Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Суббота, 20.04.2024, 07.51.01
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация

Старая гвардия

Самолёт выруливал на исполнительный старт. После быстрой подготовки к взлёту, он начинал стремительный разбег и вот когда до отрыва оставались считанные секунды, командир вытаскивал из пачки «Беломор-Канала» папиросу, вставлял её в рот и начинал неоднократное поджигание спичкой. Командир переводил взгляд на меня, тем самым молча спрашивая: «Что ждёшь, пора уже и взлетать». Я незамедлительно хватался за штурвал и самолёт отрываясь от земли начинал набор высоты. Это явление происходило практически каждый раз в самый ответственный момент отрыва и приобрело характер такой  закостенелой привычки, без которой самолёт как бы по-другому уже и не может взлететь. Мне это даже в какой-то степени импонировало, так как с каждым таким взлётом я  всё больше набирался опыта и самостоятельности. После окончания набора высоты, командир засыпал, папироса в руках затухала, и все дальнейшие этапы полёта и ведения радиосвязи ложились полностью на плечи второго пилота. Через каждые 15-20 минут полёта командир вдруг внезапно просыпался, медленно осматривался вокруг, опять поджигал спичкой потухшую папиросу и, смачно затянувшись, тут же засыпал мертвецким сном. 

Где-то к концу 70-х годов прошлого столетия наш экипаж в составе командира самолёта Говорова Анатолия Андреевича, меня и авиатехника Алтунина Николая Яковлевича был направлен на работу в противочумный отряд на точку «Кызыл Капкан», находящуюся в пустынной местности,  на юго-востоке от посёлка «Новая Казанка». По прилёту на точку нам была устроена силами эпидотряда торжественная встреча, с посещением горячей бани и очень гостеприимного ужина. Мы быстро влились в маленький дружный коллектив эпидотряда, которым руководил молодой, но уже опытный врач-эпидемиолог Яценко Володя. Впоследствии он успешно защитил кандидатскую диссертацию, занимался палеонтологией грызунов, а тогда препарировал сусликов, которых мы ему привозили с точек.

На следующий день, проснувшись от громкого рёва мотора самолёта, который уже готовил к полёту Яковлевич, мы не спеша вставали, завтракали и летели за материалом по указанному маршруту. Каждый взлёт происходил точно так же, как описано в начале рассказа. Пролетев несколько десятков километров, Андреевич просыпался, внимательно оглядывался, показывал рукой отвернуть вправо или влево и опять засыпал. Летал он, казалось, вслепую по одним ему только понятным приметам и ориентирам, расположенным внизу в пустыне в виде засохших русел речушек, барханов и всевозможных изгибов рельефа местности. Вдруг он, резко встрепенувшись, принимал деловой серьёзный вид, закуривал традиционную очередную папиросу и начинал снижение среди разбросанных барханов на зоолога, державшего в руках зеркальце, посылающее отражение от солнечных лучей. 

После посадки, Андреевич выключал двигатель, открывал форточку, приветствовал  «суслятников» кивком головы, а я открывал дверь салона фюзеляжа и рабочий ставил ведро с песчанками в специально подготовленный для этих доставок деревянный ящик. Мы передавали обитателям пустыни продовольствие, воду и депешу от начальника отряда, свёрнутую в виде солдатского треугольника. Здороваться  и прощаться за руку рекомендовано не было, так как работы производились в опасной эпидемиологической зоне. На пути следования к очередной точке, попадались огромные воронки от взрыва бомб и снарядов, парашюты, и даже целые макеты военных самолётов, так как работали мы в военной закрытой зоне, не предназначенной для работы гражданских  воздушных судов. Полёт обычно осуществлялся по круговому периметру и заканчивался примерно через 4-5 часов на аэродроме эпидотряда.

После завершения рейса с доставками, на борт поднималась лаборант, она протирала в кабине пилотов все рычаги и приборы спиртом, а мы направлялись в уже приготовленную баню и шли на отдых в небольшой саманный домик, где находилась столовая и обитали все жители точки «Кызыл-Капкана». Так как связь с внешним миром осуществлялась только по транзисторному радиоприёмнику, то самолёт использовался и для доставки продовольствия и медицинских компонентов из отделения п. Новой Казанки или противочумной станции Уральска. На самолёте прилетали новые работники, доставлялись свежие газеты и журналы, а также морские свинки для проведения опытов, для написания научных работ.

Андреевич был бывшим военным лётчиком, летавшим ранее в Оренбургском военном лётном училище инструктором и прибывшим в Уральский авиаотряд по сокращению штатов в Советской Армии. Его умение прививать опыт молодым пилотам своеобразным способом было загадкой для всех, но в тоже время опыт лётной работы, приобретённый при работе с ним, очень мне пригодился в дальнейшей лётной деятельности. Вроде бы вести визуальную ориентировку таким вот замысловатым, «дедовским» методом и противоречило правилам самолётовождения, но зато было наиболее  точным и надёжным. Большое доверие в выполнении полётов, полностью ведение радиосвязи и полётной документации, а также самостоятельное обслуживание материальной части в отрыве от базы без авиатехнического состава так вбивалось с «пелёнок», что по истечении многих лет, мне как-то недавно довелось обслужить и полететь на самолёте, как будто и не было перерыва в лётной работе.

Николай Яковлевич, ветеран Великой Отечественной войны, авиатехник самолёта Войска Польского, был балагуром и весельчаком, владевшим польским, русским и казахским языками. Его присутствие в экипаже сразу оживляло обстановку. Он мог часами рассказывать весёлые и интересные истории из своей боевой и домашней жизни. Командиром самолёта в Войске Польском был поляк, а штурман и авиатехник русские, но все носили военную форму польской армии, он даже дома хранил такую фуражку-конфедератку с квадратным верхом и показывал её всем гостям. Демобилизовался он и пришёл в Уральский авиаотряд в форме польского солдата.

Уникальный и доброй души человек, специалист, всегда вселявший в наши молодые души оптимизм, самокритичность и умение жить весело, задорно, как бы с огоньком. При подлёте к Уральску, он становился в проход кабины между пилотами, прикладывал руку лодочкой к уху и говорил; «Ты слышишь крик. Это моя «крошка» ругается, бедняжка ждёт меня не дождётся!»,  серьёзно и комедийно играя роль любящего мужа. Супруга его – Ольга, тоже работала в аэропорту. Она длительное время руководила в авиационно-технической базе бригадой мойщиц самолётов. Женщина была властная, суровая, не давала спуску не только своим подчинённым, но и собственному мужу. Подкаблучником Яковлевич не был, цену себе он знал, но своей супруге всячески потакал в этом, всегда делал вид, что самый главный начальник в аэропорту – это его «крошка».

Сейчас, по истечении более 30 лет, я с особенной теплотой и благодарностью вспоминаю ту старую гвардию, которая учила нас жить, выживать в экстремальных условиях и летать в любых сложных условиях, превращая из молодых малоопытных пилотов в настоящих первоклассных специалистов-лётчиков Гражданской авиации.

Владимир Калюжный, Тольятти, февраль 2013

На снимке Анатолий Андреевич Говоров, а вот фото Николая Яковлевича разыскать не смог, а хотелось бы здесь его опубликовать, он заслуживает этого, может кто-то поможет.

Вот, наконец, я разыскал фотографию и Николая Яковлевича, помог известный наш командир воздушного судна Валентин Лиховидов. На фото он изображён рядом с авиатехником Алтуниным Н.Я. Посмотреть можно здесь:

http://donguluk2010.ucoz.ru/photo/aehroport/altunin_likhovidov/12-0-450

 
Категория: Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация | Добавил: donguluk (15.02.2013) | Автор: Владимир Калюжный E
Просмотров: 727 | Комментарии: 2 | Теги: Новая Казанка, Николай Яковлевич Алтунин, Анатолий Андреевич Говоров, Владимир Яценко, Войско Польское, Владимир Калюжный, Кызыл Капкан, эпидемиология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Tатьяна Банникова  
0
Очень понравилась статья, интересно написана, спасибо большое!!!!!

1 kwinta  
0
Люди эти в нашем предприятии были уважаемые, мастера своего дела. Один эпизод из жизни Алтуниных вспомнил. Как-то Николай Яковлевич приболел, на нижней губе какая-то болячка долго не проходила, вреде бы и онкологию диагностировали, операцию сделали, лежал дома подавленный, не вставал, про Ольгу и говорить нечего. Пришли друзья проведать. Жили в АТБ дружной семьёй, руководители не чурались общением с подчинёнными. Были техники Бояркин Виктор Васильевич, Евтушенко Анатолий Михайлович, Чаганов Владимир Андреевич, Тимофеев Павел Андреевич, инженер ОТК (впоследствии начальник АТБ) Басан Иван Фролович, всех и не упомнишь.

Рассказали новости, Алтунину после операции говорить было нельзя, слушал со скорбным видом, Ольга, как могла, сдерживалась, чтобы не расстраивать «кормильца», и так все понимали, что пришли вроде бы попрощаться. Вышла во двор, тут компания активизировалась, достали, что с собой принесли, пользуясь временным отсутствием Ольги, выпили за выздоровление. На Николая Яковлевича смотреть было больно, с трагическим видом лежал, не пробовал уже довольно долго. Фролыч сообразил быстро, скрутил из газеты воронку и аккуратно, чтобы не задеть ранку, начал вливать понемножку, короче, получилось поровну, не обидели. Больной повеселел, разрумянился, глаза заблестели, поднялся на кровати, присел.

Вернувшаяся Ольга сообразила всё сразу, по привычке попыталась сначала веником разогнать компанию, но, увидев повеселевшего Яковлевича, «отошла» и даже пробурчала что-то вроде, что лучше бы пил, но не болел. Надо сказать, что выпивал он не то, чтобы очень сильно, а как и все остальные его друзья-техники. Просто характер у Ольги был такой, что она, в профилактических целях, мужа постоянно «пилила».

Обошлось всё хорошо, губа после операции довольно быстро зажила и больше болезнь никак не проявлялась, просто получилась такая выемка, вроде как у зайца. Теперь все «наезды» Ольги на Николая Яковлевича заканчивались быстро, он напоминал её слова, сказанные в этот день, и она «отступала». Хорошая, образцовая была семья.

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |