Кузнецов Николай
Дмитриевич
- участник Великой Отечественной войны, генерал-лейтенант инженерно-авиационной
службы, дважды Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор авиационных
и ракетных двигателей, Член-корреспондент АН СССР, действительный член АН СССР
(1974) и АН РФ (1991), доктор технических наук, профессор.
Родился
Кузнецов 23 июня 1911 года в Актюбинске (ныне город Актобе Республика
Казахстан) в семье рабочего. До Октябрьской революции его отец, Дмитрий
Матвеевич, работал котельщиком на железнодорожной станции Актюбинск. В годы
гражданской войны Дмитрий Матвеевич Кузнецов воевал на стороне Красной Гвардии
и Красной Армии. После революции был рабочим. В 1923 году семья Кузнецовых переехала в
подмосковное село Семеновское, где жили родственники отца. Здесь Николай
получал образование в школе крестьянской молодежи. По его собственным
воспоминаниям учился он хорошо по всем предметам. Но к математике, а потом и к
физике испытывал особую любовь. Уже в детстве он принял решение стать
авиационным инженером. В последних классах школы крестьянской молодежи
Кузнецову пришлось поработать и в качестве ученика-слесаря ремонтной
машинно-тракторной мастерской, и трактористом в коммуне «Набат» (Каширский
район Московской обл.). После школы в 1930 году он поступил на вечернее
отделение в Московский авиационный техникум имени Н.Н.Годовикова, выбрав
моторостроительное отделение. Учась в техникуме, Николай Кузнецов узнал, что на
авиамоторном заводе №24 им. М.В.Фрунзе (ныне ОАО «Кузнецов») нужны рабочие
руки, и те кто работают на заводе и учатся на вечернем отделении техникума,
получают общежитие. Мало кто мог предположить, что через много десятков лет на
этом предприятии, перебазировавшемся в1941 г. в г.Куйбышев, будут изготавливать
его двигатели марки «НК». Одновременно работал слесарем-сборщиком.
Несмотря на все житейские трудности, Кузнецов вспоминал студенческие годы с
теплотой: «В техникуме программа давалась легко. А вот жилось трудно.
Особенно вначале. Месяца два ночевал на вокзалах, на чердаках. С тех пор
отлично знаю все московские вокзалы. Зимой ночевали в ночлежке на Таганке. За
ночлег надо было платить гривенник. Спали прямо на полу. Одну газету постелил,
другой накрылся. Выручал меня полушубок – теплый, длинный. В марте, когда стало
потеплее, мы его с товарищем продали на толкучке. Накупили хлеба, картошки –
устроили пир на весь мир. А тут, как на грех, хлоп – морозы. А у меня один
пиджачок. Пока бежишь от Красносельской до Ольховской - продрогнешь. На пути
были булочная и сапожная мастерская. В булочной отогревались и бежали до
сапожной мастерской, где нас поил горячим чаем знакомый сапожник. Другую зиму
прожили в недостроенном здании МАИ. Делали «обогреватели» из кирпича,
обматывали их проволокой и обогревали комнату. Жили дружно, весело». После
окончания 2-го курса авиатехникума Николая пригласили в ЦК комсомола и сказали:
«Мы тебя знаем и решили рекомендовать в Военную воздушную академию им. проф.
Н.Е.Жуковского». Академию Николай Дмитриевич окончил с отличием в
1938 году, поэтому ему было присвоено звание военного инженера 3-го ранга. Тема
дипломного проекта: «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с
4-рядной звездой, воздушным охлаждением, мощностью1500 л.с. при 3400 об/мин на
высоте6000 м., с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем». Его
оставили на кафедре конструкции авиадвигателей для подготовки кандидатской
диссертации. Николай Дмитриевич член ВКП(б)/КПСС с апреля
1939 года, был принят парторганизацией Военно-воздушной академии имени
Н.Е.Жуковского. Избран парторгом кафедры. Выбрав в качестве темы диссертации проблему
конструкционной прочности поршневого двигателя, Николай Дмитриевич попросил
быть научным руководителем члена-корреспондента АН СССР Леонида Лейбензона,
корифея этого направления. Он согласился и не ошибся. 2 апреля1941 г. Кузнецов
блестяще защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических
наук. Лейбензон предложил Кузнецову работать над докторской диссертацией. Через
год диссертация была готова, но началась Великая Отечественная война, и защита
диссертации была отложена. Шесть раз Н.Д. Кузнецов подавал рапорт с
просьбой отправить его на фронт. И только в июле 1942 года его просьбу
удовлетворили. В период с июля по сентябрь 1942 года Николай Дмитриевич на
фронте Великой Отечественной войны в должности старшего инженера 239-й
истребительной дивизии 6-й воздушной армии на Северо-Западном фронте (в порядке
стажировки). С фронта его отозвали и направили парторгом ЦК ВКП(б) в ОКБ
Уфимского моторостроительного завода (ныне ОАО «УМПО»). В октябре 1942 года
назначен заместителем главного конструктора на Уфимский авиационный завод, с
1943 года - первый заместитель главного конструктора В.Климова. Война требовала
не только личной отваги, но и новой техники. А ОКБ под руководством главного
конструктора Владимира Климова занималось доводкой мотора ВК-107А, очень
нужного для самолетов, которые необходимы армии. Довольно скоро Климов заметил
технические способности парторга и обратился к Секретарю ЦК КПСС Г.М. Маленкову
с просьбой назначить Кузнецова первым заместителем главного конструктора. Через
несколько месяцев это было сделано. Когда же в 1946г. Владимира Климова
перевели во вновь организованное ОКБ в г.Ленинграде, он оставил вместо себя
главным конструктором Николая Дмитриевича. А в1949 г. Кузнецову предложили
работать главным конструктором опытного завода по созданию авиационных
двигателей в Куйбышеве. С 1 июля 1946 года - в должности главного
конструктора. С 1949 - главный конструктор (с 1956 - генеральный конструктор)
Государственного союзного опытного завода № 2 по разработке и производству
опытных реактивных двигателей в Куйбышеве (ныне Самарский научно-технический
комплекс имени Н.Д.Кузнецова). Под его руководством было создано 57 типов
оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов
различного назначения (в том числе для Ту-114, Ту-154, Ан-22, Ил-62, Ту-144) и
экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических
комплексов (в том числе для лунной программы Советского Союза), а также
двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и
электрогенераторов, в том числе: РД-12, РД-14, РД-20, «028», «003С», «018»,
Р-130 («032»), «012», газовая турбина ГТ-30, газотурбинный двигатель ТВ-022 и
его модификация ТВ-2, НК-4, НК-14А, первый отечественный двухконтурный
двигатель НК-6, НК-8, НК-12, НК-22, НК-25, НК-26, НК-32, НК-34, НК-44, НК-56,
НК-62, НК-64, НК-86, НК-93, НК-104, НК-105А, НК-110, НК-114НК-144, НК-321,
НК-12СТ, НК-16СТ, НК-17, НК-18СТ, НК-36СТ, НК-37, модернизированный двигатель
НК-38СТ и НК-40СТ и многие другие. Сроки разработок двигателей и изготовления
образцов были очень сжатые. Например госиспытания двигателя 2ТВ-2Ф, который
предполагалось использовать как временный вариант для отработки и доводки Ту-95
№ 1, пока не будет создан двигатель ТВ-12, прошли уже в декабре 1952 года. А
через 5 месяцев на очередных испытаниях двигатель загорелся из-за поломки
шестерни, которая была изготовлена с нарушением технологии. Проект по созданию
двигателя Кузнецовым не был закрыт только благодаря поддержке Туполева, который
на одном из заседаний аварийной комиссии сказал: «...Обезглавить
конструкторский коллектив, убрать руководителя – означает угробить этот
мощнейший в мире двигатель, а заодно и самолет Ту-95. Этого делать нельзя. Наши
решения должны быть направлены на поддержку двигателя 2ТВ-2Ф и других его
вариантов. А чтобы достичь этой цели, надо чтобы Главному конструктору
двигателя помогли, а не сажали в тюрьму». За выдающиеся успехи в создании новой
авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Кузнецову Николаю Дмитриевичу
присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и
золотой медали «Серп и Молот». В 1957 году Кузнецов получил Ленинскую премию и
звание Героя Социалистического Труда за создание самого мощного в мире
турбовинтового двигателя НК-12 мощностью 12 000 лошадиных сил для самолета
Ту-95. А в 1958 году Кузнецов создал двигатели для межконтинентального Ту-114,
на котором Никита Хрущев лично летал в США. Двигатели Кузнецова стали сердцем
не только туполевских самолетов, но и машин Сергея Ильюшина и Олега Антонова.
Двигатели НК подняли в небо теперь уже легендарные самолеты Ан-22 «Антей»,
Ил-62, Ту-154, Ту-144, Ил - 86. Почти вся стратегическая авиация страны до сих
пор летает на двигателях НК. В начале 60-х годов завод авиационных двигателей
Кузнецова и ракетный комплекс «Прогресс» начинают работать над совместным
масштабным проектом – советской «Лунной программой», за которой стояло имя
Сергея Королева. Летом 1958 года коллектив Кузнецова посетил
Сергей Павлович Королев. Он осмотрел цеха, с интересом расспрашивал Николая
Дмитриевича, вникая в детали конструкции разрабатываемых авиационных
двигателей, технологию, состояние и организацию проектных и опытных работ.
Чувствовалось, что Королева увлекли возможности и перспектива сотрудничества с
Кузнецовым. Большое внимание Николай Дмитриевич уделял
надёжности двигателей. Последние 15 лет жизни являлся председателем научного
Совета по надёжности АН СССР (АН РФ). За выдающиеся успехи в создании новой
авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 23 июня 1981 года Кузнецову Николаю Дмитриевичу
повторно присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена
Ленина и второй золотой медали «Серп и Молот». Николай Дмитриевич являлся заведующим кафедрой
конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов (1969-1978),
научным руководителем отраслевой научно-исследовательской лаборатории в
Куйбышевском авиационном институте имени С.П.Королева (ныне Самарский
государственный аэрокосмический университет). Кузнецов пользовался непререкаемым авторитетом и
у собственных сотрудников, и у таких известных коллег, как Андрей Туполев и
Сергей Королев. Они, в свою очередь, всегда оказывали поддержку конструктору и
его разработкам, отстаивали продолжение работ над, становившимися,
впоследствии, революционными двигателями. Дело в том, что Королеву нужны были особые
двигатели для ракеты, которая могла воплотить идею полета на Марс. Для этого,
по замыслу Королева, было необходимо применение жидкого кислорода в качестве
окислителя и замкнутой схемы в ЖРД. Основной монополист и идеолог ракетного
двигателестроения Валентин Петрович Глушко отказался разрабатывать такой
двигатель. Браться за такой амбициозный проект отказались и
Архип Люлька, и Сергей Туманский. По совету Андрея Туполева Сергей Павлович
обратился к Кузнецову. Они очень быстро нашли общий язык. По договоренности
Кузнецова с Глушко большая группа конструкторов и расчетчиков ОКБ в первых числах
мая 1959 года была направлена в ОКБ Валентина Петровича для учебы и разработки
нового ЖРД. Но какого, никто не знал. И лишь после этой работы, в Москве
выяснилось, что куйбышевские конструкторы должны разработать ЖРД для первой
ступени межконтинентальной баллистической ракеты (ГР-1), разрабатываемой в ОКБ
Королева. В начале 60-х СССР вступило в «Лунную гонку». Королеву и Кузнецову
пришлось изменить первоначальную цель для совместной ракеты с «Красной планеты»
на естественный спутник Земли. И во второй половине 1961 года коллектив ОКБ
приступил к разработке ЖРД для трех ступеней лунного ракетного комплекса Н1-Л3. Качественно новый двигатель НК-33 для новой
ракеты был создан в кратчайшие сроки. Ракета получилась поистине гигантской.
Высота ее превышала100 метров, а масса 2 000 тонн. Но довести лунную программу
до логического итога в СССР, было не суждено - Советский Союз проиграл гонку
американцам. США запустили первые «Аполлоны» к Луне, со дня на день намеревались
отправить в космос космонавта, а в СССР только приступили, к летным испытаниям
РН Н-1. И каждое из них (всего было проведено четыре попытки запуска РН Н-1)
оканчивалось неудачей. В мае 1974 года лунная программа Н1-Л3 была
свернута по инициативе Глушко, который к этому времени возглавил ЦКБЭМ.
Коллективу Кузнецова было поручено сосредоточиться только на разработке
авиационных двигателей. Но лунные двигатели «НК» все же удалось сохранить. В
управление КГБ по куйбышевской области знали, что Николай Дмитриевич прячет
образцы и документацию в филиалах завода, но «наверх» об этом не докладывали. И
лишь в середине 90-х «НК-33» были возвращены из забвения и произвели фурор на
международном рынке. Тогда американская компания «Aerojet» закупила 47
двигателей «НК-33». При новейших испытаниях без съема со стенда двигатель вновь
доказал свою надежность. Это была, пусть и запоздалая, но победа «Лунного
двигателя». Но Николай Кузнецов не мог, в полной мере, радоваться этому успеху.
Любимый завод Кузнецова в постперестроечное время переживал кризис за кризисом.
Кузнецов уехал жить к дочери Татьяне в Москву, хотя и пытался сохранить связь с
Куйбышевом и коллегами. В 1981 году, спустя 32 года после приезда
Николая Кузнецова в Куйбышев, когда его наградили второй золотой медалью Героя
Социалистического Труда, и было принято решение установить памятный бюст на
родине Кузнецова, никто и не усомнился, что Куйбышев – его родной город (авт.:
а Актобе?). И хотя в Куйбышев Кузнецов приехал, когда ему было уже 39 лет, он
всегда считал этот город своим. Он его не просто любил, он его строил. Когда
Николай Дмитриевич пришел на завод, в пос.Управленческий (где располагается площадка
«СНТК им. Н.Д. Кузнецова») были в основном деревянные бараки. Год за годом, с
развитием завода, со взлетом каждого нового самолета с двигателями НК рос и
Управленческий. Жильцы поселка, которых становилось все больше, иногда
жаловались Николаю Дмитриевичу: «Мол, заснуть не можем - так на испытаниях
шумит двигатель: «Что вы! – отвечал Кузнецов. – А я не могу заснуть, когда его
не слышу». В посёлке городского типа Управленческий Красноглинского района
Самары благодаря усилиям Н.Д.Кузнецова создана развитая социальная
инфраструктура: больницы, профилактории, базы отдыха, детский сад, ясли,
стадион, лыжная база, парк. Открыт филиал Самарского государственного
аэрокосмического университета имени С.П.Королева. Много сил уделял Николай Дмитриевич общественной
работе. Он депутат Верховного Совета РСФСР в период с 1963 по 1990 год, делегат
XIX, XXII, XXIII, XXIV, XXV, XXVI, XXVII съездов КПСС. Николай Дмитриевич генерал-лейтенант
инженерно-авиационной службы (1968). Член-корреспондент АН СССР (1968),
действительный член АН СССР (1974) и АН РФ (1991). Доктор технических наук,
профессор (1960), почётный доктор Самарского государственного аэрокосмического
университета имени С.П.Королева. Николай Дмитриевич почётный гражданин города
Самары (17.06.1982). На пересечении улиц Победы и Ново-Вокзальной в Самаре в
сквере установлен бронзовый бюст (1982). Награды: лауреат Ленинской премии (1956), лауреат премии Совета Министров
СССР (1984), награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции,
орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя
орденами Красной Звезды, пятнадцатью медалями. Жил
в
Москве. Умер
31 июля 1995 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве (участок 9-2). В
его честь названы Самарский научно-технических комплекс (ранее Государственный
союзный опытный завод № 2, Завод № 276, Куйбышевский моторный завод,
Куйбышевское научно-производственное объединение «Труд»), серия двигателей «НК»
(Николай Кузнецов), стратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером 10,
базирующийся на авиабазе в Энгельсе Саратовской области (9 августа 2008 года),
МОУ Вечерняя сменная общеобразовательная школа № 10 Самары. В посёлке
городского типа Управленческий Красноглинского района Самары, на доме № 2 по
улице Симферопольской, где жил Н.Д. Кузнецов, 31 июля 2001 года открыта
мемориальная доска. 25 июня 2001 года там же торжественно открыт памятник.
Авторы памятника - архитектор Н.А.Красько, скульптор М.К.Аникушин. 19 июня 2001
года улица Производственная переименована в улицу имени Академика
Н.Д.Кузнецова. |