В апреле прошлого года в пяти городах
Германии –Кельне, Ахене, Вуппертале, Дюрене (Северный Рейн-Вестфалия) и гессенском
Бад Вильдунгене стартовал проект «Мигело». Эту аббревиатуру можно перевести с
немецкого как «Родители-иммигранты – выбирайте правильный курс». Цель проекта –
ускорение интеграции родителей и детей и выбор правильной стратегии в новой социокультурной среде. Проект
разработан фондом Отто Бенеке и культурно-интеграционным
центром Феникс, давно известными в Германии. Если в крупных немецких городах
подобные проекты действуют уже несколько лет, то для небольших городов это
редкость. Тем интересен проект в Бад Вильдунгене, городке с населением в 18
тысяч, расположенном в самом сердце
Германии. Городок, прославившийся своими минеральными источниками, ещё в 1906
году получил приставку Бад. До первой мировой войны сюда на воды ежегодно
приезжало более тысячи русских дворян. Сейчас в городе живут около 600
русскоговорящих семей , приехавших практически из всех республик бывшего Союза. Большая
проблема в городе - адаптация детей и подростков.
Родители на работе. Дедушки-бабушки живут обычно далеко. Подростки представлены
самим себе. Телевизор, компьютер, игровая площадка, а кого-то привлекают
сигареты, алкоголь, наркотики. Мы
сегодня имеем дело с детьми и подростками, которые живут в изменившемся
окружении. Раньше родители гораздо больше занимались воспитанием, а сегодня всю
ответственность переложили на школу. Проект Мигело, реализующийся недавно
организованным обществом «Фергиссмайннихт», по словам его председателя Я.
Борщевского «должен стать для родителей и
детей надежным и постоянным партнером,
как в трудные, так и в радостные моменты». Организована постоянно пополняемая библиотека
на русском и немецком языках. Финансовую поддержку при оснащении библиотеки
оказало Министерство финансов Гессена, а помещение выделила евангелическая община.
Прошли встречи с сотрудниками мэрии, альтерхаймов, презентация в городской
комиссии по миграции в присутствии бургомистра Ф. Циммермана. Намечен цикл
лекций «Родители и дети». «Вместе учиться - вместе расти» - под
таким девизом работают с детьми в «продленной» школе «наши» учителя. Руководит
работой с детьми Инна Матенкова. Вместе с ней сотрудничают Людмила Королева и
Галина Хильгенберг. Работают на общественных началах. Все имеют педагогическое
образование и большой опыт работы с детьми в России и Казахстане, откуда они
приехали.На первых порах приходилось, да и сейчас порой приходится трудновато.
Наряду с языковой проблемой, ощущается заметная разница в методике преподавания
и воспитания. Что говорить, если даже простые арифметические действия в
немецкой школе выполняют по другому. Но
везде и всегда дети требуют индивидуального подхода, постоянного внимания. Пока
я разговаривал с Людмилой, из разных углов класса слышалось обращение к Галине «Мне нужна помощь». Детей в
«продленке» около 20, но бывает и больше. Все они разного возраста, разного
менталитета. В обычной немецкой «продленке»
не принято помогатьученикам делать домашние задания, а наши Инна, Людмила и
Галина видят в этом основную задачу. Немецкие
учителя уже признали их как своих коллег. Общество «Фергиссмайннихт» надеется
расширить свою «педагогическую команду» и сферу её деятельности. Есть идеи
организовать театральный кружок, кружок русского языка и математики, танцевальную группу. Бад
Вильдунген имеет сегодня три города – побратима, в Китае, Франции и Англии.
Почему не побрататься с российским городом, где есть школы с углубленным
изучением немецкого языка, например, с одним из алтайских, где сегодня
проживает много немцев? Кстати, несколько немецких семей приехало в Бад
Вильдунген с Алтая. А потом можно подумать об организации взаимных стажировок
школьников, межшкольном обмене, как сегодня практикуется с французскими и
английскими школами. И здесь опыт И. Матенковой, Л. Королевой , Г. Хильгенберг может
быть очень полезен, а общество «Фергиссмайннихт»
расширит рамки своей дятельности и приобретет новых сторонников. А.Блинцов, Бад Вильдунген |