Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Четверг, 25.04.2024, 09.42.29
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Новые "Повести Белкина"

Оказывается всё просто!

Как-то, еще в старом аэропорту, стоял туман. Погода была не летная и в кабинете командира отряда, М.С. Лоенко, собрались Афанасьев, Королев, Смирнов и Тарабрин. Они решали какие-то, свои вопросы. Вдруг, снаружи послышался непонятный рокот, похожий на звук летящего самолета. Все переглянулись, в недоумении: кто это в такую погоду отважился летать.

- Это  Ли-2 – сказал Тарабрин.  
- Нет! Не похоже! Кажется это Ми-4 – предположил Смирнов.  
- Да, нет! Это же Ан-2! – возразил Лоенко.  
- Ну, ты и загнул – возмутился Афанасьев и, отодвинув занавеску с окна, попытался посмотреть на небо.

Каково же было их удивление, когда источником звука оказался тарахтящий БУЛЬДОЗЕР, проезжающий мимо окна.  Он что-то расчищал за штабом летного отряда. Раздался дружный хохот, который было слышно далеко за пределами кабинета. 

Этот случай показал, что иногда непонятные вещи, объясняются очень просто. Сколько было случаев, в авиации, когда что-то происходит внезапно, не понятно из-за чего.  Особенно неожиданным бывает отказ двигателя. Очень редко двигатель отказывает по вине инженерно-технического состава. Там  люди достаточно грамотные, хорошо знающие и выполняющие свою работу. А вот от беспечности самих экипажей, никто не застрахован.

Иногда летчики забывают открыть бензокран перед запуском двигателя. На самолете бензобаки находятся в крыльях, и при малейшем наклоне самолёта на стоянке, бензин начинает перетекать с баков одного крыла в баки другого. Чтобы этого не происходило (перед взлётом на самолёте должно быть примерно равное количество бензина в обоих группах баков), на земле, во время заправки, обычно закрывают бензокран.  Но потом, перед запуском, иногда забывают его открыть. В этом случае двигатель все равно запустится, так как в карбюраторе и в трубопроводах, бензина еще достаточно. На нём самолет успеет даже вырулить на старт, а если действовать быстро, то и взлететь. Вот тут-то как раз и происходит отказ.

Исход  в этом случае зависит от профессионализма самого летчика.  Не всякий выходил из такой ситуации победителем. Бывало, это кончалось поломкой самолета, так как не всегда впереди оказывалась ровная площадка для посадки. Но, настоящие летчики, обычно справлялись с таким «казусом».

 Однажды, когда мы работали в Узбекистане, такое случилось буквально на моих глазах.  Командир звена Анатолий Васильевич Молотков, прилетел к нам на точку для дозаправки. Пока закачивали бензин, он беседовал с экипажами, находившимися здесь. Солнце уже готовилось к закату, поэтому надо было торопиться, чтобы успеть вернуться засветло. После заправки он побежал к самолету и быстро вскочил в командирское кресло. Запустив двигатель, он сразу ринулся на взлет. Когда самолет оторвался от земли и уже набрал метров 20 – 25,  двигатель заглох. Все мы, наблюдавшие за таким «резвым» взлетом, от неожиданности потеряли дар речи. Самолет стремительно пошел вниз. Но ведь там сплошные арыки! Приземлиться там невозможно! Мы с ужасом наблюдали за его падением. Но, не долетая каких-то 3 - 5 метров, двигатель, вдруг заработал, и самолет, не коснувшись земли, снова набрал высоту. Мы все облегченно вздохнули, поняв, что произошло. 

Перед запуском, Молотков забыл открыть бензокран. После взлета и набора 30 метров, двигатель резко остановился. Поняв причину сразу, он мгновенно открыл кран, и  стал быстро качать ручку «альвеера» (ручного бензонасоса). Не долетев до земли, двигатель заработал, и Васильич, подхватив штурвал, не дал самолету зацепиться колесами шасси за края арыка. Вновь набрав высоту, он продолжил полет, как ни в чем не бывало.  После этого один из пилотов, наблюдавших эту картину, повернулся к остальным и, вознеся руки, с многозначительным выражением лица, произнес:

- Ну, это же Молотков!!! -  словно речь шла о знаменитом летчике-испытателе. Все быстро закивали головами, в знак согласия, еще не успев, оправится от такого шока. 

Немного другой случай, но тоже с отказом двигателя, произошел с Владимиром Калюжным. Он в сентябре 1983 года прилетел в Таловку, Джаныбекского района, Уральской области, на АХР по внесению удобрений на «пары». Экипаж, где 2 пилот был Вениамин Красиков, и авиатехник Аскар Бегайдаров,  выставлял командир звена, Виктор Красиков. После организационных работ, они, поужинали и легли спать. Среди ночи раздался стук в дверь. Оказалось, это водитель бензовоза  приехал из Джаныбека.  Они, накануне, отправляли его за авиатопливом.

- Куда слить бензин? А то, мне уже надо ехать, за 76-м. – спросил он.  
- А куда обычно выливали предыдущие экипажи? – спросил Калюжный.  
- В цистерну, на аэродроме – говорит он.  Ну не ехать же с ним среди ночи.  
- Вот туда и выливай – сказал Володя, проявив полную беспечность, не подумав о возможных последствиях.

На следующий день, проявив полную бесконтрольность, он лично, а так же авиатехник, а по большому счету и командир звена, не удосужились слить и проверить отстой из цистерны, на предмет посторонних примесей. Начав полеты, они быстро вошли в ритм работы. Командир звена, подписав нужные документы и разрешив экипажу работать самостоятельно, отбыл на базу, для выполнения других задач, возложенных на него.

На четвёртый день, после заправки бензином и загрузки удобрений, самолет в очередной раз произвел взлет против ветра. Его путь проходил как раз через мазары, казахские могилы, где возводились памятники из кирпича и бетона, некоторые из них были значительной высоты и, в случае отказа двигателя на взлете, они представляли серьезную угрозу. Но об этом никто  не задумывался. Набрав 50 метров и убрав закрылки, Володя стал разворачиваться влево. Вдруг неожиданно двигатель заглох. Моментально, не испытывая ни малейшего страха, они  совершили нужные действия. Самолет быстро снижался, с левым креном. Второй пилот стал резво качать ручку «альвеера», а Калюжный пытался запустить двигатель стартером. Неизвестно, что помогло в данном случае, но перед самой землей  двигатель заработал.  Обычный инстинкт самосохранения, заставил  выровнять и посадить самолет, буквально «вырвав» его у земли. После посадки, двигатель опять заглох.

Отбуксировав самолет на стоянку машиной, техник, наконец, «умудрился» слить отстой. Первое ведро – солярка, второе – солярка, и только в третьем ведре появились признаки авиационного бензина. Оказывается, перед ними в совхозе работали солдаты на уборке хлеба, они заливали в цистерну дизельное топливо. После их отъезда, какое-то количество его, там и осталось. По мере выработки бензина, заборный шланг с фильтром опускался все ниже и ниже, пока не засосал на дне солярку. Пока к двигателю поступал бензин, он работал. Самолет даже успел взлететь. Но как только в мотор стала поступать солярка, он сразу же заглох.

Хорошо хоть все закончилось благополучно. После посадки все смеялись и радовались, но не долго. Когда Володя закурил, то не мог попасть сигаретой в рот. Он вдруг начал осмысливать всю серьезность случившегося. Потом они целый день промывали жиклеры и фильтры карбюратора двигателя, ожидая приезда бензовоза со «свежим» бензином. С той поры Калюжный всегда проверял качество топлива, периодически сливая отстой из заправочных емкостей. Ведь другого «счастливого случая» может и не произойти.

Чтобы простому читателю было легче понять весь смысл происходящего, я нарочно в рассказе опустил некоторые технические подробности. Для специалистов напомню, что перед запуском двигателя, по инструкции положено прочитать «молитву» - специальную карту, где расписаны все действия перед запуском и взлетом. Это, как оглавление в книге. Второй пилот зачитывает пункт, а командир выполняет действие и вслух докладывает о его выполнении. Там есть и такой пункт: - Бензокран – командир должен проверить его открытие и доложить: Открыт! Но, видимо, что-то не учли разработчики этого правила. Карта получилась длинноватой,  с множеством не нужных пунктов. По крайней мере, для маленьких самолетов. Поэтому ее читали только при полете с «проверяющим».  В повседневных же полетах никому и в голову не приходило читать то, что и так всё автоматически выполняется каждый раз. Особенно при полетах на АХР, где и так каждая потерянная секунда выливается в снижение производительности. Поэтому все действия выполняются по «памяти», а память человеческая не совершенна, в автоматическом режиме можно что-нибудь и забыть. Далее. При попадании  солярки вместо бензина, происходит отказ работы двигателя. Дело в том, что фильтры и жиклеры карбюратора на двигателе АШ-62ИР рассчитаны исключительно на бензин. От более вязкой по сравнению с бензином солярки, они просто забиваются, вначале обедняя смесь, а потом и совсем прекращая подачу топлива, да и температура воспламенения у дизельного топлива намного выше. В результате двигатель отказывается работать.

Но все это начинаешь анализировать на земле, на которую, прежде всего надо удачно приземлиться. Вот, тут-то и проявляется мастерство и приобретенный опыт. Поэтому причиной большинства летных происшествий, оказывается «человеческий фактор», а не мистическое стечение обстоятельств, или другие непонятные причины.

На снимке: Командир звена Анатолий Молотков в центре, слева Пётр Бурлаченко, справа Виктор Красиков 


Категория: Новые "Повести Белкина" | Добавил: donguluk (20.12.2011) | Автор: Валерий Белкин E
Просмотров: 711 | Комментарии: 1 | Теги: гсм, Лоенко, афанасьев, АН-2, тарабрин, бензокран, узбекистан, смирнов, Молотков, белкин | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Rustalk  
0
Да наверное когда работа доходит до автоматизма, уже и не вспоминаешь не о каких обязательных действиях. Наверное поэтому нельзя сделать из робота человека, а из человека соответственно робота. Можно сделать только человека-оркестра))))

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |