В своих первых статьях на этом проекте я уже рассказывала о себе и некоторых мероприятиях, которые организовывала и проводила в авиаотряде, когда работала секретарём комсомольской организации. Посмотреть можно здесь и здесь.
В те далекие 70-е годы, когда партийная, комсомольская и профсоюзная организации принимали на себя роль активных и, порой, действенных рычагов влияния на жизнь каждого человека и авиатора, в частности, на всех уровнях управления проводились партийно-хозяйственные активы. В начале каждого года Казахское Управление ГА тоже проводило такие сборы ,нас приглашали в Алма-Ату, где перед нами выступал начальник КУГА Кузнецов Николай Алексеевич, подводил итоги прошедшего года и ставил задачи на новый год. На этом сайте можно найти и не такую официальную, можно сказать официозную характеристику деятельности нашего начальника управления, она, по мнению автора статьи, белее «приземлена», более реальна.
Вначале все собирались в актовом зале Управления (зал находился на седьмом этаже и называли его «Седьмое небо»), а потом все расходились по секторам. В то время инструктором, а потом старшим инструктор отдела политико-воспитательной работы по комсомолу нашего управления был Талгат Мусабаев, невысокий худенький парнишка, очень энергичный. Это был выпускник Рижского института инженеров гражданской авиации, потом он окончил Актюбинское высшее лётное училище, прошёл обучение в отряде космонавтов, выполнил несколько полётов в космос, возглавлял космическое агентство нашей республики, недавно был назначен советником Президента. Он не ходил, «летал» по Управлению, в быстром темпе спрашивал о делах в комсомоле на предприятиях, обладал феноменальной памятью, с момента первого общения запоминал фамилию и предприятие, потом называл всех по именам.
Доклада о работе комсомола Казахского правления ГА в истекшем периоде он не читал, как правило, вел живую беседу в форме вопросов и ответов. Меня, например, спросил, как съездили на турбазу, ведь вы планировали организовать поездку на турбазу? Я в некотором шоке от его осведомлённости, поняла, что он не формально просмотрел мой план работы на январь, но и запомнил детали. В то время культурно массовая работа у нас буквально «кипела», мы проводили вечера встреч с ветеранами, празднично отмечали День Аэрофпота, Международный женский день, совершали поездки на турбазу в зимнее и летнее время, проводили значительный перечень подобных мероприятий, комсомольцы нашего предприятия были достаточно активными.
Помню, секретарь комсомольской организации одного из предприятий нашего Управления, на замечание Талгата о том, что культурно массовых мероприятий проводится недостаточно, выдвинул ряд причин этого, в частности, что трудно привлечь комсомольцев к участию в спортивных мероприятиях. На замечание инструктора по комсомолу, что предприятие не вовремя подает соответствующие планы и отчеты, ответил, что он не освобожденный комсорг, Талгат сразу же, буквально «с налёта», привел пример моей работы комсомольской организации нашего предприятия: «Вот Антонина тоже не освобожденный работник. Но всегда и все успевает, дело не в безынициативности рядовых комсомольцев, а в недостатках организационной работы с ними".
Мусабаев всегда сам организовывал для нас культурную программу, это были поездки на известный каток Медео, посещение музеев и выставок, что позволяло оперативно и в плановом порядке ознакомиться с таким замечательным городом как наша столица Алма-Ата. Сейчас вот очень жалею, что не всегда принимала участие в этих мероприятиях. «одолевали» чисто житейские проблемы, снабжение в Алма-Ате было на уровень выше, чем в Уральске, традиционно нужно было купить пару килограммовых упаковок дефицитных в Уральске дрожжей (мечта любой хозяйки), утку (на не одну, где-то под Алма-Атой была громадная птицефабрика), да и побаловать своих знакомых, родных и близких знаменитым Алма-Атинским апортом тоже хотелось, поэтому чаще выбирала не экскурсию, а поездку на «Зелёный рынок».
Много позже, когда я работала на досмотре ручной клади пассажиров, обслуживали мы рейс на Астану. Я стояла наверху, проверяла билеты и паспорта. Как всегда была небольшая очередь и я, получая документы, мгновенно перевела взгляд на пассажира. Талгат Мусабаев! К тому времени он был уже известным космонавтом, но стоял в общей очереди! Я засуетилась. надо говорю через Vip-зал. Мне надо оповестить своего начальника, на что он спокойно ответил, чтобы я не беспокоилась, он летит в кабине как проверяющий и попросил меня пропустить его к самолету. Вот такой у нас скромный космонавт, знакомством с которым я горжусь.
В то время актив Уральского авиапредприятия представлял командир Агапов Вильгельм Павлович, секретарь парткома Кузнецов Борис Николаевич, председатель профкома Воротынцев Геннадий Михайлович и я, секретарь комитета комсомола. Здание Казахского управления гражданской авиации находилось в центре города напротив, ЦУМа. Недалеко была гостиница Казахстан, где мы и располагались. После того, как прошли все мероприятия, вечером мы пошли ужинать в ресторан при гостинице. Там уже было много наших авиаторов, место «бойкое», в управление съезжались со всех предприятий на различные мероприятия. Выпивали, «солидные» посетители просто ужинали и тихо беседовали между собой. Мы заказали бутылку сухого вина, графинчик водки, что-то из еды и начали ужинать, блюда вкусные, часто с элементами южной экзотики. В это время пришли музыканты, начали играть. Авиаторы никак не реагировали на музыку, продолжая спокойно сидеть. Тут заиграла быстрая музыка, Борис Николаевич предложил мне потанцевать. Спиртное уже «согрело» и я согласилась, мы вышли ближе к музыкантам, начали танцевать. Сначала никто не обратил на нас внимания, но музыка играла все быстрее и от твиста шейка музыканты перешли уже на цыганочку. После достаточно напряжённого дня стало хорошо и уютно, почувствовали себя совершенно раскрепощёнными, привлекая к себе внимание других посетителей, многие повставали со своих мест и окружили нас выкрикивая: «О-па и АССА», с кухни вышли, даже повара. Когда закончилась музыка, нам все хлопали , а к Борису Николаевичу даже подходили и пожимали руку (ему в ту пору было далеко за 40, а такое исполнение выдавало в нём увлекающуюся натуру и молодость души).
Ночью мы должны были вылететь в Уральск. Я попросила Геннадия Михайловича позвонить мне в 2 часа ночи, чтобы я привела себя в порядок, в аэропорт надо было выехать в 3 часа. Ровно в 2 часа звонок, Воротынцев Г.М. скомандовал «Подъем». Я быстро встала, накрасилась и жду, когда постучат в дверь. Стук в дверь, я быстро натягиваю сапоги, пальто в охапку и открываю дверь. На пороге в спортивном костюме, заспанный, явно не готовый к вылету, Геннадий Михайлович, ''Отбой, Тоня, рейс задерживается до 12 часов''. Это была первая аэрофлотовская шутка от командно-руководящего состава, потом были и другие, но это уже и другие истории.
Вообще, Геннадий Михайлович человек неординарной судьбы, как и автор этого проекта и, кстати, космонавт Мусабаев, он окончил Рижский институт инженеров гражданской авиации, работал в нашем предприятии сменным инженером АТБ, потом инженером лётного отряда, затем его избрали председателем профсоюзного комитете. Обладал значительным потенциалом теоретических знаний, переехал в Актюбинск, «осел» в высшем лётном училище, где, наверняка, познакомился и Талгатом, как с однокашником по институту, занимался преподавательской и научной работой. К сожалению не нашлось фото того времени, красивый и благородный мужчина. Как тесен мир, на этом проекте переплетаются судьбы достаточно разных людей, но, как оказывается, благодаря избранной профессии и стечению обстоятельств, имеющими много общего.
Наверное, далеко не со всеми выводами, сделанными авторами этого проекта в приведенных здесь ссылках, я бы согласилась, но, следуя принципам сайта, заключающемся в том, что каждый человек имеет право на «свою правду»;, посчитала вполне допустимым разместить их в своей статье. Наверное, многим этот материал покажется не актуальным, но это реалии нашей молодости, история жизни нашего поколения, а из истории, как из песни «слов не выбросишь», хотя идеологи перестроечного и так называемого «постперестроечного» периода очень активно и предвзято события «нашего времени» интерпретировали, успешно сумели поставить всё «с ног на голову». Результат налицо, воспитано «поколение потребления», поколение манкуртров, не помнящих родства, что и стало причиной экономических реалий сегодняшнего дня. И нельзя всё сваливать на мировой экономический кризис, кризис не в экономике, достижения которой теперь низвергнуты, а в головах современных «толкователей истории» Теперь, после публикации нескольких статей на этом проекте, и я достаточно обоснованно могу претендовать на вхождение в когорту людей, внёсших свой вклад в освещение, описание реальной истории нашего времени. .
Антонина Гидлевская, Уральск, январь 2016 |