Каталог статей
В категории материалов: 27 Показано материалов: 1-8 |
Страницы: 1 2 3 4 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Уральский казак, полковник Горшков Г.Г. стал
воздухоплавателем в 1907 году, военным пилотом в 1910 году. По сути, - это
первый летчик Казахстана (в современных его границах). Его след в авиации
Российской Империи весьма значителен и на фоне юбилейных дат в истории авиации,
мне кажется разумным решение вопроса о увековечении памяти о нем на его родине,
в г.Уральске. В советское время это было невозможно - он царский офицер, даже
его друга - конструктора авиационной техники, летчика И.Сикорского вычеркнули в
то время. |
Молодежь должна знать историю (aviaengeneer.ru) |
В Уральске находится единственный в Казахстане клуб планеристов. Самолёты сверхлёгкой авиации бороздят воздушное пространство ЗКО каждые выходные. В один из таких дней на аэродром отправилась корреспондент «Д».
Маленький самолёт выруливает и встаёт прямо перед нами. Он начинает потихоньку двигаться вперёд, до натяжения троса, связывающего его с нашим планером. Готово! – Кордон, я Ноль шестой. Слабина фала выбрана. К взлёту готов!
– 135-му Кордон, взлет разрешаю! |
Пожалуй, сегодня в Казахстане только в Уральске и остался планерный спорт, да и то исключительно благодаря усилиям летчиков-инструкторов и старейшим асам-пилотам аэроклуба, работающим в программе «детско-юношеской спортивно-технической школы» и передающим свой ценный опыт юному поколению. С самого начала своего создания Уральский аэроклуб воспитал немало отличных летчиков и парашютистов. Андрей Сармин в звании подполковника летает на «Миг-31» на Камчатке. А учил его летать Анатолий Георгиевич Махорин. Именно у Махорина и удалось взять интервью. Кстати, и сам Анатолий Георгиевич в свое время «долетывал» ресурс того самолета, на котором когда-то в юности летала легендарная Светлана Савицкая, позднее ставшая космонавтом.
|
Ниже приведены «скупые» сведения о авиации Уральска
довоенного периода, которые я смог «выудить» из Интернета, на одном из сайтов
нашего города-соседа Атырау (современное название Гурьева). 28 мая 1936 года
открылось регулярное воздушное сообщение на трехместных самолетах-лимузинах и
шестиместных "Сталь-3" по маршруту Гурьев - Калмыкове - Уральск -
Актюбинск - Джетыкара - Денисовка - Кустанай. Время полета составляло 10 часов.
Можно считать что с этого началось развития гражданской авиации в г. Гурьев. В
последующие года были открыты регулярные рейсы Баку - Астрахань - Гурьев -
Эмба, Гурьев - Актюбинск, Гурьев - Уральск. В мае 1937 года
открылась первая грузопассажирская воздушная линия, связывающая Гурьев с
Уральском. Это и было началом Гурьева, как узла воздушных трасс в Прикаспии.
Затем маломощные ПР-5 и К-5 стали летать в Форт-Шевченко, Астрахань, Карабау,
Косчагыл. Перед началом
Отечественной войны, в феврале 1940 года, в Гурьеве был образован 244-й
авиаотряд Казахского управления. Парк машин составляли модели ПО-2, фанерные
Ща-2, Р-5, которые, кроме рейсовых полетов, использовались для различных
хозяйственных нужд в том числе и первый самолет санитарной авиации. |
20 мая 2008 года
не стало ветерана Великой Отечественной войны, Халык кахарманы Доспановой Хиуаз
Каировны. Она родилась 15 мая 1922 года в селе Ганюшкино Гурьевской области. В
1940 году окончила с золотой медалью среднюю школу № 1 города Уральска, а
вместе с аттестатом получила удостоверение пилота запаса местного аэроклуба. В 1941 году по
инициативе Марины Расковой для участия в боевых действиях формируется женский
авиационный полк, куда Доспанова была зачислена летчиком запаса, проходя
обучение в штурманском классе Военно-Воздушной академии имени Жуковского. Весной
1942 года выпускницам были даны первые боевые задания. Так в истории мировой
авиации появился первый женский полк легких бомбардировщиков. |
Были случаи, когда самолеты
оказывали большую помощь своим боевым частям, отрезанным и окруженным войсками
противника. Самолеты держали связь с этими частями, перевозили ответственных
работников и командиров через голову противника, доставляли оружие, боеприпасы
и продовольствие. Помню, как весной 1919 года
белая свора окружила город Уральск. Наши части, стоявшие в этом городе, имели
возможность прорваться к своим. Но во что бы то ни стало нужно было удержать
Уральск в наших руках. Гарнизону было обещано, что при первой же возможности
ему будет прислана помощь. Два с половиной месяца пришлось нашим бойцам
отсиживаться в кольце врагов. |
В апреле 1919
года 33-й отряд прибыл на Восточный фронт, под Уральск. Как сейчас, помню
небольшую площадку близ станции Ершов. Куда ни глянешь, всюду простирается
степь. Раздолье. Тишина. Но это только с первого взгляда. На самом же деле
здесь шла ожесточенная борьба, не утихавшая ни на один день. Как
только отряд поступил в распоряжение командира 1-й Московской кавалерийской
дивизии, входившей в 4-ю армию, начались интенсивные полеты. Наши войска вели
тяжелые бои с белогвардейцами генерала Толстого. Представитель штаба,
принимавший авиаотряд, сообщил нерадостную весть: в тылу 4-й армии вспыхнул
мятеж Николаевской дивизии; мятеж возглавил командир батальона Куриловского
полка Гольцев. |
|