Казахстан может оказаться в «авиационной изоляции».
Такое мнение высказал сегодня в ходе пленарного заседания Мажилиса Парламента
депутат Аманжан Жамалов.
В своем депутатском запросе на имя премьер-министра, он
отмечает, что аэропорты и авиакомпании остро нуждаются в пилотах, авиатехниках
и механиках. Решить проблему дефицита кадров можно, открыв на территории
Казахстана филиалы иностранных авиационных вузов, уверен Жамалов.
В прошлом году международная организация гражданской авиации
запретила нескольким казахстанским авиакомпаниям совершать полеты в страны
Европы. По словам Аманжана Жамалова, 9 компаний из черного списка удачно вышли,
но по данным депутата, их самолеты дальше своего региона не вылетали. Над
страной нависла другая угроза - она может оказаться в авиационной изоляции,
если не решит проблему дефицита кадров. В аэропортах работают специалисты
советской закалки, но их все меньше.
Аманжан Жамалов, депутат Мажилиса Парламента РК:
- К примеру, в аэропорту Уральска самому молодому
авиатехнику более 50 лет. И решением данной проблемы может стать открытие в
республике филиалов иностранных авиационных вузов с мировым именем.
Академия гражданской авиации в Алматы готовит специалистов
по старой советской методике и потому выпускники, чтобы устроиться на работу,
вынуждены повышать квалификацию за рубежом, отмечает депутат. Есть
договоренность с латвийским институтом транспорта и связи на уровне правительства
об открытии их колледжа на базе уральского летно-технического училища
гражданской авиации. Но здесь натолкнулись на коллизию в законе об образовании.
Аманжан Жамалов, депутат Мажилиса Парламента РК:
- Пункт 4 ст. 65 закона позволяют, а пункт 2 ст. 35 того же
закона запрещает открытие филиалов вузов, в том числе иностранных и
международных. При этом нужно отметить, что в Казахстане уже функционируют
несколько филиалов высших учебных заведений России.
Свой запрос депутат Жамалов направил на имя премьер-министра.
Возможно, что в скором времени иностранный колледж все-таки появится в
Уральске. Не так давно после обращения мажилисменов в аэропорту города стали
чинить взлетно-посадочную полосу.
А вот что говорит по этому вопросу уральский летчик с 43-летним стажем, командир самолета Аркадий Пиунов. – В авиации я с 1967 года, проработал все время в Уральском авиаотряде. На моих глазах происходили рост престижа авиации в Казахстане и ее регресс. А все потому, что наша не самая рядовая профессия вконец развенчана. В стране нет даже Дня воздушного транспорта. Отношение к летному составу – никакое. Даже в сельской местности нас считают за механизаторов. Почему депутат назвал Латвию как одну из "спасительниц" обескрылившегося Казахстана, мне лично понятно. Рижский институт инженеров гражданской авиации окончил теперешний управляющий Уральского аэропорта. Сам международный аэропорт "Ак жол" в конце 2008 года обрел новых и, мне кажется, далеко не лучших хозяев. Вообще поговаривают, что истинный владелец аэропорта находится в Астане и является лицом весьма высокопоставленным. Впрочем, нынешнему руководству мало чего досталось. Самолетомоторный парк свой ресурс выработал полностью. Всем летательным аппаратам необходим капитальный ремонт. На его выполнение нет денег. Подошел срок ремонта взлетно-посадочной полосы. Где взять деньги? Но главная беда – где взять желающих приобрести авиационные специальности, о которых депутат сообщил премьеру? Если при моем поступлении в летное училище конкурс был 5–7 человек на место, то теперь в Уральском училище, например, каждый год обучаются 8–10 пилотов, а техников вообще нет. Ну не идет молодежь на эти специальности! Требования остались, как и прежде, жесткие, а что имеют взамен? Выслугу лет отобрали, на пенсию отправляют в 63 года. Поэтому считаю: не с институтов надо начинать, а с возрождения престижа авиации. Когда пять лет назад открывалось Уральское летно-техническое училище, я лично объехал пять-шесть общеобразовательных школ, но ни в одной не нашел желающих поступать. Все хотели быть юристами, таможенниками, экономистами и прочими асами специальностей, где можно много взять из ничего.
Представленный материал, несмотря на его явную актуальность, вызывает лёгкое недоумение своим дилетантским и непрофессиональным подходом к решению вопроса. Например, утверждение, что «Академия гражданской авиации в Алматы готовит специалистов по старой советской методике и потому выпускники, чтобы устроиться на работу, вынуждены повышать квалификацию за рубежом…».
Как известно, подобные высшие учебные заведения всегда готовили специалистов широкого профиля. В этом и заключается первоначальная профессиональная подготовка авиационных специалистов. В любом случае, после окончания такого профессионального заведения, будь то высшее учебное заведение или училище ГА, специалисты изучают конкретную технику в учебно-тренировочных отрядах и на ту именно технику, на которой им предстоит работать в авиапредприятии. Так было всегда, так готовят специалистов и за рубежом.
Поэтому, вполне естественно, выпускники Академии ГА «переучиваются» (есть такой термин в авиации) на конкретную технику. Раньше, когда функционировала система переподготовки кадров ГА, они изучали лётную и техническую эксплуатацию авиационной техники и, затем, периодически, через несколько лет, повышали квалификацию в системе учебно-тренировочных отрядов или центров (УТО, УТЦ), специализирующихся на конкретных видах авиатехники.
Сейчас такой системы подготовки и переподготовки нет, поэтому авиационные специалисты вынуждены повышать квалификацию за рубежом.
Что представляет в настоящее время предлагаемый депутатом Латвийским институт транспорта и связи. Все авиационные специалисты прекрасно осведомлены о том, что это не что иное, как «обломки и остатки» бывшего Рижского института инженеров гражданской авиации и в своём нынешнем положении, после «развала союза» и оттока основных специалистов и преподавателей, ни по масштабам, ни по материальной базе, ни, тем более, по уровню профессорско-преподавательского состава, он и «в подмётки не годится» действующей в Казахстане Академии.
Его нынешние «потуги» основаны только на спекуляции ранее широко известного в мире имени и статуса; в погоне хоть за какой-либо выгодой, его «эмиссары» и усиленно предлагают свои весьма и весьма сомнительные услуги. Они вынуждены это делать из чисто экономических соображений, так как сейчас в этот институт, ранее обучавший авиационных специалистов со всего мира, из-за его теперешнего «отсталого» состояния, не способе привлечь контингент даже из неразвитых, экономически отсталых стран.
На базе Уральского авиапредприятия, в течении вот уже нескольких лет, успешно функционирует училище по подготовке авиационных специалистов, которое имеет действующий сертификат и производит первоначальную подготовку пилотов и авиационных техников не только для Казахстана, но и в масштабах всего СНГ. Для чего затеяна вся эта «смута». Только для того, чтобы в головах дилетантов возникли необъективные ассоциации, Рига – значит Европа, зарубежье, значит отлично и правильно. А какова полнота и сущность предполагаемой подготовки специалистов, во что это «выльется» и что это даст конкретно, об этом говорить на данном этапе не принято. Главное «протолкнуть» идею, «поднять вопрос», а потом пусть грамотные люди просчитают и, скорее всего, «прослезятся». А сколько ещё «разворуют» под это очередное начинание.
Практически всё это видится в следующем свете. В Уральске всё останется по-старому, в лучшем случае здесь будет какой-то представитель из Риги. Может быть, будет организована командировка в Латвию, выдадут всем «красивые» дипломы международного образца, а учиться на конкретную технику, на «Боинги», всё равно придётся за границей в «настоящих» авиационных учебных заведениях. Здесь авиация мало отличается от остальных отраслей, опыт подготовки специалистов для которых, на основе филиалов зарубежных ВУЗов, у нас уже есть большой, «толку» только из этого нет, «дурят нашего брата» в очередной раз.