Выпускники
нашего института, обладая хорошими фундаментальными знаниями, часто находили
своё «место в жизни» не только в сферах своей специализации, полученной за
время обучения, но и в других многочисленных направлениях деятельности авиации
(и не только авиации). Поэтому некоторые, наиболее грамотные и целеустремлённые
наши выпускники, довольно часто, через многочисленные препоны и трудно
преодолимые обстоятельства, «пробивали» себе дорогу непосредственно в небо, то
есть переучивались на лётные специальности. Много
среди выпускников механического факультета работали бортовыми инженерами и
техниками, как, например, наш староста нашей группы Виталий Тищенко, который до
настоящего времени летает в качестве ведущего бортового инженера на ИЛ-76 в
различных точках мира, а некоторым даже удавалось получить и квалификацию
пилота. К числу таких можно отнести и ОЛЕГА
БАШМАКОВА, который окончил механический факультет нашего института на
год позже нас, в 1973 году. Февраль 1985 года. Олег тогда работал в Рижском
объединённом авиаотряде. Поступило срочное санитарное задание, самолёт с врачом
на борту должен был приземлиться на площадку одного из районов, чтобы спасти
жизнь новорожденного ребёнка. Погода была, как говорят пилоты, «на пределе», в
это время года погода в Латвии достаточно неустойчивая, изменчивая, но
формально видимость позволяла выполнить полёт. Состояние посадочной площадки,
которая была на уже подтаявшем льде озера, тоже вызывало определённое сомнение
– слякоть, мокрый снег, вода. Олег к тому времени был уже в руководстве лётного
отряда и решил выполнить это задание сам, в составе экипажа, так как не
исключалась необходимость подбора посадочной площадки с воздуха. Расстояние свыше 200 километров,
долетели до места. Визуально осмотрели место посадки, приняли решение садиться.
Конечно, было это достаточно рискованно, но решалась жизнь только что
появившегося на свет человека. Достаточно большой накопленный опыт выполнения
подобных полётов у Олега был. Сели. Из-за размокшего снега рулили с большим
трудом, колёса буквально зарывались, Была большая вероятность поставить самолёт
на нос, но кое-как выползли. Скорая помощь подъехала, подбегают к самолёту,
несут такую своеобразную капсулу, сантиметров 80, может длиннее немного,
говорят, что там новорожденный семимесячный ребёнок. Запас кислорода на один
час. Нереально, сюда летели час с четвертью, времени «впритык». Но выбора не
было, ребёнок нуждался в квалифицированной помощи в условиях республиканской
больницы, ценой вопроса была его жизнь. Быстро «загнал» всех в самолёт, закрылись, запустил, прогрел
двигатель, как следует, вывел почти на взлётный режим, а самолёт стоит, как
прирос к снегу, слишком большое сопротивление, стоит мёртво. Опять всех выгнал,
велел раскачивать самолёт за нижнюю плоскость, хоть кратковременно от этих
колебаний освобождая поочерёдно каждое колесо. В такт раскачиваний самолёта несколько
раз поработал рычагом управления шагом винта, переставляя винт с малых углов
атаки лопастей на большие, «порычал». Бог был на нашей стороне, в комплексе с практически
взлётным режимом эти манипуляции всё-таки привели к страгиванию машины. Время «подпирало»,
все в самолёт, порулили, взлетели. Конечно, летели на режиме максимальной скорости, на
повышенном режиме, двигатель «жалеть» в этих условиях было бы преступлением. В
отведённое время уложились. «Антон»-трудяга не подвёл. Самолёт этот в своём
классе был, пожалуй, самым удачным, как по своим лётно-техническим, так и по
экономическим показателям. Поэтому и летает до сих пор вот уже в течении
шестидесяти лет. Если не «наглеть» и сильно его не «насиловать», то ему ещё
летать да летать, может быть только в процессе эксплуатации разумно дорабатывать
и модернизировать в свете современных технических достижений. Сели, параллельно полосе едет машина «Скорой помощи»,
встречающие уже были озадачены нашими проблемами, время истекало, поэтому
старались максимально быстро принять наш драгоценный груз. Затормозили,
выключили двигатель, от машины к самолёту уже бежали люди в белых халатах. Быстро,
профессионально пересоединили шланги капсулы, обеспечивая малыша «свежим»
кислородом, погрузились в машину и умчались, включив сирену. Казалось бы, рядовой полёт по санитарному заданию, несколько
отягощённый сложившимися обстоятельствами, но эта история никогда Олегу не
давала покоя. В голове постоянно крутился вопрос: «Жив ли этот человек, мальчик
это был, или девочка, жива ли мать ребёнка, ведь прошло уже почти 30 лет». Хотелось
бы просто узнать, а если повезёт, то и увидеться, самому убедиться, что тогда
рисковал не зря. События 90-х, развал Союза, вынужденная смена места работы
как-то не позволяли организовать поиск этих людей раньше, теперь же решил
обратиться на передачу «Жди меня». Но данных для организации поиска было очень мало,
единственное, что Олег знал, это имя врача санитарной авиации, с которым он и
выполнял это задание. Таких врачей было немного, поэтому он и запомнил, как её
звали. Но помнил «на слух», как пишется эта фамилия, он не знал, сложные у
латышей фамилии на «русское ухо». Тем не менее, в Латвии стали искать этих
людей. Выбрали наиболее созвучные имя и фамилию: Силобриеда Марика (не уверен,
что написал это верно). Искали врача - педиатра, которая 27 лет назад работала
в санитарной авиации в Риге. Доктора Марику нашли, выяснили, что ребёнок выжил,
узнали, что это была девочка, назвали её Ильзой. Следы Ильзы вели в Ирландию. Начали поиски уже в этой
стране, выяснили, что она действительно жила там вместе с мамой. Там же
познакомилась с молодым человеком, который приехал тоже из Латвии на заработки.
А нашли Ильзу как раз накануне её свадьбы.
Ильза рассказала, что мама говорила про историю её рождения,
но не так подробно, как это потом рассказал сам Олег, но она его хорошо
помнила, пыталась что-то узнать, но известные обстоятельства не позволили
довести это дело до конца. Родилась она совсем маленькой, весила всего в один
килограмм, потому что родилась семимесячной. Была она любимицей всей семьи и
звали её «Маленьким Килограммчиком», часто баловали. В феврале 2013 года наконец состоялась встреча Олега со своей
«крестницей», он встретился с Ильзой в Риге, в которую они приехали уже из
разных государств. Рассказ Олега и его стремление разыскать её растрогали до
слёз. Просто невероятно, что вот этого «Маленького Килограммчика» он когда-то
довёз до Риги в больницу, несмотря ни на что, в голове не укладывалось, что
можно вот так, спустя много лет, разыскать человека, практически ничего о нём
не зная. И вот теперь этот «Килограммчик» превратился во взрослого человека,
которому, конечно, всё это было важно и трогательно, как и самому Олегу. Мог ли
он представить, какой будет встреча с этим человеком, спустя 27 лет, когда
садился на замёрзшее озеро, ради его спасения. Ильза просто рыдала, Олег тоже не смог сдержать «скупой,
мужской слезы». Они смешно передавали букет цветов друг-другу, который принесла
Ильза, Олег возвращал цветы, напоминая о том, что Ильза невеста. Даже у
зрителей их встречи не было возможности сдержать эмоций. Конечно же, это
событие несомненно станет основой для их дальнейшей дружбы. Летает Олег, несмотря на уже довольно «солидный» для пилота
возраст, до настоящего времени летает. Освоил несколько типов летательных
аппаратов, работал в разных аэропортах, облетел весь мир, сейчас руководит
одним из лётных центров под Москвой. 1 Телеканал, «Жди меня», 22 марта 2013г. |