Размышления Алеши, старшего сына моей жены
Юли, который, как и я, окончил МЭИ, а сейчас живет в Израиле. Мы с ним очень
дружны, Нас роднит не только МЭИ, но и схожее отношение к жизни. Оба любим теннис, горные лыжи. Любим
выразить задевшее струны нашей души чувства для других, хотя это скорее для
себя. Предисловие: Будучи на этой неделе на экскурсии,
организованной моей работой, на крупной телекоммуникационной фирме, я впервые
услышал термин Поколение Y.
Произнесен он был в двух контекстах: "как заинтересовать современную молодежь
работой” и "как им продавать продукцию”.
Я заинтересовался
этим термином. Кто они наши современные 20-летние? Что в них особенного? Кое-что
почитал, подумал и решил с вами поделиться. Короткая справка: Если вам не
интересны даты и факты, то можете эту часть пропустить, и начать с "Описания поколения Y”. "Бэби-буммеры".
Поколение родившееся после 2-ой мировой, 1947-65 – называют поколением
"бэби-бумер”. Громадный всплеск рождаемости. Четкие установки на успех, задача
получить хорошее образование и дать детям еще лучшее образование. Традиционные
ценности. Вера в бога и семью. "Поколение Х". 1965-1982 годы. Тут надо остановиться на истории
этого термина. Впервые термин «Поколение – Х» ввёл один из самых значимых фотографов 20 века
– Роберт Капа. В 1953 году он назвал так одно свое фото-эссе, посвященное
молодой паре послевоенных лет. В
1964 году молодая британская писательница Джейн Деверсон получила заказ от
одного английского женского журнала, изучить британских подростков,
проинтервьюировать их, чтобы понять, чем они дышат. Результатами исследования стали: "молодежь
занимается сексом до брака, не очень-то верит в Бога, не любит Королеву и не
уважает родителей ”. Женский журнал, заказавший это исследование, посчитал, что
подобные результаты не могут быть опубликованы на страницах журнала, так как
расходятся с политикой журнала. Джейн, очевидно поняв, что нашла что-то
стоящее, не опустила руки, а совместно с одним Голливудским журналистом издала
книгу, несколькими годами позже, назвав её - "Поколение Х”. Поколение
это характеризует стремление к либерализму и свободам во многих областях: расы,
полов и религий. «Поколение Y». В 1991 году два американских
историка и социолога Штраус и Хув, выпускают книгу "Поколения. История и
будущее Американских поколений с 1584 по 2069 годы”. В этой книге они
предлагают Теорию Поколений. Четыре типа поколений за 80-100 лет циклично
сменяют друг друга, и одно поколение очень похоже на поколение, которое было 80
лет назад. Похоже, именно тем, что и определяет поколение: задачами и намеченными
целями. Авторы выделяют поколение рожденное с 1982 по 2001 годы. С 1993
года вводится термит "Поколение Y”,
чтобы отличать их от поколения Х.
Описание Поколения Y. Представителей этого
поколения насчитывается около 76 миллионов человек. Для сравнения: "бэби-буммеров” 85, а
Поколения X - 50 миллионов
человек.
Для
этого поколения характерно, что более половины выпускников ВУЗов и колледжей
возвращаются в родительский дом по окончании учебы. Это
поколение также называют поколением Питер-Пэнов, так как они не торопятся
взрослеть. На это, кстати, они
отвечают тем, что еще не понятно, что такое "быть взрослым”. Они не торопятся
ухватиться за первую же попавшуюся работу. Им не надо кормить молодую семью. Они
спокойно ищут через Интернет подходящую для них работу. Работа. От работы им важны вещи, которые
еще раньше не были во главе списка требований к рабочему месту: работать в
компании друзей; возможность заниматься чем-то еще в свободное от работы время:
йогой, музыкой и т.д. Работа
с утра до ночи – это не для них. Они
не любят заниматься тем, чем им не нравится и не только не любят, но и не
занимаются этим – они уходят с такой работы. Схема "работа – дом”, когда всё
время делиться между домом и работой – не их схема. Вообще, стремление к успеху
у них, если и не отсутствует, то сильно деформировано, по сравнению с привычным
представления об успехе. Значимое положение в обществе, материальный успех –
все эти ценности, как виниловые диски поколения "бэби-буммеров” и CD диски
поколения Х оставлены в прошлом. Успех в чем-то одном - не так сильно
котируется, и даже успех в наборе дисциплин: спортсменка- комсомолка –красивая
девушка – это не так важно. У этого поколения, в спорте вообще поощряются не
победы, а участие вместе с другими друзьями в спортивных состязаниях, совместно
пережитое событие. И в жизни важным становиться пережить, как можно больше,
проверить на себе знание: и с парашютом прыгнуть и в волну нырнуть, и в Индии
покурить и инженером побыть и ребенка родить. Это называется развитием в
горизонтальной плоскости. Ели до них, предыдущие поколения лезли,
карабкались к своей цели, пуская жизнь на достижение карьеры, или воспитания
детей, то эти интересуются многим и занимаются тем, что им интересно. Они
живут в безграничном потоке информации. Это накладывает свой отпечаток: учи то, что тебе интересно. Для этого нужно
две вещи – доступ к знаниям – Интернет, социальные сети и понять что тебе
интересно. Тут начинается копание в себе, забота о себе духовном: йога и
т.д. Сегодня все могут знать обо всем, главное найти время и понять, что тебе
интересно.
Так
вот, движутся они в море информации, и целью своей жизни они ставят постоянное
украшение – улучшение своего корабля. Плывут они от пристани к пристани, иногда швартуясь сразу на нескольких
пристанях одновременно, Этим людям свойственна многозадачность: они могут
заниматься работой, читать что-то на одном сайте и отвечать на вопросы друзей в
социальной сети. Так и развиваются они в горизонтальной плоскости, плыть ведь
можно только навстречу горизонту, а не по вертикали. Кстати, и в глубину они
обычно тоже не погружаются. Во-первых, нет времени, во-вторых, в Интернете
есть ответы на все вопросы, надо только быстро их найти. Информация особенно не
проверяется. Трудно представить себе молодого человека, который прочитав
какое-то определение в Википедии и усомнившись в правильности, продолжит поиски по энциклопедическим словарям. Эти
люди мало смотрят телевизор и почти совсем не читают газет, зачем пить молоко
вчерашней свежести, когда ты подключен к потоку парного молока. Время,
вообще становится их главной заботой – жизнь расписана поминутно. Когда они сидят на скучном собрании, то
думают о том, чтобы могли бы сделать за это время. Когда их приглашают на
деловую встречу, то они проверяют, когда она должна закончится. Ты
живешь в бесконечном потоке информации – единственное ограничение – это время. Кстати
по поводу ограничений. У них их
вообще их очень мало: в большинстве своем они либералы, поддерживают однополые
браки. С другой стороны, большой
их процент верит в бога, гораздо больший процент, чем предыдущие поколения. Они не верят в фантастику. За их
жизнь технологии поменялись так сильно, прогресс был так стремителен, что они
верят в то, что то что еще не сделали сегодня, сделают завтра. Многие грани размыты. В Фейсбуке у него могут быть в друзьях Любиной
человек, отец и начальник, и когда он что-то пишет, то это видят все. У
этого поколения нет героев, говорят, что они будут героями следующих поколений.
И
в заключении о конфликте поколений, проблеме «Отцов и Детей», так сказать. Одним
предложением это звучит так: "наши родители, после университета торопились
начать работать и жениться. Теперь они разведенные и работают на работах,
которые им не нравятся”. Алексей
|