Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Четверг, 25.04.2024, 05.52.22
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Валерий Стешенко

Инженерно-авиационная служба ВВС Казахстана

В первые годы, структура ВВС независимого Казахстана полностью соответствовала советской. 

Во исполнение Указа Президента Республики Казахстан № 3761 от 17 ноября 1997 года «О дальнейших мерах по реформированию Вооруженных Сил Республики Казахстан», распоряжения Президента Республики Казахстан № И–50 от 27 января 1998 года и Директивы Министра обороны Республики Казахстан № 5/1/0126 от 1 апреля 1998 года, с целю укрепления обороноспособности Республики Казахстан, совершенствования структуры и организации деятельности Вооруженных Сил, приведения в соответствие с современными военно-политическими и экономическими требованиями системы военного управления, 1 июня 1998 года сформированы Силы воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан. Сегодня в состав Сил воздушной обороны входят: военно-воздушные силы, войска противовоздушной обороны, части связи и радиотехнического обеспечения, специальные войска, части технического обеспечения и тыла, военно-учебные заведения.

Первоначально управление вооружения было образовано на базе инженерно-авиационной службы и ряда служб раннее входивших в структуру тыла ВВС. Основу руководящего состава составляли, и посей день составляет офицерский состав, окончивший инженерно - авиационные ВУЗы и проходивший службу в качестве авиационных инженеров. По этим причинам исторические корни создания управления вооружения уходят в историю образования и развития инженерно – авиационной службы (ИАС). Ее организационная структура, методы технической эксплуатации авиационной техники непрерывно изменялись и совершенствовались.

Начало развития ИАС в нашей стране тесно связано с Россией, оно было положено в 1910 году, - тогда были созданы первые части русской военной авиации – авиационные отряды. Ограниченность боевых задач, решаемых отрядами, простота конструкции самолетов (иностранного производства типа «Фарман», «Ньюпор» и др.) и отсутствие на них сложного оборудования предопределили простоту организационной структуры отрядов и их технической службы. Техническая служба (прообраз ИАС части) состояла из механика отряда, двух старших мотористов и мотористов. В отряде была также хозяйственная команда (прообраз современных тыловых частей и подразделений). В 1914-1917 гг. на вооружение поступили первые отечественные самолеты «Илья Муромец». Отряды, вооруженные этими самолетами, были сведены в эскадры. ИАС стала возглавляться инженером эскадры, количество специалистов в службе возросло.

На третий день после свершения Великой Октябрьской социалистической революции было создано Бюро Комиссаров авиации и воздухоплавания, которое приступило к формированию красных авиационных отрядов. Отряды насчитывали 6-12 самолетов и около 100 человек личного состава. На вооружении находились самолеты царской армии и захваченные у интервентов («Фарман - 40», «Ньюпор - 23», «Спад - 7» и др.). В отряд органически входила эксплуатационно – техническая служба, которую возглавлял механик отряда, имевший в подчинении мастеров по приборам и пулеметам, а также мастера по ремонту авиационной техники с походной мастерской.

В мае 1918 года было создано Главное управление Рабочее – Крестьянского Красного Воздушного Флота, которое объединило воздушные силы страны. В мае 1919 года в Киеве была организована первая авиационно-техническая школа, затем ее перевели в Ленинград. В сентябре этого же года открылся Московский авиатехникум, который в 1920 году был реорганизован в Институт инженеров Красного Воздушного Флота, впоследствии переименованный в академию имени Н.Е.Жуковского (первый выпуск состоялся 1925г.).

С 1920 по 1926 года более чем в четыре раза увеличился количественный состав авиации. На вооружение поступили самолеты советских конструкторов. Основной авиационной частью в этот период, становится эскадрилья, состоящая из 2-3 отрядов с технико-эксплуатационной службой, возглавляемой инженер -механиком авиаэскадрильи.

В 1929 – 1932 гг. эскадрильи были сведены в авиационные бригады; эксплуатационно-техническую службу стал возглавлять старший инженер бригады. Были введены должности техника эскадрильи по приборам, электрооборудованию, вооружению, а также техников по ремонту, в ведении которых находились подвижные ремонтные мастерские.

В 1933г. вышло первое Наставление по техническо-эксплуатационной службе (НТЭС). В нем были изложены права и обязанности инженерно-технического состава ВВС, установлена система контроля авиатехники в частях.

В 1939 г. основной единицей стал авиационный полк, состоящий из авиационных эскадрилий. Полки входили в состав дивизий. Для тылового обеспечения полков были созданы батальоны аэродромного обслуживания (БАО). Технико-эксплуатационную службу возглавлял старший инженер полка, у него имелись заместители – инженеры по вооружению и электроспецоборудованию.

В 1940 г. издано новое Наставление по эксплуатационно-технической службе ВВС Красной Армии, в котором учитывался опыт войны с белофиннами в 1939-1940 гг.

В период Великой Отечественной войны в связи с необходимостью организации и быстрого восстановления большого количества самолетов, получавших боевые повреждения, была введена должность заместителя старшего инженера полка по войсковому ремонту (1941г.) и в состав полка включена подвижная авиаремонтная мастерская (ПАРМ – 1942г.).

В 1941 г. в полку была утверждена должность инженера по радио, а также расширена номенклатура и увеличена численность технического состава по специальностям. Технико-эксплуатационная служба в 1942 г. была переименована в инженерно – авиационную службу ВВС.

Опыт инженерно-авиационного обеспечения боевых действий авиации нашел отражение в наставлении (НИАС-43), изданном в 1943 г. Затем наставления разрабатывались в 1952, 1956, 1964, 1978 гг.

На сайте представлен вид изданий руководящих документов.

В 1990 г. было разработано Наставление по инженерно-авиационному обеспечению, которое, уже после распада Советского Союза, действовало по 2010 год (?). В 2003 г. начата разработка Положения по инженерно-авиационному обеспечению государственных воздушных судов Республики Казахстан и только в 2010 году эту работу удалось завершить.

С момента объявления РК суверенным, независимым государством и создания ВС РК были образованы ВВС ВС РК, заместителем командующего – главным инженером авиации был назначен полковник Нургажин Сармантай Кабдушевич (ныне генерал-майор в запасе). В наследство ВС РК, после распада СССР, достался большой самолетный парк. В период с 1991 по 1995 год инженерно – технический состав принимал огромные усилия по сохранению и поддержанию в работоспособном состоянии авиационной техники, средств ее ремонта, сохранению профессионального мастерства личного состава. В конечном итоге, в условиях огромной текучести кадров, отсутствия достаточного финансирования (некоторые вопросы не финансировались вообще, выплаты денежного содержания задерживались до трех месяцев), удалось сохранить основу для развития ВВС ВС РК. Несмотря на то, что в период политических перемен были реализованы некоторые попытки под видом учений перегнать авиационную технику на территорию Российской Федерации (например 21 самолет МиГ-29 в 1991 году, 35 самолетов Ту-95 МС, 312 крылатых ракет воздушного базирования, 11 самолетов Ан-12 ПСС, 10 самолетов Ан-24 ПСС) Правительству РКудалось убедить Российскую сторону о компенсации. Признавая право Республики Казахстан на получение компенсации за выведенные с ее территории вооружение и военную технику, Правительство РФ своим постановлением (от 24 июля 1995 года № 750) поручает заместителю Председателя Правительства РФ Большакову А.А. подписать соответствующее Соглашение с Правительством РК.На основании этого Соглашения в РК переданы самолеты Су-27 (26 единиц), Су-25 (14 единиц), Миг-29 (21 единица), Л-39 (24 единицы),Ту-134, Ту-154, ЗРК С-300 и другое имущество. Личный состав ИАС управления командующего ВВС ВС РК и частей в сжатые сроки, ограниченным количеством личного состава осуществили приемку и перегон самолетов.

Фото

Нужно отметить, что в период 1994 -1995 годов, из-за отсутствия топлива, запасных частей, текучести кадров, у летного состава сложились значительные перерывы в полетах. Сложилась ситуация, когда некому было осуществлять перегон самолетов. В этот период авиационные части испытывали дефицит инженерно-технического состава.

На прием техники были отправлены наиболее подготовленные специалисты, группы из частей составляли, как правило, инженеры полков и заместители командиров частей по ИАС. В 1995 году, первыми к приемке техники приступил личный состав ИАС аэродрома Луговая (заместитель командира полка по ИАС майор Стешенко В.Н., с 2004 года начальник штаба управления вооружения СВО, полковник, с 2008 года в запасе).

Первыми были получены самолеты Л – 39 (12 единиц) в качестве компенсации за 4 единицы самолетов Су – 24 в 1995 году. Перегон первой группы самолетов МиГ-29 осуществляли летчики пилотажной группы «Стрижи» ВВС РФ (старший группы майор Дятел Н.К., в будущем командир пилотажной группы «Стрижи», полковник).

Летчики ВВС РФ осуществляли перегон и первых партий самолетов Су-27 (приемом руководил заместитель командира полка по ИАС подполковник Доледудко Л.В., ныне заместитель командира авиационной базы по ИАС аэродрома Караганды, полковник), Су-25 (приемом руководил заместитель командира полка по ИАС подполковник Кашантаев Р.А., с 2003 года подполковник в запасе), Л-39 (майор Стешенко В.Н).Общее руководство группами приемки самолетов осуществляли офицеры инженерно-авиационного управления ВВС: майор Султанбеков К.Т. (позже заместитель главнокомандующего СВО ВС РК по вооружению, полковник, с 2008 года в запасе), подполковник Копбасунов А.С. (с 2004 года полковник запаса), майор Абильдаев М.Д. (ныне полковник запаса), капитан Канафин Ч.К. (ныне кандидат технических наук, полковник). После перегона новых типов авиационной техники личный состав приступил к ее освоению. Процесс освоения новой авиационной техники, раннее не эксплуатируемой в ВВС РК, проходил в сложной обстановке, при постоянном остром дефиците финансирования. Инженеры полков изучали технику практически самостоятельно и затем обучали ИТС.

Получение самолетов из состава ВВС РФ позволило значительно поднять уровень подготовленности летного состава, заступить и нести боевое дежурство по охране воздушных рубежей страны.

Летный состав на полученных самолетах участвовал во всех мероприятиях проводимых в стране: аэрокосмическая выставка в г.Алматы в 1996 году, воздушные парады в г.Алматы в 1997 году, в г.Астана в 1998 году и других.

В период с 1993 по 1996 годы была проведена большая работа по передислокации автомобильной, электрогазовой и авиационной техники из расформированных частей раннее размещенных в населенных пунктах Георгиевка, Державинск, Жангиз-Тобе, Сарашаган, Чаган, Аральск, Курчатов, Эмба, Караганда, Костанай.

Современные условия требуют внесения корректив в организационно-штатную структуру ВС. Директивами Министра обороны были передислоцированы в разное время авиационные части базировавшиеся на аэродромах Семипалатинска (2001г.), Луговой (2003г.), Тараз (2004г.). Инженерно-техническим составом была проделана большая работа по вводу в строй авиационной техники в частях, некоторые самолеты находились на хранении до 10 и более лет. В процессе передислокации была передана в РГП «Казспецэкспорт» авиационная техника непригодная к дальнейшей эксплуатации по своему техническому состоянию. Так, с аэродрома Луговая осуществлен перегон 40 самолетов МиГ-29 и 23 Л-39, передано в РГП «Казспецэкспорт» 35 самолетов МиГ-23. Личный состав частей, которых коснулась передислокация, осуществили (впервые, не имея практического опыта) перевозку авиационной техники железнодорожным транспортом (МиГ-29, Л-39, Су-17, МиГ-21, Ми-8).

Фото

Директивой МО РК от 01 апреля 1998 года, ВВС были объединены с ПВО, таким образом, были созданы Силы воздушной обороны. Организационно-штатные мероприятия коснулись и аппарата главного инженера ВВС, который был преобразован в управление вооружения. Заместителем главнокомандующего СВО ВС РК по вооружению – начальником управления вооружения, на правах правопреемника, стал полковник Султанбеков Куат Тулеубекович, заместителем начальника управления вооружения по ИАС был назначен полковник Подгайский Е.Е., заместителем начальника управления вооружения по технической части,- полковник Кузьменко В.И. Позже, в январе 2004 года, аппарат главного инженера ВВС был реорганизован в управление ИАС (начальник ИАУ – главный инженер авиации полковник Подгайский Евгений Евгеньевич) и подчинен заместителю главнокомандующего СВО ВС РК по ВВС.

В этот же период было создано управление вооружения, как самостоятельная единица. Основная задача управления вооружения - техническое обеспечение соединений и частей СВО ВС РК. Начальником управления был назначен полковник Кузьменко Валерий Иванович, заместителями: начальником штаба полковник Стешенко Валерий Николаевич, заместителем начальника управления вооружения по технической части - начальником технического отдела полковник Климович Владимир Анатольевич (с декабря 2006 года в запасе), начальником отдела капитального ремонта и МТО полковник Абдрахманов Ербол Аманбекович (с 2011 года в запасе).

Современные условия внесли изменения в систему обеспечения вооружением и военной техникой, что в свою очередь вызвало необходимость замены руководящих документов. В период 2003 – 2004 годы офицеры управления вооружения разработали: Положение об управлении вооружения, проект Положения об инженерно-авиационном обеспечении, Правила ведения Реестра государственных воздушных судов, Нормы войсковых запасов и другие. В январе 2005 года начата работа по разработке Планов совершенствования частей и управлений СВО.

Экономический рост в стране позволил, начиная с 2003 года, осуществлять закупку новых образцов военной техники и вооружения, ремонт и модернизацию находящихся в эксплуатации. Так в 2003, 2004 годах были заказаны и закуплены четыре вертолета Ми-17, авиационный тренажер Су-25, отремонтированы самолеты Ан-26, Ту-134, выполнена модернизация некоторых типов техники ПВО. Воинские части СВО, планово, стали избавляться от неисправной, устаревшей и неприменяемой техники. Повысилась исправность автомобильного парка, электрогазовой техники. В феврале 2005 года переведены на эксплуатацию по техническому состоянию самолеты МиГ-29.

Большое внимание уделялось и уделяется вопросу подготовки профессиональных кадров для частей и соединений СВО. В самый сложный период «кадрового голода» Директивой Министра обороны в 1993 году были созданы курсы подготовки младших офицеров на базе войсковой части 64207 (азр. Луговая). На курсах, по шестимесячной программе, готовились из числа сверхсрочнослужащих специалисты ИАС, связи, тыла. Курсы существовали до 1996 года. В июне 1996 года постановлением Правительства РК было создано высшее военное авиационное училище (ныне Актюбинский военный институт) на базе Актюбинского училища гражданской авиации (с момента создания училища до января 2005 года заместителем начальника училища по вооружению был полковник Бекмухамбетов Айдархан Шамарданович, в настоящее время в запасе).

Для подготовки младших авиационных специалистов была создана школа младших авиационных специалистов (позже Учебный центр по подготовке авиационных специалистов). Учебно-материальная база этих учебных заведений, преподавательский состав был подготовлен и продолжает совершенствоваться при непосредственном участии офицеров управления вооружения. В Актюбинский военный институт были доставлены образцы авиационной техники стоящей на вооружении СВО ВС РК.

С 03 мая 2004 года личный состав управления вооружения, в составе СВО ВС РК, был передислоцирован в г. Астана и приступил к работе в здании Министерства сельского хозяйства по улице Абая 49. Работа коллектива организована пока лишь в трех кабинетах, - не хватает рабочих мест, существуют сложности и в обеспечении жильем, но слаженность в работе, понимание своей ответственности по-прежнему присущи офицерам. 28 апреля 2007 года управление вооружения переехало, в этом же здании, на второй этаж и получило в свое распоряжение 10 кабинетов.

В августе – ноябре 2004 года, при активном участии личного состава управления вооружения, практически создана экспозиция СВО музея военной техники ВС РК (г.Астана), в который были передислоцированы летательные аппараты стоящие на вооружении в частях СВО. Перевозка осуществлялась железнодорожным транспортом, самолет Ан-26 и вертолет Ми-6 прибыли своим ходом (для их посадки были подготовлены вертолетная площадка и грунтовая ВПП), самолеты СУ- 24, МиГ-25, МиГ-31 были доставлены путем буксировки по автомобильным дорогам (минимальное расстояние 600 километров, максимальное 1200 километров). Кроме того, в музее установлены зенитно-ракетные и радиолокационные комплексы различных типов стоящие на вооружении СВО.

Валерий Стешенко, Астана, ноябрь 2012

Другие фото автора по этой тематике с комментариями

Категория: Валерий Стешенко | Добавил: donguluk (01.11.2012) | Автор: Валерий Стешенко E
Просмотров: 4283 | Теги: история авиации Казахстана, инженерно-авиационная служба, Валерий Стешенко | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |