Хочу
рассказать случай, как во мне проснулся «писатель», но проснутся, то он
проснулся давно, а вот написать об этом я не сдержался только сейчас. Самое
интересное, я всю жизнь был читателем и люблю это занятие, но следующую статью
после первой я написал только спустя 26
лет, и то это занятие я объясняю только с нынешними временами профессиональной
невостребованности и мыслями – почему это происходит и как жить дальше? Может вовсе
и не стоило писать, но ситуация, на мой взгляд, не совсем ординарная и сравнить
её с нынешним временем просто необходимо! В сентябре 1985 года я учился на втором курсе Оренбургского
политехнического института, и одним из предметов, которые необходимо было
изучить в течение двух семестров, была Марксистко-ленинская философия. Первую
лекцию, которую проводил и в дальнейшем вел курс, был доцент кафедры МЛФ Кашин
В.В. И вот после знакомства, преподаватель объявил, - Кто из студентов напишет
и опубликует статью на злободневную тему в газете «Политехник», то может не
ходить на лекции и получит оценку «отлично» без сдачи экзамена! Всё! Я не знал,
о чём я буду писать, и когда, но на лекции я перестал ходить сразу же. Объясняю свои намерения тем, что я уже с первого курса,
точнее с апреля 1985 года был избран председателем профсоюзного бюро
строительного факультета, а еще был кандидатом в члены КПСС, и пользуясь
служебным положением, а также личным знакомством с редактором общеинститутской
газеты Шестовым В.В., был уверен, что что-нибудь за два семестра придумаю. И
придумал и опубликовал 8 января 1986 года небольшую статью
под названием «Не позволяй душе лениться»,
актуальную, по-моему, и в нынешние времена. Прочтите, если вас не
затруднит, с небольшими сокращениями. Цитирую: «Образование поднимает общую
культуру человека, но оно, прежде всего, дает знания – гуманитарное,
техническое и т.п. Поведение же человека, его образ жизни, духовный мир
формируются под воздействием семьи, школы, общественных организаций, социальной
среды, в которой он находится, и во многом зависит от его собственного
активного отношения к тем духовным ценностям, которые его окружают. Расширение своего кругозора, повышение
культурного уровня, политической подготовки, физической закалки – все это
драгоценный клад. Но не все обстоит так, как хотелось бы. Перед нами стоит
вопрос: как мы накапливаем этот драгоценный клад? Для организации свободного
времени студента в институте делается многое. Но еще часто в обиходе, в
разговорах и даже на собраниях можно услышать, что мы скучно живем. Скучная жизнь, в этом понимании,
объясняется тем, что мало организуется танцев, дискотек и других увеселительных
мероприятий. Ведь они не требуют от нас большой отдачи сил и энергии, не
заставляют задумываться над серьезными вещами. И это вошло в нашу с вами жизнь
как главное, если не самое, то стоящее на переднем плане. Мы почти совсем забыли про наш кругозор, который с каждым
днем становится все уже и уже. …Из этого следует, что мы не умеем, а иногда
просто не желаем правильно организовать себя, настроить на нужный лад, что
приводит к распущенности, безделью, а порой
и к пьянству – «невеселому
веселью» - ради того, чтобы убить время. А эти потери в молодые годы трудно
потом восполнить. Вопрос самоорганизованности, на мой взгляд, самый
злободневный вопрос сегодняшнего дня. Каждому из нас надо задуматься над своей
жизнью. Ведь смысл жизни состоит не в том, чтобы основная часть времени
студента была посвящена учебе,
общественной, научной работе. Каждый из нас должен формировать в себе
активную жизненную позицию, готовя к сложной, плодотворной, трудовой
деятельности. Хочу напомнить слова А.П.Чехова: «Надо поставить свою жизнь в
такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и
радостной жизни. П.Калиниченко, студент группы 84с-3». Конечно, немного пафосно для второкурсника, но, во-первых,
как по другому получить «отлично», а во-вторых, я имел право на такой стиль
изложения, потому что занимался делом и по должности и по душе, и моё отношение
к жизни не изменилось и теперь. Вряд ли сейчас студент крестьянского
происхождения может добиться чего-то существенного своим отношением к труду и
учебе, как это реально было в Советской стране. Это не ностальгия!
На третьем
курсе я был утвержден, согласно горбачевским перестроечным веяниям, членом
Совета института и стал получать именную стипендию Совета ВУЗа в то числе и за
отличную успеваемость. Я писал тогда родителям в одном из писем, что получаю
зарплату за учебу. И тогда и сейчас я считаю, что это решение было откровенно
глупым, хотя казалось очень
демократичным, создавать студенческую «фракцию» в Ученом Совете института. Это
решение схоже с решением времен революции о выборности командиров в боевых
подразделениях армии. У меня остался отчетный доклад, который я сделал после полутора лет
пребывания в Совете ВУЗа на студенческой конференции. Мы очень мало могли
влиять на профессорско-преподавательский состав, во-первых, в связи с малочисленностью, а во-вторых, и в главных, в связи с нашей
безграмотностью и не желанием основной массы студентов идти на конфликт
(элемент карьеризма). Здесь
впервые, мы - лучшие студенты института
встретились с давлением, не навязчивыми, но попытками повлиять на нас при
принятии «нужного» решения для секретариата Совета при тайном голосовании. Это
было унизительно, но веяния перестройки дышало будущей безнаказанностью. О
коррупции в то время не может быть и речи, я знал, что она существует где-то в
странах капитала. А слово «взятка» было страшным оскорблением, хотя такое
явление было не редким, когда студенты отрабатывали тройку на даче или гараже у
преподавателя, и то, только потому, что «будущему прорабу» совсем не
обязательно вникать в матанализ или в элементы расчетов преднапряженных
конструкций. Сейчас же, коррупция в ВУЗах по всему
Отечеству – тема номер один. И если раньше смеялись на тему «борьбы за урожай»
с участием интеллигенции и общественности, то сейчас ржут по поводу
«борьбы с коррупцией», а урожай давно
уже реализуется с зарубежных сельскохозяйственных угодий на прилавках
универсамов современной России, а я подозреваю, что владельцы крупных
универсамов тоже не граждане «независимой» России. Почему купля-продажа в ВУЗах процветает? Отвечу просто. Раньше в нашем институте
обучалось около 6000 студентов, и так была устроена плановая экономика СССР,
что практически 100% выпускников ожидали работодатели, а престиж и качество
работы профессорско-преподавательского состава проверялся практически без
перерыва от учебы к практике. Сегодня обучается почти 30 тысяч студентов, никто
их, бедных, не ждет после выпуска, кроме «крутых» (у кого они есть) родителей,
для устройства на руководящую работу. А раз никто не ожидает молодого
специалиста, то какой спрос за те знания или незнания теории и кто может
предъявить претензии преподавателю? Не хочу
продолжать, потому что нынешний ВУЗ является Ларьком по продаже дипломов
о «бесплатном высшем» образовании и
окончании чего-либо не связанного с Практикой, как критерием Истины!
Я писал это и думал, а какая идеология у
образования сейчас и какие кафедры у нашего университета пришли в качестве
заменителя Истории КПСС, Марксистско-ленинской философии, Научного коммунизма?
Читаю – Культурология, всякие философии и т.д., что гадать-то! Вот фотография, на территории института, прошу прощения –
Университета! где был зеленый сквер, теперь построена Библиотека, супер
архитектурных форм, напоминающая саркофаг и церковка. Что ж,
Марксистско-ленинская диалектика познания материального мира потеряла интерес,
и подменяется понятиями –«Я богат – значит, я умен!» - для элиты, а народу
идеализм подойдет, - с призывом «Терпите, и вам воздастся!». Забыли? Сто лет назад это было в виде
ТРАГЕДИИ, кто сейчас навязывает ФАРС? Хочу вспомнить слова революционерки-анархистки
высказанные в споре с убийцей П.А.Столыпина, Д.Богровым из статьи
Гроссман-Рощина И., Д.Богров, убийца Столыпина. (Из записной
книжки).//Былое,1924. №26. С.154: «…сознанием и только сознанием, определяется
бытие. …только на фундаменте религиозного сознания масс держится весь строй
эксплуатации и насилия. Убейте в сознании трудового крестьянства идею БОГА – и
никто и ничто не поработит их фетишом закона и собственности». Зачем опять
утверждать обратное, когда понятно, что материя без идеи мертва для человека!!! Да, сейчас, знания и труд не в почете. В почете доход и
прибыль. Что получили в итоге, за четверть века? Правильно – разруху в Душе, в
Доме, в Государстве! Как исправить ситуацию? Работать! Но прежде, надо
определить рабочее место «креативному» классу на Урале или в Сибири, все равно где, но свою
бесполезность за предыдущие годы они обязаны отработать! В заключении, скажу, что на экзамене в конце второго курса
доцент кафедры философии был удивлен наглостью студента, потребовавшему поставить
ему «отлично» в зачетку без сдачи экзамена! Но, он оказался порядочным
человеком, т.е. человеком слова, хотя, я серьезно готовился к экзаменам! г.Оренбург, 15 февраля 2012 г., П.Калиниченко
|