Во избежании
всевозможных кривотолков и попыток представить данный комментарий как некую
попытку научного (или псевдонаучного) заключения причин создания таможенного
союза, сразу оговорюсь, что весьма и весьма далёкий человек от экономики, очень
слабо ориентируюсь в современной политике и представляю обычного потребителя, а
мой возраст и опыт жизни простого человека позволяет озвучить некоторые
соображения причин создания такого союза и прогнозировать его последствия
именно для обычного, рядового человека постсоветского пространства. История
возникновения, развития и начала распада Российской империи, произошедшего в прошлом
веке и продолжающимся в вялотекущем режиме до настоящего времени, достаточно
хорошо освещена и для моего поколения, получившего некоторое общее образование
(по оценкам некоторых зарубежных экспертов – лучшее образование в мире), не
является какой-то загадкой и «тайной за семью печатями». К сожалению, нынешнее
поколение во всех этих процессах разбирается слабо, в силу значительного
снижения уровня общеобразовательной подготовки и умышленного и
политизированного искажения в ходе этой подготовки исторических фактов,
извращённого их анализа и подменой понятий объективных законов развития общества
неким, экономически ориентированным, чисто потребительским направлением и
«уводом» сознания поколения от реальности. Никто не посмеет
отрицать, что в основе любой политики лежит экономика, но «голая» экономика, в
чистом виде, без проведения соответствующей ей политики, не может в одиночку
«править Миром», противоречия между состоянием экономики и проводимой политики,
в случае их антагонистического характера, всегда являются основой кризисных
явлений, при этом, как правило, происходит трансформация общества и, как одно
из её явлений, «развал» империи.
Все признаки
империи Российскому государству были присущи, даже в период его
заключительного, социалистического (я бы назвал его псевдосоциалистического)
этапа, хотя и с некоторыми особенностями, присущими только России. Нельзя
путать начало «развала» Российской империи и «развал» Советского Союза. Первое
явление происходило в период начала прошлого века, когда в результате
последствий Империалистической войны и последующей революции в России,
произошло отделение крупных территориальных формирований Финляндии и Польши, в
средине прошлого века, тоже в результате накопившихся противоречий не только в
России, но и во всём мире, Российское государство аннексировало часть
территорий государств Восточной Европы (Западная Белоруссия, Западная Украина,
Молдова), создало несколько протекторатов на территории Европы в виде
государств СЭВ. Затем, в начале перестройки, от империи отделились страны
Прибалтики, похожие, но своевременно «подавленные» командно-административной
системой, процессы происходили на территориях Закавказья и Средней Азии,
которые смогли провозгласить свою независимость только в результате прихода к
власти в России откровенно прозападного (я бы назвал, продавшегося, «пьяно
угарного») руководства в виде Ельцина Б.Н. и иже с ним. Существующее
руководство России, являясь приемником и продолжателем предыдущего, пытается, естественно в силу своих
возможностей, затормозить объективные процессы распада империи и на каких-то
этапах может достичь определённых результатов, хотя и не в состоянии полностью
остановить эти процессы, так как не способно мыслить масштабно и в историческом
плане, ограничиваясь «копеечными» проектами, типа «высосанного из пальца»
таможенного союза. Оно, как и предыдущее руководство, всё решает спонтанно, так
как не способно на анализ и на просчёт последствий в обозримом будущем и
перспективе, продержаться, прожить, хотя бы в одном поколении, а там «хоть трава
не расти». Действия резкие и решительные, достаточно привести классический
пример выноса долларов «козлёнком» Ельцина господином Чубайсом в коробке из под
ксерокса. При выполнении этого задания его ни в коей мере не волновал вопрос
будущего России, её народа (народов), он «пёкся» только о том, что бы
«протащить» «козла» Ельцина, причём даже судьба Ельцина лично, его тоже сильно
не волновала, он не «отпетый дурак» и прекрасно понимал, что Ельцин из себя
представляет как личность, важно было сохранить существующий в то время
идеологический характер проводимой политики и, самое главное, обеспечить
передачу власти впоследствии из рук окончательно спившегося Ельцина в
соответствующие руки, которые потом «не забудут», дадут «погреться» и у
«лампочки Ильича» и поручат «прорывные» «ананотехнологии», требующие громадных
государственных капиталовложений, проверить правильность использования которых
не сможет никто, в силу явной «мифичности» направления. Если Вам удалось
дочитать до конца эту «галиматью», представленную в данном комментарии только
для того, что бы как-то связать провозглашённое мероприятие о таможенном союзе
с современной исторической реальностью, то коротко о сути вопроса. За, вот уже
практически второе десятилетие, какой-то странной независимости России (от
кого, если она сразу же потом провозгласила себя приемником Советского Союза) и
«свалившейся» буквально с неба, в результате «Беловежской пьянки», а отнюдь не
от «чаяний» казахстанского народа, независимости Казахстана, результатов, кроме
отрицательных, на всём постсоветском пространстве нет. Продолжается интенсивное
падение экономики во всех её отраслях, практически все живут за счёт вяло
функционирующего, накопленного ранее и уверенно падающего индустриального
потенциала, экономики постсоветских государств существуют только за счёт
разведанных ранее природных ресурсов (где они есть), расслоение общества
достигло таких масштабов, что в истории подобных примеров, на первый взгляд,
трудно найти, противоречия между трудом и капиталом уверенно стремятся к уровню
антагонистических, а что является последствием таких явлений, мы прекрасно
помним из истории. На этом фоне
руководители некоторых независимых и суверенных государств решили «продлить
агонию» как можно дольше, чтобы «усидеть» на своих местах хотя бы какое-то
время, а, если повезёт, то и до смерти (политика Чубайса, хотя и в более
масштабных проявлениях) и оставить от себя «хорошее впечатление» у потомков.
Хорошо помня о том, что в Союзе, в результате немыслимой концентрации
управления экономикой, дела всё-таки «не шатко не валко», но шли, решили
элементы такого управления «возродить». Они, конечно, осознают, что мера эта
«высосана из пальца», что история повторяется сначала в виде трагедии, а потом
в виде фарса, но делать больше нечего, Запад, который все воспринимали как
«панацею от всех бед», к сожалению, всем помочь не может, сами «в долгах, как в
шелках», регулярные и систематические
кризисы, являющиеся одним из обязательных атрибутов англо-саксонской модели
экономики, могут окончательно «доконать» и пополнять мировой «общий рынок»
«нищими» постсоветскими государствами, было бы неразумно. Проблем хватает и с
давними партнёрами в виде Греции, Испании, «новых» государств бывшего СЭВ и
«новейших» Прибалтийских республик. Предполагаю, что ни к чему хорошему мероприятие по созданию
таможенного союза не приведёт, объективных и научно обоснованных предпосылок к
этому нет, «нищая» Киргизия, как и не менее «нищая» Грузия, входили даже в
мировое экономическое сообщество, как это отразилось на жизни простого народа,
мы можем наблюдать сейчас. Такие союзы экономически обоснованы в странах с
интенсивно развивающейся промышленностью и экономикой и, соответственно,
высокооплачиваемой рабочей силой, способной выдержать системное и плановое
увеличение цен на товары и услуги. Робкие попытки в этом направлении на
постсоветском государстве являются явно неэффективными и недостаточными, союзы
работают там, где уверенно работает производство, где люди работают, а не ждут,
когда они смогут жить за чей-то счёт «со стороны», примеры Греции, Испании у всех на виду. Широко
разрекламированные заявления о том, что государства вошедшие в этот союз,
станут после его провозглашения эффективнее работать в направлении выпуска
конкурентно способной продукцией, пока ничем не подкреплены, все такие
«доморощенные» производства создаются, в первую очередь, на базе устаревших,
завезённых из-за границы, уже давно неэффективных и «ненужных» там, мощностях.
Да и продаются они с единственной целью создания в, так называемых,
развивающихся странах, заведомо не конкурентно способной продукции с высоким и
недопустимым в современных условиях, уровнем себестоимости, да ещё и получения
прибыли от такой продажи, так как в «нормальные» страны такую базовую технику
уже продать невозможно, «дураков» в их среде давно нет (это, кстати, касается и
тепловозов и вертолётов, которые хотят производить в Усть-Каменогорске и
предприятий «отвёрточной сборки» автомобиле и т.п.). Индия получила
независимость уже гораздо более полувека и достигла определённых успехов в
своём развитии в различных направлениях, но народ её, увы, вынужден ездить по
железнодорожным путям бывших колонизаторов, в старинных вагонах с немыслимым, в
современных условиях, уровнем состояния безопасности движения, а военные
самолёты, ракеты и ядерный статус этого государства, для простого народа нечто
абстрактное, нематериальное, он так и продолжает оставаться нищим и бесправным. Кроме того, все
подобные начинания в условиях наших стран, никем не воспринимаются всерьёз. И
руководители и простой народ прекрасно осведомлены о реалиях постсоветской
жизни. Массовая коррупция, явное «прожектёрство» большинства проектов,
обусловленное компанией мгновенной (в историческом масштабе) индустриализации
страны. Достаточно сказать, что в Западно-Казахстанской области планируется
возведение производства для переработки трёх тонн козьего молока в сутки,
сколько для этого нужно коз, где их «в один момент» взять, чем прокормить и,
самое главное, кому эти три тонны купит и «выпьет» за сутки, активных
проводников этого проекта не волнует, местное население с глубокими
историческими корнями скотоводства, только ухмыляется и посмеивается над
подобной индустриализацией. Наш «бешеный» и
неуправляемый рынок отреагировал на создание таможенного союза, далеко задолго
до его официального ввода, сразу после объявления такого мероприятия. Особенно
заметно это в приграничных областях, цены на основные продукты питания и услуги
сначала робко, с оглядкой на реакцию руководства, а потом и не стесняясь
никого, резко возросли и продолжают увеличиваться. Широко рекламируемый миф о
том, что беспошлинный ввоз товаров снизит розничные цены, в наших условиях так
остаётся мифом. Самая большая ошибка нынешнего руководства постсоветских
республик заключается в том, что никто не анализирует действительно потребительскую
корзину конкретных слоёв населения, то есть одну курицу делят на двоих,
каждому, согласно статистики, достаётся по половине, несмотря на то, что курицу
(и даже не одну) съел один, относительно богатый человек, который и не заметил
повышения цены самой курицы, вследстии увеличения которой, второй не смог её
купить. Не будет такой богатый человек, увеличивать и улучшать своё
производство, ведь на это надо затрачивать какие-то средства, досталось это
производство ему бесплатно, в России за ваучеры, в Казахстане за какие-то пики,
которые большинство населения и «в глаза не видело». За время его эксплуатации
и без вложения средств, развития этого производства и пользуясь практически
бесплатной (по мировым оценкам) рабочей силы, такой предприниматель накопил
столько средств в мировой (неместной) валюте, что может бесплатно есть таких
кур вместе со своими родственниками несколько поколений, а больше ему ничего не
надо (говорю образно, под понятием курицы и Мальдивы и круизы и членство в
элитных клубах), но помыслы, чаяния и убеждения Рокфеллера, ставшего классикой
рыночной экономики и производящего капитал ради самого производства и его
увеличения, пока ему чужды и непонятны, к этому могут прийти только его внуки
(в лучшем случае), а то и более поздние поколения. Таким образом,
кроме увеличения цен на товары и услуги, дальнейшего обнищания большей части
народонаселения стран, вступающих в этот союз и дальнейшего, лавинообразного
расслоения общества, ни к чему другому таможенный союз не приведёт, как
несвоевременное и несоответствующее реалиям экономики стран мероприятие. Без
развитого производства или хотя бы активной конкретной и результативной работы
в этом направлении, создание союза является ни чем иным, как попыткой в
очередной раз «хоть что-то сделать». Кстати «шкурные» замыслы России,
пытавшейся созданием союза возродить своё уже давно запущенное и не конкурентно
способное автомобильное и авиационное производство, вроде не осуществились, да
и вообще, с самого начала, наши три государства напоминают лебедя, щуку и рака (причём каждый мнит себя лебедем и хочет "щуку раком"),
это явно «не к добру», ничего путного из этого не получиться. Возможно я, не
обладая всей информацией, выражаю дилетантскую точку зрения обычного обывателя,
но, извините, так я это вижу «со стороны», со стороны нищих, обездоленных и
бесправных, возраст и убеждения не позволяют «влиться» в активные проповедники
рыночного (капиталистического) производства. P.S. Как человек, претендующий на наличие некого уровня чувства юмора, приведу одну информацию, которую получил недавно, в октябре 2010, в ЦОНе (центр обслуживания населения), который вынужденно посетил, в связи с систематическими и многочисленными, создающими видимость активной и плодотворной работы государственных органов, преобразованиями в учёте, отчётности, замене документов и тому подобной, абсолютно ненужной и весьма обременительной для простых людей. Так вот, в ЦОНе всегда многолюдно, там производится регистрация граждан, которые въезжают в Казахстан. Уральск город приграничный, миграция населения очень активная, многие, получившие Российское гражданства, из-за аналогичной ситуации в России, в условиях нищеты и бесправия, не нашли своего места на исторической Родине, работают и проживают, как и прежде, в Казахстане и вынужденно, ежемесячно, посещают Россию, так как, проживая свыше месяца в Казахстане, нарушаешь его законы и подлежишь выдворению, с наложением крупного штрафа. Кроме того, активна и мелкая контробанда, которой занимаются многие, так как найти работу в Уральске тоже весьма и весьма сложно, да и наличие достаточно крупных "прорех" в законодательстве страны, позволяет "по мелкому" заниматься этим, достаточно прибыльным (несоизмеримым, конечно с доходами аблязовых и алиевых), но всё же бизнесом. Совершенно случайно, я услышал одну фразу, которая меня сильно повеселила, и я решил поделиться ей с посетителями сайта. Прозвучало буквально следующее: "На таможенном посту в Илеке (граница Уральской и Оренбургской области) одна гражданка, после активных препирательств с работником казахстанской таможни, УКУСИЛА ЕГО ЗА ГОРЛО." Как я и предполагал пол-года назад, при заключении таможенного союза ничего не изменилось для простого народа. Простой житель продолжает на грани нарушения требований действующих законов и пользуясь удобным географическим расположением, извлекать хоть какую-то мелочную прибыль, простой же государственный служащий таможни, в условиях произошедшего некого ослабления требований к перемещению товаров через границу союза и потерявший в результате этого свой "кусочек прибыли" в виде мзды, продолжает "чинить препоны", часто "высасывая из пальца" причины возникающих противоречий и поддерживая напряжённость, выводящую людей из нормального человеческого состояния, низвергая его поведение до проявления звериных инстинктов. Если говорить серьёзно, то как не было конкурентоспособных товаров ни в России ни в Казахстане, то их так и нет, поэтому говорить о свободном перемещении этих товаров не приходится. Более того, раньше хоть налоги платили перед реализацией перемещённого товара до его продажи, то есть не ввезёшь, пока не оплатишь. Теперь же ввозят "по-новому", без уплаты налогов, а от налогов потом скрываются длительное время и, как правило, довольно успешно и довольно часто даже навсегда. Ужесточение же требований на внешней границе, привело к лавинообразному повышению цен на товары китайского производста, являвшиеся ранее основными для жителей Казахстана, будучи наиболее конкурентноспособными, по соотношению "цена-качество". Самая "захудалая" демисизонная куртка, стоившая в начале года около 5 тысяч тенге, теперь стоит, ни много ни мало, 14 тысяч тенге, а с экранов телевизоров слышен жалкий лепет о том, что в Китае неурожай хлопка, как будто никто не знает, что китайских изделий из хлопка на рынке Казахстана не было уже с 60-х годов прошлого столетия, а текстильная продукция для нищего населения Казахстана, с целью её удешевления, производится там из наших использованных пластиковых бутылок. Складывается впечатление, что любые экономические преобразования, предпринимаемые правительством стран бывшего Союза, направлены на "затыкание дыр" бюджетов этих стран, за счёт населения. P.S. Внимательно отслеживая новости по функционированию
таможенного союза «Россия-Белоруссия-Казахстан», 12 ноября я прочитал сообщение
о том, что в 2012 году Казахстан планирует вступление в ВТО. В ответ на это, 14
ноября с аналогичным заявлением выступила и Российская сторона, «молчит» пока
только «Батька».
Как и следовало ожидать, без эффективных мер по собственному
производству товаров, создание таможенного союза в принципе не может оправдать его
создание и результаты его деятельности. Ну а вхождение в ВТО тем более не
является выходом из застоя, ярким примером может послужить Киргизия, которая
уже давно вступила в ВТО и теперь «пожинает плоды» такого вступления.
Тексты статей привожу полностью:
Через год Казахстан вступит в ВТО
Казахстан вступит в ВТО в начале 2012 года. Об этом в ходе
форума региональной экономической интеграции в Алматы сообщил вице-министр
экономического развития и торговли Республики Казахстан Тимур Сулейменов.
По его словам сейчас переговоры о вхождении в ВТО проходят
удачно. Правительство РК надеется что уже в начале 2012 года Казахстан войдет в
состав ВТО, передает Vesti.kz.
«Мы
будем делать все для того, чтобы войти в ВТО», — заявила министр экономического
развития и торговли республики Жанар Айтжанова.
Процесс вступления Республики Казахстан в ВТО начался 26
января 1996 года, когда Казахстан подал в Секретариат ВТО официальное заявление
о вступлении в эту организацию, сообщает РИА «Новости».
В июне 2009 года главы правительств стран Таможенного союза
— России, Казахстана и Белоруссии — решили уведомить ВТО о вступлении в нее в
качестве единой таможенной территории.
Все три страны приостановили двусторонние переговоры о
присоединении к организации на время проведения консультаций по формированию
единой позиции Таможенного союза. Однако в октябре 2009 года было объявлено,
что Россия, Казахстан и Белоруссия возобновят переговоры о присоединении к ВТО
по отдельности, но на согласованных позициях. Тогда Астана заявила о своем
намерении завершить переговоры по ВТО до конца 2010 года.
Напомним, на сегодняшний день из участников стран
Центральной Азии в ВТО только Кыргызстан. Остальные страны на стадии
вступления.
12 Ноября, 18:38
Аркадий Дворкович: Россия вступит в ВТО в 2011 году
Россия вступит в ВТО в 2011 году. Об этом сообщил помощник
президента РФ Аркадий Дворкович. Комментируя переговоры по этой темы
президентов России и США — Дмитрия Медведева и Барака Обамы — Дворкович сказал:
«Мы перешли из стадии двусторонних переговоров в стадию многосторонних, и
поэтому временные рамки зависят от всех участников процесса».
На вопрос, возможно ли вступление России в ВТО, Дворкович
ответил: «Да, конечно, именно на это мы и нацелены». «Здесь вопрос скорее
технический. По прогнозам наших экспертов и экспертов в Женеве доклад рабочей
группы может быть подготовлен до весны. Но сессия ВТО, как известно, проходит
два раза в год — весной и осенью, и весь вопрос в том, насколько реально успеть
это сделать до весенней сессии, потому что мы можем не успеть немножко все
сделать до весенней сессии и что касается вступления перейдем на осеннюю
сессию. Здесь прогнозировать сложно», — заявил помощник Медведева.
14 Ноября, 07:46 |