Раздался резкий звонок огромного круглого будильника, который в это раннее солнечное утро разбудил, казалось не только нас, обитателей квартиры, но и всех соседей вокруг . Ещё раз смачно потянувшись в тёплой постели, я спрыгнул на пол и пошёл готовиться на работу.
Умывшись и одевшись в лётную форму, как обычно взял с собой дипломат, с аккуратно уложенными «дежурными» принадлежностями и пошёл поцеловать свою дочку, сладко спящую в своей кроватке. Не забудь купить сервелата, алма-атинских крупных яблок апорт и обязательно побольше майонеза напутствовала мне вслед жена.
По прибытию в аэропорт, при выходе из автобуса, в лицо сразу бросились миллионные тучи назойливой мошкары, которая непрерывно лезла в глаза, нос и уши. Сразу представил бедного моего ребёнка, спавшего в кроватке с разбросанными в стороны ножками и ручками, сплошь покусанными этими гнусными тварями и густо намазанными зелёнкой. Лёгкий июньский ветерок не успевал разгонять эти чёрные тучи насекомых и люди отмахивались от них сорванными веточками деревьев и кустарников.
После прохождения медицинского контроля, побежали в здание КДП и вошли в штурманскую комнату, где стояла прохлада от включенного кондиционера, а самое главное, отсутствовала противная нудная мошка. Второй пилот Юрий Кривопалов начал заполнять штурманский бортовой журнал, обложившись полётными картами. Полёт по перегонке самолёта на авиаремонтный завод в Алма-Ату предстоял длинный и долгий, и тщательная подготовка к нему требовала серьёзного, делового, не формального подхода. Метеоинженером Натальей Павловной Хивинцевой была проведена полная метеоподготовка с экипажем на глубину всего маршрута от аэропорта вылета до города Джезказган.
После подписания задания и принятия решения на вылет, наш экипаж пошёл непосредственно к самолёту, на котором предстояло лететь в столицу Казахской ССР. Рядом со мной шёл Юрий Кривопалов, молодой пилот высокого роста, брутальной внешности с серо-голубыми глазами на счастливом улыбающемся лице, который так ненавидел нудную проклятую мошкару, что готов был улететь как можно быстрее и не прилетать в аэропорт до полного её исчезновения.
Технический персонал, обслуживающий самолёты, который спасался от нападения насекомых, повязав вокруг головы повязки из пакли, пропитанной креозотом, суетился возле бортов, подготавливая их к полётам. Наш самолёт, белого цвета с красными крыльями был чисто вымыт и готов к дальнему перелёту, а в проёме двери, опёршись одной ногой в фюзеляж, а другой в подножку, сидел авиатехник Виталий Волков и ждал нашего появления. «Самолёт к вылету готов, материальная часть в порядке, бортжурнал подписал» - весело отрапортовал молодой авиатехник. Я открыл форточку, дал команду: «От винта» и в это время в кабину залетело множество мелкой мошкары. «Есть от винта» - громко ответил Виталий и мы стали запускать двигатель. После взлёта взяли курс на Актюбинск, в пункт первой посадки и дозаправки. Юра стал давить пальцем мошкару на стёклах внутри пилотской кабины, это продолжалось почти до самого Актюбинска. Вот он, наконец, показал большой палец правой руки вверх и с радостным выражением лица крикнул, что дальше можно лететь спокойно. Мошка не только кусала, а прямо выгрызала кожу на руках и лице и даже не верилось, что этот кошмар когда-нибудь закончится.
После взлёта с Актюбинска, мы заняли эшелон 1 800 метров и взяли курс на Джезказган. Погода «звенела», видимость «миллион на миллион» и где-то после двухчасового полёта, нам дали команду произвести посадку в Комсомольске - аэропорту МВЛ Актюбинской области, так как зона космодрома Байконур закрывалась для запуска космического корабля. Комендант аэропорта п. Комсомольский, находившегося на самой окраине Актюбинской области, с радостью принял нас у себя дома. Видимо редко прилетавшие пилоты, были желанными и почётными гостями в их далеко расположенном от областного центра посёлке. Ждать надо было долго и нам ничего не оставалось, как пришвартовать самолёт на стоянке и идти отдыхать к коменданту аэродрома. Через некоторое время в доме коменданта аэропорта был накрыт дастархан прямо на полу гостиной комнаты и мы, удобно усевшись на курпешки стали есть руками жирный бараний бесбармак из огромного блюда, поставленного в центре стола. Хозяин дома оказался на редкость очень живым и весёлым человеком. Чисто разговаривая по-русски, он постоянно шутил, рассказывал смешные анекдоты и разошлись мы спать только после длительного чаепития и игры в карты.
На следующий день утром, после горячих рукопожатий, мы поднялись в воздух и полетели по краю границы с космодромом Байконур, постоянно следя за, ограничительными пеленгами. После посадки мы зашли в красивое, новое, недавно построенное здание аэровокзала аэропорта Джезказгана. Здесь часто встречали после приземления космонавтов и отсюда отправляли в Москву, поэтому внутренняя отделка здания соответствовала приёму знаменитых, высокого ранга гостей. Местность вокруг Джезказгана представляла собой холмистую степь, окрашенную в красноватый цвет, так как земля славилась богатым запасом ископаемых медных руд и вблизи города находился огромный медеплавильный завод по их переработке. При входе в штурманскую, я встретил своего однокурсника по лётному училищу Валеру Кутелия, абхазца по национальности, направленного после окончания училища летать в Джезказган. Отличный парень, весельчак, юморист, пилот и художник от Бога. Он, обладая талантом художника и скульптора, оформил «с нуля» ленинскую комнату в казарме и слепил своими руками постамент самолёта и лётчика в честь тридцатилетия Краснокутского лётного училища. Он рассказал мне про нашего однокурсника, командира самолёта Гришу Шестак, погибшего при вынужденной посадке зимой в степи. Его второй пилот закутался в самолётный зимний чехол и ел три дня содержимое почтовых посылок, а Гриша лежал тут же замёрзшим в снегу, придавленный крылом разбившегося самолёта, пока их не нашла аварийно-поисковая группа.
Дальше наш путь лежал на город Балхаш до которого на расстоянии 600 километров, встретился только один контрольный поворотный пункт Каратал. Аэродром города Балхаша был совместного военно-гражданского базирования и находился недалеко от озера Балхаш. Опять интересное явление природы. Одна часть озера была с солёной водой, другая с пресной, видимо из-за разной плотности солёной и пресной воды с воздуха была хорошо видна граница. Соединялись эти две части озера посередине на узком промежутке, через который мы продолжили свой путь на Алма-Ату. Международный аэропорт г. Алма-Аты был с очень интенсивным движением и чтобы попасть на завод, надо было садиться на центральную полосу, где постоянно садились и взлетали воздушные суда со всех направлений, разного класса и принадлежности.
Зарулив на заводскую стоянку, мы сдали самолёт, портфель с документами и поехали в город. Остановились на остановке «Парка имени 28 героев Панфоловцев», сражавшихся на подступах Москвы в Великую Отечественную войну. На территории парка находилась великолепная небольшая церковь, которая построена на подушке из мха (по старинной антисейсмической технологии), вследствии чего уцелевшая после разрушительного землетрясения. Вдоль окраины парка находился «Дом офицеров», а с другой со стороны ул. Карла Маркса, банный комплекс «Арасан», куда мы и направились в первую очередь.
В этом огромном красивейшем комплексе находились турецкая, русская и финская бани. Мы купили билет на русско-финскую и вошли в огромные просторные залы, которые были сделаны по последней тогда архитектурной моде и представляли собой грандиозный банно-оздоровительный комплекс. После горячей финской парилки, мы стали прыгать в огромный бассейн, который находился в центре бани под красивым куполом. Мы прыгали и бесились как маленькие дети. Юра Кривопалов, хоть и бывший житель Куйбышева, ни разу не видел и не испытывал такого великолепия и чудеснейшего удовольствия. Потом мы побежали в русскую парилку и парились берёзовым пахнущим веником, а затем опять в бассейн, где делали под водой друг другу подводный массаж, стоя ногами на спине.
После бани, зашли на базар, купили разных фруктов, столичного пива «Арасан» и поехали в гостиницу аэропорта. Всё разложили на столике на балконе и перед нами открылась панорама высоких гор Алатау со снежными вершинами. «Я балдею, я тащусь» - постоянно приговаривал Юра. «Я не хочу в Уральск, не хочу снова в этот мошкариный ад». «Командир давай ещё здесь дня три побалдеем, отдохнём, посмотрим чудесный город Алма Ату» - твердил он, попивая пиво с рыбкой. Я и сам был не прочь остаться и отдохнуть с комфортом. Но у меня в Уральске семья, работа и нас ждут выполнять производственные полётные задания. Юра был холостой, жил в общежитии аэропорта и ему было всё равно где находиться. Виталий оставался сдавать самолёт на завод, а для нас настала пора сесть в самолёт ТУ-154 и мы где-то через 3 часа приземлились в аэропорту г. Уральска. Через иллюминатор сразу бросился в глаза авиатехник с повязанной паклей вокруг головы и при выходе на трап на нас опять набросились тучи назойливой мошкары, которую пришлось терпеть до самого конца июня, говорили, что к этому времени появляется стрекоза, которая и уничтожает мошкару.
Владимир Калюжный, Тольятти, май 2014
На фото:
- Начальник метеослужбы Хивинцева Н.П.
- Авиатехник Виталий Волков
- Второй пилот Юрий Кривопалов |