Наш самолёт Л - 410 пересёк Каспийское море с востока на запад и вошёл в воздушную зону ответственности аэропорта Минеральные воды. «Ваша принадлежность» - спросил авиадиспетчер. «КУГА» - ответил второй пилот Анатолий Утегенов, летевший со мной в составе экипажа на этом самолёте. После долгого молчания диспетчер неожиданно заявил: - «Вы иностранный борт, для вас заправки нет, стоянки нет, гостиницы нет, так как деньги, перечисленные ранее вашим аэропортом, уже закончились». - «Цель прилёта» - опять спросил диспетчер. - «Поступило задание от Заказчика вывезти группу детей с Пятигорского пионерского лагеря в г. Шевченко» - ответил я.
Происходил преступный развал некогда великой огромной страны под названием СССР, на земле и в воздухе мы внезапно превратились в казахов-иностранцев. Нас охватило неприятное чувство несправедливости и предательства к тем, кто это сделал вопреки воле народа, который практически единогласно проголосовал на референдуме за то, чтобы оставить государство СССР целым и нерушимым. И вот, наконец -то поступило от диспетчера разрешение на посадку. После касания и быстрого сруливания, мы оказались на перроне, такие маленькие новоиспечённые иностранцы среди огромных российских лайнеров. Это был второй рейс с детьми, которые покидали теперь уже другую страну под названием Россия, считавшуюся теперь уже ближним зарубежьем.
Дети уже находились в автобусе, в аэропорту и изнемогали от жары, причём голодные и уставшие. Две молоденькие симпатичные девушки, сопровождающие детей, подбадривали их как могли, поили водой из термоса, в котором прохладной воды уже практически не оставалось. Надо было срочно их определять куда-то, либо везти домой в Шевченко. Топлива хватало только до Махачкалы без ухода на запасной аэродром. При подлёте к контрольной точке аэродрома, которой является обычно дальний привод, остаток топлива должен оставаться для ухода на запасной аэродром и для четырёхкратного захода по прямоугольной схеме.
При подходе к Махачкале надо было лететь над морем, на удалении 500 метров влево, потому как над самим городом пролетать на малой высоте запрещалось. Слева водная поверхность, справа высокие Кавказские горы, топливо на исходе, поэтому мы запросили посадку «с прямой» в Каспийск (аэропорт г. Махачкала) и получили добро на посадку. Детей было очень много, около 30 человек, две девушки их сопровождали, самолёт был явно перегружен, но разбивать детей на две группы и вновь лететь в Минеральные воды было неразумно, так как сразу же возникала та же проблема с топливом. С лагерного довольствия дети уже были сняты и оставлять их голодными и бесхозными, да ещё в «чужой» стране было просто преступно.
Мы подсказали сопровождающим, чтобы они устроили сцену жуткой жалости перед подъехавшим к самолёту старым горцем, водителем топливозаправщика, отказавшимся заправлять самолёт по требованию, оформленному «старым» способом. Сопровождающие и дети стали плакать навзрыд и жалобно просить пожилого кавказца помочь им добраться до дома и заправить самолёт топливом. Они стали предлагать ему всякие сувениры и безделушки, которые надеялись привезти домой в качестве подарков. Старый горец внезапно подобрел, сделал доброжелательный вид и виде благотворительного жеста, заправив 300 килограммов керосина по требованию, которое в принципе было уже не действительным.
После подписания полётного задания, мы взлетели и взяли курс на Шевченко. Нужно было пересечь Каспийское море поперёк, на расстоянии равном, примерно, 300 км. Водная поверхность моря была совершенно гладкой и спокойной. Внизу попадались немногочисленные морские суда и самоходные баржи, перевозившие тяжёлые грузы морским, самым дешёвым транспортом. Ближе к Шевченко на море появилось огромное белоснежное научно-исследовательское судно, которым управлял бывший мой однокурсник по Краснокутскому лётному училищу, Анатолий Ундаганов, которого я встретил накануне в ШУМе (Шевченковский универсальный магазин). Анатолий был постарше меня и был избран парторгом авиаэскадрильи нашего 6 авиаотряда. Симпатичный, высокий, российский казах, родом из Курманаевки Оренбургской области, расположенной по дороге из Уральска на Бузулук, женатый на русской девушке и живший не в казарме, а у своей жены в городе Красный Кут.
По окончании лётного училища, Анатолий получил распределение в Шевченковский авиаотряд и быстро ввёлся командиром Ан-2. Но, при посадке на площадку, подобранную с воздуха, в районе н.п. Шетпе на Мангышлаке, допустил полный капот (положил самолёт на лопатки — неофициальный авиационный термин). Происшествие произошло только по его вине, в связи с чем он был уволен из системы АЭРОФЛОТА. Потом окончил Астраханское морское училище и стал ходить на морских судах по Каспию. Ему как опытному национальному кадру-профессионалу доверили командовать таким серьёзным судном. Вот такой А. Ундаганов теперь.
Высадив детей в Шевченко и подписав все заявки и акты выполненных работ у Заказчика, мы направились в Уральск. Конец августа 1992 года, стремительная инфляция, почти все покупки по талонам. Наш самолёто-моторный парк устарел морально и физически, новой техники приобретать не планировалось, не было денег. Огромная страна на глазах разваливалась на множество независимых, самостоятельных и суверенных княжеств, молниеносный переход от развитого социализма, минуя обещанный коммунизм, в непонятный рыночный капитализм, послужил поводом для преждевременного ухода из нашего авиапредприятия в конце года на пенсию 10 опытных пилотов в самом расцвете сил и возможностей.
- «Рубеж 80» - доложил я диспетчеру и приступил к снижению в аэропорт города Уральск. Этот рубеж находится где-то на середине озера Челкар. «Домой мужики прилетели» - раздался в наушниках весёлый голос авиадиспетчера подхода Серика Бисембина. - «Да, «отвоевались», по детям соскучились, к жене дело есть» - также с радостью в голосе отвечали мы. Небо над нами было голубым и прозрачным, ярко светило послеобеденное горячее солнце, а внизу пролетали мягкие пушистые облака, при вхождении в которые, самолёт слегка вздрагивал и кренился. Так вот мягко и плавно снижаясь, самолёт начал выполнять четвёртый разворот и лёг на глиссаду снижения.
- «Борт 67489 на глиссаде, шасси выпущено, к посадке готов» - произнёс я и в ответ немного плачущий и мягкий голос диспетчера взлёта и посадки Заура Мустафина, который разрешил посадку с курсом 243 градуса. Я даже не предполагал и в мыслях не мог представить, что это моя последняя посадка в аэропорту города Уральска.
Через несколько дней, уже будучи в отпуске, мне предложили купить новый грузовой автомобиль. В те времена иметь легковой автомобиль было «круто», а о автомобиле грузовом даже и не мечтали. Но, как ни фантастично, я вскоре смог выгнать с завода новенький, ещё пахнущий краской грузовой автомобиль. Поехал ставить его на учёт в ГАИ, если с авиацией придётся попрощаться, то на кусок хлеба я на этом автомобиле заработаю всегда.
Но надежда на то, что всё-таки буду продолжать работать в авиации, меня не покидала и в ноябре, как и положено, я прошёл годовую медкомиссию, здоровье было хорошее, можно было ещё год летать. Из-за налетевшего свирепого урагана с градом, изрешетившим полотняную обшивку самолётов Ан-2, их практически не осталось, самолётов Л-410 осталось тоже мало, были проблемы с очередным капитальным ремонтом, который выполнялся только на заводе в Харькове «независимой» Украины. Летать было не на чем, да и работа катастрофически «сворачивалась», и некогда стабильное крупное авиапредприятие постепенно превращалось в транзитный перевалочный пункт. Это и окончательно определило уход с лётной работы, уход на пенсию в самом расцвете сил и возможностей.
Сейчас в эти дни Америка и Евросоюз бурно празднуют 25-летие развала СССР, но у нас, родившихся, проживших и проработавших всю сознательную жизнь в те времена, одолевают грусть и ностальгия.
Да, всколыхнул ты народ, командир своей ностальгией по лучшим временам. Машут теперь руками, после драки, а ведь когда события развивались, каждый думал: "Ну теперь то я восстану с нищеты и бесправия, теперь оценят мой вклад в общее дело должным образом", а получилось, как всегда. Видимо, понятие СПРАВЕДЛИВОСТЬ для "власть имущих" и простого народа разное, так было всегда и не приходится сомневаться, что так и будет.
Да Лев Владимирович, абсолютно «в дырочку». Эти 25 лет прожитых без идеологии на сплошном рынке - не важно чем торгующем, дали уже всходы. Наше поколение вымирает и про нашу жизнь будут слагать сказки. Уже начало положено. Послушай про Егора - сына Федота стрельца удалого молодца. Правда с ирония, сарказм, но уже настоящая СКАЗКА.
Ребята, давайте успокоимся, моё мнение, такого органа, как гражданская авиация была, уже никогда не будет. И таких, кто попал в этот «круговерть» с авиацией. Я уверен, для Аркадия винт крутится, и он доставит пассажиров, а для нас, Трофимыч, и Аркадий вернётся и техника не подведёт. Как мог выразился, а вырастить пилота или техника - это целая жизнь других, таких же «тронутых», как мы, авиацией.
Прошлого не вернуть, а нервные клетки, говорят, не восстанавливаются. Когда-нибудь историки напишут о том, как честно было все приватизировано! Как все от мала до велика получили приватизационные купоны. Ну если кто-то оказался «поближе к кормушке» -такова жизнь. Россияне не кровожадные и осквернение могил - преступление. Но очень много желающих раскопать могилу редактора и исполнителя ВАУЧЕРОВ и засунуть их по месту настоящей прописки. А Уральск - для уральцев, хотя все равно происходящее волнует и меня. Из песни слов не выбросишь.
«Попытка – не пытка и взявшись прытко, силится сдвинуть гору улитка». Народная мудрость для детей и стариков, остающимися детьми. «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым». Просто смешно, что данные из этого бульварного издания стали основой для таких серьёзных выводов и заключений.
Дорогой ты наш, Аркадий Георгиевич!!! У «хозяев жизни» такие слова как СОВЕСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПОРЯДОЧНОСТЬ ушли из лексикона вместе со словом СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ из названия республики. И что такое 3 миллиарда из налогов всего народа, ещё соберут. Ведь, не дай Бог-капля дождя или снежинка РАДИАКТИВНАЯ попадет на ЛИЦО. Сколько еще денег уплывет из бюджета на леченье? А откуда ты цифры такие приводишь? Пытал кого? Третья степень устрашения, или просто НОСКИ нюхать заставлял? Не пора ли успокоится? Поезд ушел!
Недавно случай произошёл, командир посадил самолёт без переднейстойки шасси. Заинтересовал вопрос - почему собственник решил не восстанавливать воздушное судно? Ведь повреждения не серьёзные. Может, решил пустить на запчасти - не надо платить пошлину, с одного снял на другой поставил, но там (в формулярах) должна быть запись наработки агрегата и вся его история от момента рождения, может теперь это и не ведётся. Собственник А.К. "Бек Аир" владеет ещё аэропортом в г. Уральск. Выкупил его у бывшего командира ОАО Амангалиева О.И. за 7 300 000 долларов. «Тёмный лес» как был приватизирован аэропорт в бытность акима области Джакупова Кабибуллы Кабеновича, который потом долго в нашем парламенте «заседал», «освободили» недавно, а сына «взяли» с кубометрами наличных денег. Так что теперь пенсионерам путь в аэропорт заказан, там ответ один "купил аэропорт, а не пенсионеров ". А теперь в перспективе реконструкция терминала за счёт бюджета на 3 миллиарда со строительством рукава. И зачем он нужен при частоте полётов 7 рейсов в неделю? А почему бы ради престижа компании на такие затраты не пойти? Ведь народные денежки буквально "с неба упали" и возвратить их тем же пенсионерам существующие экономические законы не позволяют, а законы писали в Парламенте, где и успешно руководил Кабибула Кабенович.
Уважаемый господин “sosed”, прошу прощения, но мама моя перестала работать в школе в 1966 году, после этого Вы могли встретиться с ней, когда она немного подрабатывала в техникуме, что-то не «вяжется» Ваша легенда по срокам и Вашему возрасту, должен я Вас знать и помнить, чего же прятаться. Чем я Вас так задел, что меня всё время стараетесь «подколоть», сидели бы лучше на печи. Я не виноват, что в отличии от меня, Вам не о чем писать.
Да и Павел Калиниченко в очередной раз расстроил, опять восхищённо вспомнил о дяде Васе – уголовнике, конокраде и браконьере, весь Бурлин его знал как такового, один Павел в восторге, по малолетству разобраться просто не смог, или не захотел.
Мне рассказала Галина Максимовна Семеоничева, что когда «Казаэронавигация» праздновала юбилей своего образования, то пригласили всех пенсионеров, но как-то выборочно, только тех, кто ушел на пенсию после образования «Казаэронавигации». А вот Григория Федоровича Клименко, у которого в трудовой книжке всего 2 записи принят на работу в базу ЭРТОС Уральского аэропорта, и ушел на пенсию из этого же аэропорта, будучи начальником базы ЭРТОС и много сделавшего для предприятия, вот про него то и забыли. Даже и не вспомнили, затем, когда руководству напомнили сами пенсионеры, то задним числом поздравили, вручили подарок. Да не нужны пенсионерам ни подарки, ни денежные вознаграждения. Людям просто нужно быть убеждёнными, что они не зря трудились, во благо своего предприятия, что о них помнят, что они еще живые.