На пенсию я оформился в марте 2012 года, скоро уже год, как
не работаю, летом на даче, сейчас сижу дома. За время работы жилья мне так и не
дали. Когда мы стали вывозить немцев за границу, то за налёт за границей
платили в валюте. Из этих денег я не тратил ни копейки, копил. Насобирал четыре
тысячи долларов, купили мы четырёхкомнатную малогабаритную квартиру. По
нынешним временам это деньги «смешные» за такую квартиру, но когда все, в
средине девяностых, бежали, цены были такими. Живём вдвоём с супругой, 70 кв. м. хватает. Дочка с
сыном имеют свои семьи, живут отдельно. В советское время в отпуск я всё время ездил к тётке в
Ленинград, отдыхал там в отпуске. И вот несколько раз я там встречался с Иваном
Юрьевым. В группе у нас трое были высокого роста, Иван, Славка Жиляков и Варис
Янович, у которого отец был капитан рыболовецкого траулера в одном из колхозов
Латвии. Так вот Иван Юрьев работал тогда на поршневых самолётах, на Ил-14, в
цехе трудоёмких регламентов в аэропорту Пулково. Ходил я к начальнику АТБ в
Ленинграде, была идея перебазироваться в Ленинград. Принял он меня хорошо, я
объяснил, что вопросов с жильём, пропиской у меня не будет. Мне пообещали, что
возьмут, записали все реквизиты, дали номер телефона, я несколько раз звонил,
но, увы, не получилось, так и остался в Караганде. Привык. Пришёл сюда, два месяца проработал
инженером смены, потом, практически до самого
«развала» работал начальником смены. Хотя были предложения и на более
высокие должности в АТБ и в отряде. Потом работал уже в нашей «отпочковавшейся»
от отряда компании «Тулпар авиасервис», было два своих самолёта Ан-24 и два
взяли в Кустанае в аренду. Базировались сначала в Усть-Каменогорске, потом в
Алма-Ате, а потом в Астане. Работы было достаточно. Некоторые аэропорты
ремонтировали полосы и оборудование, а наши Ан-24 садились на грунт и мы
вывозили пассажиров. Пришлось полетать много, практически во все аэропорты
Казахстана мы летали, да и за его пределами. Толя Гаврилов на пенсии сейчас, но где-то работает в
какой-то частной компании. Они там в Тюмени втроём, или даже вчетвером, все в
КГБ работали, Гаврилов, Голованов и ещё кто-то, уже и не помню. Так вот,
Карагандинская хоккейная команда выступала, ну и сейчас выступает, в хоккейной
лиге России. Мы летали, возили свою команду на игры в Свердловск, в Тюмень. И
вот когда я был в Тюмени, а я там был два раза, в первый раз мне не удалось с
ним встретиться, даже следов найти не смог. А второй раз подумал, ну что я
стесняюсь, пошёл прямо в КГБ (ФСБ сейчас). Мне там ребята говорят, что ничем
помочь не могут, все данные закрытые, потом всё-таки уговорил. Объяснил, что
учились мы вместе, я приехал очень не надолго, времени нет искать его по
официальным каналам. Какой-то капитан сказал, где он работает. Я подхожу, а он
идёт мне навстречу, узнал его сразу, а он проходит мимо и не узнаёт. Он с
кем-то поговорил, я дождался, подхожу и здороваюсь. Так он меня и не узнал,
буквально до тех пор, пока я не сказал, что вместе с ним жили мы в одной
комнате шесть лет. Только после этого он узнал. Зашли к нему в кабинет,
поговорили немного, договорились встретиться на следующий день. Я попросил его
найти Юру Голованова, других наших однокурсников. Прождали очень долго, но
никто так больше и не пришёл. Теперь я думаю, что лучше бы я искал Юру
Голованова, мне кажется, что Толя был не очень обрадован нашей встрече, он и в
институте, несмотря на то, что мы жили шесть лет в одной комнате общежития,
как-то сильно не контактировал, цену себе знал, хотя в целом парень был
неплохой. Больше я его не видел. Вот недавно узнал некоторые подробности. И Юра Голованов и Толя Гаврилов отслужили в органах полный срок. Толя потом работал в Тюменском управлении заместителем начальника управления по авиационной безопасности. Затем на аналогичной должности в аэропорту "Рощино". Осенью 2012 года ушёл на пенсию, пока больше нигде не работает, тёща у него сильно болеет, ухаживает. Да и здоровье у самого Толи "не особенно", давление "скачет", видимо сказывается работа в органах, да и работа по авиационной безопасности, учитывая её современное состояние, здоровью не способствует. Детишек ему Бог не дал. Юра Голованов послее службы работал помошником депутата, теперь устроился где-то в Газпроме. Устроен нормально, два сына у него. Серёжа Быков до настоящего времени работает в Тюмени. Раньше был на севере области, в "Урае", дослужился до командира лётного отряда, потом уже в Тюмени, в "ЮТэйр" тоже долго руководил лётным отрядом этой международной компании, исколесил всю Африку. На сегодняшний день вот уже третий месяц перегоняет Ан-2 в ЮАР. У него сын, дочь, внуки. Про его деятельность хорошо рассказал его друг Башмаков, который учился на курс позже нас. Можно посмотреть в комментариях к статье http://donguluk2010.ucoz.ru/publ/stati_druzej/ehpizody_iz_zhizni_olega_bashmakova/3-1-0-152
Когда мы летали в Германию через Кустанай, там я встретил
Юру Петрова. Если помните, такой высокий, из седьмой группы, по-моему. Он там
работал начальником смены на перроне. Но сложилось такое впечатление, что он
хорошо «поддаёт», хотя в нашей работе это и не большая редкость. Очень давно встречал Мишу Лымаря. Он работал начальником АТБ
в Шевченко. Туда же потом «перетянул» Юру Цепляева. Лымаря сняли потом с начальников
АТБ, перевели в рядового инженера смены. Где-то в средине восьмидесятых годов я
переучивался в Алма-Ате на Ту-154, а Миша приехал изучать Ан-24. И вот мы с ним
встретились. Сначала вроде всё было ничего, но выдержать я смог только два дня.
Потом говорю ему, что больше не могу, выпивал он капитально. В нашей группе
Ту-154 был один техник, так вот он с ним
«сошёлся», и получилось «два сапога – пара». На занятия не ходят, сидим в
классе, смотрим, они уже потихоньку пошли в общежитие. Часа через полтора
приходят, уже «хорошие». Потом я слышал, что Юра Цепляев умер. В Караганде у нас работали Шнайдер, Мамраев, он учился или в
3, или в 4 или в 5 группе, уже и не помню, но не в нашем потоке. Ещё Вася
Дьяковский. Мы все вчетвером по распределению приехали в Караганду, втроём так
и работали в АТБ, а Дьяковский немного поработал и ушёл в ПДСП, ну не любит
человек на свежем воздухе работать. Когда в аэропорту всё развалилось, Вася
Дьяковский организовал частную компанию. Мамраев уже на пенсии три года, а
Шнейдер где-то в семидесятых годах «отличился». Наш Ил-18 подлетал однажды к
Москве и у него отказали все 8 генераторов. Но всё закончилось благополучно,
самолёт сел нормально. Они на самолёте делали форму технического обслуживания, что-то
некачественно смонтировали, произошло выбивание горячего воздуха. Всё там
поплавилось, замкнуло и генераторы на всех двигателях отказали. Шнейдера сильно
наказали тогда, он сильно обиделся и с Аэрофлота ушёл вообще. Года через
два-три я его встречал в городе, потом больше не видел, скорее всего он уехал в
Германию. Много разговоров было про Тасуна. Я тогда удивлялся, как
может такой молодой инженер в возрасте до тридцати лет, он, по-моему, в
Новосибирске работал, командовать таким большим коллективом в несколько тысяч
человек. Хотя, на мой взгляд, руководить управлением гражданской авиации легче,
чем работать начальником смены в авиационно-технической базе. Вот Толя Гусаров, говорят, всего добился сам, командует всей
гражданской авиацией Белоруссии. Кандидат наук, председатель объединения
руководителей предприятий страны. В Минске я тоже был несколько раз, наша малая
Тушка там летала, меняли самолёты, тяжёлые формы делали здесь, в Караганде, на
базе, потом Ту-154 у них брали в аренду, но это было давно, и тогда я о нём
ничего не слышал, а то обязательно зашёл бы. Толя у нас в группе был комсоргом,
упорный такой, целеустремлённый. Ну а староста нашей группы, потока и всего
курса Виталий Тищенко до сих пор летает бортинженером на Ил-76, был на всех
континентах и, говорят, осталось совсем мало стран на Земле, где он не летал. Уже и не помню, кто рассказывал про судьбу Валеры Землянова.
Если помните, женился он ещё в институте, поэтому приложил максимум усилий для
того, чтобы остаться в Риге. После распределения, поскольку он учился очень
даже не плохо и имел право выбора, а так же играл на баяне, некоторое время
работал директором нашего институтского клуба. Затем его призвали служить в КГБ.
И как-то сразу отправили в Минск в Высшую школу КГБ. Затем он долгое время
курировал Латвийское управление ГА. После установления Независимости был период,
когда на всех, кто служил в «Конторе», смотрели довольно косо. Но потом, и это,
как мне кажется, прошло, деловые люди нужны всегда, вне зависимости от их
политических убеждений, тем более, что убеждения можно легко поменять, как это
мы видим в последнее время сплошь и рядом. В последнее время Земляныч преподаёт
в Балтийской международной Академии. Это новое учебное заведение, возникшее на
обломках нашего института (по крайней мере, они приобрели здание институтского
клуба, новые помещения военной кафедры на учебном аэродроме, здание школы рядом
с нашей любимой столовой "Аэлита" и ряд других зданий и оборудования).
Но готовят они не «технарей», а всяких новомодных специалистов готовят.
Юристов, пиарщиков, переводчиков и других спецов гуманитарного направления. Кроме
того, Валера Землянов является президентом ассоциации детективов Латвии. Много из нашей группы работали в КГБ, наверное, половина,
если не больше. Меня тоже приглашали, в принципе я не возражал, однако
направили меня на медицинский осмотр, доктора запросили много анализов и
обследований, что-то я «плюнул» на это дело и больше не пошёл, а они не
настаивали, слишком уж престижной считалась эта работа по сравнению с
нашей, желающих и без меня было вполне
достаточно. Витя Мордвинцев так и живёт во Фрунзе, на родине. Дядька у
него был командиром эскадрилии на Ил-18, «протолкнул» его, летал он
бортинженером на Ил-18. Три с лишним года назад, я во Фрунзе был пролётом.
Естественно, искал Мордвинцева. Мне сказали, что он лётную работу успешно
закончил, летал бортинженером на Ту-154, ушёл на пенсию. Сейчас у него сын
летает, а он где-то работает «на земле», но увидеться с ним я не смог. Потом я
как-то встретился со знакомым бортмехаником самолёта Ил-18, который рассказал,
что с Витей он дружил, никуда из Фрунзе не уезжал, так до сих пор там и живёт. Гена Смирнов в Алма-Ате, работал в АТБ, в отделе
технического контроля, «подрабатывал» в УТО, преподавал. В какой-то авиакомпании
сейчас на малых Тушках, летает по всему миру. Серёжа Чёботов командовал АТБ в Чимкенте, Виталий Крюков
тоже был начальником АТБ в Семипалатинске. Просто слышал о них, подробностей их
жизни и карьеры не знаю. Некоторых друзей из нашей восьмой группы уже нет, дочка
Валеры Унжакова написала про отца очень трогательную статью, соболезную,
хороший был друг и человек вообще. Вот так и прошла жизнь после института, ну а про институт
хорошо и много написано на этом сайте, хотя автор, конечно, описать всё и вся
не мог и здесь есть широкие возможности дополнить эти материалы. Владимир Бондаренко, Караганда, декабрь 2012
|