Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Четверг, 25.04.2024, 16.24.12
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация

Марий Эл

Раннее мартовское утро выдалось довольно  тёплым и безоблачным. В штурманской комнате шла напряжённая и тщательная подготовка к перелёту в Марийскую АССР, для производства авиахимработ по внесению минеральных удобрений на посевы озимых культур. Самолёты были уже полностью готовы и заправлены, а авиатехники готовили матчасть к дальнему перелёту. В одном из  экипажей, пяти готовящихся  бортов, предстояло лететь в командировку и мне. Командир самолёта Амангалиев Олег Ибатович со всей скурпулёзностью и серьёзным деловым видом, присущим ему, готовил свой экипаж особенно тщательно, так как данный вид работ в отрыве от базы приходилось осуществлять впервые самостоятельно. Авиатехником в экипаже был молодой и очень шустрый Олейник Анатолий. Готовые к перелёту экипажи выстроились на стоянке перед самолётами и, со словами тёплых, добрых пожеланий и напутствия выступили с короткой речью командир ОАО Агапов Вильгельм Павлович и с длинной пламенной и яркой речью замполит ОАО Бурдин Иван Андреевич.

После взлёта, группа выстроилась в воздухе пеленгом и взяла курс на север в направлении первого серьёзного поворотного пункта г.  Куйбышева. Далее по пути следования группа прошла контрольный пункт Ульяновск, Казань, Чебоксары и через несколько часов благополучно произвела посадку в аэропорту столицы Марийской Республики г. Йошкар Ола. В этот же день экипаж был выставлен командиром звена Лемешевым Юрием Павловичем на точку деревни Шулка, которая находилась почти на самой границе с Кировской областью. Полевой аэродром находился примерно в пяти километрах от деревни и имел искусственную асфальтированную взлётно-посадочную полосу с примыкающей к ней загрузочной площадкой, стоянкой и стационарным довольно объёмным, крытым шифером, складом хранения удобрений. По обеим сторонам от аэродрома, параллельно ВПП, росли большие и густые берёзовые рощи.   

По прилёту нас радушно встретил агроном колхоза и руководитель работ. На новеньком, ещё пахнувшим заводской краской автобусе КАВЗ, нас привезли и расквартировали в одном из кирпичных двухэтажных домов, расположенных на окраине деревни. Вечером нам показали дорогу в местную столовую, которая находилась рядом с огромной белокаменной церковью. Идти надо было по деревянному тротуару, который примыкал к высокому, уже достаточно старому и ветхому деревянному забору с остроконечным завершением. Слева проходила асфальтированная, но сильно разбитая и ухабистая дорога, по обе стороны от которой была непролазная грязь серого цвета.

Наконец мы дошли до деревянного ограждения церкви, на потускневших от времени досках которой было написано большими печатными буквами краской слово «СВИНЯ». Не знаю кому и в чей адрес это относилось, но было довольно смешно и запомнилось до сих пор. На пороге столовой нас встретила женщина-марийка с большим фингалом под левым глазом. Потом нам сказали, что её избил пьяный муж-мариец за то, что она согласилась кормить лётчиков. Видимо был очень ревнивый и строгий муж, так нежно и своеобразно любивший свою жену. В дальнейшем она вообще оставалась ночевать в столовой и каждый раз подсовывала под дверь нам ключ, для того чтобы мы могли открыть им огромный железный замок, который она закрывала, залазила через окно и запиралась изнутри. Сначала муж часто приходил к нашему ужину, сильно бил ногами в дверь, крепко ругался отборным матом, но раздосадованный так и уходил ни с чем.   

Местное население в основном были марийцы. Люди очень доброжелательные и отзывчивые, похожие на русского человека, серого цвета кожи, что создавало впечатление, что они очень долго  не умывался. Несмотря на жёсткие меры, применяемые правительством, пили тогда в деревне буквально «все и всё что горит». Однажды утром мы пришли к магазину, расположенному в центре села, где нас постоянно ожидал автобус с рабочими и увидели такую картину. На деревянном крыльце и вокруг магазина толпились мужики-марийцы. Подъехал на пятиместном ГАЗ-69 председатель колхоза и командным голосом дал распоряжение идти на работу. Ни один из присутствующих не дёрнулся и не произнёс ни слова. Тогда председатель сел в автомобиль и уехал за продавцом магазина. Через некоторое время он вернулся, продавец открыла магазин, и он вынес ящик вина-бормотухи. Председатель открывал задний борт газика, ставил ящик на него, откупоривал несколько бутылок, а затем садился за руль и медленно ехал по дороге. Мужики дружно все вставали и потихоньку брели за машиной на работу. Останавливаясь поочерёдно возле МТМ, склада, он раздавал им бутылку  на троих, которую они тут же с горла выпивали и только тогда шли каждый на своё рабочее место. Происходило такое явление в основном после праздников и после выходного дня, но приобретало характер закостенелой деревенской привычки - утреннего похмелья.

Так как колхозные поля находились рядом с аэродромом, мы успевали сделать за день до 60-ти вылетов. Работа была довольно напряжённая, но достаточно обычная, ничего особенного не было. Собственно и этот очерк я написал только для того, чтобы познакомить читателей с некоторыми особенностями жизни и быта населения этого района нашей страны, в то время для нас казахстанцев это было интересно. По сложившейся традиции на данном аэродроме, после каждых 10 полётов, мы заходили передохнуть в сторожку, где местные рабочие-марийцы приносили и радушно угощали экипаж принесёнными из дома солёными грибами маслятами и опятами, которые обычно запивались свежим берёзовым соком, набранным тут же неподалёку в берёзовой роще из надрезов на деревьях. На складе под крышей обитало очень много голубей. Сторож из ружья отстреливал их и через каждые 20 полётов марийцы жарили на сковородке птичье мясо и угощали чаем, заваренным на шиповнике и ещё каких-то целебных ароматных травах.   

В первый выходной день, председатель колхоза выделил экипажу легковой автомобиль и нас повезли в столицу Марийской АССР Йошкар Олу, для ознакомления с городом и помыться в бане. В центре города нам встретилось очень красивое старинное здание Республиканского Марийского драматического театра, возле которого автомобиль остановился, мы тщательно рассмотрели  великолепные скульптуры диких животных, вылепленных на парадном входе в театр. Город очень красивый, старинный, утопающий в зелени многочисленных деревьев и кустарников, а также исторических памятников культуры марийского народа. Городское население резко отличалось от деревенского более культурным общением, поведением и одеждой. Практически все надписи были на русском языке, хотя кое-где мелькали улицы, названные в честь национальных героев Марийской Республики.

В бане нам предложили парные веники  из пихты с иголками, которыми по незнанию сразу страшно было прикасаться к телу, но испробовав их мягкость и душистый аромат, мы прикупили несколько веников с собой, и даже как доказательство посещения марийской сауны.   

На следующий выходной один из рабочих-марийцев пригласил к себе в гости домой, где посчастливилось тоже первый раз в жизни искупаться в бане «по-чёрному». Казалось живём в одной стране, но  сколько нового, неизведанного пришлось впервые увидеть при общении с дружелюбным, искренне добрым народом- марийцами, их национальными обрядами и особенностями деревенского колорита. Баня была деревянная, срубленная из хвойных пород. Основание, нижние три ряда, были изготовлены из дуба. Помещение было без окон с одной лишь небольшой дверью. Пол был покрыт толстым слоем мхом и придавал мягкость и приятное ощущение при ходьбе по нему. Стены и полки были чёрными от дыма, который выпускался после топки через дверь, что ещё раз доказывало, что баня топилась именно «по-чёрному». После протопки печь полностью выгребалась и вычищалась от древесной золы, чтобы при мытье не угореть. Воздух  от камней и стен был настолько крепким, пахучим и сухим, что при очередном ополаскивании в деревянной кадушке холодной родниковой водой, тело как будто пронзало насквозь острыми иглами. На скамейке, рядом возле ушата с водой находились веники из дуба, берёзы и пихты. Поддавал пару, плескал воду на раскалённые камни и парил нас, хлестал веником, сам хозяин, на голове которого была одета шапка, а на руках были грубые рукавицы. После завершения процесса парения, хозяин вылил на каждого по ведру холодной воды, принесённой им прямо из протекающего неподалёку чистого ручья, отчего в теле почувствовалась необыкновенная лёгкость, чувство блаженства и казалось, что вся хворь и все вредные вещества и шлаки покинули тебя навсегда.

По деревянным доскам, уложенным посередине заднего двора вошли в дом, который также был построен из брёвен. В углу заднего двора, где находилась скирда сена, было оборудовано примитивное из горбыля стойло для домашнего скота. В нём стояли и мирно жевали сено две породистые коровы, тёлка и бычок-трёхлеток .Рядом неподалёку, в такой же наспех построенной калде, лежали с десяток баранов, мягко блеющих и с интересом рассматривающих нас своим бараньим взглядом. Тут же по грязи заднего двора гордо расхаживал огромный пёстрой окраски петух, громко кукарекая и грозно посматривая на своих таких же пёстрых кур.   

Дом был построен в виде буквы «П». Через высокое, искусно и мастерски изукрашенное резными узорами крыльцо, мы вошли в дом. Прошли через холодные серые сени по половичкам, постеленным на деревянный пол, вошли в комнату, где готовилась пища для животных. Тут же вдоль стены стояли холщовые мешки с отходами, отрубями, кукурузными початками. На плите большой деревенской печи стоял огромный чугун, в котором заваривался корм для свиней. Вдоль противоположной стены стояли кадки с водой, животных поили тёплой водой. В углу возле печи на подстеленной соломе лежал маленький, необычайно красивый телёнок. Я подошёл к нему и сунул указательный палец в рот. Глупый телёнок тут же стал его сосать, предполагая, наверное, что это сосок вымени его матери. Для того, чтобы новорождённый окреп и возмужал, его поили молозивом – это густое и жирное молоко, которое корова давала в первые после родов дни. Телёнок до месяца жил в тёплом помещении.

Прошли дальше в дом, по пути разглядывая нехитрое деревенское простое убранство, вошли в сухое тёплое помещение, видимо служившее хозяевам домашним складом. В переднем левом углу стоял огромный расписной деревянный, обшитый железом с национальным орнаментом сундук. Крышка у него была выполнена в виде полудуги, в середине красовался старинный замысловатый замок. Справа стоял ларь, видимо для хранения муки и тут же рядом мешки с сахаром и с крупами. Повернули направо и вошли в комнату, служившую кухней-столовой, так как посредине стоял длинный деревянный стол, по обеим сторонам которого стояли громоздкие скамьи. На столе стоял медный самовар, наверное, литров на 10 с уже приготовленным кипятком для чая. На двух окнах висели расшитые занавески. Мебель была очень простая и, вероятно, очень дешёвая, т.к. семья была большая, состояла из восьми человек и жили по деревенски бедновато. Возле печи возилась жена хозяина, при нашем появлении она засуетилась и стала выставлять на стол простую деревенскую марийскую еду, состоящую из картошки, солёных грибов и молочных продуктов, в виде самодельного сливочного масла, творога и густых сливок. Хозяин поставил на стол огромную бутыль с самогоном и мы стали по традиции после хорошей баньки откушивать приготовленные хозяевами закуски и пить ароматный чай со сливками из настоящего самовара. От всей души, поблагодарив хозяина с хозяйкой за радушный приём, экипаж распаренный и слегка повеселевший отправился отдыхать, так как на завтра ожидался трудный рабочий завершающий в этом хозяйстве день.   

Владимир Калюжный, Тольятти, июнь 2013

Категория: Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация | Добавил: donguluk (22.06.2013) | Автор: Владимир Калюжный E
Просмотров: 673 | Теги: АХР, Марий Эл, Владимир Калюжный, Олейников, Амангалиев, Бурдин, АГАПОВ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |