Категории раздела

Мои статьи [125]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [111]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Личная жизнь [18]
Размышления и документы жизни автора. Экономический анализ бюджета семьи и другие личные и интимные подробности жизни.
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [7]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [38]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [45]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
А.С. Пелипец и его потомки [12]
Воспоминания нашего земляка, военного лётчика - Пелипец Александра Семёновича. Статьи друзей и родственников
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [28]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [8]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [6]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница Жанаузень марченко пенсия ленин коммунизм масон donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек Советский Союз выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Маренков Анатолий Кассель Уральский Аэропорт Рахимов Мамаджон Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники россия Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Социализм Фурманово Природа Свобода оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие симферополь безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень кустанай Джаныбек совхоз Пугачёвский кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов смирнов дефолиация Западно-Казахстанская область Михаил Захаров Джизак Дмитрий Сацкий Молотков АГАПОВ Пиунов Карачаганак Павел Шуков Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу доходы Капустин Яр расходы Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка песчанка аксай Надежда Тузова кравченко Пётр Кузнецов Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Рысачок Гидропресс апа АТБ Амангалиев О.И. пожар двигателя Як-12 Пугачёвский КДП капитан УТР Сергей Бормотин дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак санитарное задание Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев пятигорск Анатолий Нестулеев маи Виктор Рябченко пожар Алексей Былинин Алтунин Александр Тихонов таллин Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского петренко Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Бжезинский Олбрайт тетчер свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин семейный бюджет джезказган База ЭРТОС Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов слон Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур парашют владивосток орал Заяц котов Яков Сегал петухово
Понедельник, 29.05.2017, 08.49.45
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация

Полёт по ортодромии

Во второй половине июля закончились очередные авиахимработы 1983 года и можно было отдохнуть и развлечься «по полной». На семейном совете решили посетить впервые Дальний Восток, а именно закрытый город Владивосток с его субтропическим климатом и окружённый со всех сторон водами Тихого океана. За две недели до полёта нам пришла виза и мы семьёй с 2-х годовалой старшей дочкой прилетели в Москву. В аэропорту Домодедово погрузились в самый большой самолёт Ил-62, который являлся флагманом АЭРОФЛОТА того времени. Четыре мощных двигателя подняли самолёт в небо и мы, усевшись удобно в кресла салона, начали потихоньку готовиться к длительному перелёту почти через всю страну.

Первый пункт посадки был город Хабаровск, где нас должны пересадить в два самолёта Ту-154 и далее следовать в Артём, аэропорт города Владивостока. Через час после взлёта молодая симпатичная стюардесса объявила, что наш самолёт производит аварийную посадку в городе Москве. Оказалось, что в наборе высоты отказал один из четырёх двигателей и мы летали в специально отведённой зоне и сбрасывали топливо, так как полётная масса самолёта не соответствовала посадочному весу. Не заходя в здание аэровокзала, всех пассажиров перегрузили в другой резервный лайнер, и мы опять взмыли в небо, правда немного расстроившись от неудачной первой попытки.

Самолёт набрал высоту 12 000 метров и нам предложили первый завтрак. От Москвы до Хабаровска лететь предстояло 7 000 км. Где-то 7 часов 45 минут. Через два часа полёта стюардесса объявила, что мы находимся над Новой Землёй, которую омывали воды Северного Ледовитого океана. Так как я был в синей аэрофлотской рубашке с наплечными знаками, то ко мне со всех сторон посыпались вопросы, почему мы летим в сторону от маршрута. Очевидно, экипаж выполнял полёт по ортодромии, по дуге большого круга, по самому кратчайшему расстоянию между Москвой и Хабаровском.



Пересечение меридиан под разными путевыми углами в самой высокой географической точке нашего маршрута, сокращало расстояние, на этом участке более чем на 500 км., что значительно уменьшало полётное время и приносило авиапредприятию существенную экономическую выгоду в плане экономии топлива и ресурса самолёта. Конечно резкое изменение магнитного склонения и углах схождении меридиан к полюсу, имеющих большие значения, мало что объясняло несведущему в авиации человеку. Поэтому пришлось объяснять на простом языке. Полёт по ортодромии это, например, полёт вокруг Земли по экватору или одному из меридиан, линий, соединяющих Южный и Северный полюса вокруг Земного шара .Земля имеет форму шара, который приплюснут со стороны северного и южного полюсов, поэтому лететь через Северный полюс по ортодромии намного быстрее и экономичнее.

Слева по борту условно пролетаем Северный полюс, объявила стюардесса, и все бросились смотреть в иллюминаторы, надеясь увидеть Северный полюс и ось Земли, но при сравнительно хорошей погоде, мы так ничего и не увидели, кроме бесконечных белых льдов, но в душе у каждого переполняла гордость за то, что мы его видели и пролетали над ним. В самолётовождении существуют два способа полёта (по локсодромии и ортодромии). И вот наш полёт осуществлялся по ортодромии, самом наикратчайшем пути при беспосадочном перелёте на большом расстоянии.

При подлёте к контрольному поворотному пункту Игарка, наш самолёт опять полетел над земной поверхностью, где отчётливо прослеживались все географические зоны, изучаемые на уроках географии ещё в школе. Сначала появилась тундра, затем лесотундра, хвойные леса тайги, широколиственные леса, затем лесостепи, степи и через некоторое время многочасового продолжительного, но интереснейшего полёта, наш самолёт произвёл посадку в аэропорту города Хабаровска. Конечно, многие пассажиры, которые не раз летали этим маршрутом мирно спали в своих креслах, но летящим впервые всё было интересно и, при четырёхразовом питании, даже не успели понять почему так быстро прилетели, хотя за время полёта пересекли много часовых поясов.

Аэропорт Хабаровска запомнился густой тёмно-зелёной растительностью и тучами огромных постоянно жужжащих комаров. Даже купленное мороженое пришлось поедать с некоторым дискомфортом, вместе с москитами, вот такая местная экзотика.

После посадки в Артёме, аэропорту города Владивостока и прохождения пограничного контроля, мы сели в автобус и поехали в город. Дорога, проходила по просеке между густыми лесами уссурийской тайги по сильно пересечённой местности. Одна сопка сменяла другую и автобус шёл как по волнам. Наконец-то мы въехали в Владивосток, находящийся «на самом краю земли» и разбросанный влево и вправо, вниз и вверх по пологим склонам бесконечных сопок. Автобус подъехал к автовокзалу, находящемуся в бухте «Золотой Рог». Причём, что самое интересное, автовокзал, железнодорожный и морской вокзалы находились в одном огромном здании на берегу бухты.



На такси через весь город, мы добрались до окраины города, находящейся в бухте «Тихой». Почти у самого края берега океана, стояли простые панельные серые пятиэтажки, к одному из которых мы и подошли, предварительно спустившись по бетонной лестнице, ведущей вниз в направлении берега моря.

Посредине двора, обрамлённого с одной стороны отвесной стеной сопки, а с другой жилыми домами, стоял на небольшом постаменте памятник героям - дальневосточным партизанам с надписью на мемориальной доске из знакомой патриотической песни «И на Тихом океане свой закончили поход». Прямо перед нами открылась красивейшая панорама открытого Тихого океана с многочисленными морскими судами, стоящими на рейде и ожидающими очереди входа в морской порт города Владивостока. Ощущение того, что ты стоишь на самом краю российской земли у открытого берега Тихого океана, явно отражалось нескрываемой радостью на наших счастливых лицах, впервые в жизни попавших на «край Земли».

Внезапный, без предупреждения, наш приезд ошеломил моих родственников и они стали быстро суетиться, собирать на стол всевозможные угощенья по случаю появления в доме дорогих гостей. Стол был накрыт в основном дальморепродуктами. Посредине стояла чаша с вкуснейшим, жирным палтусом. Салаты были в основном из папоротника и морской капусты. В качестве деликатеса были поданы в большом изобилии красная икра, крабы и сайра. А вот, например, помидоры и огурцы резко отличались от наших Уральских и были какими-то безвкусными и кисловатыми, по сравнению с нашими большими, ароматными и сахаристыми. Родственники, наоборот, с большим аппетитом уплетали наших копчёных Челкарских лещей и жерехов, привезённых им в качестве подарка, с удовольствием слушая новости с Родины и, как ни странно, важно называли их весточкой с Большой земли. Ночью, когда сестра с племянниками крепко спали, нам абсолютно не хотелось спать, чувствовалась большая разница во времени и мы всю ночь наблюдали по большому морскому биноклю за Тихим океаном и многочисленными гражданскими и военными морскими судами, стоящими на якоре, недалеко от берега и только под утро, когда все стали просыпаться, мы, наоборот, погрузились в крепкий сон после продолжительного многочасового перелёта и бурной встречи. Каждый последующий день преподносил нам массу незабываемых, ярких и траги-комических приключений.

На следующий день по намеченному плану, пошли в ресторан «Зеркальный», где должен выступать с концертом цыганский ансамбль «Черген». Почти в самом центре Владивостока на большой площади находился сам ресторан в красивом старинном жёлтом здании с белыми колоннами, которые украшали лицевой фасад. Со стороны площади почти к самым колонам подступала большая полукруглая лестница с мраморными ступеньками. Видимо, раньше до революции этот особняк принадлежал богатому купцу или помещику. В просторном холле ресторана всюду по стенам и на потолке были вмонтированы огромные зеркала, которые расширяли и без того величественный и просторный особняк. В центральном зале ресторана между окнами и на многочисленных опорах также были вмонтированы зеркала больших размеров, поэтому, наверное, он и назывался « Зеркальным». Мы сели за столик , официант приняла заказ и стали ждать начало концерта. Внезапно из-за кулис на сцену выбежали несколько цыган и цыганок в пёстрых разноцветных платьях, увешанных старинными монетами, украшениями и разными побрякушками. Мужчины-цыгане запели широкие, протяжные цыганские песни, а цыганки стали танцевать и трясти плечами перед посетителями ресторана, практически перед каждым столиком, тем самым вызывая страстное желание и восхищение мужской половины, отдыхающих в ресторане. Через два часа закончился концерт и цыгане также быстро и внезапно покинули сцену.

Почему-то очень захотелось закурить, но как раз в этом году правительством был издан закон, запрещающий курение в ресторанах и кафе. Я вышел на улицу и, спустившись по ступенькам, подошёл к красивым, аккуратно подстриженным кустам акации, возле которых стояли и курили двое молодых парней в форме офицеров морской пехоты. Мы познакомились, разговорились и оказалось, что они родом из Казахстана, правда из Семипалатинска, но всё равно очень приятно и радостно было встретиться со своими земляками, так далеко от Большой земли.

В ресторан они заходить в форме не захотели, но попросили принести тару, т.е. стакан. Я вынес фужер, пару бутербродов и мы немного отметили наше знакомство и неожиданную встречу. Они прыгали на парашютах с Ан-2, а я работал командиром самолёта Ан-2, поэтому у нас оказалось очень много точек соприкосновения и общих интересов, тем более мы оказались все одного возраста, что по казахским традициям называлось «курдас» и очень высоко ценилось.

Вернувшись в зал, я увидел, что жены на месте нет, она танцевала под «живой» оркестр на той же сцене, где только что выступал цыганский ансамбль. Сел за столик и стал наблюдать за происходящем вокруг. Молодой парень, танцевавший на сцене, подошёл близко к моей жене и стал что-то громко говорить ей на ухо. Она отрицательно мотала головой по сторонам и вдруг он ухватил её рукой за правое бедро, отчего она вскрикнула и смачно залепила ему пощёчину. Подбежала к столику и, вся дрожа от страха, крикнула мне, что пока я где-то «шлялся», произошли некоторые события и трудно предположить, как они будут развиваться дальше. Парень не спеша подошёл к нашему столу, взял графин с водкой, налил мне и себе в рюмки, залпом выпил и предложил выйти на улицу разобраться по мужски. Я утвердительно кивнул ему головой и подозвал официанта, чтобы рассчитаться, так, на всякий случай. Обиженный и оскорблённый моряк торгового флота, подошёл к своему столику, переговорил со своими ребятами и они, поднявшись все разом (их было 7 человек), медленной и шаркающей походкой направились к выходу из ресторана.

Да, дело было дрянь, надо было что-то срочно предпринимать. Сердце учащённо билось в ожидании трагической развязки. Честно сказать я сильно ужаснулся от предстоящего неравного по физической силе мужского разбора и первым делом послал свою вторую половину заказать такси и ждать меня с открытыми дверями. Быстро спустившись по крыльцу к кустам я наткнулся на своих, уже хорошо подвыпивших морпехов. Как мог быстро рассказал им ситуацию в которую попал и спросил совета, как мне поступить в моём интересном положении. Время на раздумье и принятие решения уже практически не оставалось. С каждой секундой, они приближались всё ближе и ближе. И вот когда, ребята подошли почти вплотную и обиженный «Казанова» похлопал меня по правому плечу, я резко развернулся и со всей силы нанёс ему удар в челюсть. Удар был такой силы, что по инерции меня занесло вперёд на несколько шагов. В это время сзади послышались несколько глухих сильных ударов. Я обернулся и увидел, что все семь моряков торгового флота лежат на земле веером, не шевелятся и не подают явных признаков жизни. Один из офицеров скрестил руки над головой, как бы прощаясь со мной, крикнул: «Всё в порядке, не поминай лихом, пока не приехали менты, смываемся быстро отсюда» и, перепрыгнув лихо через кусты, они растворились в темноте.

Я быстрым шагом перешёл площадь, сел в ожидающее меня такси и машина резко рванула с места. «Шеф, жми на бухту «Тихую» как можно быстрее» - сказал я таксисту и только после того, как мы отъехали от этого места подальше, уселся поудобнее и немного успокоившись, стал обсуждать случившееся чудо нашего спасения. Таксист достаточно быстро довёз нас до фарфорого завода, находившегося вблизи бухты «Тихой», посмотрел в зеркало заднего вида. За нами по пятам следовал милицейский УАЗик, который также подъехал к проходной завода и остановился. Мы рассчитались с таксистом и зашли в пекарню завода, чтобы купить хлеб. Милиционеры молча встали за нами в очередь и о что-то бурно обсуждали. Наверное, по нашу душу, подумал я и послал жену позвонить по телефону-автомату сестре и сообщить о случившемся.

Купив хлеба, я отошёл в сторону и стал разглядывать картину, висевшую на стене. Милиционеры подошли ко мне и попросили предъявить документы, аргументируя тем, что Владивосток - закрытый город и мы вели себя как-то странно подозрительно. Посмотрев внимательно паспорт и визу, они вернули документы и мы вышли вместе на улицу. Ко мне подбежала жена и сказала, что 2-х копеек не нашла и поэтому не дозвонилась. С перепугу она стала их упрашивать, чтобы они меня отпустили и что он больше так не будет делать. «А что, в принципе произошло и что вы такое натворили?» - в недоумении спросили милиционеры. «А вам куда ехать?» - спросил младший сержант. На улицу Беляева дом 6, произнесли мы в один голос. «О! это как раз по пути» - произнёс милиционер-водитель и посадил нас на заднее сиденье милицейского УАЗика. Ехать оказалось недалеко, всего 2 автобусных остановки и мы уже почти доехали до места, как по рации на милицейской волне сообщили, что в районе ресторана «Зеркальный» совершено дерзкое нападение на группу гражданских лиц; нападавшие уехали на такси предположительно в сторону бухты «Тихой».

Спустившись по крутой лестнице с сопки вниз, мы зашли в свой подъезд, милиционеры проследовали за нами туда же. Наблюдавшая за нами из окна второго этажа сестра, вышла встречать нас на площадку подъезда. «О! Наталья Ивановна, как ваше драгоценное здоровье?» - спросил один из «ментов». Здесь же выбежала дочка и стала по очереди нас обнимать и целовать. От сердца немного отлегло, когда младший сержант сказал, что моя сестра преподавала у него в юности в музыкальной студии по классу баян, а другой милиционер ходил в секцию борьбы по самбо, которую вёл её муж Пётр. Жена, почувствовав себя в относительной безопасности, расплакалась и рассказала всю правду нашего посещения ресторана с неприятным инцидентом в конце. После того как все вошли в квартиру, милиционеры попросили меня задержаться. «Конечно по долгу службы, мы должны вас задержать и доставить в отделение милиции, причём был бы такой «жирный плюс» нам за это» - «Но раз всё так для вас положительно разрешилось и мы хорошо знаем и уважаем ваших родственников, то мы вас не видели и никогда не встречались. «А про этот эпизод никому, по крайней мере здесь во Владивостоке, больше не рассказывайте в целях вашей же личной безопасности». Вот так счастливо и закончился наш первый день пребывания на Дальнем Востоке.

Но самое интересное заключается в том, что нам опять представилась возможность увидеться с этим парнем из ресторана при уже совершенно других обстоятельствах. Уже где-то через семь лет, я опять полетел во Владивосток проведать сестру. После прихода зятя с очередного морского рейса (он был капитаном дальнего плавания), мы поехали продавать японскую машину, привезённую им из Японии. Мы подошли к его хорошо знакомому бригадиру, который в это время уже занимался перепродажей иномарок. (время было конец 80-х годов) и стали предлагать товар. Он снял чёрные очки, мы встретились взглядами.

Узнаёшь, первым сказал он, да я тот самый из ресторана. А ведь хорошо, что ты первый начал, а то мы намеривались из тебя котлету сделать. Эти ребята наёмные моряки торгового флота. Они на несколько месяцев уходили в плавание, зарабатывали кучу денег (по три-четыре тысячи рублей) и за месяц-два «просаживали» их на земле. Беспредельщики, могли избить мужа и увести жену с любого ресторана (это у них хобби такое было) и, в случае поимки, запросто откупиться от любой милиции. Все они живы и здоровы, но говорят до сих пор не могут понять, как мне так быстро удалось договориться с морскими пехотинцам. Мы, говорит, как вышли и коленки у нас затряслись, когда увидели меня вместе с ними. Они, говорит, какие-то «бесбашенные», им что десять, что двадцать человек всё равно, сколько они нашего брата покалечили, а если ещё из разведроты, то вообще «туши свет». Но я разошёлся с ним мирно и хорошо, даже пожали крепко друг другу руки, вспомнив о лихой юности.

Владимир Калюжный, Самара, февраль 2015

Категория: Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация | Добавил: donguluk (06.02.2015) | Автор: Владимир Калюжный E
Просмотров: 312 | Теги: Ил-62, бухта Золотой Рог, бухта Тихая, самара, Калюжный, уральск, Ту-154, владивосток, Северный полюс, ортодромия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2017 |