Тольятти – столица автомобильной промышленности
России. «Майна» - прозвучала команда бригадира строителей, и первый бетонный блок
опустился в первую траншею, первого жилого дома на улице Свердлова, самого
первого квартала при строительстве молодого города, названного в честь
Генерального секретаря Итальянской Коммунистической партии Пальмиро Тольятти 31 октября 1967 года. Ровно 45 лет прошло с тех пор, как начал строиться город
Тольятти (бывший Ставрополь на Волге), а вместе с ним и Волжский автомобильный
завод, который начал выпускать для Советского Союза свою первую продукцию - отечественные
автомобили «Жигули», для обеспечения нужд народного хозяйства и удовлетворения
населения. В 1967 году начался отсчёт строительства
самого гигантского автомобильного отечественного завода, который является градообразующим предприятием. Со всех сторон страны съезжались
сотни тысяч людей для того, чтобы поднять и поставить Советское отечественное
автомобилестроение на мировой уровень. В течение короткого времени, практически
на ровном месте был построен мощный автомобильный гигант, прославившийся на всю
страну, да практически и на весь мир своими Российскими малолитражками. Для
того, чтобы обеспечить легковыми автомобилями хоть малую часть огромного
населения Советского Союза, надо было работать в три смены и одновременно
строить молодой развивающийся город, заниматься строительством объектов соцкультбыта и торговли, а также
санаториями, домами отдыха и другими объектами жизнеобеспечения и
здравоохранения. Буквально в сжатые сроки, ценой самоотверженного труда рабочих
всех национальностей был построен огромный город с развитой инфраструктурой,
который частично обеспечивал потребности
работников Волжского автомобилестроительного
завода. Мощный автогигант, имеющий в своём потенциале прессовое,
металлургическое, механо-сборочное, сборочно-кузовное производства не только выстоял
в кризисные 90-тые годы, но и продолжает интенсивно развиваться и производить
совершенно новые марки современных автомобилей, не уступающих качеству мирового автомобилестроения. Конечно, благодаря огромным инвестициям и новейшим
технологиям производства, внедряемым иностранными компаниями «Reno-Nissan» и другими иностранными компаниями,
завод выпускает продукцию нового поколения, полностью прекративший производить классические старые модели
автомобилей. Мне повезло работать в автоинспекции такого огромного
предприятия, которой в этом году исполнилось 40 лет со дня образования. 10,5 тысяч
единиц транспорта, 7,5 тысяч водительского состава, ежедневно работающего на
заводе приходиться контролировать в
течение рабочего дня, а также производить технический осмотр, расследование и оформление
произошедших на ВАЗе ДТП и подведомственных ему территориях. Отдел
автоинспекции подчиняется Управлению охраны труда, которое является структурным
подразделением ДИТО (дирекции инженерно-технологического обеспечения) завода, находящегося
в подчинении Главного инженера завода. В принципе, работа очень похожа на
деятельность ГИБДД в городе, но к МВД мы не имеем никакого отношения, и наше
общение происходит на уровне оказывания
друг другу некоторые служебных услуг. Помимо внутреннего транспорта, на завод каждый день въезжает
столько же иногороднего транспорта из республик СНГ и зарубежных стран,
контроль за которыми производится также нашим отделом ведомственной
автоинспекции (ОВАИ). Постоянные конфликты, нарушение правил перевозки грузов,
нарушение правил ПДД и ПТЭ, а также
совершаемые ДТП - являются основой нашей повседневной работы и борьба за их
предотвращение и уменьшение–залог нашей хорошей плодотворной работы. В этом году завод перешёл на производство новых марок и
моделей автомобилей, постоянно производя модернизацию и внедряя новейшие
технологии, устанавливая современное оборудование. Производится перевооружение
технологических линий, полностью налажен выпуск новых моделей «Гранта» и «Лада-Ларгус», которые по своим
качественным показателям не уступают Европейским аналогам. В конце года начнётся
выпуск автомобиля японской версии «
Ниссан-Альмера». Недавно мне довелось проехать на пилотном автомобиле по
Главному конвейеру. Очень удобный и комфортабельный автомобиль, в котором всё
сделано для удобства водителя и пассажиров. Помимо всех современных
существующих опций, на автомобиле установлена система «парк-троник»,
обеспечивающая экстренное торможение в момент, когда водитель перепутал нажатие
вместо педали тормоза на педаль газа в ограниченном пространстве. В связи с выпуском в будущем году огромного количества
автомобилей новых моделей, на заводе в кратчайшие сроки построен корпус сварки
и окраски с установкой современного новейшего оборудования. Быстрыми темпами
идёт реконструкция Главного конвейера, по которому будут собираться
обновлённые модели Лада «Приора», Лада «Ларгус» и «Ниссан Альмера». Утилизируется старое оборудование,
строятся механизированные склады, идёт замена старой напольной техники и вспомогательного автомобильного парка на
новые совершенные и удобные для работы транспортные средства. Конечно, при всём уважении к отечественному
автомобилестроению, встаёт остро вопрос о размещении автотранспорта в городе.
Ведь все кварталы, все внутренние дворы буквально забиты стоящими автомобилями.
А ОАО «АВТОВАЗ» планирует довести выпуск авто до миллиона штук в год. В связи с
вступлением России в ВТО, ожидается огромный приток иностранных автомобилей и
при недостаточном количестве гаражей, парковочных площадок и ночных стоянок, на
улицах города образуется сплошная пробка. При сжатой площади застройки и населения, достигшего почти миллионного
уровня, город буквально в скором времени задохнётся от выхлопных газов такого
количества автомобилей. Несмотря на положительные эмоции, меня никогда не покидает
чувство ностальгии по родному городу Уральску, где я родился и где прошли мои
юные, самые незабываемые, счастливые
годы жизни. В 1975 году я начал в Уральском ОАО свою трудовую
деятельность и в этом году в декабре исполнится
ровно 20 лет, как я её закончил на одном месте и ушёл на лётную пенсию.
Казалось бы уже и хватит, налетался, имея налёт свыше 11 тысяч часов, но
какая-то неведомая сила вновь возвращает меня к самолёту. В прошлом году на день Авиации пригласили полетать на
самолёте АН-2, на котором полетел без
второго пилота и авиатехника в окрестностях Тольятти. А в этом году пригласили
полетать на самолёте «Вилга» и «Як-18», которые базируются, буквально в 500 м от Волги. С утра, по
приезду на аэродром, поднялся сильный штормовой ветер и пошла низкая
облачность, которые не дали подняться в воздух, а самолёт АН-2, на котором я
летал прошлый раз, был продан хозяином в Америку, как раритетный летательный
аппарат. В комментариях по поводу
полётов было написано несколько
негативных высказываний в мой адрес, что, мол, нарушил лётный закон, подвергал
жизнь людей опасности и т.д. Я не хочу и не имею права оправдываться, но если
бы я не был уверен в себе, я бы не сел за штурвал и люди, если бы не верили в
мой профессионализм, не сели никогда в самолёт. Но как говорят, есть Бог на
свете, не дал мне полететь на «Вилге», тем более, что я не только не летал на
нём, а даже не сидел никогда за штурвалом и вот здесь я считаю, мог подвергнуть
себя и людей опасности, причём в таких сложных метеорологических условиях. Рядом с ВАЗом расположен и законсервирован аэродром с лётной
полосой, зданием и оборудованием, который, по моему мнению, может быть
использован для производства полетов, обеспечивая завод, город и сельское
хозяйство района своей деятельностью совершенно новыми, современными самолётами
«Рысачок», выпускаемыми ЦСКБ «Прогресс» в Самаре и предназначенными для замены
легендарного трудоголика Ан-2. Если правительство России уделит внимание и
начнёт поднимать такую немаловажную отрасль народного хозяйства как «Малая
Авиация», то этот аэродром может быть одним из первых в возрождении Авиации в г.
Тольятти, да и в России. Владимир Калюжный, Тольятти, ноябрь 2012 |