Самолёт выруливал на исполнительный старт. После быстрой подготовки
к взлёту, он начинал стремительный разбег и вот когда до отрыва оставались
считанные секунды, командир вытаскивал из пачки «Беломор-Канала» папиросу, вставлял
её в рот и начинал неоднократное поджигание спичкой. Командир переводил взгляд
на меня, тем самым молча спрашивая: «Что ждёшь, пора уже и взлетать». Я
незамедлительно хватался за штурвал и самолёт отрываясь от земли начинал набор
высоты. Это явление происходило практически каждый раз в самый ответственный
момент отрыва и приобрело характер такой
закостенелой привычки, без которой самолёт как бы по-другому уже и не
может взлететь. Мне это даже в какой-то степени импонировало, так как с каждым
таким взлётом я всё больше набирался
опыта и самостоятельности. После окончания набора высоты, командир засыпал,
папироса в руках затухала, и все дальнейшие этапы полёта и ведения радиосвязи
ложились полностью на плечи второго пилота. Через каждые 15-20 минут полёта
командир вдруг внезапно просыпался, медленно осматривался вокруг, опять
поджигал спичкой потухшую папиросу и, смачно затянувшись, тут же засыпал
мертвецким сном. Где-то к концу 70-х годов прошлого столетия наш экипаж в
составе командира самолёта Говорова Анатолия Андреевича, меня и авиатехника
Алтунина Николая Яковлевича был направлен на работу в противочумный отряд на
точку «Кызыл Капкан», находящуюся в пустынной местности, на юго-востоке от посёлка «Новая Казанка». По
прилёту на точку нам была устроена силами эпидотряда торжественная встреча, с
посещением горячей бани и очень гостеприимного ужина. Мы быстро влились в
маленький дружный коллектив эпидотряда, которым руководил молодой, но уже
опытный врач-эпидемиолог Яценко Володя. Впоследствии он успешно защитил
кандидатскую диссертацию, занимался палеонтологией грызунов, а тогда
препарировал сусликов, которых мы ему привозили с точек. На следующий день, проснувшись от громкого рёва мотора самолёта,
который уже готовил к полёту Яковлевич, мы не спеша вставали, завтракали и летели
за материалом по указанному маршруту. Каждый взлёт происходил точно так же, как
описано в начале рассказа. Пролетев несколько десятков километров, Андреевич
просыпался, внимательно оглядывался, показывал рукой отвернуть вправо или влево
и опять засыпал. Летал он, казалось, вслепую по одним ему только понятным
приметам и ориентирам, расположенным внизу в пустыне в виде засохших русел
речушек, барханов и всевозможных изгибов рельефа местности. Вдруг он, резко
встрепенувшись, принимал деловой серьёзный вид, закуривал традиционную
очередную папиросу и начинал снижение среди разбросанных барханов на зоолога,
державшего в руках зеркальце, посылающее отражение от солнечных лучей. После посадки, Андреевич выключал двигатель, открывал
форточку, приветствовал «суслятников»
кивком головы, а я открывал дверь салона фюзеляжа и рабочий ставил ведро с
песчанками в специально подготовленный для этих доставок деревянный ящик. Мы
передавали обитателям пустыни продовольствие, воду и депешу от начальника
отряда, свёрнутую в виде солдатского треугольника. Здороваться и прощаться за руку рекомендовано не было,
так как работы производились в опасной эпидемиологической зоне. На пути
следования к очередной точке, попадались огромные воронки от взрыва бомб и
снарядов, парашюты, и даже целые макеты военных самолётов, так как работали мы
в военной закрытой зоне, не предназначенной для работы гражданских воздушных судов. Полёт обычно осуществлялся
по круговому периметру и заканчивался примерно через 4-5 часов на аэродроме
эпидотряда. После завершения рейса с доставками, на борт поднималась
лаборант, она протирала в кабине пилотов все рычаги и приборы спиртом, а мы
направлялись в уже приготовленную баню и шли на отдых в небольшой саманный
домик, где находилась столовая и обитали все жители точки «Кызыл-Капкана». Так
как связь с внешним миром осуществлялась только по транзисторному
радиоприёмнику, то самолёт использовался и для доставки продовольствия и медицинских
компонентов из отделения п. Новой Казанки или противочумной станции Уральска.
На самолёте прилетали новые работники, доставлялись свежие газеты и журналы, а
также морские свинки для проведения опытов, для написания научных работ. Андреевич был бывшим военным лётчиком, летавшим ранее в
Оренбургском военном лётном училище инструктором и прибывшим в Уральский
авиаотряд по сокращению штатов в Советской Армии. Его умение прививать опыт
молодым пилотам своеобразным способом было загадкой для всех, но в тоже время
опыт лётной работы, приобретённый при работе с ним, очень мне пригодился в
дальнейшей лётной деятельности. Вроде бы вести визуальную ориентировку таким
вот замысловатым, «дедовским» методом и противоречило правилам самолётовождения,
но зато было наиболее точным и надёжным.
Большое доверие в выполнении полётов, полностью ведение радиосвязи и полётной
документации, а также самостоятельное обслуживание материальной части в отрыве
от базы без авиатехнического состава так вбивалось с «пелёнок», что по
истечении многих лет, мне как-то недавно довелось обслужить и полететь на
самолёте, как будто и не было перерыва в лётной работе. Николай Яковлевич, ветеран Великой Отечественной войны,
авиатехник самолёта Войска Польского, был балагуром и весельчаком, владевшим
польским, русским и казахским языками. Его присутствие в экипаже сразу оживляло
обстановку. Он мог часами рассказывать весёлые и интересные истории из своей
боевой и домашней жизни. Командиром самолёта в Войске Польском был поляк, а
штурман и авиатехник русские, но все носили военную форму польской армии, он
даже дома хранил такую фуражку-конфедератку с квадратным верхом и показывал её
всем гостям. Демобилизовался он и пришёл в Уральский авиаотряд в форме
польского солдата. Уникальный и доброй души человек, специалист, всегда
вселявший в наши молодые души оптимизм, самокритичность и умение жить весело,
задорно, как бы с огоньком. При подлёте к Уральску, он становился в проход
кабины между пилотами, прикладывал руку лодочкой к уху и говорил; «Ты слышишь
крик. Это моя «крошка» ругается, бедняжка ждёт меня не дождётся!», серьёзно и комедийно играя роль любящего
мужа. Супруга его – Ольга, тоже работала в аэропорту. Она длительное время
руководила в авиационно-технической базе бригадой мойщиц самолётов. Женщина
была властная, суровая, не давала спуску не только своим подчинённым, но и
собственному мужу. Подкаблучником Яковлевич не был, цену себе он знал, но своей
супруге всячески потакал в этом, всегда делал вид, что самый главный начальник
в аэропорту – это его «крошка». Сейчас, по истечении более 30 лет, я с особенной теплотой и
благодарностью вспоминаю ту старую гвардию, которая учила нас жить, выживать в
экстремальных условиях и летать в любых сложных условиях, превращая из молодых
малоопытных пилотов в настоящих первоклассных специалистов-лётчиков Гражданской
авиации. Владимир Калюжный, Тольятти, февраль 2013 На снимке Анатолий Андреевич Говоров, а вот фото Николая
Яковлевича разыскать не смог, а хотелось бы здесь его опубликовать, он
заслуживает этого, может кто-то поможет.
|