Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Суббота, 20.04.2024, 13.10.12
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация

Святой отец

После короткого  взлёта самолёт всё дальше и дальше уходил в сторону горизонта, постепенно набирая заданную  высоту полёта. А вслед ему оставшийся на земле авиатехник трижды перекрестил славного трудягу Ан-2 и тихо произнёс: «Спаси и сохрани. Да поможет вам Бог». Шла страстная неделя самого длинного поста в году и наш экипаж в составе меня, второго пилота Мельникова Сергея и авиатехника самолёта Клименко Василия Григорьевича работал на оперативной точке «Бейнеу», расположенного почти в самом центре полуострова Мангышлак на линии газопровода  «Средняя Азия-Центр». Небольшой посёлок, построенный  в основном из ракушечника, являлся узловой станцией, соединяющей город Шевченко, и железную дорогу, идущую из Узбекистана в Гурьев и далее в Россию. Неподалёку от посёлка располагалась газоперекачивающая станция, качающая круглосуточно газ из Средней Азии в Саратов и далее за границу. Питьевая и техническая вода подавалась в посёлок из реки Волги по водопроводу, идущему параллельно ниткам газопровода от г. Саратова  на тысячи километров, обеспечивая все попутные  газоперекачивающие станции и посёлки пресной водой.

Летать приходилось, как говорится, везде и всюду по  бескрайним степным и пустынным просторам Мангышлака, в мало ориентирной местности. Мы даже и не догадывались, что нас провожают в каждый полёт такими вот  божественными словами и крещением, но когда узнали, то было очень приятно и трогательно ощущать такую отеческую блаженную заботу об экипаже. Конечно, в те советские времена мы были немного дерзки и богохульны по отношению к религии. Сказывалось воспитание в духе коммунистических идей и намеченного, на построение развитого социализма, курса Партии. Пройдя длительный путь от октябрёнка до члена КПСС, мы редко задумывались о Боге и его существовании, тем более, Боже упаси, идти и молиться в церковь. Мы даже тайно крестили своих детей, хотя у каждого в подсознании была тайная вера и почти каждый при неблагоприятно сложившихся ситуациях обращался в душе за помощью к Всевышнему. В то время авиаотряд был буквально напичкан ярыми  проповедниками атеизма, начиная от секретаря комитета Комсомола, двух замполитов (лётного и объединённого авиаотрядов), секретаря нашего партбюро лётного отряда и кончая освобождённым секретарём парткома. Все мы служили трудовому народу и Партии до последнего вздоха. Конечно, в этом было какое-то рациональное зерно, в части дисциплины и добросовестного отношения к своим обязанностям.

Надо сказать, что вера Василия Григорьевича исходила из глубоких семейных традиций. Родом он был из села «Покатиловка», что недалеко от нового Уральского аэропорта. Его родители, как и подавляющее тогда большинство, были людьми глубоко верующими, были «староверами». Но время было уже «новое», со своими традициями, по молодости конфликтовал с родителями по вопросам веры. Был призван в ряды Советской Армии, вполне естественно стал комсомольцем. Служил в авиации, после окончания школы младших авиационных специалистов стал авиатехником, полк базировался в Китае. Василий Григорьевич уже сам обучал китайских специалистов. Служили тогда долго, он приобрёл глубокие знания и, особенно, практические навыки по обслуживанию материальной части. После демобилизации устроился по месту жительства в Уральский объединённый авиаотряд. Его сразу оценили, он всегда ходил в передовиках.

По рассказам его товарищей по работе, он активно работал в комсомольской организации, даже в художественной самодеятельности участие принимал.  В быту он тоже ничем от своих друзей не отличался. Вместе ходили в клуб, на вечеринки, был красивым, кучерявым, лихим и отважным  парнем, не одна девушка тогда по нему «сохла». Но как-то сильно заболел, долго, но безрезультатно лечился, врачи не смогли сказать что-нибудь «путное» и родители посоветовали ему обратиться за помощью к святому старцу, который жил где-то далеко в Сибири. После длительных обрядов исцеления, старец ему сказал,  что если ты будешь молиться и посвятишь жизнь Богу, неизлечимая болезнь тебя покинет насовсем. Так он и стал набожным святым человеком, беспрекословно выполнявшим все церковные обряды и всей душой уверовавший в Бога.

Конечно, друзья отнеслись к этому весьма и весьма негативно, время было такое. Надо сказать, что авторитета от своей веры он в обществе товарищей и командования не потерял, специалист был высококлассный, да и человек был хороший, его вера только усилила в нём общепринятые нормы поведения, тем более, что заветы Христа практически ничем не отличались от нового «Кодекса строителя коммунизма», так как проповедовали не отвлечённые а чисто человеческие качества и устои. «Не убий, не укради, не прелюбодействуй и т.п.». Такие качества универсальны для любой веры, в том числе и коммунистической. Друзья, конечно, остались друзьями, но постоянно подшучивали. Николай Михайлович Родин, "Рыцарь", как часто звали его товарищи и который был очень и даже очень неравнодушен к женскому полу, за что и получил такую кличку, часто напоминали ему, что он «у Машки Чапышловой» поросёнка съел, жил с ней, а потом бросил, не женился» и что такой поступок недостоин верующего человека. А его друг и ярый коммунист Харчёв Георгий Прокопьевич даже неоднократно ставил вопрос на собраниях о поведении Василия Клименко.

Где-то в 80-х годах Василий Григорьевич опять сильно заболел. Будучи в гриппозном состоянии, на Крещение Господне, в сорокаградусный мороз, традиционно искупался в Иордани на Урале. Сильно простыл, с осложнениями лежал в больнице около 3-х месяцев, но поправился. Говорил, что это его наказывает Бог за многочисленные грехи, которые совершил по молодости. Своё, уже второе «исцеление» тоже объяснял тем, что во время болезни постоянно молился, говорил, что если бы не Вера, то наверняка бы помер.

Он всегда брал с собой в командировку Библию, большую стопу других церковных божественных книг, настольную лампу с лампочкой на 300 ватт и ночами читал, закрывшись на замок в отдельной, специально отведённой для него комнате. Экипажи знали и понимали это и всегда старались выделить ему соответствующее место для отправления соответствующих обрядов.

Однажды вечером, я со знакомым парнем-казахом постучался к нему в дверь. Она оказалась не закрыта и мы свободно вошли в комнату. Василий Григорьевич в это время стоял на коленях перед иконой, поставленной на шифоньер напротив его, и читал молитву. Несмотря на приличный возраст, он с места прыгнул к иконе, закрыл её ладонями обеих рук и неистово закричал «нехристи». Мы быстро выбежали из комнаты, при этом испытывая свою непонятную нам вину перед глубоко верующим человеком. В ту командировку отец Василий постился, употребляя в пищу только соевые бобы и фасоль, замаринованные в железные банки. Но самолёт для него был святым рабочим местом. Он подолгу копался с двигателем и планером,  «вылизывая» их и перепроверяя все узлы и агрегаты. В кабине и салоне самолёта всегда было чисто, опрятно, все вещи знали своё место. Да и летать было приятно и безопасно.

В один из весенних дней поста, мы полетели по заданию начальника ЛПУ (линейного путепроводного управления) в Саратов и взяли с собой Василия Григорьевича. Вылетели из Бейнеу рано утром, позавтракать не успели, да особо было и нечего, где-то через 3-4 часа полёта сильно захотелось кушать. Я спросил у отца Василия: «У тебя нет чего-нибудь разговеться?». Клименко с охотой откликнулся на мою просьбу, но с условием, что надо прочитать молитву, причаститься и тогда он откроет банку с фасолью. Так как слов молитвы мы не знали, то отец Василий прочитал её сам, потом преподнёс каждому по столовой ложке спирта, и мы с удовольствием навернули всю банку с фасолью. Лететь было долго и нудно и после сытной трапезы, я крепко уснул, удобно устроившись на подлокотнике пилотского кресла.

Не долетая до п. Индер около 30 километров, меня разбудил Василий Григорьевич и намекнул, что в Индерском ОРСе у меня есть знакомые, а ему нужно «достать» ящик тушёнки и сгущёнки для братьев и сестёр в церковь  Уральска, ибо «не Духом единым жив человек», времена в отношении продуктов были трудные. Мы произвели посадку в Индере, вызвали УАЗик и поехали в ОРС. Здесь по записке начальника ОРСа, мы купили по два ящика говяжьей (как ни странно Уральского мясокомбината) тушёнки и сгущёнки и ещё кое-что дефицитного в то время провианта, после чего приехали в аэропорт. Василий Григорьевич, видя всё это богатство, взмолился отвезти его в Гурьев, для того, чтобы ближайшим рейсом отвезти в Уральск в помощь своим духовным собратьям и сестрам. Мы «подкинули» его в Гурьев, где он всё разом взвалив на себя, потащил к трапу самолёта   Ан-24. Настолько это был крепкий, сильный и ответственный мужик, одинаково любивший и дело, и Бога. На следующий день, мы вылетели из Саратова и приземлились в Гурьеве, где нас уже ждал счастливый и улыбающийся отец Василий.

По пути в Бейнеу, он уже без всяких вопросов, щедро угощал нас подарками братьев и сестёр из прихода. Изрядно проголодавшись, мы уплетали всё, что нам преподносил Василий Григорьевич, приговаривая при этом: «Это вам всё Бог послал за откровенную помощь и  послушание».

День удался ясный, солнечный, настроение приподнятое и мы сытые и довольные возвращались пешком в свою келью. По дороге, Василий Григорьевич, пользуясь нашим добрым расположением духа, начал агитировать нас уверовать в Бога. Да, он был непревзойдённый агитатор, «замполит в подмётки не сгодился бы» от такой страстной, а самое главное убедительной пропаганды. Отец Василий наизусть читал отрывки из Библии, умело лавировал, когда мы ему задавали провокационные вопросы, полностью рассказал значение поста и Великого церковного праздника Пасхи, что казалось ещё чуть-чуть и он «в дамках», а мы молодые верующие в Бога люди. В то время, если бы не наша крепкая устойчивая политическая платформа, мы были бы приобщены целиком и полностью к церкви. На то, что он не смог нас сломить, отец Василий не обижался, постоянно приговаривая: «Жизнь всё расставит по своим местам и вы не раз ещё вспомните меня и мои молитвы».

Интересный случай рассказали мне по прилёту в Уральск. Как-то раз вызвал к себе в кабинет Василия Григорьевича замполит авиаотряда Бурдин Иван Андреевич и начал уговаривать его отречься от Бога и церкви. Очень долго и настойчиво вёл длительную беседу замполит, убеждая его. И когда он почувствовал и поверил в то, что сломил волю отца Василия и полностью отрёк его от Бога, замполит встал, пожал крепко руку за полное понимание и подход к его «нелёгкой» работе. Василий Григорьевич, очень внимательно его выслушал, где надо поддакивал, отвечал на каверзные вопросы замполита, тепло поблагодарил и вышел из кабинета. В душе Иван Андреевич праздновал победу, своё прекрасное умение убеждать своим красноречием и личным примером. Через два часа Василий Григорьевич открыл дверь кабинета замполита и громко произнёс: «А всё равно Бог есть» и закрыл дверь.

Иван Андреевич был тоже человеком незаурядным, в одной из статей я уже упоминал о нём. Он был настоящий замполит, всеми наделёнными полномочиями и средствами проводил политику Партии в массы. Говорил довольно убедительно, хотя иногда не хотел учитывать профессиональных особенностей людей, а их в нашем авиационном коллективе было более, чем предостаточно, в тонкостях авиационной работы он не разбирался, поэтому душевной смычки со своей «паствой» он часто добиться не мог. Тем более, что имел одну человеческую слабость – выпивал. Рассказывают случай, что однажды, будучи в глубоком подпитии, он в городе где-то заснул и его лежащего на скамейке обнаружил именно Василий Григорьевич и в бессознательном состоянии доставил домой. Божился, что никому про этот случай не рассказывал, но в коллективе об этом узнали, что, конечно, не способствовало повышению авторитета нашего замполита.

Вернулись мы из очередной командировки целые и невредимые, послушные, но пока не сломленные проповедями святого отца Василия под самый конец поста и начала радостного божественного праздника Великой Пасхи, всегда и везде отмечаемого христианами до настоящего времени в любой братской республике.

Владимир Калюжный, Тольятти, март 2013

На снимке начальник АТБ Колесников В.Н., друг Василия Григорьевича Харчёв Георгий Прокопьевич, а вот сам Василий Григорьевич Клименко у самолёта, в авиационном шлеме, который остался у него после армии, к сожалению стоит спиной, другого снимка, не нашёл, может кто из друзей поможет. Хотелось бы, хороший человек был.

Категория: Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация | Добавил: donguluk (01.03.2013) | Автор: Владимир Калюжный E
Просмотров: 733 | Теги: Бог, вера, Бейнеу, уральск, Владимир Калюжный, АН-2, Иван Андреевич Бурдин, замполит, Клименко Василий Григорьевич, лпу | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |