Борозенец Степан
Николаевич - летчик, участник Великой
отечественной войны, Герой Советского Союза родился 20 августа 1922 года в селе
Актюбе Таврического (ныне Уланского) района Восточно-Казахстанской области (Казахстан).
Степан окончил девять классов, поступил в Семипалатинский техникум и
одновременно занимался в аэроклубе. В 1941 году был призван в армию. Оренбургскую военно-авиационную школу пилотов С.
Борозенец окончил в 1943 году. После завершения учебы лейтенант Борозенец был
оставлен в училище инструктором. Только после многочисленных рапортов в 1944
году С. Борозенец едет на фронт. Воевать ему пришлось на 1-м и 2-м Белорусских
фронтах. При первом боевом вылете 24 июня 1944 года Степан Борозенец, выполняя
задание по уничтожению огневых средств противника, вывел из строя два орудия и
уничтожил до десяти солдат и офицеров. В этот же день он совершил еще три
захода, уничтожив две автомашины и зенитную батарею врага. В августе 1944 года перед подразделением тяжелых
бомбардировщиков была поставлена боевая задача уничтожения немецкого штаба.
Звено лейтенанта успешно выполнило задание. В районе Грабау в бою с
истребителями противника самолет С. Борозенца был подбит, несмотря на трудности
управления самолетом, летчик привел машину на свой аэродром. Командир звена 569-го штурмового авиационного
полка (199-я штурмовая авиационная дивизия, 4-й штурмовой авиационный корпус,
4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) лейтенант Борозенец совершил 94
боевых вылета. Степан Николаевич участвовал в операциях по прорыву укрепленной
полосы и уничтожению окруженной вражеской группировки в районе Бобруйска, в
разгроме восточнопрусской группировки противника, в Данцигско-Гдыньской
операции, в прорыве укрепленной полосы противника на Западном берегу Одера.
Степан Борозенец уничтожил три танка, шесть паровозов, около ста двадцати
вагонов, восемьдесят четыре автомашины, подавил огонь тридцати шести батарей
зенитной и полевой артиллерии, им взорвано десять складов с горючим и
боеприпасами, убито и ранено свыше двухсот пятидесяти солдат и офицеров
противника. 18 августа 1945 года Степан Николаевич Борозенец
был удостоен звания Героя Советского Союза. После войны отважный лётчик-штурмовик продолжил
службу в Вооружённых Силах СССР. В сентябре 1945 года 569-й ШАП был перебазирован
из Рехлина в Польшу на аэродром Бжег (Бриг), где находился до конца 1945 года. Затем личный состав полка, оставив свои
самолёты, был перебазирован в Закавказский военный округ на аэродром Насосная
севернее г. Баку Азербайджанской ССР. Новая матчасть (самолёты Ил-2) были
получены в пути на авиационном заводе № 30 в г. Москве. В апреле 1946 года 199-я ШАД была
расформирована. Борозенцу С.Н., к тому моменту командиру эскадрильи, был
предложен перевод на должность командира звена в 166-й гвардейский ШАП 10-й
гвардейской ШАД, базировавшийся на аэродроме Кутаиси Грузинской ССР и летавший
на самолётах Ил-10. Занимал должности командира звена, зам. командира
эскадрильи, командира эскадрильи. В 1948 году Борозенец С.Н. окончил Тамбовские
высшие авиационные курсы слепой и ночной подготовки лётчиков. В сентябре 1952 года поступил и в ноябре 1956
года окончил командно-штабной факультет Военно-воздушной академии им. Ю. А.
Гагарина. В период учёбы летал на самолёте МиГ-15. После окончания академии
Борозенец С.Н. был направлен в 230-й бомбардировочный авиационный полк (БАП)
32-й бомбардировочной авиационной дивизии (БАД) Прикарпатского военного округа,
базировавшийся на аэродроме Черляны юго-западнее г.Львов Украинской ССР и
летавший на самолётах Ил-28, затем - Як-28. Занимал должности командира эскадрильи, зам.
командира полка, командира полка. С октября 1965 года переведен на должность
офицера отдела боевой подготовки штаба 14-й воздушной армии в г.Львове. С лета 1967 года и по декабрь 1972 года проходил
службу в Южной группе Войск (ЮГВ) на территории Венгрии, в г.Будапеште в
должности старшего офицера отдела боевой подготовки штаба 36-й воздушной армии. С 1972 года по 1990 год проживал в г.Харькове
Украинской ССР. Работал старшим преподавателем кафедры тактики в Харьковском
высшем военном авиационном училище лётчиков (ХВВАУЛ) им. С.И. Грицевца. С марта 1978 года полковник Борозенец С.Н. – в
запасе. Работал инженером в Харьковском проектном и научно-исследовательском
институте ПромСтройНИИпроект. С 1990 года по 1995 год проживал в г.Москве. Участник парада ветеранов в честь 50-летия
Победы 9 мая 1995 года в г.Москве. В 1995 году по состоянию здоровья переехал в
г.Чикаго, США, где и проживает в настоящее время. Имя Борозенца С.Н. носила пионерская дружина
школы с. Актюба Таврического (ныне Уланского) района Восточно-Казахстанской
области. В г.Москве в средней школе № 956 с 1995 года
работает музей боевой славы 569-го штурмового авиационного полка. Награды: орден Ленина, Красного
Знамени, три ордена Отечественной войны 1 степени, орден Отечественной войны 2
степени, два ордена Красной Звезды, орден "За службу Родине в ВС
СССР" 3-й степени, медалями. |