В октябре 1959 г. по решению Уральского объединенного отряда и местных властей посёлка Бурлин, тогда он был районным центром, было решено открыть воздушное сообщение Бурлин-Уральск. Меня включили в штаты Уральского объединённого авиаотряда в качестве коменданта аэропорта местных воздушных линий (МВЛ) Бурлин.
Я начал заниматься оборудованием аэродрома. Завез машину былой глины, обозначил границы аэродрома, одновременно готовил вешки для обозначения границы в зимнее время. Установил ветроуказатель, флюгер, которые мне прислали с аэропорта Уральск. Нанял бульдозер для разравнивания ВПП.
Когда всё было уже готово, с Уральска техническим рейсом прилетела комиссия, которая сделала заключение о готовности аэропорта МВЛ Бурлин, в соответствии с заключением комиссии был издан приказ по отряду и составлено расписание.
Начались авиационные будни, продавал билеты, с наступлением холодов арендовал в колхозе вагончик, где установил железную печь. Таким образом вместе с пассажирами немножко обогревались до прилета самолета. Для выравнивания аэродрома зимой заказал в лесхозе гладилку из бревен которую таскал трактор. За работу трактора иногда оплачивал аэропорт, а чаще всего это была помощь колхоза. Были изготовлены и установлены щиты для определения видимости. Ежедневно я передавал в Уральск метеоусловия.
На этом аэродроме базировались и самолеты которые занимались сельхозяйственными работами (обрабатывали поля колхозов 40 лет Октября и рядом расположенного колхоза имени Ленина) Работали наши самолёты и на лесном массиве Бурлинского лесхоза, боролись с вредителями леса. Для самолетов, которые оставались на ночь, были оборудованы якорные стоянки, две стоянки для АН-2 и одна для Як -12.
Воздушное сообщение Бурлин-Уральск было очень популярным среди населения. Билет стоил 3 рубля, полет занимал всего 30 минут, на автобусе в город нужно было ехать 3-4 часа по «ужасной» дороге, зимой дорогу переметала пурга, весной и осенью на дороге была непроходимая грязь, на некоторых её участках даже дежурили трактора, чтобы буксировать застрявший транспорт.
Несколько раз я организовывал катание детей над Бурлином, воспринималось это детьми с большим восторгом, а нашему авиаотряду это мероприятие было очень выгодно в экономическом плане, за короткий промежуток времени и с незначительными затратами выполнялись государственные задания по пассажирским перевозкам.
Так с этим колхозным вагончиком моя деятельность продолжалась лет 8-9. Затем через райисполком и сельский совет добился, чтобы вместо вагончика построили домик. После постройки в нём установили радиостанцию, в штат зачислили радиста, это был Белый Анатолий.
В начале 70 годов случилось, я считаю, неординарное событие, к нам прилетел Талгат Бегельдинов, дважды Герой Советского Союза, он тогда занимал должность инспектора по безопасности полетов. В Бурлине он пробыл не долго, всё проверил в соответствии с заданиями, не отказался и на предложение посетить меня дома, познакомился с семьёй и бытом.
Однажды был и курьезным случай. Днем неожиданно приземляется на аэродром незнакомый АН-2. Когда летчики подошли к нам, начали спрашивать, где они приземлились. Оказалось, что они просто «заблудились», инструктор во время полета задремал, а молодые курсанты Бузулукского училища потеряли ориентировку.
В дальнейшем, в результате нескольких факторов, наш Бурлинский аэропорт начал терять свою актуальность. Дорогу до Уральска стали ремонтировать более качественно, в некоторых низменных местах, в районе небольших речушек и ручьёв были даже построены мосты, время в пути стало сокращаться. Потом был перенесён наш базовый аэропорт Уральск в район «Подстёпного», до аэропорта надо было добираться уже на автобусах, которые ходили вначале нерегулярно и их явно не хватало, для значительного тогда потока пассажиров. Время в пути увеличивалось, стоимость проезда на автобусе была значительно меньше, нежели на самолёте, преимущества авиационного транспорта стали не такими значительными, поток пассажиров стал снижаться. В результате в 1977 г., к моему сожалению и к сожалению многих пассажиров, было принято решение наш аэропорт закрыть.
Скороход Николай Григорьевич, Караганда, апрель 2015 |