Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Понедельник, 25.11.2024, 21.05.10
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео

Путешествие по реке Урал

В конце семидесятых годов прошлого столетия наша, тогда большая ещё страна, была на подъеме развития экономики. Каждый её гражданин был наделён не только обязанностями, но и имел реальные права на труд и на полноценный отдых. Государством выделялись колоссальные средства на содержание прекрасных санаториев, домов отдыха, туристических баз и агентств, которые в свою очередь могли обеспечить трудящимся нашей огромной страны хорошие условия для поправки здоровья и увлекательного отдыха. Бесплатные путёвки в санатории, которые находились в уникальных местах: будь то побережье Чёрного или Балтийского моря, либо заповедники Подмосковья, Украины и ряда других республик, порой в принудительном порядке предлагались той категории трудящихся, чьё здоровье было под контролем Правительства страны. К такой категории относились кадровые военнослужащие, и тем более, лётный состав, подготовка которого государству обходилась очень дорого.

На фото слева на право: Адуевский Анатолий, Краснов Борис, Ерошенко Павел. В центре - Ерошенко Людмила.

В те годы я служил в одной из воинских частей авиации Краснознамённого Северного флота, расположенной в глухих лесах Вологодской области. Когда в мае 1977 года, наш экипаж, стали оформлять в очередной отпуск, начальник медицинской службы полка пригласил меня к себе в кабинет, и стал убеждать в необходимости взять путёвку в санаторий ВМФ в Крыму, ибо в прошлом году я отказался от путёвки, то в этом, дескать, не откручусь. Я рассказал ему, что в этот отпуск мы с друзьями едем ко мне в Уральск, откуда планируем, сплав по реке Урал. Зная его пристрастие к путешествиям, предложил изыскать возможность присоединиться к нашей компании. И если б его отпуск совпал по графику с нашим, то он непременно бы воспользовался этим предложением. А тогда, позавидовав нашему выбору, отнёсся в той сложившейся ситуации с пониманием.

В конце семидесятых годов прошлого столетия наша, тогда большая ещё страна, была на подъеме развития экономики. Каждый её гражданин был наделён не только обязанностями, но и имел реальные права на труд и на полноценный отдых. Государством выделялись колоссальные средства на содержание прекрасных санаториев, домов отдыха, туристических баз и агентств, которые в свою очередь могли обеспечить трудящимся нашей огромной страны хорошие условия для поправки здоровья и увлекательного отдыха. Бесплатные путёвки в санатории, которые находились в уникальных местах: будь то побережье Чёрного или Балтийского моря, либо заповедники Подмосковья, Украины и ряда других республик, порой в принудительном порядке предлагались той категории трудящихся, чьё здоровье было под контролем Правительства страны. К такой категории относились кадровые военнослужащие, и тем более, лётный состав, подготовка которого государству обходилась очень дорого. На фото Виктор Горшков

Уже за неделю до отъезда из Вологды в Уральск мы начали готовить необходимое для нашего путешествия снаряжение, и всё то, что может пригодиться в течение двух недель путешествия на воде. Железнодорожным багажом из Вологды отправили четыре самолётных камеры, отслуживших свой ресурс, на которых было задумано смастерить щитовой плот довольно-таки внушительных размеров и оборудовать его управление с помощью двух трёхметровых вёсел. По разработанному плану, мне и моему другу из Уральска Горшкову Виктору Пантелеевичу, (в то время учитель физики в восьмой школе) предстояло организовать приобретение и доставку в назначенное время на берег Урала, необходимый пиломатериал, и главное, взять разрешение на сплав в речном пароходстве. Затем, через неделю прибывали мои однополчане: из Нижнего Новгорода Краснов Борис и из Одессы, Адуевский Анатолий. На фото Анатолий Адуевский.

Всё сложилось очень удачно. Начальником Уральского речного пароходства, в то время, был мой старший товарищ, с которым ещё со школьных лет, увлекались авиамоделизмом - Дуванов Анатолий Михайлович, а на промбазе РСУ, куда для большей убедительности мне пришлось идти в военной форме, наш заказ выполнили к назначенному времени за небольшие, по тем временам деньги.

Первого июня, на песчаном берегу Урала, наш плот, состоящий из двух щитов, к днищам которых капроновым шнуром были привязаны по две, двухметровых самолётных камеры, был спущен на воду и стянут в единое целое. В полдень, подняв на шесте иллюстрированный флаг нашего плавсредства, мы отправились в это незабываемое, наполненное непредсказуемыми событиями и радостными впечатлениями, путешествие.

Погода ни разу не омрачила нашего приподнятого настроения. Все пятнадцать дней светило солнце, даря нашим телам красивый загар. Лишь иногда оно прикрывалось пушистыми облаками, щадя нас от перегрева. Основная наша форма одежды, все эти дни, была плавки, про обувь вообще позабыли. Единение с природой было настолько органичным, что лишь портативный магнитофон и проплывающие рядом гружёные баржи, не давали окончательно забыть о существующей рядом цивилизации. Но это было во второй половине нашего пути, а первые дни путешествия, мы находились под контролем наших друзей, с которыми, на излюбленных местах Урала, были назначены встречи. На этих встречах друзья искренне завидовали нашему своеобразному отдыху и нашей дикой свободе. И не только они контролировали наше самочувствие. С проплывающих мимо нас судов, экипажи которых были оповещены о нашем движении вниз по Уралу, нам не раз приходилось слышать из их рупоров: - «Как вам отдыхается, товарищи лётчики?», или «Всё ли у вас в порядке?».

И мы, крича им в ответ и жестикулируя руками и нашим флагом, выражали наше приподнятое настроение. Было здорово! А внеплановые встречи и знакомства с интересными людьми, были сопутствующим атрибутом этого путешествия. В первый же день нашего движения, проплывая мимо меловых гор, где сейчас находится новый мост через Урал, на встречу нам шла моторная лодка. Находившиеся в лодке двое мужчин, с явным любопытством разглядывали наш плот и нашу компанию. Мы их поприветствовали, а они, уже значительно удалившись от нас, вдруг развернулись и встали вокруг нас в вираж. На втором вираже мы им крикнули: - «Чего кружитесь? Давайте пришвартовывайтесь к нам!». Они словно и ждали нашего приглашения, и прижавшись к нашему борту, кинули нам швартовую верёвку. Привязав лодку к плоту, первые гости, вступили на нашу ограниченную территорию. Познакомившись, узнали, что они работники спортивного общества Динамо, мастера спорта по вольной борьбе и самбо, опытные рыбаки и прекрасные компаньоны. За чаем и увлекательной беседой, они не заметили, как далеко отплыли от города. Спохватившись, что им может не хватить бензина на обратный путь, наши гости показали на карте место в районе «Старых ям», где нам хорошо будет расположиться на ночлег, сказав, что завтра, непременно встретимся вновь.

Уже поздно вечером, расставаясь, договорились встретиться ещё раз на турбазе, недалеко от посёлка Янайкино, через неделю. Но сбыться этому, было не суждено. Отсчитывая от опознанного ориентира, нанесённого на карту, третий «песок», как нас наставляли наши новые друзья, мы, ожидая увидеть там обустроенный пляж, проплыли мимо назначенного места ещё с десяток километров. А когда, остановившись, поняли это, стали изыскивать возможность всё же добраться туда. И такая возможность, как тогда казалось нам, представилась. Вверх по Уралу поднималась гружёная баржа, скрипя и громыхая работающим на максимальном режиме дизелем. Не раздумывая, я рванул вдоль берега вверх, к песчаной косе, которая узкой полосой тянулась к фарватеру реки. Продвигаясь по грудь в воде к самой стремнине, жестами, указывая на наш плот и в сторону города, мне удалось обратить на себя внимание капитана баржи. Поравнявшись со мной, баржа замедлила ход, и команда судна услышала мою просьбу взять нас на буксир. После недолгих раздумий, с борта баржи нам сбросили длинный канат, и баржа, умело управляемая капитаном, оставаясь на фарватере, стала медленно опускаться по течению к нашему плоту. Поймав конец сброшенного каната, я стал тянуть его в сторону плота, откуда Борис и Анатолий, против течения тянули капроновый трос. Крепко связав концы буксировочных тросов, вернулись к плоту, и, толкая плот от берега, запыхавшись от энергичных действий, взобрались на его палубу. Подхватившее плот течение, стало быстро натягивать трос и нас, радостных, что удалось найти выход из создавшейся ситуации, вдруг стало охватывать волнение. Когда баржа стала набирать скорость, натянутый как струна трос, наспех привязанный за рулевую стойку плота, от огромного подводного сопротивления, казалось, вот-вот лопнет. Но трос выдержал, а прибитые гвоздями брусья рулевого мостика, по мере увеличения скорости, стали издавать скрипящие, предупредительные перед разрушением, звуки. Можно было бы успеть, дополнительно закрепив трос за задний борт, разгрузить переднюю балку, но, выбившись из сил, мы лишь наблюдали за происходящим. Чуда не произошло. На повороте реки, когда плот вышел из кильватерного следа баржи и очутился в плотном слое встречного течения, возросшая сила сопротивления со скрежетом и треском стала разламывать конструкцию плота. Вырвав привязанные тросом доски, баржа освободилась от навязанного ей балласта, а мы, закружившись на стремнине, вновь оказались в свободном плавании. Заметив произошедшее, на барже сбросили ход, пытаясь вновь взять нас на буксир, но мы, крича им, что наше путешествие всё равно закончено, выражая благодарность, отказались от их предложения. Остановив вращение потерявшего управление плота, одним веслом стали подгребать к берегу, и вновь причалили к месту прежней стоянки. Так закончился наш сплав по реке, но до окончания путешествия оставалось ещё три дня, не менее чем прежде, насыщенных интересными событиями.

Когда наш плот наконец-то пристал к берегу на свою конечную остановку, с противоположного берега, из густых зарослей тальника, двое мужчин стащили на воду большую чёрную будару и двинулись в нашу сторону. Подплыв к нам, они стали настороженно расспрашивать кто мы и откуда. Когда мы представились им и кратко изложили сложившуюся ситуацию, их лица просияли добрыми улыбками. «А мы то давно наблюдаем за вами. У нас тут снасти стоят, а проверять не как не решались. Кто знает, кто вы такие?». Так мы познакомились с настоящими уральскими браконьерами, умелыми рыбаками и интересными людьми. Вскипятили на костре чай и, угощая гостей продуктами из неприкосновенного запаса, отложенного для встречи с девчонками, в интересной доверительной беседе, всё больше проникались друг к другу взаимным пониманием и уважением. Переждав в тени старой, разлапистой осины жару, наши новые друзья, проинструктировав двоих из нас как надо себя вести в лодке, взяли с собой Бориса и Анатолия, показать им настоящую рыбалку. А когда, проверив снасти, их лодка вновь уткнулась в песок рядом с нашим плотом, в лицах моих старых друзей было столько восторга и счастья, что казалось, они впервые в жизни переживали такое радостное, стрессовое состояние. Один, ухватив двумя руками за жабры увесистого, более метра осетра, волоком тащил его по мокрому песку; другой, поднимая к груди виляющего хвостом шипа, пытался показать его истинные размеры.

На следующий день я отправился в город за машиной, а друзья стали в обратной последовательности разбирать по частям наш плот. Пробираясь по лесным дорожкам в сторону автотрассы, до которой было не менее пяти километров, иногда, чтобы сократить время, я бежал по виляющей в лесу дороге. Поднимаясь на склон очередной балки, от сильного шума впереди, я резко остановился. Две вспугнутые мной косули, которые паслись у дороги, в испуге ринулись по заросшей балке, высоко выпрыгивая из кустов. С такими зверями и так близко, я встречался впервые. Но эта неожиданная встреча была не последней на моём пути. Уже проглядывали впереди луговые просторы, как вдруг за очередным поворотом дороги произошла не менее интересная встреча с огромным белохвостым орлом, который, увлёкшись поеданием зайчатины, не сразу заметил меня. Сначала он резко встрепенул крылья и замер, словно в раздумье, стоит ли уступать мне дорогу. Посмотрел на меня, стоявшего в немом оцепенении, а затем, расправив крылья, как-то не спеша, повернул, в противоположную строну и, прыгая с одной на другую ногу, начал свой предполётный разбег. В размахе его крылья были не менее двух метров, и на очередном взмахе, они задевали ветви растущих вдоль дороги кустов. Зрелище было впечатляющим. Ещё долго стоял, следя за его величавым полётом, удивляясь богатству и красоте наших заповедных мест. Но и это ещё не всё. Когда уже возвращался к друзьям на отцовском горбатом запорожце, по той же, еле узнаваемой дороге, вдруг с изумлением увидел на моём пути, огромный, стоящий посреди дороги пень. Сбавив скорость, всматриваясь в ранее не виданное препятствие, вдруг резко нажал на тормоз. Пень стал двигаться. А потом из-за пня выглянула большая, рогатая голова лося и пень пропал вовсе. Да это и не пень был, уже осознал я, а высокий, серо-коричневый лосиный зад. Голова его поднялась на ту же высоту «пня» и двинулась в мою сторону. Выжав дрожащей ногой сцепление, и не отпуская его, включил заднюю скорость. Так, в готовности рвануть назад, и вытаращив глаза на приближающегося ко мне зверя, который был от меня уже в двадцати метрах, я, замерев от страха, ждал развязки. И она наступила. Дрожащая нога соскользнула с педали сцепления, запорожец подпрыгнул назад и заглох. Лось остановился. Увидев его замешательство, я обоими руками нажал на сигнал. Хрипяще-воющий звук сигнала, лось принял за нечто ему непонятное, и могучий зверь, решив всё же уступить дорогу, этому, «горбатому» и неприятно воющему зверю, повернул в сторону леса. Раздвигая рогами молодую поросль осиновика, лось вскоре скрылся в густых зарослях прибрежного леса.

Подъехав к месту нашей стоянки, я восторженно начал рассказывать моим друзьям о недавних встречах с уникальными животными наших окрестностей. В ответ и они рассказали, что в моё отсутствие ими тоже было увидено много интересного. Утром, когда пошли прогуляться по песчаной косе, вдалеке, у самой воды, увидели (как им показалось) какой-то чёрный котёл. Когда подошли ближе, были просто поражены размером головы сома, каким-то образом выброшенной волной из реки. А ещё, как огромный судак, в погоне за добычей, у самой кромки воды, неожиданно для них выскочил на волнистую песчаную отмель и несколько секунд рядом с ними барахтался на мели.


Много уже времени прошло с тех пор, много воды утекло. Трагически оборвалась жизнь интереснейшего человека - Горшкова Виктора Пантелеевича. Человека, который безгранично любил свой край, свою малую Родину. Которого искренне любили его ученики, коллеги и друзья. Нет с нами и Адуевского Анатолия, полковника, первоклассного лётчика морской авиации, сердце которого не выдержало всей тяжести лётных и жизненных перегрузок. Светлая им память.

Листая альбом с фотографиями нашего водного путешествия по любимой нами с детства реке, с грустью осознаю, что многое изменилось с тех пор. И Урал обмелел, оскудел; и прибрежный лес в каком-то порой бесхозном, удручающем виде, после пожарищ и буйных пикников отдыхающих. Так и хочется прокричать на всю округу: «Люди! Дорогие мои земляки! Берегите матушку природу! Сохраните её своим потомкам!» Чтобы нам не было стыдно показывать эти уникальные места нашим друзьям. Пусть природа наших окрестностей ещё долгие-долгие годы будут радовать нас уральцев и наших гостей.

Категория: Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео | Добавил: donguluk (06.01.2011) | Автор: donguluk E
Просмотров: 2082 | Теги: Оренбургское лётное училище, Северный флот, уральск, Ерошенко Павел, donguluk, вологда | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |