Категории раздела

Мои статьи [125]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [111]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Личная жизнь [18]
Размышления и документы жизни автора. Экономический анализ бюджета семьи и другие личные и интимные подробности жизни.
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [7]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [38]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [45]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
А.С. Пелипец и его потомки [12]
Воспоминания нашего земляка, военного лётчика - Пелипец Александра Семёновича. Статьи друзей и родственников
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [28]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [8]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [6]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница Жанаузень марченко пенсия ленин коммунизм масон donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек Советский Союз выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Маренков Анатолий Кассель Уральский Аэропорт Рахимов Мамаджон Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники россия Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Социализм Фурманово Природа Свобода оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие симферополь безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень кустанай Джаныбек совхоз Пугачёвский кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов смирнов дефолиация Западно-Казахстанская область Михаил Захаров Джизак Дмитрий Сацкий Молотков АГАПОВ Пиунов Карачаганак Павел Шуков Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу доходы Капустин Яр расходы Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка песчанка аксай Надежда Тузова кравченко Пётр Кузнецов Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Рысачок Гидропресс апа АТБ Амангалиев О.И. пожар двигателя Як-12 Пугачёвский КДП капитан УТР Сергей Бормотин дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак санитарное задание Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев пятигорск Анатолий Нестулеев маи Виктор Рябченко пожар Алексей Былинин Алтунин Александр Тихонов таллин Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского петренко Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Бжезинский Олбрайт тетчер свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин семейный бюджет джезказган База ЭРТОС Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов слон Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур парашют владивосток орал Заяц котов Яков Сегал петухово
Вторник, 23.05.2017, 19.46.32
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи друзей

О КОЧЕВНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА

Кризис, охвативший человечество на переломе второго и третьего тысячелетий, коренным образом отличается от пережитых  потрясений за всю историю существования вида Homo sapiens. Современный кризис, определяемый многими исследователями как антропологический, затрагивает фундаментальные основы бытия человека, с трагической остротой ставя перед ним гамлетовскую дилемму «быть или не быть – вот в чем вопрос?»

В этой, пронизанной эсхатологическими предчувствиями ситуации, лучшие умы человечества в попытках найти ответ на брошенный историей вызов, все более пристально вглядываются в   самого человека, стремясь постичь досель неведомые, глубинные  пласты его загадочной природы. Постепенно приходит понимание того, что раскрывая сущность и природу человека, можно найти решение многих жгучих проблем современности.

Канувший в Лету противоречивый ХХ век сделал немало в развитии философской антропологии как своеобразной сердцевины антропологии – универсального учения о человеке. Естественные и гуманитарные науки накопили огромный эмпирический и теоретический материал, который подлежит глубокому и всестороннему философскому анализу. Не будет преувеличением вывод о том, что мы стоим на пороге поистине небывалой революции в постижении нами самих себя и сквозь «магический кристалл» философии и науки пока еще в смутной форме вырисовываются контуры новой парадигмы человека.

В ее основе лежит идея о неизбежной грядущей трансформации современного типа человека – продукта постиндустриальной западной цивилизации в человека-кочевника. «В современную эпоху быстротечных изменений, - пишет почетный профессор римского университета «Сапьенца» Пьетро Прини, - человек вновь открывает свою кочевническую природу. Наиболее ярким подтверждением тому служат нетерпеливые поиски новых ощущений, нового стиля жизни, нового языка, которые в последние десятилетия приобретают среди молодежи индустриально развитых стран форму протеста некоей «контр-системы». Вновь обретается вкус к забытым кустарным ремеслам и нестандартным человеческим взаимоотношениям, ставятся смелые и оригинальные эксперименты в плане создания новых форм социальной организации, делаются попытки избежать хаоса, проявляющегося в автоматизме городской жизни, наблюдается стремление к празднику как торжеству космических сил и ритмов, что находит свое отражение в новых культах с характерным для них буйством ощущений» [1, с.110].

Как явствует из этого пассажа, будущее человечества связано с приходом цивилизации кочевников – людей, кредом которых выступает странствование как в физическом пространстве, так и в беспредельных глубинах своей собственной души…

Человек, странствующий из края в край, человек-кочевник… Размышления над этим малоисследованным феноменом человеческого бытия приводят к выявлению, по крайней мере, двух побудительных сил к кочевничеству, понимаемому в самом широком смысле этого слова. Одну из них выразил русский поэт Ф.И.Тютчев в следующих строках:

Из края в край, из града в град
Судьба, как вихрь, людей метет,
И рад ли ты, или не рад,
Что нужды ей?… Вперед, вперед! [2, с. 53].

Здесь имеется в виду некая объективная фатальная сила, обрекающая человека помимо его воли  на странствования. Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Луис де Камоэнс, Джордано Бруно, Рене Декарт, Михал Клеофас Огиньский, Джордж Гордон Байрон, Николай Бердяев, Иван Бунин, Мустафа Шокай, Мухаммед Хайдар Дулати, Мухтар Ауезов – вот далеко неполный перечень великих людей, вынужденных по воле судьбы расстаться с родиной и скитаться по чужбине.

А сколько было безвестных изгнанников и скитальцев?! Не об этом ли писал древнеримский император, философ-стоик Марк Аврелий: «Жизнь – борьба и странствование по чужбине»  [3, с. 19].

О другой побудительной силе к кочевничеству говорится в автобиографическом произведении  «Жизнь Арсеньева» лауреата Нобелевской премии по литературе 1933 года,  великого русского писателя И.А.Бунина.  Вспоминая, что «рос я в великой глуши», он писал о родине своего младенчества так: «Пустынные поля, одинокая усадьба среди них…Зимой безграничное снежное море, летом – море хлебов, трав и цветов... И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание… Но грустит ли в тишине, в глуши какой-нибудь сурок, жаворонок? Нет, они ни о чем не спрашивают, ничему не дивятся, не чувствуют той сокровенной души, которая всегда чудится человеческой душе в мире, окружающем ее, не знают ни зова пространства (выделено мной - Т.С.), ни бега времени. А я уже и тогда знал все это. Глубина неба, даль полей говорили мне о чем-то ином, как бы существующем помимо их, вызывали мечту и тоску о чем-то мне недостающем, трогали непонятной любовью и нежностью неизвестно к кому и чему...» [4, с. 340-341]. 

                                                                                                                                                             В свете приведенного отрывка не представляется случайным тот факт, что И.А. Бунин много путешествовал по свету, посетил Цейлон, Сирию, Палестину, Турцию, Египет, Алжир, Тунис, Грецию, изъездил почти всю Европу.  В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» главный герой этого произведения самое первое в своей жизни путешествие - поездку в город вместе с отцом и матерью вспоминает как «самое далекое и самое необыкновенное из всех моих последующих путешествий» [4, с. 342]. 

Если тютчевские строки свидетельствуют о внешнем по отношению к человеку детерминирующем факторе, подвигающем его на странствования,  то у И.А. Бунина побудительной силой к кочевничеству является внутренний импульс, который условно можно назвать зовом пространства. И с большой долей вероятности можно предположить, что одним из краеугольных камней творчества человека являются именно путешествия, странствования, скитания, т.е. физическое перемещение в пространстве.

Вот что писал польский писатель Ян Парандовский (1895-1978)  в своем романе о великом итальянском гуманисте и поэте XІV века Франческо Петрарке: «Странствия были ему также необходимы, как воздух, как открытое небо над головою. Он был прирожденный бродяга, и даже язык его – это язык странника, в котором то и дело мелькают такие слова, как дорога, тропа, поле, странствие, корабль, путь, конь, поклажа. Ими насыщена не только прямая речь, но и поэтические образы, сравнения и метафоры» [5,  с. 386].

Итак, можно предположить, что имеющий архетипический характер зов пространства составляет  субстанциональную основу кочевнической природы человека.

А чем же определяется это извечное, неодолимое стремление человека к странствиям?

Поиск ответа на этот вопрос сопряжен с обращением к анализу универсального отношения «человек-мир».

Размышляя над книгой известного ученого С.Л.Рубинштейна, А.С.Арсеньев предлагает рассматривать отношение «человек-мир» как «расщепление Природы на две стороны, из которых одна (Человек) может быть понята как Природа, в своей бесконечной интенсивности свернутая в точку, а другая (Мир) – как она же экстенсивно развернутая (в частности, в пространстве и времени). Одновременно внутри Человека есть Нечто (или Некто), экстенсивно бесконечно разворачивающееся на весь Мир, а в Мире Нечто (или Некто) бесконечно интенсивно сворачивающееся, с чем в своей глубине непосредственно связано и человеческое «я». Употребляя аналогию из астрофизики, можно сказать, что Человек это черная (рефлексия) и белая (трансцендирование) дыра» [6, с.135]. Иными словами, Мир есть развернутый в пространстве и во времени Человек, а Человек есть свернутый в небольшом пространстве Мир.

В поэтической традиции данное обстоятельство русский поэт XIX века Ф.И. Тютчев выразил в следующих строках:

Дума за думой, волна за волной – 
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там – на просторе, -
Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой [2, с. 96].

Исходя из такой характеристики человека, можно предположить, что зов пространства – это спонтанное, бессознательное стремление Человека развернуться в Мир, обрести в единстве с ним свое экзистенциальное «Я».

Об этом свидетельствует вся история человечества – самоотверженная   деятельность мореплавателей, землепроходцев, исследователей-путе-шественников, кочевой образ жизни номадов, охотников, странствования пилигримов, паломников, современный туризм, полеты космонавтов и т.п.

Поэтому в контексте номадизма в самом общем виде историю человечества  можно подразделить на три главных этапа.

На первом этапе все человечество представляло собой кочевников, основное кредо которых выражалось в суждении «Все свое ношу с собой». Именно благодаря кочевничеству, в поисках лучших условий жизнедеятельности люди смогли расселиться по всей нашей планете.

Второй этап ознаменовался разделением человечества на кочевничество и оседлость. Те люди, которые привязали себя к недвижимому материальному субстрату (недвижимому имуществу, возделанному полю, вещественному богатству) поневоле стали оседлыми, пребывая постоянно в одной и той же точке пространства.

Другая же часть человечества – особенно номады – следуя зову пространства, из поколения в поколения кочевали по просторам земли. И если оседлые люди становились пленниками материальных вещей, незримыми нитями привязанными к ним, то у кочевников-номадов, наоборот, вещи становились пленниками людей и всюду следовали за ними. Даже  жилище номадов – юрта, не говоря уже о других предметах, было приспособлено к кочевому образу жизни, являясь разборно-сборной оригинальной конструкцией:

Каждый народ создал жилище, Сообразно складу своего бытия. И повсюду человек привязан к жилищу Как пленник. Только у кочевников Жилище – пленники людей. Они движутся туда, куда идут люди. И в любом месте Готовы представить приют [7, с. 77].

В настоящее время начинается третий этап, возвещающий долгожданный приход цивилизации кочевников. «Что представляет собой будущее человечества: национализм или номадизм? Выглядит крайностью, но остается фактом заявление о том, что выразителем сущности нашей эпохи является скорее кочевник – человек, странствующий из края в край, – нежели народный мститель и ярый защитник территориальных и политических притязаний своего народа» – утверждает упоминавшийся Пьетро Прини [1, с. 108].

Это означает, что постепенно раскрывающаяся в современную эпоху кочевническая природа человека, преодолевая отягощающую силу материи, способна открыть новые горизонты для раскрепощения и возвышения человеческого духа и повернуть вектор духовного развития человечества с пути к закату на путь к рассвету.

Список использованных источников:

1 Прини П. Пространство и номадизм: будущее принадлежит кочевникам // Мировая экономика и международные отношения. – 1992. - №6.
2 Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М.: Правда, 1986. .
3 Аврелий Марк. Размышления. – Санкт-Петербург: ООО «Издательский дом «Кристалл», 2001.
4 Бунин И.А. Жизнь Арсеньева // Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1984.
5 Парандовский Ян. Петрарка // Алхимия слова. Петрарка. Король жизни. М.: Правда, 1990.
6  Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек и мир» // Вопросы философии. – 1993. - №5.
7 Акимов В. Из книги «Беловодия» // Простор. – 1996. - №6. 

Т.А. СУЛЕЙМЕНОВ, Шымкент, январь 2013

Другие статьи Тлеу Сулейменова на нашем сайте:

http://donguluk2010.ucoz.ru/publ/stati_druzej/slovo_ob_uchitele/3-1-0-279

http://donguluk2010.ucoz.ru/publ/stati_druzej/moj_zemljak_tleu_sulejmenov/3-1-0-126 
Категория: Статьи друзей | Добавил: donguluk (02.01.2014) | Автор: Тлеу Сулейменов E
Просмотров: 442 | Комментарии: 8 | Теги: акимов, шымкент, номады, Прини, арсеньев, Тлеу Сулейменов, Ян Парандовский, Кочевники, Мустафа Шокай, тютчев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 7
7  
Вполне корректно, тем более, что для такого активного автора на нашем сайте допустимы и более откровенные выражения, в подобных обсуждениях важна суть, а не форма. А Тлеу, уверен, поймёт и примет к сведению, у него достаточный опыт в таких диалогах. Защитить диссертацию тоже чего-то значит. Я, например, завидую ему, что он смог многого добиться в жизни, состоялся как учёный и просто как человек. Спасибо Анатолий за интерес к поднятым вопросам

6  
"Иди против ветра...и пусть тебе плюют в спину" (Хань Сян-Цзы)

5  
Коля, нельзя быть таким категоричным в своих выводах иподбирай, пожалуйста, более «мягкие» формулировки в отношении к авторам. Все
он  достаточно уважаемые для меня (да идля тебя) люди. Все они снизошли до диалога с нами-дилетантами, руководствуясь
чувствами землячества, совместной учёбы, работы и, не побоюсь этого слова,
дружбы в конце-концов, в различных аспектах её понимания.

4  
Добрый вечер, Коленька. Твоя логика вполне понятна,объяснима и имеет право на существование. Однако, всё нельзя нивелировать до
какого-то чёткого определения. Например, утверждение, которое ты принимаешь за
аксиому, что "не может целый народ быть тупым", весьма и весьма
спорно. На Земле достаточно территорий, население которых, мягко выражаясь,
отстаёт в развитии от передовых обществ. Кроме того, понятие "тупой"
тоже неоднозначно. В своём окружении индивидуум, его развитость ума, может быть
познана только в сравнении. Так что некоторые, кажущиеся на первый взгляд
истины  не абсолютны, не однозначны. Иделать на их основании какие-то выводы просто антинаучно. Должна быть абсолютно
доказательная база в любом исследовании. Философия, несмотря на кажущуюся простоту в восприятии любым человеком,тоже наука и, наверное, по сложности не проще даже высокоточных наук. Кажущаяся
"белиберда" может действительно быть билебердой, а может и раскрытием
и доказательством какого-то явления в жизни, хотя безграмотного обывателя порой
очень трудно убедить, что всё это  непросто слова, но логика - нить доказательств, на основании которого и строится
анализ. Я не имею специальной подготовки, поэтому по таким нюансам с
профессионалами спорить не отваживаюсь, грамотёшки не хватает, да и ума. Мне
тоже многое кажется очевидным, как для обычного человека, но я нахожу в себе
силы не принимать первое впечатление от изучаемого за истину, пытаюсь понять,
почему всё-таки так, а не наоборот. Многие "умные"  люди смеются, говорят, что яперестраховываюсь даже по пустякам, но так я себя чувствую увереннее, по
крайней мере, у меня всегда есть своё мнение, даже если оно отлично от мнений
других. Ну и опасайся всегда "общих фраз" типа: "Общество
рождает умных людей вне зависимости, хотят ли это правители или нет".
Подобные выводы и заключения характерны для какой-то конкретной идеологии, в
частности, в данном случае, прослеживается наследие Марксизма-Ленинизма. Вроде
бы оно и так, но на самом деле, может быть сделан и иной, противоположный
вывод, например, если вспомнить идеологию рабства и крепостного права, философы
того времени, например, так явно об этом не говорили и, тем более, не
утверждали. Всё это очень интересно и, при наличии более весомого остатка
времени жизни, можно было бы изучать и стараться понять, однако сегодняшнее моё
состояние не позволяет в полной мере заняться этим.

3  
Добрый Вечер, Коля. Всё там элементарно у Блина.Просто этот мальчик, который раньше жил на разъезде "Ангаты",
помнишь, наверное, около пятой бригады, потом переехели они в Бурлин, после
школы учился в каком-то нашем училище, распределился в Алма-Ату, работал там  в аэропорту, потом вдруг, почему-то сталкандидатом философских наук, преподаёт в Чимкенте, вот такие статьи пишет.
Просто это теперь у нас в Казахстане модно, "искать корни", ощущать
себя частью цивилизации и т.п. "извращения", вошедшие в политический,
идеологический спектр современной пропаганды. Анатолий его просто хотел "поставил
на место". Тлеу развивает мысль, что после всех "кочеваний"
казахстанский народ плавно войдёт в мировую цивилизацию. А Блин нашёл даже в
работах казахских философов мысль о том, что номады непредсказуемы и могут так
кочевать вечно, просто перейти на спиральное движение, то есть движение по
кругу. Хотя это объяснение ничего общего с философией не имеет. Если говорить о
движении во времени и пространстве, то геометрические понятия, такие как
прямолинейность, либо вращение, могут произвести впечатление только на
дилетантов. Один из законов философии утверждает, что развитие общества
действительно происходит по некой спирали и каждый следующий уровень имеет
новые качественные характеристики. Поэтому не только кочевники, но и все
остальные народы Земли следуют тем же путём. Толя, конечно, как выпускник ВУЗа
(даже технического), изучавший основы философии, в этих вещах разбирается,
однако не стал себя утруждать подобными мыслями и «ляпнул» одну из цитат, что «под
руку подвернулась».

1  
Уважаемый Валерий Николаевич! Большое спасибо за опубликование моего “опуса”. Желаю Вам здоровья, творческих удач на поприще беззаветной преданности нашей общей малой родине - Бурлину и земляческой солидарности.

2  
Какие красивые слова про Бурлин, большое Вам спасибо, ждуновых статей любой тематики. В Вашей работе прослеживается перо профессионала,
а то у меня, в основном, дилетанты, но искренние, а это немаловажно в работе,
которой я занялся на склоне лет. Тема достаточно актуальна в настоящее время
для Казахстана, а то "со всех трибун" только и слышно про убарнизацию
и строительство новых конгломератов. Успехов Вам, с удовольствием опубликую
любые Ваши статьи, с уважением, Валерий Колесников

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2017 |