|
Новаторство всегда безвкусно,
А безупречны эпигоны:
Для этих гавриков искусство —
Всегда каноны да иконы.
Новаторы же разрушают
Все окольцованные дали:
Они проблему дня решают,
Им некогда ласкать детали.
Отсюда стружки да осадки,
Но пролетит пора дискуссий,
И станут даже недостатки
Эстетикою в новом вкусе.
И после лозунгов бесстрашных
Уже внучата-эпигоны
Возводят в новые иконы
Лихих новаторов вчерашних.
Илья Сельвинский
|
Когда приходишь в отчий дом, сразу ловишь себя на мысли, что папы действительно больше нет. Хотя три года прошло... Слезы воспоминаний душат, а так хочется улыбнуться, вспоминая и рассказывая о нем, ведь он был светлым человеком. Несомненно, тепло его вещей помогает в этом: тумбочки, ящички, шкафчики - забитые технической литературой, нужными деталями, инструментами, схемами, письмами, любимыми книгами, среди которых и томик Сельвинского, альбомами (и просто стопками) с фотографиями. Достаточно эти ящички открыть, и ты рядом с папой.
Сермягин Дмитрий Дмитриевич (мой папа) родился 13 декабря того самого 1941 года в Уральске. Мама растила их с братом одна. Детство было не легким. Уже в 13 лет отец пошел работать. Первым местом работы был Ремзавод, электроцех, что и предопределило выбор профессии на всю оставшуюся жизнь. После получения аттестата зрелости в вечерней школе, папа пошел в армию. Служба на флотах Российских - одно из ярких воспоминаний в его жизни. Во-первых, четыре года – не малый срок, во – вторых, Русский флот – это гордость русской армии, где «честь мундира» и «патриотизм» не пустые звуки, а руководство к действию, так было, есть и будет. Быть верным долгу – одно из главных правил, но помимо этого там есть к чему стремиться: корабельные команды ракетоносцев, нашпигованных техникой, в принципе не могли бы быть терпимыми и взращивать внутри себя халатность, разгильдяйство, и тем более дедовщину. Как сказали бы сейчас, - перфекционизм этого сообщества зашкаливал.
Наверное, многие сейчас удивятся, но папе нравилась служба на корабле. Выросший на Урале, он отлично плавал, кто-то спрашивал – «где ж ты так в Казахстане плавать научился?». Папа отвечал – я из Уральска. «А, Урал, знаем, знаем», и неосведомленность собеседника в очередной раз играла с ним злую шутку. Через полгода после зачисления на корабль, его определили в команду гидроакустиков . Туда брали не всех – нужно было услышать все что движется на воде и под водой. В общем, природный слух и техническая грамотность позволили папе сделать карьеру на корабле, в некотором роде. К окончанию службы ему вручили предписание от адмирала флота на прохождение офицерских курсов, хотя сам он к этому не стремился. Курсы были пройдены в обязательном порядке, но после них он должен был вернуться на корабль. И это - интересный, но запутанный момент, детали которого я не до конца знаю. Он решает уехать из Мурманска во Владивосток, уже будучи офицером (!), где в срочном порядке подает документы для поступления в ДВПИ (Дальневосточный Политехнический Институт) на электротехнический факультет и поступает! Причем при конкурсе – 100 человек на место. Тогда этот факультет был как сейчас – нефтетехнологический – жутко популярный. Потом ему каким-то образом удалось добиться у местного военного морского командования, чтобы его отпустили, и он остается учиться во Владивостоке.
Отучившись два года, папа берет академический отпуск и приезжает в Уральск – 4 года (с последнего отпуска) он не видел маму и брата. А Владивосток – закрытый город – просто так не уедешь, просто так не приедешь. И так, оставив все дела там, он вернулся домой, хотя тоже ненадолго. С этого момента и начинается его жизнь в Уральске, как работника Уральского Аэропорта. Он был принят в службу РЭСОС (радиоэлектрообслуживания самолетов) механиком. На протяжении всей жизни отец вспоминал эту свою команду, работу. Умнейшие люди, с чувством юмора, а среди них ставший навсегда ближайшим другом – техник РЭСОС Владимир Винокуров, у него был большой опыт работы и основательные инженерные теоретические знания. Спустя годы, когда отец окончательно вернулся в Уральск, они вместе работали на заводе «Металлист». И как вспоминает сейчас мама, в компании, где были и другие их коллеги с «Металлиста», один из друзей при появлении дяди Володи говорил – «Боже!», на половину в шутку, но на половину всерьез – ведь он обладал абсолютной технической грамотностью для того времени. Отец тоже очень ценил и уважал его за это, и старался не отставать.
Когда я искала фотографии тех лет, нашла несколько рационализаторских предложений, которые были оформлены именно по результатам деятельности отца на посту механика службы РЭСОС в Аэропорту. Он был там на хорошем счету, хотя проработал и недолго. А в 90-е годы его звали туда (уже в новый Аэропорт) главным энергетиком, но он не пошел – здоровье не позволяло. Но это я забежала вперед. А тогда, с 1965 по 1967 годы он был механиком в аэропорту, после чего отправился учиться во Владивосток дальше (Запись в трудовой книжке: 12.11.65г. – Уральский объединенный авиаотряд – принят в ЛЭРМ (линейная эксплутационно-ремонтная мастерская, впоследствии АТБ (авиационно-техническая база) на должность механика РЭСОС 3 разряда. Уволен – 21.08.67г. по собственному желанию). Собственно это и все. Потому что все остальное – множество других историй, тоже интересных. Но я уверена, что папе было бы очень приятно видеть именно эту отдельную историю из его жизни, связанную с Уральским аэропортом, рассказанную всем желающим ее прочесть.
Есть еще фото тех лет с Аэропорта, и что поразительно, мне не удалось найти на них отца – он фотографировал всех – очень любил свое хобби. Эти фотографии скажут все сами за себя. (К сожалению тут грустный каламбур – я не могу никого назвать на этих фотографиях, кроме В.Винокурова)
Также есть вырезка из рекламного буклета «Аэрофлота» с романтичной красавицей стюардессой, глядящей высоко в небо, а на обратной стороне вырезки - надпись:
«На память другу Димочке от шалопаев РЭСОС-ников из Уральска – вспоминай иногда, им некогда. 2/VI – 68г.»
Ирина Сермягина, Уральск, сентябрь 2014 На снимках:
- Работники службы РЭСОС
- Дмитрий Сермягин на флоте
- Владимир Винокуров
- Удостоверение на рационализаторское предложение
- Красавица с рекламы Аэрофлота
- В фотоальбоме сайта (категория Аэропорт) размещена ещё одна фотография инженерно-технического состава слубы РЭСОС |