Было это еще в старом аэропорту,
когда у нас еще были самолёты Як-12. Самолет Як-12А в конце 50-х и в 60-х годах широко
эксплуатировался в нашем предприятии. Он выпускался в трех вариантах. Для
сельскохозяйственных работ Як-12А был оборудован специальной авиационно-химической
аппаратурой для опрыскивания и опыливания растений. В санитарном варианте в
кабине самолета можно было перевозить больного на носилках и врача. Для
пассажирских перевозок Як-12А был оборудован достаточно комфортабельной (для
того времени) кабиной. На этом снимке командир воздушного судна Морковин и авиатехник Трушков у самолёта Як-12. Было их у нас что-то около десяти единиц, использовались они
на авиационно-химических и других работах по применению авиации в народном
хозяйстве. Для посадки ему была необходима совсем маленькая площадка, поэтому
он был незаменим в противочумной станции, отделения которой были разбросаны по
всей области, преимущественно в барханной местности. Каждый сезон там работали
3-4 самолёта. Заказывали самолёт и геофизики и геологи, тогда появились первые
предпосылки к тому, что на севере области есть большие запасы углеводородов,
что потом и подтвердилось успешным открытием и последующей промышленной
разработкой Карачаганакского газоконденсатного месторождения. На базе постоянно
дежурили санитарные Як-12. На этом самолёте даже выполнялись вообще
экзотические работы, например, лечение детей при заболевании коклюшем. Самолёт
с больным ребёнком и врачом набирал высоту, затем резко снижался, перепад
давления оказывал благотворное влияние на состояние больного. Только потом в
Уральске появилась барокамера, которая использовалась при лечении этого
заболевания. Конструктивно самолёт был достаточно прост, поэтому особых
затруднений в его технической эксплуатации не было. Для запуска двигателя,
управления сельскохозяйственной аппаратурой и тормозами использовалась
воздушная система, особенности эксплуатации которой и послужили темой для моего
короткого рассказа. Послали как-то авиатехника Жигулина еще с одним техником
(фамилию его уже и не помню) на дальнюю стоянку произвести переконсервацию
двигателя на самолете Як-12. В то время уже широко использовались самолёты Ан-2,
а Як-12 был «на подхвате», часть их уже не использовалась, они были
законсервированы. Кстати, последний вылет на самолёте Як-12 произвёл командир
воздушного судна Халитов. Он несколько сезонов уже в новом аэропорту работал с
геологами в посёлке «Алебастровый», к средине 70-х годов все Як-12 были списаны
и разделаны в металлолом. Я принимал участие в разделке одного такого самолёта.
Поражает прочность фермы фюзеляжа, изготовленной из стальных трубок. Трактор
С-100 одной гусеницей заезжал на эту ферму, а она выдерживала этот вес и не
деформировалась. Так что пришлось разрезать её сваркой. На снимке командир воздушного судна Четвёркин и авматехник Жигулин, но снимок относится ещё к более раннему периоду, когда они эксплуатировали самолёт По-2, который был первым базовым самолётом Уральского авиапредприятия. Получив задание, техники пришли на стоянку. Для
переконсервации нужно было запустить двигатель, а в воздушной системе воздуха
нет, не совсем герметична была система, и за длительное время стоянки воздух полностью
стравился. Нужно было тащить к самолёту тяжёлый воздушный баллон. Техники были
опытные, раньше работали ещё на По-2, поэтому решили запустить двигатель не
сжатым воздухом, а по «старинке», при включённом магнето резко провернуть
воздушный винт, двигатель и запустится. Операция эта достаточно опасная, после
первых вспышек в цилиндрах двигателя нужно оберегаться лопастей винта, может
зарубить, таких случаев в авиации было достаточно много. Один сел в кабину, а второй стал крутить винт за лопасти. Самолёт
перед этим долго стоял, все контакты свечей зажигания вполне естественно были
залиты маслом, двигатель не запускался. Тогда Жигулин, установив газ чуть
побольше малых оборотов, вылез из кабины пилотов, чтобы помогать крутить винт,
вдвоём можно приложить усилия резче. Стали он вдвоем таким способом запускать,
двигатель сразу заработал, а самолёт, вполне естественно, поехал прямо на них,
так как воздуха в системе не было, а колодки под колеса они не поставили.
Разбежавшись в разные стороны, они пропустили самолет, когда он проехал мимо
них, стали его догонять, чтобы как-то остановить его. Бегут они за самолетом, а
он попал одним колесом в ямку, развернулся, и поехал назад прямо на них. Видя
такое дело, они побежали от него снова в разные стороны. Всё это происходило на самой дальней стоянке, рядом
проходила дорога, дальше железнодорожные пути. Надо сказать, что ограждением
аэропорта было тогда условным, стояли столбики с колючей проволокой, за
ограждением никто не следил, оно во многих местах было уже разрушено, были
протоптаны тропинки, по территории аэропорта ходили посторонние люди с целью
сокращения своего маршрута. В этот момент мимо проезжал мотоциклист, видя, что на
стоянке творится что-то не то, он остановился и стал с интересом наблюдать за
происходящим. Самолет, попав в углубление на земле, теперь повернул в сторону
мотоциклиста. Мотоциклист, видя такое дело, стал поспешно заводить мотоцикл,
чтобы уехать от греха подальше. Но при этом, видимо впопыхах забыл включить на
мотоцикле зажигание. При таких условиях запуска мотоцикл, конечно, воспротивился
и не захотел заводиться. А самолет все ближе и ближе. Мотоциклист бросил
мотоцикл, кинулся бежать, но уже без мотоцикла.
В конце концов, компрессор двигателя самолёта накачал в систему воздух,
сработали тормоза, и самолет сам остановился. Хорошо, что всё закончилось без особых последствий, могли и
сами пострадать и самолёт поломать, да и постороннего человека напугали не на
шутку, всё могло закончиться трагично. Вот к чему приводят нарушения
элементарной технологии технического обслуживания и игнорирование требований
руководящих документов. Этот неординарный случай рассказал мне радиотехник
Винокуров Владимир, которого сейчас уже нет, он был его свидетелем этого случая,
а я решил поделиться с посетителями сайта, так как всё меньше и меньше остаётся
работников, которые ещё помнят Як-12 и людей его обслуживающих. Александр Тихонов, Сердобск, август 2012 На нижнем снимке командир воздушного судна Халитов.
|