Пусть вас не смущает название
статьи, так как наступившая эпоха предъявляет человечеству свои требования.
Масштабы этих требований настолько велики, что носят судьбоносный характер.
Будущее в руках каждого из нас. Осознание себя творцом будущего является ключом
решения настоящих проблем (см. электронную книгу «Сегодняшнее завтра» http://glopart.ru/buy/1977
. Появляются все новые инструменты решения проблем экологии. Например, проблема загазованности от
автотранспорта может быть решена посредством внедрения продуктов нового
поколения, которые по своим свойствам улучшают эксплуатационные характеристики
существующих видов автотранспорта различного назначения. Каждый может активно принять участие, например, в движении за экологически
чистый автомобиль. Это послужило бы хорошим примером для молодежи. Существует, например, биокатализаторы полного
сжигания топлива в двигателях внутреннего сгорания, что позволяет полностью ликвидировать
вредные выбросы, экономить топливо, продлевать ресурс двигателей и т.п. В связи
с этим, можем выдвинуть такой лозунг движения «Не дадим железному члену семьи
(автомобилю) и великому труженику на ниве народного хозяйства превратиться в
чадящий социально-коптильный агрегат». Если есть автомобиль -
сделай его здоровым, если нет, то займись бизнесом и обеспечь владельца техники
биокатализатором. Пусть в наших семьях царит здоровье, прекрасное настроение и
достаток в доме. Пусть атмосфера наших городов будут очищены от смрада
выхлопных газов машин. Прошлая эпоха характеризовалась индустриальным обществом, в
котором доминировали материальные ценности. Отсутствие института частной
собственности, зацентрализованность экономики, ограничение пределов
материального стимулирования, изолированность от внешнего мира привели
российское общество к необходимости его преобразования. Вместе с
преобразованием социально-экономических условий должен меняться и сам человек. Человек
должен самостоятельно сделать свой выбор (представляю программу «Рассвет» http://glopart.ru/buy/3181 ) Инертность мышления приводит к тому, что индивид не способен
адекватно реагировать на вызывы сегодняшнего дня, что ещё больше усугубляет
положение. Осознаём мы или нет, но основы завтрашнего дня закладываются уже
сегодня. Подрастающее поколение должно
быть готово к жизни в условиях нового времени. Это требует соответствующей
коррекции в воспитании, учитывающей влияние таких факторов, как, например,
развитие Информации и экологических проблем. Под Информацией
будем понимать любые сведения о чем-либо, полученные любым способом. Если
учесть, что источники информации весьма разнообразны и доступны, что на почти
любой вопрос можно найти ответ из соответствующих источников, как, например, из
Интернета, то роль воспитателя многократно возрастает. Дело в том, что сознание человека развивается посредством
получаемой им информации, которая усваиваясь, превращается в знания, реализуемые
через конкретные действия, поступки. Наличие, например, виртуального,
компьютерно-моделируемого, мира ставит человека перед выбором среды своего
существования. Виртуальный мир, в котором индивиды могут общаться друг с
другом, активно проводить время в компьютерных играх и т.п., может просто
поглотить сознание и, в конечном итоге, привести индивида к изоляции от
реальной жизни общества. Иллюзии компьютерной среды могут стать смыслом жизни. Воспитание, как известно, является
целенаправленным формированием личности для общественной и культурной жизни в
обществе. Под влиянием различных воспитательных действий происходит
целенаправленные изменения сознания индивида, которые сохраняют историческую память
общества. Без такого воздействия формирование личности проблематично. Развитие
общества будет протекать в деформированном виде, приводящем к
социально-экономической нестабильности, неустойчивости. В среде животных процесс воспитания также прослеживается, но
на основе передачи навыков посредством условного рефлекса подражания,
заложенного механизмом наследственности. Природа сама создала условия для
сохранения популяции животных. Человек лишен такого механизма. Человек
управляет своим поведением самостоятельно, что требует наличия соответствующих
педагогических знаний или специалистов (психологов, педагогов, социальных
педагогов, врачей, социальных работников и др.), которые способны оказать
помощь в воспитании. Ярким примером отсутствия у человека
рефлекса самосохранения своего вида в
механизме наследственности является одобрение однополых браков в Западном мире. Фактически это
начало заката Западной цивилизации, её самоуничтожение. Поэтому, только осознание ценностей семейной жизни
молодым поколением способно сохранить эволюционный вектор развития общества,
человеческой цивилизации. Развитие транспорта и связи ужесточают требования к
человеку, так как появляется много соблазнов реализации эгоистических
потребностей и амбиций потребительского общества. Поэтому социальное сиротство
является не таким уж редким явлением. Кроме того, пределом воспитания даже в идеальном
случае рассматривалась гармонично развитая личность, которая требовала
постоянной коррекции со стороны воспитателей. Системный подход на основе принципов гармонии лишен этого
изначально, так как ориентирован на работу с объектом с биопсихосоциодуховной
структурой вместо биопсихосоциальной в индустриальном обществе. Традиционная наука опирается на четыре уровня
человеческой сущности: биологический,
психологический, личностный и индивидуалистический (индивидуальность). Предел
развития личности ограничен потребностями материального мира с включением
некоторых элементов духовности. Системный подход на основе принципов гармонии рассматривает пять уровней: биологический, психологический, личностный, духовно-нравственный и
духовно-информационный. Предел развития личности на
много превышает традиционный предел и ограничивается возможностями духовного
развития самого человека. Биологический уровень демонстрирует возможности организма человека, его
наследственные качества, физические особенности и т.д. Психологический уровень дает представления об индивиде, человеке
наделённом сознанием, проявляющемся посредством психических процессов
(ощущение, внимание, представление, память и т.д.). Практические знания
представлены в материале «Я инсайт-психолог. Урок № 1. Тема "Общая
психология" http://glopart.ru/buy/8635 Личностный уровень характеризуют свойства человека, позволяющему ему
жить в обществе, реализуя свои потенциальные возможности посредством
темперамента, характера, способностей и т.п. Практические знания представлены в
материале «Я инсайт-психолог. Урок № 2. Тема "Личность" http://glopart.ru/buy/9103
Духовно-нравственный уровень утверждает ценностную ориентацию личности,
описываемую такими понятиями, как «Истина», «Красота», «Вера», «Надежда»,
«Любовь» в энциклопедическом содержании. Духовно-информационный уровень увязывает информационно-энергетическое поле
внешнего мира с внутренним миром различных систем организма посредством зон
Захарьина-Геда по учению медицины Запада и систем биологически активных точек меридианов в соответствии учению
медицины Востока. В первом и во втором случаях определяются
активные части поверхности тела человека, которые связаны с внутренними органами.
Воздействуя на эти части тела можно оказывать влияние на организм. Системный подход с учетом принципов гармонии показывает, что
становление личности охватывает возрастной период от рождения до 21 года. К 21
году закладывается фундамент личности человека. При этом роль воспитателей в
воспитательно-образовательном процессе трудно
переоценить, так как они определяют основной вектор развития личности. Главная роль в воспитании отводится
матери и отцу, так как, только они могут создать идеальный социально-психологический
комфорт формирования сознания будущей личности. Сформировавшаяся личность в условиях
благополучной семьи хорошо осознаёт экологические проблемы, от решения которых
зависит будущее всего человечества и его в том числе. Это не громкие слова, так
как основным субъектом разработки правил общежития на планете Земля и их соблюдения
является сам человек. Человек, если он, действительно, Homo sapiens
(человек разумный), должен понимать, что для своего будущего не достаточно
только:
а) сохранять природу;
б) не загрязнять отходами среду;
в) не стремиться жить за счет другого (преступность, наличие военных
конфликтов);
г) прекратить вредные для человека
производства и др. Человек должен обладать экологическим
мышлением, способным сформулировать для себя основные ценности
духовно-нравственного и духовно-информационного уровней, которые открывают
новые горизонты саморазвития с соблюдением правил этики общежития планетарного
масштаба. Человечество должно жить и
развиваться за счет своего внутреннего духовно-нравственного потенциала без
какого-либо ущерба природе, фауне и флоре. Создаваемая человечеством культурная среда
должна гармонично вплетаться в условия планетарного общежития. Человек не
должен проявлять себя «царём природы», реализуя свои эгоистические амбиции.
Только осознание человеком себя мощным фактором экологии позволит уверенно
смотреть в будущее. Этого можно добиться только соответствующим воспитанием. Вячеслав Фалилеев, июль 2013
|