Категории раздела

Мои статьи [125]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [112]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Личная жизнь [18]
Размышления и документы жизни автора. Экономический анализ бюджета семьи и другие личные и интимные подробности жизни.
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [7]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [38]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [45]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
А.С. Пелипец и его потомки [12]
Воспоминания нашего земляка, военного лётчика - Пелипец Александра Семёновича. Статьи друзей и родственников
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [28]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [8]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [6]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница Жанаузень марченко пенсия ленин коммунизм масон donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек Советский Союз выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Маренков Анатолий Кассель Уральский Аэропорт Рахимов Мамаджон Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники россия Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Социализм Фурманово Природа Свобода оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие симферополь безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень кустанай Джаныбек совхоз Пугачёвский кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов смирнов дефолиация Западно-Казахстанская область Михаил Захаров Джизак Дмитрий Сацкий Молотков АГАПОВ Пиунов Карачаганак Павел Шуков Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу доходы Капустин Яр расходы Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка песчанка аксай Надежда Тузова кравченко Пётр Кузнецов Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Рысачок Гидропресс апа АТБ Амангалиев О.И. пожар двигателя Як-12 Пугачёвский КДП капитан УТР Сергей Бормотин дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак санитарное задание Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев пятигорск Анатолий Нестулеев маи Виктор Рябченко пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов таллин Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского петренко Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин семейный бюджет джезказган База ЭРТОС Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов слон Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур парашют владивосток орал Заяц котов Яков Сегал петухово
Пятница, 23.06.2017, 03.14.40
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация

Первый самолёт, воспоминания из детства

Вдруг внезапно откуда-то с неба появился самолёт, который начал заходить на посадку на поле, где мы с азартом играли в футбол. Самолёт снизился очень низко, пролетел над нашим футбольным полем и начал набирать высоту. Мы кинулись врассыпную и стали ждать, что же будет дальше. Самолёт-«кукурузник», тогда мы называли его только так, сделал большой круг влево и стал опять снижаться на нас со стороны одноэтажного саманного здания автошколы, в направлении нового, выкрашенного в розовый цвет, широкоэкранного кинотеатра «Октябрь», недавно построенного и находившегося на южной окраине поля, когда-то служившего для хранения сена, заготавливаемого жителями станции Казахстан Бурлинского района. В новом кинотеатре «Октябрь», совсем недавно сданного в эксплуатацию и из-за непомерно высокой трубы, стоящей рядом, чем-то напоминающий котельную, или пекарню, вот уже две недели демонстрировали бесплатно чёрно-белый фильм «Оптимистическая трагедия», который мы посмотрели уже несколько раз подряд и выучили наизусть весь сюжет.

Самолёт, окрашенный в тёмную ядовито-зелёную краску, коснулся земли и стал интенсивно тормозить. После полной остановки, мы всей толпой бросились к нему, дабы посмотреть вживую настоящий самолёт, который так близко видели впервые раз в жизни. Аэропорта в посёлке не было, транспортные проблемы решались наличием железнодорожной станции и, несмотря на то, что район уже перевели из Бурлина. Этот бывший районный центр находился на значительном расстоянии от железной дороги, поэтому функционирование там аэропорта местных воздушных линий, видимо было экономически оправдано. Нам увидеть самолёт удавалось только далеко в небе, когда он редкий раз в году пролетал над нашими головами. Пацаны-подростки тесным полукольцом обступили самолёт и с нетерпением стали ожидать появление лётчиков. И вот, наконец, дверь в самолёте открылась и на землю спрыгнул первый лётчик. Он был одет в коричневую кожаную куртку, тёмно-синие брюки, а на голове был кожаный шлем. Лётчик смачно потянулся, кивком головы поздоровался с нами и спросил грубым хрипловатым голосом: «Далеко ли отсюда районная больница?» Второй лётчик сидел в кабине и занимался с какими-то документами и не обращал на нас никакого внимания. Мы смотрели на стоявшего перед толпой лётчика с заворожёнными глазами и ответить ему решились только старшие по возрасту футболисты.

Вообще первый раз в жизни так близко увидеть перед собой живого лётчика, так внезапно и неожиданно появившегося перед нами, было сенсацией дня. Старшие по возрасту пацаны пошли на смелый, решительный и отчаянный шаг. Они попросили лётчика показать самолёт внутри и покатать на нём по земле. Странно, но он не отказал им и после катания, отправил тех, кто повзрослее в магазин за папиросами. Счастливые от предоставленного удовольствия, они бросились к велосипедам и на перегонки помчались в сторону продуктового магазина. «Ну что кто хочет стать лётчиком?» - спросил первый лётчик. «Я хочу, я хочу! - наперебой закричали мальчишки». «Вот учитесь хорошо, занимайтесь спортом и флаг вам в руки» - с расстановкой в голосе громко произнёс лётчик. «Дяденька, а покажите нам, где находится кардан в самолёте?» - любопытствовали старшие, наиболее разбиравшиеся в технике, подростки. «Там внутри самолёта, его отсюда так просто не увидишь» - ответил лётчик и закурил папиросу « Беломор». «А откуда вы прилетели и зачем?» - допытывались мы у лётчика. «С Уральского аэропорта за больным прилетели» - громогласным с хрипотцой голосом ответил лётчик. Дети, с молчаливого согласия пилотов, но под контролем пилотов, буквально «облепили» самолёт, а наиболее отчаянные даже залезли на фюзеляж.

Вскоре к самолёту примчался медицинский УАЗик, такого же тёмно-зелёного цвета, как и самолёт, из которого на носилках вынесли тяжелобольного мужика и аккуратно занесли в самолёт. Лётчики закрыли дверь и сели в кабину. Я стоял с велосипедом в руках впереди слева и с любопытством рассматривал самолёт и сидевших в нём лётчиков. Вдруг открылась сбоку форточка, лётчик подозвал меня подойти поближе. Пацан, ты на велосипеде, поэтому быстро разгони коров и баранов, пасущихся на краю поля. Я с радостью полетел исполнять приказ лётчика и выгнал их за пределы поля. Лётчик громко крикнул «от винта!» и двигатель самолёта стал раскручиваться, потом появились хлопки и густым сизо-белым дымом заволокло всё вокруг. Мы на всякий случай отбежали подальше на безопасное расстояние и легли на землю. Самолёт стал разворачиваться и порулил в другой конец поля. Вокруг поднялась пыль и среди неё я отчётливо увидел на правом борту надпись чёрными буквами и цифрами: «СССР и какой-то пятизначный номер». Самолёт яростно взревел своим, как нам казалось, огромным мотором и стал разгоняться по полю. Вот он оторвался от земли, немного прошёл над полем, а затем резко стал подниматься всё выше и выше, наверное, чтобы не зацепить трубу здания кинотеатра. Мы ещё долго смотрели вслед улетающему самолёту, пока он не превратился в маленькую чёрную точку над горизонтом, а потом и вообще исчез.

Под впечатлением увиденного, все спортсмены–футболисты сели прямо на траву и стали взахлёб обсуждать и рассказывать только что происшедшее у нас на глазах «чудо». Старшие подростки, которым посчастливилось побывать внутри и покататься на самолёте, начали наперебой рассказывать про то, как в кабине увидели множество всяких интересных приборов, рычагов и тумблеров. Одному из них, здоровенному. неуклюжему подростку с вечно красной мордой, по кличке «помидор», даже разрешили посидеть в кресле и подержаться руками за штурвал самолёта, о чём он с нескрываемым достоинством рассказывал нам, брызгая во все стороны слюной и расхваливая лётчиков, которые ему это разрешили. Мы слушали всё это с раскрытыми ртами, сгорая от любопытства и каждый думал в душе, что везёт же некоторым в жизни людям, а нам бы хоть краешком глаза издалека посмотреть, что находится в кабине самолёта.

Но вот подошло время встречать стадо коров и мы все прыгнули на велосипеды и поехали на край посёлка. У нас была настолько блудливая корова, что ещё до подхода стада к окраине, сбегала, приходилось изъездить много километров, чтобы найти её и пригнать домой. Как всегда её в стаде не оказалось, я поехал на кладбище, куда корова как правило убегала. Я слез с велосипеда и вёл его в руках, проходя между старыми , заросшими травой, могилами, тихонько посвистывая и постоянно думая о прилетавшем самолёте и своей зародившейся мечте стать лётчиком. Солнце уже спряталось за горизонтом, наступали сумерки. Вдруг внезапно из-за большого дерева-карагача, росшего внутри ограды одной из могил, появилась белая простыня и за ней послышался дикий душераздирающий вопль, как мне показалось нескольких людей. Я так сильно испугался, что бросил велосипед, заорал и стал убегать с такой скоростью, что меня не догнала бы стая разъярённых голодных волков. Страшные звуки и топот за спиной продолжались до тех пор, пока я не прыгнул в огромную балку, скатившись по откосу до самого дна и застрял в липучей вонючей луже. Сердце, бившееся с огромной частотой, готово было выпрыгнуть из моей груди. Я кое-как выбрался из жижи, поднялся на другую сторону балки, еле переводя частое непрерывное дыхание и сел на край обрыва.

Да, увидели бы меня сейчас эти лётчики с самолёта и «умерли от смеха». Сказали бы да, парень никогда тебе не быть лётчиком, нет в тебе ни смелости, ни бесстрашия. И тут я набрался смелости и решительно пошёл опять на кладбище, даже хотя бы для того, чтобы забрать брошенный велосипед. Возле самого кладбища стоял старенький саманный дом, в котором жила семья Батыршиных, в которой было очень много детей и в основном девчонок. Жили они бедно и частенько питались кладбищенскими приношениями и там же играли в прятки. Четыре девчонки, мои ровесницы и чуть старше, увидели меня издалека, принесли из дома простыню и решили напугать меня «до смерти». Я подошёл к ним, угорающим от смеха, взял свой велосипед, но ругаться не стал, так как капитально «прокололся», убегая с диким рёвом от щуплых девчонок. Они же нашли мою блудливую корову и мы уже все вместе, смеясь, пошли на окраину посёлка. Я сел на велосипед погнал корову домой, которая вскоре была вынуждена перейти на галоп, так быстро я ехал.

Стало уже совсем темно, на улице не было ни одного фонаря и, проезжая мимо футбольного поля, я увидел ярко горевший костёр, возле которого были разбиты палатки. В этот вечер там остановился цыганский табор, вокруг толпились цыгане, их многочисленные дети, да и наши мальчишки пришли поглазеть. В таборе шла оживлённая ночная жизнь, всюду сновали детишки, слышалась громкая цыганская речь. Пожилая седоволосая цыганка пригласила всех детей, включая и нас к скромному цыганскому ужину. Мы ели с цыганятами с одной миски, было очень вкусно и необычно. Потом цыганка предложила нам сбегать домой и принести, кто что может: Хлеба, помидор, огурцов и других продуктов, таким образом избавив её и других цыганок и детей от воровства по огородам. В обмен на приношения, она стала гадать нам на будущую жизнь. Меня спросила: «Кем ты хочешь стать?» Я как на духу рассказал ей о прилетавшем самолёте и, естественно, стать лётчиком . Она попросила меня поднять голову и посмотреть на небо. В тёмном небе, высоко над головой ярко горели звёзды, по которым она начала предсказывать мою судьбу. Я так увлёкся её гаданием, что не заметил, как из штанов пропали три рубля, которые мать мне дала, чтобы я заплатил пастуху, пасшему нашу корову, который будет «с особым пристрастием» ухаживать за ней всё лето. Я начал было кричать, возмущаться, но цыганка отвесила подзатыльник одному из своих цыганят и он отдал мне деньги, искусно вытащенные им у меня из кармана. Но это, конечно, был чисто психологический маневр, чтобы мы с утра стали рассказывать всем, какие они добрые и порядочные цыгане. Но гадание цыганки и её предсказание о том, что я буду летать, сбылись.

И вот я заканчиваю десятый класс и мне в руки попадает областная газета «Приуралье», в которой, в самом её конце, было напечатано объявление о приёме документов, для поступления в лётное училище. Кстати это было первое и последнее объявление в печати, больше я никогда и нигде такого не видел. Было это где-то в середине мая. На поезде я доехал до Уральска и автобусом добрался до старого аэропорта. Ехать пришлось по узкой проезжей части дороги улицы Кутякова, практически по пустырю до самого окончания её и начала территории аэропорта. Строения все были маленькие, одноэтажные. Мне показали, где находится отдел кадров аэропорта. Встретил и принял у меня документы старейший работник Логашкин Аким Иванович и сравнительно молодая симпатичная девушка по имени Алла. После приёма документов, я вышел посмотреть на аэропорт, в котором мне, наверное, придётся работать, если, конечно, я поступлю учиться. Мимо меня проходил лётчик в лётном кожаном шлеме, который я хорошо запомнил. Я с глупой наивностью спросил его, а помнит ли он меня?. «Нет не помню!» ответил несколько грубовато этот лётчик. Но, пройдя метров 20, он остановился, закурил папиросу, к нему подошёл ещё один лётчик, симпатичный молодой парень казахской национальности. Они о чём-то быстро переговорили и подозвали меня пальцем к себе. «Пацан, ты кто такой и что ты здесь делаешь?» - также грубо спросил меня пожилой лётчик. Я ему быстро рассказал, где он мог меня видеть и что я чётко выполнил его указание и прогнал всех коров с поля, а сюда приехал сдать документы на поступление в училище. «А, да что-то припоминаю»: - уже более лояльно ответил лётчик. «Ты непременно поступишь! Это я тебе говорю командир самолёта Черченко и второй пилот Олег Амангалиев, запомни нас, может ещё вместе полетаем!» - закончил он свою речь и они пошли к самолёту, очевидно выполнять очередное санитарное задание по спасению людей.

Что самое интересное, я так и не побывал ни разу в кабине пилотов, ни разу не дотронулся до самолёта, а пришлось первый раз увидеть, посидеть и почувствовать самолёт только по приезду в Краснокутское лётное училище, при выполнении первых учебных полётов с инструктором Анатолием Кобыляцким. После самого первого учебного вылета, он прокричал мне сквозь рокот мотора, (он не имел привычки пользоваться внутренним переговорным самолётным устройством (СПУ). «Ты что как баран, первый раз что ли сидишь в самолёте, первый раз видишь землю?» Да, утвердительно махнул я ему головой. Ну ладно, тогда сиди и смотри вокруг. Я сидел и с любопытством наблюдал за удаляющейся землёй, за маленькими крошечными домиками, людьми, полями, рекой Еруслан и с теплотой в сердце вспоминал удачное и сбывшееся предсказание пожилой цыганки и опытных лётчиков из Уральского аэропорта.

Владимир Калюжный, Тольятти, март 2014

Категория: Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация | Добавил: donguluk (21.03.2014) | Автор: Владимир Калюжный E
Просмотров: 402 | Теги: Черченко, Амангалиев, станция Казахстан, Бурлин, цыгане, Приуралье, Владимир Калюжный, АН-2, аксай, Логашкин | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2017 |