С
легкостью, вскочив на колесо, а с него на крыло, Володя быстро перебрался на середину.
Держась за расчалку, привычным движением, снял чехол с трубки ПВД (приемник воздушного движения), и открутил струбцину-стяжку «предкрылка».
Затем, наступая на «дужки нервюр» (дюралевые профили крыла), чтобы не порвать
обшивку крыла, дотянулся до струбцины закрылка и снял ее. Спрыгнув на землю, он
продолжил «расчехлять» самолет. Ни авиатехника, ни тем более, второго пилота,
на этом частном аэродроме не было. Стоявшие поодаль, и наблюдавшие за ним, военные вертолетчики,
со своими детьми и женами, конечно, были не в счет. Они приехали, чтобы
отметить день авиации, ну и уговорили Калюжного покатать их на самолете,
показав окружности Тольятти с высоты птичьего полета.
Как они его разыскали, одному Богу
известно. Хотя без служителя культа, здесь не обошлось. У Володи, сначала, был небольшой шок, от такого предложения.
Ведь с того момента, когда он последний раз держал в руках штурвал, прошло 19
лет. Но, не зря в авиации, ни когда не говорят, «бывший летчик». Ты, или
летчик, или нет. Если что и забылось в голове, то руки, никогда не забудут.
Это, как плавать. Один раз научился, и всю жизнь будешь уметь, не смотря на
любые перерывы.
В свое время, Володя, как и многие из нас,
много работал в отрыве от базы. Будучи, любознательным, он, как и я,
интересовался устройством самолета, часто помогая в обслуживании, а то и в
ремонте самолета. Поэтому, при необходимости мог заменить, а то и обойтись без
авиатехника и даже без второго пилота. Вот теперь и настал такой момент.
Полностью подготовив, и запустив,
двигатель, он стал выруливать на старт. Первый полет он решил сделать в одиночку,
чтобы не отвлекаться, и не спеша вспомнить все мелкие нюансы. Но, тут с ним
увязался поп из местной церквушки. Он был в длинной рясе с большим крестом на
груди. Чтобы «не гневить Бога», Володя разрешил ему сесть в фюзеляж, на
пассажирское сиденье. Взлет произвел, будто 19-ти лет перерыва в полётах и не
было. Не только руки, но и голова все помнила. Опять перед глазами, открылась
прекрасная панорама земли с огромным городом Тольятти вдали.
В этот момент в кабину залез батюшка и
попросился посидеть за штурвалом. Ну что ж, садись на правое сиденье. Это была
незабываемая картина. Православный поп вместо второго пилота во всей своей
амуниции, вполне успешно, управлял
самолетом. Хотя это продолжалось всего минуты 4, батюшка остался очень
довольный. После посадки, он быстро, куда-то сходил, и принес маленькую иконку,
которую подарил отважному летчику, Володе, от чего, тот был тронут до глубины души! Потом он показал вертолетчикам свое свидетельство пилота 1-го класса, и
рассказал, что раньше был командиром авиаэскадрильи.
Видимо, поэтому они не побоялись сесть в
самолет, взяв своих жён, детей и даже
внуков. Их набралось более 20-ти
человек. Пришлось делать два рейса по 20 минут. Все вертолетчики были одеты в
серые, хлопчатобумажные костюмы, которые
им, видимо, выдавали, когда летали. Почти у всех у них были огромные усы и
бороды, так как многие служили на Северном флоте, в Морской Авиации, а стрелять
летали к нам в Казахстан в «Соршиганак»,
за Балхашом. Каждый из них считал за честь, хотя бы чуть-чуть посидеть
за штурвалом. Садились в кресло второго пилота, представлялись: «Командир
вертолета Ми-126, Иванов (Петров, Сидоров и т.п.)». Пристегивался, ноги «под
ремни» (на педали). – «Держите курс 160! (градусов)» - «Есть, держать курс
160!». И так каждый, по 2 – 3 минуты.
Они радовались, как дети! А маленькая
девочка, которую Володя посадил себе на колени, верещала и хлопала в ладоши от
безумного счастья. После посадки все стали фотографироваться рядом с «живым»
летчиком. Рядом на площадке демонстрировали свое мастерство авиамоделисты,
запуская радиоуправляемые самолеты и планера в голубое небо. В стороне под шатром был накрыт стол с
шашлыком, пивом и водкой. Праздник получился на славу! Но Володя, привязав
самолет на стоянке, и от души попрощавшись со всеми, сел в свой автомобиль и
уехал в Тольятти, где его ждало ночное дежурство на работе.
Эти полеты разбередили его душу. Тем более,
что у них в ЦСКБ «Прогресс» уже
выпускают новый самолет, «Рысачок», который возможно придет на смену
знаменитому Ан-2, а ведь «бывших летчиков»
НЕ БЫВАЕТ! |