Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Суббота, 20.04.2024, 09.24.57
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи друзей

Коррида с самолётом

Было это еще в старом аэропорту, когда у нас еще были самолёты Як-12. 

Самолет Як-12А в конце 50-х и в 60-х годах широко эксплуатировался в нашем предприятии. Он выпускался в трех вариантах. Для сельскохозяйственных работ Як-12А был оборудован специальной авиационно-химической аппаратурой для опрыскивания и опыливания растений. В санитарном варианте в кабине самолета можно было перевозить больного на носилках и врача. Для пассажирских перевозок Як-12А был оборудован достаточно комфортабельной (для того времени) кабиной. На этом снимке командир воздушного судна Морковин и авиатехник Трушков у самолёта Як-12. 

Было их у нас что-то около десяти единиц, использовались они на авиационно-химических и других работах по применению авиации в народном хозяйстве. Для посадки ему была необходима совсем маленькая площадка, поэтому он был незаменим в противочумной станции, отделения которой были разбросаны по всей области, преимущественно в барханной местности. Каждый сезон там работали 3-4 самолёта. Заказывали самолёт и геофизики и геологи, тогда появились первые предпосылки к тому, что на севере области есть большие запасы углеводородов, что потом и подтвердилось успешным открытием и последующей промышленной разработкой Карачаганакского газоконденсатного месторождения. На базе постоянно дежурили санитарные Як-12. На этом самолёте даже выполнялись вообще экзотические работы, например, лечение детей при заболевании коклюшем. Самолёт с больным ребёнком и врачом набирал высоту, затем резко снижался, перепад давления оказывал благотворное влияние на состояние больного. Только потом в Уральске появилась барокамера, которая использовалась при лечении этого заболевания.

Конструктивно самолёт был достаточно прост, поэтому особых затруднений в его технической эксплуатации не было. Для запуска двигателя, управления сельскохозяйственной аппаратурой и тормозами использовалась воздушная система, особенности эксплуатации которой и послужили темой для моего короткого рассказа.

Послали как-то авиатехника Жигулина еще с одним техником (фамилию его уже и не помню) на дальнюю стоянку произвести переконсервацию двигателя на самолете Як-12. В то время уже широко использовались самолёты Ан-2, а Як-12 был «на подхвате», часть их уже не использовалась, они были законсервированы. Кстати, последний вылет на самолёте Як-12 произвёл командир воздушного судна Халитов. Он несколько сезонов уже в новом аэропорту работал с геологами в посёлке «Алебастровый», к средине 70-х годов все Як-12 были списаны и разделаны в металлолом. Я принимал участие в разделке одного такого самолёта. Поражает прочность фермы фюзеляжа, изготовленной из стальных трубок. Трактор С-100 одной гусеницей заезжал на эту ферму, а она выдерживала этот вес и не деформировалась. Так что пришлось разрезать её сваркой. На снимке командир воздушного судна Четвёркин и авматехник Жигулин, но снимок относится ещё к более раннему периоду, когда они эксплуатировали самолёт По-2, который был первым базовым самолётом Уральского авиапредприятия. 

Получив задание, техники пришли на стоянку. Для переконсервации нужно было запустить двигатель, а в воздушной системе воздуха нет, не совсем герметична была система, и за длительное время стоянки воздух полностью стравился. Нужно было тащить к самолёту тяжёлый воздушный баллон. Техники были опытные, раньше работали ещё на По-2, поэтому решили запустить двигатель не сжатым воздухом, а по «старинке», при включённом магнето резко провернуть воздушный винт, двигатель и запустится. Операция эта достаточно опасная, после первых вспышек в цилиндрах двигателя нужно оберегаться лопастей винта, может зарубить, таких случаев в авиации было достаточно много.

Один сел в кабину, а второй стал крутить винт за лопасти. Самолёт перед этим долго стоял, все контакты свечей зажигания вполне естественно были залиты маслом, двигатель не запускался. Тогда Жигулин, установив газ чуть побольше малых оборотов, вылез из кабины пилотов, чтобы помогать крутить винт, вдвоём можно приложить усилия резче. Стали он вдвоем таким способом запускать, двигатель сразу заработал, а самолёт, вполне естественно, поехал прямо на них, так как воздуха в системе не было, а колодки под колеса они не поставили. Разбежавшись в разные стороны, они пропустили самолет, когда он проехал мимо них, стали его догонять, чтобы как-то остановить его. Бегут они за самолетом, а он попал одним колесом в ямку, развернулся, и поехал назад прямо на них. Видя такое дело, они побежали от него снова в разные стороны.

Всё это происходило на самой дальней стоянке, рядом проходила дорога, дальше железнодорожные пути. Надо сказать, что ограждением аэропорта было тогда условным, стояли столбики с колючей проволокой, за ограждением никто не следил, оно во многих местах было уже разрушено, были протоптаны тропинки, по территории аэропорта ходили посторонние люди с целью сокращения своего маршрута. В этот момент мимо проезжал мотоциклист, видя, что на стоянке творится что-то не то, он остановился и стал с интересом наблюдать за происходящим. Самолет, попав в углубление на земле, теперь повернул в сторону мотоциклиста. Мотоциклист, видя такое дело, стал поспешно заводить мотоцикл, чтобы уехать от греха подальше. Но при этом, видимо впопыхах забыл включить на мотоцикле зажигание. При таких условиях запуска мотоцикл, конечно, воспротивился и не захотел заводиться. А самолет все ближе и ближе. Мотоциклист бросил мотоцикл, кинулся бежать, но уже без мотоцикла.  В конце концов, компрессор двигателя самолёта накачал в систему воздух, сработали тормоза, и самолет сам остановился.

Хорошо, что всё закончилось без особых последствий, могли и сами пострадать и самолёт поломать, да и постороннего человека напугали не на шутку, всё могло закончиться трагично. Вот к чему приводят нарушения элементарной технологии технического обслуживания и игнорирование требований руководящих документов. Этот неординарный случай рассказал мне радиотехник Винокуров Владимир, которого сейчас уже нет, он был его свидетелем этого случая, а я решил поделиться с посетителями сайта, так как всё меньше и меньше остаётся работников, которые ещё помнят Як-12 и людей его обслуживающих.

Александр Тихонов, Сердобск, август 2012

На нижнем снимке командир воздушного судна Халитов.

Категория: Статьи друзей | Добавил: donguluk (09.09.2012) | Автор: Александр Тихонов
Просмотров: 759 | Теги: винокуров, Трушков, По-2, Халитов, аэропорт, Четвёркин, уральск, Як-12, Жигулин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |