Проект «Камни памяти» продолжает жить
в Бад Вильдунгене. 20 октября были заложены еще два камня в старом городе.
Всего в Бад Вильдунгене заложено 77 камней в память о погибших и изгнанных
евреях. Заложил их кельнский художник Гюнтер Демниг, автор идеи этого
гуманистического проекта, реализованного уже в 750 городах Германии и в 9 европейских странах, в
том числе на Украине. Камни размером 10 на 10 сантиметров
закладывают рядом с домами, местами работы или учебы жертв нацизма – убитых
цыган, евреев, оппозиционеров, участников движения Сопротивления и всех
остальных, кто по каким-то причинам или без них попал под колеса коричневой
машины смерти. Иногда можно увидеть сразу три или четыре таких латунных
таблички – скорее всего в один из лагерей смерти была депортирована целая
семья.
В северном Гессене «Камни памяти» установлены в 10 городах.
Всего к сентябрю 2012 года им заложено
35 000 камней. Эти камни называют еще
«Камнями преткновения». Ведь споткнувшись о них взглядом и прочитав написанное на них, поневоле окунаешься
в историю, задумываешься о прошлом и о судьбах людей, живших тогда, соизмеряешь
их с собственной судьбой. Проект
поддержан и высоко оценен руководством ФРГ. За реализацию проекта Г.Демниг
награжден орденом «За заслуги». Кстати, Г. Демниг учился и преподавал в 80-х
годах в университете Касселя, столице Северного Гессена.
Телережиссер из Хайфы Д.Блюм, уже 15 раз приезжавший на воды
в Бад Вильдунген, снял 90-минутный фильм, посвященный «Камням памяти». Д.Блюм
работал над фильмом почти 3 года. Озвучен фильм на двух языках – на немецком и
на иврите.
В городском музее в рамках проекта в октябре прошла выставка
«Интервью с евреями из Бад Вильдунгена, пережившими Холокост и их потомками».
Выставку организовал руководитель городской инициативной группы проекта учитель
Иоганнес Грётеке. Он установил контакты с бывшими бадвильдунгскими евреями,
живущими сейчас в разных странах мира. На открытии выставки присутствовали потомки местных евреев, приехавшие из
Аргентины, США, Израиля и Норвегии. Так раскидала их судьба.
После войны совсем мало евреев вернулось в город. Среди них Эрика
и Лина Манхеймер, Мета и Сельма Хаммершлаг, семья Фрейлих – Абрахам и Эстер, у
которых здесь после войны родился сын Петер. В 1945 г в городе вновь
возникла еврейская община, инициаторами которой были Сельма Хаммершлаг и раввин
американской армии Меир Абрамович. Община
располагалась в самом центре старого города на Брунненштрассе, там где сейчас
находится магазин «Вельтладен».
В 1946 г
в общину входили 200 человек - местные
евреи, служащие американской армии, квартировавшей в городе, но основную часть
составляли польские евреи из лагеря для перемещенных лиц. После основания
государства Израиль, большая их часть уехала туда, меньшая часть - в США. В США
уехала и Сельма Хаммершлаг, успев установить на месте разрушенной в 1938 г синагоги большой мемориальный
камень с надписью на немецком языке. Позже место, где находилась синагога,
перешло в частную собственность и мемориальный камень перенесли на еврейское
кладбище.
Община просуществовала всего 3 года. После 1948 в городе
осталась только одна еврейская семья – Фрейлих, которую до сих пор помнят
местные жители. Фрау Х.Кёльпин рассказала мне о своей дружбе с Абрахамом и
Эстер Фрейлих. Ее дочь Мануэла дружила с их сыном Петером. Абрахам Фрейлих умер
в 1980 г.
Похоронен на еврейском кладбище Касселя. Во время 3-го рейха он был в 13
различных лагерях. Последним лагерем был Бухенвальд, откуда он был освобожден
американской армией. У семьи был небольшой текстильный магазином на
Брунненштрассе. Его жена - Эстер,
пережила Освенцим, где работала зубным врачом. После смерти мужа владела
бутиком в курортном парке. Умерла в 1997 г.
И как раз в 1997 году в город приехала первая еврейская
семья из бывшего Советского Союза – семья Мечик из Ростова. Сейчас в городе
живут 80 человек, приехавшие из стран СНГ и большинство из них приняло участие в проекте
«Камни памяти».
Уважаемый kwinta, и вы действительно верите в то, что "немцу хорошо, то русскому - смерть". И это в наше время. В эпоху глобализации, как говорят на "новоязе". Мы просто относимся к миру по разному. Имеют прво на вуществование разные точки зрения. Здесь речь не идет о том, кто прав.
Сегодня посмотрел телеочерк, называется "Око за око". Сюжет посвящён жизни современной Российской деревни. Горьковщина, посёлок, возраст жителей от 65 и выше. Трое "отморозков" приезжают в село из райцентра в поисках спиртного. Пытаются ограбить 82-летнего старика. Безуспешно, денег и водки не нашли, старика прибили, дом подожгли. Но суть в заключительной части сюжета, местный сельсовет постоянно вывешивает на заборы домов таблички с надписями: "Ветеран труда", "Участник Великой отечественной войны" и т.п. А жители этих домов оперативно таблички стараются сорвать и уничтожить, так как они служат некими "путеводителями" для преступного элемента, массово расплодившегося от реальной нищеты и бесправия существующего режима.
Мне кажется, что в дискуссии к статье г-н kwinta не учитывает одного, но немаловажного фактора территориальных, национальных традиций общества. В Индии покойников просто сжигают, а пепел развевают над Гангом, где-то строили пирамиды, кто-то традиционно хоронит. В России исторически сложилось, что последующие поколения, как правило, отрицают предыдущие, тела выносят из мавзолея, корректируют учебники истории, до сих пор удивляюсь, как ещё сохранился памятник Петру I. Так что оппоненты просто говорят о разных вещах и не хотят услышать друг-друга.
Уважаемая Юлия. С большим интересом и вниманием прочитал Ваш комментарий. Отмечаю Ваши несомненные литературные способности грамотно излагать свои мысли. Любой здравомыслящий человек не может остаться равнодушным. Не исключаю и себя и не только потому, что считаю себя здравомыслящим.
Но, тем не менее, Ваши, от сердца идущие строчки, были бы больше уместны в тексте статьи, как её часть, как развитие темы, но не как ответ на мой комментарий. Возможно, что из-за каких-то общественно-политических и технических проблем, этот ритуал принял такую форму, по крайней мере, ни мне, в общем-то дилетанту, об этом судить. Ничего не имею против её сути и содержания. Но позвольте, речь в моём комментарии шла о недопустимости использования терминов Святого Писания в этом мероприятии, где идёт подмена основополагающих понятий. На явных недостатках полноты и качества разрабатываемого и впоследствии широко внедрённого проекта я и акцентировал свои рассуждения. Вы же пытаетесь критиковать меня за то, чего, извините, я не утверждал.
Ну и совсем неэтично, только на основании нескольких выражений, делать предположения, что «Вы просто заскучали или не поняты близкими». Реальную жизнь я, надеюсь, воспринимаю адекватно, скуке и унынию не подвержен и всегда находил понимание у окружающих и у меня есть не менее эффективные приёмы обмена мнений. Ну и Ваше категоричное утверждение о том, что я напрочь забыл о душе, не совсем корректное, объективно из моих рассуждений этого не следует, мне даже кажется, что напротив, именно к душевной составляющей вопроса я и обратился в конце. Но здесь опять широкое поле для обсуждения души вообще, возможно, что мы её трактуем не совсем одинаково.
Уважаемый г-н Kwinta, Меня обычно трудно втянуть в полемику, но сейчас мне просто есть что сказать по поводу ваших теоретический рассуждений об этичности проекта «Памятные камни». Похоже, Вы просто заскучали или не поняты близкими, потому и углубились в далекие от реальной жизни дебри. Кстати, в нашей семье есть созданный моим старшим сыном семейный блог, где все члены нашей разбросанной по миру пестрой семьи обмениваются мнениями, рассказывают о новостях, хороших и печальных, ведут дискуссии на волнующие семью темы. Но вернемся к заложенным в мостовые нашего города камням – как символу памяти о жертвах Холокоста. Думается, что не зря человечество издавна отдает дань памяти ушедшим из жизни в виде надгробий, памятников. В нашем случае это не представляется возможным, а потому инициатива г-на Демнига явилась единственно возможным решением здесь, в стране, породившей нацизм, оставить напоминание о безвинно пострадавших простых гражданах. Чтобы не повторилось, люди должны знать и помнить. Те, кто еще «воспитуем», - учащиеся школ и гимназий, тоже участвуют в проекте. Они присутствуют при закладке, следят за состоянием и чистотой «камней», ставят своими силами бередящие ДУШУ театральные постановки на эту тему. Вот о чем Вы забыли напрочь: о ДУШЕ. В холодный осенний день первой закладки , несколько лет назад, в разных местах нашего города возле домов, из которых люди ушли, чтобы никогда не вернуться, было заложено 18 камней. Возле одного из домов в тот день закладывалось 4 , по количеству жертв. Именно возле этого дома я как будто услышала голоса. Голоса взрослых и щебетание детей. ДУША моя просто раскололась на мелкие кусочки, каждый из которых кричал и рыдал, оплакивая несчатных... В октябре этого года, во время встречи с приехавшими потомками тех евреев, возникла ни с чем не сравнимая по пронзительности ДУШЕВНАЯ атмосфера. Поверьте, для их израненных ДУШ все это было очень важно – и камни памяти, и сама встреча, которую вел Мэр города. У некоторых из них даже хватило ДУШЕВНЫХ сил оставить для городского музея чудом уцелевшие семейные реликвии. На встрече был и бывший Мэр, очень пожилой и всеми уважаемый господин, знающий старинный готический шрифт, который и прочитал одну из реликвий – дневник бабушки участника встречи. Другим подарком был фирменный серебряный столовый набор из кошерного ресторана. А потом мы просто разговаривали с приехавшими . Во многих семьях был сохранен немецкий, некоторые уже чаще сбивались на английский, но это не было преградой. Говорила ДУША.
Уважаемый г-н Kwinta, сайт В.Колесникова никак не проиграет, если Вы будете писать под своим настоящим именем , а не псевдонимом. Ваши рассуждения, что коллеги не вникнут в Вашу точку зрения, не понятно на чем основаны. Не зная многих участников сайта, Вы иногда переходите на личности, сами спрятавшись за псевдонимом. Как это соотносится с культурой дискуссии и с нравственностью в целом? А Валера достаточно толерантен, чтобы публиковать разные мнения.
Г-н Блинцов, моё имя Вам ни о чём не скажет, мы никогда не были знакомы. Пользуюсь псевдонимом на этом проекте только для того, чтобы у моих бывших коллег не возникло вполне обоснованное, если вникнуть в суть моих комментариев, заключение о том, что я впал в старческий маразм и пытаюсь с умным и серьёзным видом рассуждать о вещах, в которых абсолютно не компетентен. Согласен с тем, что мои умозаключения ничего общего с истиной не имеют, я просто, как вариант, высказал своё мнение, хотя, может быть, не имел на это права. Ну а у админа есть много способов бороться с подобными анонимами, можно вымарать этот комментарий, либо не размещать такие заметки без указания электронного адреса. Только вот выиграет ли от этого сайт. Тем более я уже несколько раз встречал заявления автора, что для него не чужды любые оценки и мнения по размещаемым на сайте материалам.
В статье "Живая Память" речь идет не только камнях, но и о фильме и об Интервью с потомками, переживших Холокост. Посему название уместно. По поводу "Камней" я знаю несколько точек зрения. Все они имеют право на существование, как и та что высказана kwinta. Но нет истины в конечной инстанции. Все относительно. Еще хотелось бы, чтобы комментарии подписывались не псевдонимом-кличкой, а настоящим именем.
Замечание существенное и полностью поддерживается админом этого сайта. Что это мы пытаемся скрыться под каким-то надуманным именем, никакой крамолы в Вашем высказывании г-н квинта нет, Ваши комментарии всегда достаточно подробны и, на первый взгляд, убедительны. Что это Вы застеснялись как красна девица?
Конечно, всё это достаточно символично, но попахивает дешёвым популизмом. Если проанализировать первоисточники, то ритуал, на мой взгляд, несколько искажает смысл соответствующих догм Святого писания.
В Ветхом завете написано: «Бог положил в Сионе камень, о который спотыкались все неверующие и несоблюдающие законы». Видимо, учитывая безграничные возможности Бога, спотыкаться должна об этот камень, только вполне определённая когорта людей. В рассматриваемом же случае, если будут спотыкаться только неверующие и несоблюдающие законы, то для истинно верующих эти камни останутся незаметными. Таким образом, смысл закладки камней, как неких символов памяти безвинно пострадавших, теряется. Просто всплывает аналогия с пирамидами Египта, вообще, с ритуалами погребения практически у всех народов мира, азиатскими «каменными бабами», разбросанными по всей степи с незапамятных времён и тому подобными монстрами острова Пасхи, например. Камни, судя по иллюстрации, довольно приметные и получается, что все проходящие люди, о них «спотыкаются», если не в полном смысле этого слова, то просто взглядом. Выходит, что укладка этих камней автоматически переводит всех, пока ещё живых, в разряд «неверующих и несоблюдающих законы».
Извините за, может быть, неуместную шутку и даже цинизм по отношению к истинно верующим, но в Союзе, в новейшее «тёмное время» ельцинского периода, из-за несовершенства законов и мгновенного обнищания практически всего трудящегося народа, цыгане, как общность наиболее способная к приспособлению к любым общественно-политическим катаклизмам, буквально на сборе бутылок у «ленивого», но сильно пьющего населения, сделали себе состояние. Ходила даже шутка, что все они вставили уже золотые зубы и ничего не остаётся делать, как вставлять их своим лошадям. Анекдот «лихих девяностых», появление его, как ни странно, совпадает и со временем возникновения идеи «Камней памяти».
В Википедии удалось разыскать статью, посвящённую этому ритуалу, цитирую: «А началось все в Кёльне, где в 1992 году в память о депортированных в 1940 году цыганах, Демниг и заложил первые камни. Поначалу он действовал нелегально, с 2000 года для каждой таблички необходимо запрашивать разрешения мэрии, приложив архивные документы: перед каждой закладкой инициаторы должны собрать информацию о погибшем, художник занимается лишь изготовлением самого камня и гравировкой». Налицо коммерческий проект, стоящий в одном ряду с современным понятием «реклама», а учитывая их исполнение из бронзы, ещё раз извините, вызывает аналогию с цыганскими зубами. А с точки зрения верующих людей – фарисейство, преклонение золотому тельцу, торговля в храмах и множество сопутствующих грехов.
Обидно, что евреи не только одобрили мероприятие, но и приняли в этом проекте превалирующее участие. Мне кажется, что нельзя ставить в один ряд, сложившуюся тысячелетиями религию иудеев и веру цыган, которые, как известно и, как правило, принимают ту веру, на территории которой осуществляют свой исторически сложившийся бизнес, от идолопоклонничества и шаманства, до новейших саентологических её направлений. Безусловно, нацистская идеология не делала особых различий между евреями и цыганами, как нациями, невольно конкурирующими, по своему индоевропейскому происхождению с истинными ариями и исторически и даже антропологически ничем не отличающимися от них. Но и принимать подозрительные с точки зрения истиной веры догмы, для евреев, являющихся, в своей основной массе и до настоящего времени глубоко верующими людьми, весьма недальновидно.
Нельзя ставить в один ряд упомянутый в Библии «Сионский камень», являющийся преградой только для неверующих и не соблюдающих законы, с выпирающими из дорожной брусчатки золотыми «камнями цыган». Невозможно жертвам и участникам Гражданской и Отечественной войне, вешать только «Тимуровские звёзды» или соответствующие таблички на воротах родственников, если этот ритуал не подкреплён некой душевной памятью, которая, только с помощью Бога, будет дарована только истинно верующим и без всевозможных формальных знаков и даже надгробий, как, например, происходит с тысячами (если не миллионами) не захоронёнными до настоящего времени жертвами Второй мировой войны, народы их помнят, несмотря на отсутствие памятников в материальном, мирском исполнении.
Мы рассматриваем случай, когда налицо идёт подмена понятий. Может быть, с точки зрения увековечения памяти, мероприятие нужное и полезное, но нельзя использовать даже в названии Библейские понятия, нисколько не отражающие сущность, а являющимися только «красивыми», созвучными словами из Писания. Термин придуман либо неверующими людьми, не вдающимися в подробности и заранее предполагая, что современное общество не способно на какой-то теологический анализ, либо людьми недостаточно грамотными, либо просто жаждущими наживы на жертвах неповинных людей. Не исключаю, что мероприятие было осуществлено противниками истиной веры, с целью её опорочить и дать материалистам повод для кликушеской критики.
С полной уверенностью можно назвать даже вредным, так как осуществление его идёт вразрез с заветами Писания. «Не сотвори себе кумира…», хотя поклонение табличке трудно назвать кумиром в общепринятом понятии, но тем не менее. Нельзя какой-то, даже золотой, табличкой заменить память душевную, тем более ссылаясь и используя терминологию (но не сущность) Святого писания.
Давно наблюдаю за публикациями автора и уверен, что его данные Богом природные качества и богатая, неординарная практика всей жизни, вполне располагают к анализу событий и явлений, а не к голой констатации фактов в виде короткой публикации, с названием, противоречащим смыслу, так как весьма опрометчиво говорить о «живой» памяти в виде камней. Хотя уровень этого сайта вполне допускает подобное изложение материалов и фактов. Благодарю Вас, Анатолий, за предоставленную возможность принять участие в обсуждении, на первый взгляд, не достаточно примечательного материала, но имеющего, на мой взгляд, глубокие «подводные» камни. Только не прошу меня воспринимать как последователя Евангелиевского «Фомы неверующего». Вера может быть в Бога, но не в сомнительные толкования понятий и догм Святого Писания, и обязательная и конструктивная критика, в борьбе с неверием и атеизмом, мне кажется, весьма уместна.