Шла вторая половина августа. С самого утра начало припекать яркое солнце. Уже давно прошёл Ильин день, бывшие десантники от души накупались в фонтанах, школьники усердно готовились к новому учебному году, а на даче из-за прохладных ночей чувствовалось быстрое приближение конца очередного летнего дачного сезона. После крепкого и глубокого сна, я вышел на свежий воздух и принялся за традиционное поедание свежих ягод, овощей и фруктов прямо, как говорят в народе, «с куста» на голодный желудок. По совету крупнейших специалистов российской медицины из телевизионной передачи «Жить здорово», так как натощак очень быстро и эффективно идёт усвоение организмом всех витаминов и микроэлементов, присутствующих в этих дарах природы. После процесса медленного и тщательного употребления ягод, всякой разной полезной травы, оставалась только завершить этот вегетарианский завтрак чашкой крепкого казахского чая.
Вдруг эту прекрасную и спокойную тишину оборвал рокот мотора самолёта, летевшего на очень малой высоте, почти над самой крышей, в сторону Волги. Маленький самолёт Як-18 начал плавно с левым креном разворачиваться над рекой и, развернувшись на 180 градусов, стал опять заходить на посёлок, который расположен в 150-200 метрах от дачного массива. Пролетев на малой высоте, вероятно над центральной площадью села, он резко начал набирать высоту для очередного захода. Самолёт был зелёного цвета, с трудно различаемыми опознавательными знаками и принадлежал, наверняка, какому-то частному лётчику-любителю, летал с грунтового аэродрома, находящегося совсем близко за посёлком, на расстоянии 300-400 метров от него. После повторного захода на то же место, он взмыл вертикально вверх и стал вращаться вокруг своей продольной оси. Набрав где-то метров 800, самолёт ринулся отвесно кабрировать вниз и сделал «мёртвую петлю», затем «бочку» в горизонтальном полёте и полетел на край посёлка. Пролетая над самой крайней улицей, на высоте, примерно, 50 метров, лётчик привёл в действие дымовые шашки, белого, красного и синего цвета и начал выполнять развороты на 360 градусов, нарисовав на голубом чистом небе пять кругов одинакового размера. Затем самолёт ещё несколько раз совершил заходы на малой высоте на эту площадь и интенсивно, с большим креном, покачивал с крыла на крыло стоящему, видимо, на ней народу. Где-то после 40 минут демонстрационного полёта, лётчик сделал над центральной площадью посёлка прощальный круг и, также «помахивая» крыльями, удалился из вида в сторону степного аэродрома. Все обитатели дач, находившихся на массиве, не отрывая глаз от неба, наблюдали за этим красивым, внезапно появившемся, зрелищем.
«Ну что, Володя, не защемило в груди» сказал один из соседей по даче, кстати земляк из Уральска, смотревший на это смелое лётное шоу с, перекрещёнными, лежащими на груди руками. «Да, есть немного, но уже не так как прежде» переводя дыхание произнёс я. Поговорив немного о том о сём, соседи стали было уже расходиться. Со стороны посёлка зазвучала громко весёлая музыка и слышны были поздравления о вручении наград жителям села за добросовестный труд во благо родного села. Из-за разрежённого чистого воздуха отчётливо были слышны тёплые слова благодарности сельчанам, вручение им грамот и премий за хороший труд в честь дня села, проводимого руководством местной администрации посёлка и огромного животноводческого фермерского хозяйства, расположенного на территории бывшего колхоза имени Степана Разина.
Крупный посёлок Подстёпки, расположен на левом пологом берегу Волги, в 12 км от г. Тольятти, который славился в былые Советские времена поставкой в город, да и во всю губернию, молока и мяса говядины и свинины. В течение почти всего года продавали и тепличные овощи. Село было похоже на наш посёлок Подстёпный Уральской области, но заселено было гораздо гуще. Стояли и строились новые добротными дома и коттеджи. Здесь очень много проживает переселенцев из разных бывших союзных Республик, в том числе из Уральска и Западно-Казахстанской области. Население, в основном, работает на предприятиях города, и лишь небольшая его часть в сельском хозяйстве, почти полностью разрушенным после развала СССР и пытающимся как-то вновь восстановиться и продержаться в условиях нашего «дикого» рынка. Вокруг села расположены плодороднейшие земли, которые ныне пустуют. Поля сильно заросли сорняками, бурьяном, и только изредка здесь можно встретить участки, засаженные подсолнухом и кукурузой.
Но судя по бурно, с размахом проведённому «Дню села», хозяйство «карабкается» и потихоньку всё-таки развивается. Львиная доля плодородной земли отдана или продана многочисленным дачным, строительно-жилищным кооперативам и под индивидуальное строительство коттеджей и ресторанов частных предпринимателей. Кстати о проведённом дне села я узнал от своего друга-афганца, которого встретил в конторе дачного массива, куда зашёл заплатить за использованную электроэнергию. О нём я рассказывал в своём предыдущем повествовании. Саша сидел в помещении конторы, был гладко выбрит и в приличном рабочем костюме, коротко подстриженный и не пьяный. Почти полностью преобразившись, он, как мне показалось, «сбросил» полтора десятка лет и выглядел очень прилично приблизительно для своего возраста. Оказывается, Александр работал в нашем дачном кооперативе трактористом на МТЗ-80. О нём неплохо отзывался председатель СНТ «Прибой».
Саня, сейчас я расскажу тебе интересный случай, произошедший недавно со мной. Сашка- афганец и его товарищ по работе сварщик Лёха, охарактеризованный раннее председателем, как нормальный свой мужик, приготовились очень внимательно выслушать меня. Недавно я приехал с дачи в город, поставил машину в гараж и при выходе встретился с соседом по гаражу Иваном Яковлевым, работавшим до пенсии водителем-испытателем на АВТОВАЗе. Рождённый в деревне под Бузулуком, добрейшей души человек, маленького росточка мужик, очень справедливый и честный, немного наивный в рассуждениях, предложил мне зайти в кафе «Берлога», который находится в нашем гаражном кооперативе на первом этаже и немного поболтать и вспомнить нашу молодость.
Мы сели за столик, заказали по кружке пива с рыбкой и тут же к нам присоединился мужик, прилично одетый, но уже слегка навеселе. Он постоянно вмешивался в наш разговор и, наконец-то признался, что воевал в Афганистане и даже наглядно показывал, как прицеливался и убивал духов. Мы как-то сразу прониклись к нему с уважением и заказали ещё и на него. На мои вопросы о десантировании солдат, применяемых сейчас парашютах и десантной технике, которые я изучал на военной подготовке в лётном училище уже более сорока лет назад, он отвечал уклончиво и невнятно, мотивируя это тем, что бывшие афганцы не любят об этом рассказывать посторонним им людям. Мы вышли из кафе, пошли по домам.
Мало того, что афганец в нашем доме, так он оказался ещё и с моего подъезда. Слава, так его звали во дворе, предложил ещё раз сходить в магазин и повспоминать его лихие дни, но я наотрез отказался и пошёл домой. Только я начал рассказывать о встрече с афганцем, как жена меня осадила и предупредила, чтобы этого проходимца со мной она видела в последний раз. Оказывается, она видела нас из окна, выходящих из кафе. Работая в какой-то строительной «бендежке» мастером, он беспробудно пил, постоянно выпрашивал у неё освобождения от работы (бюллетени) и ни то чтобы в «Афгане», а даже в армии не служил. На следующий день, мы собирались на дачу и проходили мимо него, сидящего уже пьяным на скамейке. Он виновато отвернулся и не поздоровался.
Саня внимательно выслушал меня, крикнул всердцах: - «подлец, позорит звание афганца» и, выбежав из конторы, сел на трактор, уехал в направлении посёлка. Через некоторое время он привёз документы об участии в боевых действиях, боевые медали и наградные удостоверения. Я сказал ему, что даже и не сомневался в том, что он афганец и этот случай к нему не имеет никакого отношения. Я подогнал свою машину, мы поехали с ним на аэродром, где у него сторожем работал хороший знакомый. По пути нам встретилась машина, в которой ехали председатель администрации посёлка и тот самый лётчик, работавший в селе стоматологом и согласившийся за одну заправку топливом полетать над их селом. С заправкой этого самолёта проблем теперь нет, раньше нужен был авиационный бензин Б-70, сейчас всё максимально упрощено, можно заливать любой автомобильный бензин. Стоматолог-лётчик имел свой самолёт, уже не раз падал в Волгу, но на лёд и, несмотря ни на что, не отказывался от своей опаснейшей забавы.
Мы приехали на аэродром, где возле стоявшего крутого «Лэнд-Крузера», на капоте которого красовалась бутылка шампанского с двумя налитыми до краёв бокалами, стоял молодой, лет тридцати пяти лётчик-любитель в компании юной, миловидной особой. Было ли у него удостоверение лётчика-любителя или нет, проходил ли он какие-нибудь лётные проверки, одному Богу известно, но о прохождении медицинского освидетельствования перед вылетом, не могло быть и речи. «Давай «старый» пять тысяч рублей, и я прокачу тебя на этом самолёте, покажу тебе ваш посёлок и реку Волгу с птичьего полёта» - надменно и высокомерно произнёс этот «крендель». «Какой у тебя налёт часов?»----спросил его я. «Ну, 1500 часов тебя устраивает?» - ухмыльнулся «крутой» лётчик. «Вообще-то у меня одиннадцать с половиной тысяч часов налёта, но за приглашение спасибо, как-нибудь в другой раз полетаем» - ответил я, что обескуражило и сконфузило этого аса, а девушка перевела заинтересованный взгляд уже на меня. Мы сели в автомобиль и направились на дачу с Саней отмечать день села.
Не всё золото, что блестит.
Владимир Калюжный, Тольятти, ноябрь 2017 |