Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Суббота, 27.04.2024, 02.46.17
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Герои - авиаторы Казахстана

Кузнецов Николай Дмитриевич

Кузнецов Николай Дмитриевич - участник Великой Отечественной войны, генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы, дважды Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей, Член-корреспондент АН СССР, действительный член АН СССР (1974) и АН РФ (1991), доктор технических наук, профессор. Родился Кузнецов 23 июня 1911 года в Актюбинске (ныне город Актобе Республика Казахстан) в семье рабочего. До Октябрьской революции его отец, Дмитрий Матвеевич, работал котельщиком на железнодорожной станции Актюбинск. В годы гражданской войны Дмитрий Матвеевич Кузнецов воевал на стороне Красной Гвардии и Красной Армии. После революции был рабочим.

В 1923 году семья Кузнецовых переехала в подмосковное село Семеновское, где жили родственники отца. Здесь Николай получал образование в школе крестьянской молодежи. По его собственным воспоминаниям учился он хорошо по всем предметам. Но к математике, а потом и к физике испытывал особую любовь. Уже в детстве он принял решение стать авиационным инженером. В последних классах школы крестьянской молодежи Кузнецову пришлось поработать и в качестве ученика-слесаря ремонтной машинно-тракторной мастерской, и трактористом в коммуне «Набат» (Каширский район Московской обл.).

После школы в 1930 году он поступил на вечернее отделение в Московский авиационный техникум имени Н.Н.Годовикова, выбрав моторостроительное отделение. Учась в техникуме, Николай Кузнецов узнал, что на авиамоторном заводе №24 им. М.В.Фрунзе (ныне ОАО «Кузнецов») нужны рабочие руки, и те кто работают на заводе и учатся на вечернем отделении техникума, получают общежитие. Мало кто мог предположить, что через много десятков лет на этом предприятии, перебазировавшемся в1941 г. в г.Куйбышев, будут изготавливать его двигатели марки «НК».

Одновременно работал слесарем-сборщиком. Несмотря на все житейские трудности, Кузнецов вспоминал студенческие годы с теплотой: «В техникуме программа давалась легко. А вот жилось трудно. Особенно вначале. Месяца два ночевал на вокзалах, на чердаках. С тех пор отлично знаю все московские вокзалы. Зимой ночевали в ночлежке на Таганке. За ночлег надо было платить гривенник. Спали прямо на полу. Одну газету постелил, другой накрылся. Выручал меня полушубок – теплый, длинный. В марте, когда стало потеплее, мы его с товарищем продали на толкучке. Накупили хлеба, картошки – устроили пир на весь мир. А тут, как на грех, хлоп – морозы. А у меня один пиджачок. Пока бежишь от Красносельской до Ольховской - продрогнешь. На пути были булочная и сапожная мастерская. В булочной отогревались и бежали до сапожной мастерской, где нас поил горячим чаем знакомый сапожник. Другую зиму прожили в недостроенном здании МАИ. Делали «обогреватели» из кирпича, обматывали их проволокой и обогревали комнату. Жили дружно, весело». После окончания 2-го курса авиатехникума Николая пригласили в ЦК комсомола и сказали: «Мы тебя знаем и решили рекомендовать в Военную воздушную академию им. проф. Н.Е.Жуковского».

Академию Николай Дмитриевич окончил с отличием в 1938 году, поэтому ему было присвоено звание военного инженера 3-го ранга. Тема дипломного проекта: «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой, воздушным охлаждением, мощностью1500 л.с. при 3400 об/мин на высоте6000 м., с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем». Его оставили на кафедре конструкции авиадвигателей для подготовки кандидатской диссертации.

Николай Дмитриевич член ВКП(б)/КПСС с апреля 1939 года, был принят парторганизацией Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. Избран парторгом кафедры.

Выбрав в качестве темы диссертации проблему конструкционной прочности поршневого двигателя, Николай Дмитриевич попросил быть научным руководителем члена-корреспондента АН СССР Леонида Лейбензона, корифея этого направления. Он согласился и не ошибся. 2 апреля1941 г. Кузнецов блестяще защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Лейбензон предложил Кузнецову работать над докторской диссертацией. Через год диссертация была готова, но началась Великая Отечественная война, и защита диссертации была отложена.

Шесть раз Н.Д. Кузнецов подавал рапорт с просьбой отправить его на фронт. И только в июле 1942 года его просьбу удовлетворили. В период с июля по сентябрь 1942 года Николай Дмитриевич на фронте Великой Отечественной войны в должности старшего инженера 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии на Северо-Западном фронте (в порядке стажировки). С фронта его отозвали и направили парторгом ЦК ВКП(б) в ОКБ Уфимского моторостроительного завода (ныне ОАО «УМПО»). В октябре 1942 года назначен заместителем главного конструктора на Уфимский авиационный завод, с 1943 года - первый заместитель главного конструктора В.Климова. Война требовала не только личной отваги, но и новой техники. А ОКБ под руководством главного конструктора Владимира Климова занималось доводкой мотора ВК-107А, очень нужного для самолетов, которые необходимы армии. Довольно скоро Климов заметил технические способности парторга и обратился к Секретарю ЦК КПСС Г.М. Маленкову с просьбой назначить Кузнецова первым заместителем главного конструктора. Через несколько месяцев это было сделано. Когда же в 1946г. Владимира Климова перевели во вновь организованное ОКБ в г.Ленинграде, он оставил вместо себя главным конструктором Николая Дмитриевича. А в1949 г. Кузнецову предложили работать главным конструктором опытного завода по созданию авиационных двигателей в Куйбышеве.

С 1 июля 1946 года - в должности главного конструктора. С 1949 - главный конструктор (с 1956 - генеральный конструктор) Государственного союзного опытного завода № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей в Куйбышеве (ныне Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д.Кузнецова).

Под его руководством было создано 57 типов оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения (в том числе для Ту-114, Ту-154, Ан-22, Ил-62, Ту-144) и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов (в том числе для лунной программы Советского Союза), а также двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов, в том числе: РД-12, РД-14, РД-20, «028», «003С», «018», Р-130 («032»), «012», газовая турбина ГТ-30, газотурбинный двигатель ТВ-022 и его модификация ТВ-2, НК-4, НК-14А, первый отечественный двухконтурный двигатель НК-6, НК-8, НК-12, НК-22, НК-25, НК-26, НК-32, НК-34, НК-44, НК-56, НК-62, НК-64, НК-86, НК-93, НК-104, НК-105А, НК-110, НК-114НК-144, НК-321, НК-12СТ, НК-16СТ, НК-17, НК-18СТ, НК-36СТ, НК-37, модернизированный двигатель НК-38СТ и НК-40СТ и многие другие.

Сроки разработок двигателей и изготовления образцов были очень сжатые. Например госиспытания двигателя 2ТВ-2Ф, который предполагалось использовать как временный вариант для отработки и доводки Ту-95 № 1, пока не будет создан двигатель ТВ-12, прошли уже в декабре 1952 года. А через 5 месяцев на очередных испытаниях двигатель загорелся из-за поломки шестерни, которая была изготовлена с нарушением технологии. Проект по созданию двигателя Кузнецовым не был закрыт только благодаря поддержке Туполева, который на одном из заседаний аварийной комиссии сказал: «...Обезглавить конструкторский коллектив, убрать руководителя – означает угробить этот мощнейший в мире двигатель, а заодно и самолет Ту-95. Этого делать нельзя. Наши решения должны быть направлены на поддержку двигателя 2ТВ-2Ф и других его вариантов. А чтобы достичь этой цели, надо чтобы Главному конструктору двигателя помогли, а не сажали в тюрьму».

За выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Кузнецову Николаю Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1957 году Кузнецов получил Ленинскую премию и звание Героя Социалистического Труда за создание самого мощного в мире турбовинтового двигателя НК-12 мощностью 12 000 лошадиных сил для самолета Ту-95. А в 1958 году Кузнецов создал двигатели для межконтинентального Ту-114, на котором Никита Хрущев лично летал в США. Двигатели Кузнецова стали сердцем не только туполевских самолетов, но и машин Сергея Ильюшина и Олега Антонова. Двигатели НК подняли в небо теперь уже легендарные самолеты Ан-22 «Антей», Ил-62, Ту-154, Ту-144, Ил - 86. Почти вся стратегическая авиация страны до сих пор летает на двигателях НК.

В начале 60-х годов завод авиационных двигателей Кузнецова и ракетный комплекс «Прогресс» начинают работать над совместным масштабным проектом – советской «Лунной программой», за которой стояло имя Сергея Королева.

Летом 1958 года коллектив Кузнецова посетил Сергей Павлович Королев. Он осмотрел цеха, с интересом расспрашивал Николая Дмитриевича, вникая в детали конструкции разрабатываемых авиационных двигателей, технологию, состояние и организацию проектных и опытных работ. Чувствовалось, что Королева увлекли возможности и перспектива сотрудничества с Кузнецовым.

Большое внимание Николай Дмитриевич уделял надёжности двигателей. Последние 15 лет жизни являлся председателем научного Совета по надёжности АН СССР (АН РФ). За выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1981 года Кузнецову Николаю Дмитриевичу повторно присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и второй золотой медали «Серп и Молот».

Николай Дмитриевич являлся заведующим кафедрой конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов (1969-1978), научным руководителем отраслевой научно-исследовательской лаборатории в Куйбышевском авиационном институте имени С.П.Королева (ныне Самарский государственный аэрокосмический университет).

Кузнецов пользовался непререкаемым авторитетом и у собственных сотрудников, и у таких известных коллег, как Андрей Туполев и Сергей Королев. Они, в свою очередь, всегда оказывали поддержку конструктору и его разработкам, отстаивали продолжение работ над, становившимися, впоследствии, революционными двигателями.

Дело в том, что Королеву нужны были особые двигатели для ракеты, которая могла воплотить идею полета на Марс. Для этого, по замыслу Королева, было необходимо применение жидкого кислорода в качестве окислителя и замкнутой схемы в ЖРД. Основной монополист и идеолог ракетного двигателестроения Валентин Петрович Глушко отказался разрабатывать такой двигатель.

Браться за такой амбициозный проект отказались и Архип Люлька, и Сергей Туманский. По совету Андрея Туполева Сергей Павлович обратился к Кузнецову. Они очень быстро нашли общий язык. По договоренности Кузнецова с Глушко большая группа конструкторов и расчетчиков ОКБ в первых числах мая 1959 года была направлена в ОКБ Валентина Петровича для учебы и разработки нового ЖРД. Но какого, никто не знал. И лишь после этой работы, в Москве выяснилось, что куйбышевские конструкторы должны разработать ЖРД для первой ступени межконтинентальной баллистической ракеты (ГР-1), разрабатываемой в ОКБ Королева. В начале 60-х СССР вступило в «Лунную гонку». Королеву и Кузнецову пришлось изменить первоначальную цель для совместной ракеты с «Красной планеты» на естественный спутник Земли. И во второй половине 1961 года коллектив ОКБ приступил к разработке ЖРД для трех ступеней лунного ракетного комплекса Н1-Л3.

Качественно новый двигатель НК-33 для новой ракеты был создан в кратчайшие сроки. Ракета получилась поистине гигантской. Высота ее превышала100 метров, а масса 2 000 тонн. Но довести лунную программу до логического итога в СССР, было не суждено - Советский Союз проиграл гонку американцам. США запустили первые «Аполлоны» к Луне, со дня на день намеревались отправить в космос космонавта, а в СССР только приступили, к летным испытаниям РН Н-1. И каждое из них (всего было проведено четыре попытки запуска РН Н-1) оканчивалось неудачей.

В мае 1974 года лунная программа Н1-Л3 была свернута по инициативе Глушко, который к этому времени возглавил ЦКБЭМ. Коллективу Кузнецова было поручено сосредоточиться только на разработке авиационных двигателей. Но лунные двигатели «НК» все же удалось сохранить. В управление КГБ по куйбышевской области знали, что Николай Дмитриевич прячет образцы и документацию в филиалах завода, но «наверх» об этом не докладывали. И лишь в середине 90-х «НК-33» были возвращены из забвения и произвели фурор на международном рынке. Тогда американская компания «Aerojet» закупила 47 двигателей «НК-33». При новейших испытаниях без съема со стенда двигатель вновь доказал свою надежность. Это была, пусть и запоздалая, но победа «Лунного двигателя». Но Николай Кузнецов не мог, в полной мере, радоваться этому успеху. Любимый завод Кузнецова в постперестроечное время переживал кризис за кризисом. Кузнецов уехал жить к дочери Татьяне в Москву, хотя и пытался сохранить связь с Куйбышевом и коллегами.

В 1981 году, спустя 32 года после приезда Николая Кузнецова в Куйбышев, когда его наградили второй золотой медалью Героя Социалистического Труда, и было принято решение установить памятный бюст на родине Кузнецова, никто и не усомнился, что Куйбышев – его родной город (авт.: а Актобе?). И хотя в Куйбышев Кузнецов приехал, когда ему было уже 39 лет, он всегда считал этот город своим. Он его не просто любил, он его строил. Когда Николай Дмитриевич пришел на завод, в пос.Управленческий (где располагается площадка «СНТК им. Н.Д. Кузнецова») были в основном деревянные бараки. Год за годом, с развитием завода, со взлетом каждого нового самолета с двигателями НК рос и Управленческий. Жильцы поселка, которых становилось все больше, иногда жаловались Николаю Дмитриевичу: «Мол, заснуть не можем - так на испытаниях шумит двигатель: «Что вы! – отвечал Кузнецов. – А я не могу заснуть, когда его не слышу». В посёлке городского типа Управленческий Красноглинского района Самары благодаря усилиям Н.Д.Кузнецова создана развитая социальная инфраструктура: больницы, профилактории, базы отдыха, детский сад, ясли, стадион, лыжная база, парк. Открыт филиал Самарского государственного аэрокосмического университета имени С.П.Королева.

Много сил уделял Николай Дмитриевич общественной работе. Он депутат Верховного Совета РСФСР в период с 1963 по 1990 год, делегат XIX, XXII, XXIII, XXIV, XXV, XXVI, XXVII съездов КПСС.

Николай Дмитриевич генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (1968). Член-корреспондент АН СССР (1968), действительный член АН СССР (1974) и АН РФ (1991). Доктор технических наук, профессор (1960), почётный доктор Самарского государственного аэрокосмического университета имени С.П.Королева.

Николай Дмитриевич почётный гражданин города Самары (17.06.1982). На пересечении улиц Победы и Ново-Вокзальной в Самаре в сквере установлен бронзовый бюст (1982).

Награды: лауреат Ленинской премии (1956), лауреат премии Совета Министров СССР (1984), награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, пятнадцатью медалями.

Жил в Москве. Умер 31 июля 1995 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве (участок 9-2). В его честь названы Самарский научно-технических комплекс (ранее Государственный союзный опытный завод № 2, Завод № 276, Куйбышевский моторный завод, Куйбышевское научно-производственное объединение «Труд»), серия двигателей «НК» (Николай Кузнецов), стратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером 10, базирующийся на авиабазе в Энгельсе Саратовской области (9 августа 2008 года), МОУ Вечерняя сменная общеобразовательная школа № 10 Самары. В посёлке городского типа Управленческий Красноглинского района Самары, на доме № 2 по улице Симферопольской, где жил Н.Д. Кузнецов, 31 июля 2001 года открыта мемориальная доска. 25 июня 2001 года там же торжественно открыт памятник. Авторы памятника - архитектор Н.А.Красько, скульптор М.К.Аникушин. 19 июня 2001 года улица Производственная переименована в улицу имени Академика Н.Д.Кузнецова.

Категория: Герои - авиаторы Казахстана | Добавил: donguluk (22.11.2012) | Автор: Валерий Стешенко E
Просмотров: 1355 | Теги: Каширский район, Набат, климов, Годовиков, Кузнецов Н.Д., Лейбензон, НК-8, актюбинск, 2ТВ-2Ф, герой | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |