если ещё жив, помнит ли он наш экипаж.

Михаил Раков, Уральск, октябрь 2012

Категория: Михаил Раков | Добавил: donguluk (26.10.2012) | Автор: Михаил Раков
Просмотров: 1102 | Комментарии: 2 | Теги: белоруссия, АХР, Рашид Шафигулин, евдокимов, высокое, Кананыхин, Владимир Леонтьевич Бедуля, тарабрин, Минуллин, брест | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2  
Спасибо Люба за положительную оценку моего труда. Очень приятно.

1  
Прочла рассказы Михаила Ракова на сайте Донгулюк «Химия, Брест и «Бедулино царство», «О себе и о друзьях», «Курсант, техник, пилот». Понравились все и особенно рассказ о «Бедулином царстве». На фоне общей позиции автора статьи, позиции скромного честного труженика, лишённого тщеславных амбиций и, видимо, способного быть счастливым от простых человеческих радостей, например, от общения с хорошими людьми, как-то выпукло монолитом вырастает фигура Бедули – руководителя передового хозяйства в Белоруссии. Такие «самородки», руководители с талантом организатора и психолога «от Бога» действительно вызывают восхищение и уважение. Невольно из подсознания возникает параллель: разные люди – разные судьбы, но есть одна общая черта присущая, может быть, только тем, кто имеет в себе осознание некой своей правды, своей правоты. И именно эта внутренняя позиция принятия ответственности за свою судьбу и позволяет человеку самому принимать решения, не винить тех, кто не захотел или не смог помочь и поддержать, не изливать желчь зависти или хуже того, злобы. В этом есть своя сила, которая всегда помогала хорошему человеку быть выше удачливости и успешности, так рекламируемой в современном мире. Ничего против карьерного роста я не имею, у кого он сложился, да ещё заслуженно (как у Бедули) – честь и хвала(!), а у кого не сложился – это ещё не повод перечёркивать проживаемую жизнь и считать себя из-за этого невезучим. Вот такие размышления навеяны рассказами Михаила Ракова.

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2017 |