Категории раздела

Мои статьи [125]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [112]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Личная жизнь [18]
Размышления и документы жизни автора. Экономический анализ бюджета семьи и другие личные и интимные подробности жизни.
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [7]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [38]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [45]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
А.С. Пелипец и его потомки [12]
Воспоминания нашего земляка, военного лётчика - Пелипец Александра Семёновича. Статьи друзей и родственников
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [28]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [8]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [6]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница Жанаузень марченко пенсия ленин коммунизм масон donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек Советский Союз выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Маренков Анатолий Кассель Уральский Аэропорт Рахимов Мамаджон Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники россия Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Социализм Фурманово Природа Свобода оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие симферополь безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень кустанай Джаныбек совхоз Пугачёвский кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов смирнов дефолиация Западно-Казахстанская область Михаил Захаров Джизак Дмитрий Сацкий Молотков АГАПОВ Пиунов Карачаганак Павел Шуков Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу доходы Капустин Яр расходы Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка песчанка аксай Надежда Тузова кравченко Пётр Кузнецов Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Рысачок Гидропресс апа АТБ Амангалиев О.И. пожар двигателя Як-12 Пугачёвский КДП капитан УТР Сергей Бормотин дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак санитарное задание Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев пятигорск Анатолий Нестулеев маи Виктор Рябченко пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов таллин Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского петренко Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин семейный бюджет джезказган База ЭРТОС Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов слон Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур парашют владивосток орал Заяц котов Яков Сегал петухово
Среда, 23.08.2017, 18.37.23
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Герои - авиаторы Казахстана

Луганский Сергей Данилович

Луганский Сергей Данилович – участник Великой Отечественной войны, летчик, дважды герой Советского Союза, генерал-майор авиации родился 1 октября 1918 года в столице Казахстана городе Алма - Ата, в семье крестьянина. Окончив неполную среднюю школу, работал садовником. В 1936 году по путёвке комсомола был направлен в 3-ю военную авиационную школу лётчиков в городе Оренбурге. В 1938 году закончил её, став одним из лучших выпускников. Затем получил назначение в город Псков, где располагалась 14-я авиационная бригада. Был рядовым пилотом, вскоре стал командиром звена.

Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в Советско - Финляндской войне. Эскадрильей 49-го истребительного авиационного полка, в которой служил Луганский, командовал Иван Павлович Попов. Она входила в состав 14-й истребительной авиабригады и действовала с замороженного озера Карху - Лампи. Основной задачей подразделения было нанесение штурмовых ударов по Финским войскам. В одном из вылетов, 28 февраля 1940 года, самолёт Луганского был сильно повреждён зенитным огнём и он, несмотря на малую высоту, был вынужден воспользоваться парашютом. В момент прыжка Сергей потерял свои ботинки, а холода в те дни доходили до 40 градусов. Несмотря на это Луганскому удалось добраться до позиций Советских войск.

Уже на следующий день, поднявшись в воздух, он одержал свою первую воздушную победу. В этом вылете, в паре со старшим лейтенантом Владимиром Пешковым, ему удалось сбить финский биплан "Глостер Гладиатор". Боевой опыт полученный им в этих боях оказался очень полезен уже в ближайшем будущем (М. Ю. Быков в своих исследованиях не подтверждает побед лётчика в Финской войне). В составе 49-го ИАП совершил 59 боевых вылетов. Награждён орденом Красной Звезды.

Великая Отечественная война застала его осенью 1941 года на посту командира эскадрильи 270-го истребительного авиационного полка. Первые встреченные в небе немецкие самолёты - тройка бомбардировщиков Ju-88 - предпочли убраться восвояси, заметив издалека наши "ЛаГГи".

С октября 1941 года лейтенант С. Д. Луганский по май 1942 года сражался в составе 271-го ИАП. Пока немцы подтягивали части Люфтваффе ближе к Ростову, советские истребители штурмовали механизированные колонны противника, совершая в день по 4 - 5 вылетов. А вскоре, когда вспыхнула схватка с Ме-109, Луганский сразу одержал 2 победы. Вначале он поймал в прицел "Мессер", расстрелявший на вертикали машину командира полка И. Попова, а затем атаковал немецкий истребитель, повисший в хвосте у его товарища. Оружие молчало. Быстро перезарядив пушку, Луганский на крутом вираже вновь догнал врага - на этот раз осечки не было. Учтя опыт этого поединка, лётчик впоследствии писал: "Нам нужно навязывать врагу свою манеру боя на виражах. Правда, лётчик при этом сильно страдает от перегрузок, но это пока единственное средство измотать противника, лишить его маневренности. Общеизвестно, что немцы не выдерживают лобовых атак, уклоняются от боя на виражах, избегают правых разворотов, чаще всего применяют левые фигуры. Значит, врагу надо навязывать такие положения, при которых дают себя знать конструктивные недостатки "Мессершмитта", несколько зависающего на вертикалях. К примеру, немецкий самолёт взмыл вверх. Гнаться бесполезно: "Мессер" быстроходнее. Лучше уйти в сторону и встретить врага на вираже, атакуя в лоб".

Очень скоро слава о Луганском и его боевых товарищах загремела по всему фронту. Летая под Таганрогом на истребителе ЛаГГ-3, он уничтожил несколько вражеских машин. Вскоре, часть эскадрильи была перевооружена на старые И-16.

Под Батайском и Ростовом - на - Дону С. Д. Луганский сбил 4 вражеских самолёта, был награждён орденом Красного Знамени.

С июня 1942 года по март 1945 года Луганский - в 270-м ИАП (152-м Гвардейском ИАП). К августу 1943 года командир эскадрильи 270-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная Знаменская авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт) капитан С. Д. Луганский совершил 221 боевой вылет, в воздушных боях сбил 18 самолётов лично и 1 в группе с товарищами.

В разгар Сталинградского сражения капитан Луганский приобрёл уже немалый боевой опыт, и не случайно в штабе фронта именно ему в сентябре 1942 года было приказано прикрыть переправы через Волгу. Прикрыть любой ценой, под угрозой трибунала.

14 сентября в полку оставалось всего 18 самолётов, 8 из них Луганский поднял в воздух. В районе патрулирования советские истребители сразу столкнулись с группой бомбардировщиков Не-111 в сопровождении истребителей Ме-109. Времени для маневра не оставалось, и Луганский бросил машины в лобовую атаку, выбрав себе ведущего "Мессера". В критический момент пилот Люфтваффе попытался уйти вниз, но было уже поздно, и крыло "ЛаГГа" начисто снесло хвостовое оперение Ме-109. Этот случай подтвердил высокую живучесть самолёта Лавочкина - после столкновения Луганский не только не покинул поле боя, но и продолжил боевые действия (на ЛаГГ-3 он провоевал полтора года). Переправы не пострадали...

После Сталинграда он сражался в небе Белгорода и Харькова, Полтавы и Кременчуга, Черкасс и Кировограда. Только в боях под Белгородом Сергей сбил ещё 4 самолёта, за что награждён вторым орденом Красного Знамени.

В начале 1943 года изрядно поредевший 270-й истребительный авиаполк был отведён в тыл на переформирование, а потом, оснащённый истребителями Як-1, принял участие в новых воздушных схватках. В июне 1943 года, лётчики его эскадрильи ( 12 машин ) провели знаменитый бой, в котором они атаковали около 80 немецких бомбардировщиков и сбили 12 из них.

5 июля 1943 года Луганский одержал свою очередную победу, отправив к земле Ме-109. Вскоре он встретился в воздухе и с хвалёными FW-190. Ему быстро удалось сбить на вираже ведомого пары "Фоккеров", а затем он догнал и второй вражеский самолёт. Привычный вертикальный маневр на этот раз не спас пилота Люфтваффе от более лёгкого "Яка". Пушечная очередь сделала своё дело, и "Фокке - Вульф" загорелся.

В ходе контрнаступления советских войск под Курском на фюзеляже самолёта Луганского появилась 20-я звёздочка. В течение двух дней, 4 и 5 августа, он уничтожил 4 вражеских самолёта ( по 2 в каждый из дней ). В конце августа провёл примечательный воздушный бой с немецким разведывательным Не-111. Начав бриться, Луганский был вынужден срочно взлететь по приказу комдива, с мылом на лице, без гимнастёрки и не пристегнув парашюта. Опытный экипаж противника оказался крепким орешком. Бомбардировщик был подбит только тогда, когда его хвостовой стрелок расстрелял весь боезапас и был убит пулемётной очередью нашего аса.

2 сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Сергей Данилович удостоен звания Героя Советского Союза.

27 сентября 1943 года войска Степного фронта форсировали Днепр у села Мишурин Рог ( ныне Кировоградская область ). Во главе эскадрильи Луганский вылетел на самолёте Як-7 для прикрытия штурмовиков. В это время к переправе приблизилась группа бомбардировщиков Ju-88 и He-111 под прикрытием истребителей Me-109. В бой наравне с истребителями пришлось вступить и штурмовикам. Атака "Юнкерсов" была отбита, но к переправе прорвались "Хейнкели". Луганский выбрал для атаки флагмана, подошёл к нему снизу и пропеллером рубанул по рулю высоты. "Хейнкель", потеряв управление, рухнул на землю. Повреждённый при таране истребитель Луганскому удалось благополучно посадить на своём аэродроме. За второй таран Сергей был награждён орденом Александра Невского.

К декабрю 1943 года Луганский в воздушных боях на 2-м Украинском фронте лично сбил ещё 13 вражеских самолётов. В одном из боёв, был ранен и до полного выздоровления вернулся на родину - в город Алма - Ата ( конец декабря 1943 года ). Там его встретили с большим энтузиазмом. Газета "Казахстанская правда" 29 декабря 1943 года посвятила ему специальный выпуск. В опубликованном тогда же обращении ко всем комсомольцам и молодёжи Алма - Аты городской комсомольский актив призывал: "...Соберём средства на новогодний подарок нашему герою ! Подарим ему быстрокрылый самолёт !.."

Это патриотическое желание было выполнено: 180 тысяч рублей собрали, а директор авиазавода помог пилоту остановить выбор на облегчённом Як-1Б, специально подготовленном для участия в конкурсе на лучший истребитель. На фронт лётчик вернулся уже на именной машине с надписью на борту: "Герою Советского Союза Сергею Луганскому от комсомола и молодёжи г. Алма - Ата".

О своих боевых делах лётчик не раз отчитывался перед земляками. В одном из писем, опубликованном в печати, обращаясь к трудящимся столицы Казахстана, он писал: "Примите привет от лётчиков моей части. Сейчас сокрушаем врага в воздухе и на земле. Ваш самолёт в полной боевой готовности, цел и невредим. На нём каждый день я дерусь с противником. Близок час окончательного разгрома, скоро встретимся".

В мае 1944 года лётчики полка осуществляли воздушное прикрытие 1-го Гвардейского штурмового авиационного корпуса под командованием В. Г. Рязанова, в составе 1-го Украинского Фронта.

В июне, после гибели командира полка, Сергей Луганский возглавил часть, переименованную вскоре в 152-й Гвардейский ИАП. А через несколько дней после вступления в должность он едва не погиб, атакованный при посадке парой немецких "охотников".

Истребитель Луганского уже выпустил шасси, когда поступило предупреждение с земли. Ведомый, молодой лётчик Виктор Усов, сумел сбить напарника аса Люфтваффе, но и сам попал под огонь противника - в воздухе остались только два самолёта. Луганского спасло лишь то обстоятельство, что при выпуске шасси его истребитель несколько "просел" в воздухе и вражеская очередь прошла выше.

Пока "Як" убирал шасси, немецкий пилот успел выполнить ещё один заход - пули разбили фонарь кабины, приборную доску и зацепили пистолет на боку... Затем наступила очередь Луганского идти в атаку. Почти без горючего, облегчённый до предела Як-1Б послушно лёг в глубокий вираж. Оказавшись в хвосте "Мессершмитта", советский ас нажал на гашетку оружия. Вначале от "Мессера" отлетели куски, а затем снаряд угодил точно в двигатель. Совершивший вынужденную посадку на краю аэродрома пилот ( по словам самого Луганского ) имел на счету около 70 воздушных побед и был удостоен высших наград Рейха. По некоторым источникам сбитый им пилот оказался действительно известным немецким асом: Отто Фенклод, из истребительной эскадры JG 52, имел на счету 136 побед, включая 30 - одержанных на Восточном Фронте. На следующий день, Командующий 1-м Украинским Фронтом, маршал И. С. Koнев лично посетил аэродром, где находился сбитый Ме-109 и приказал наградить Луганского второй "Золотой Звездой". 1 июля 1944 года Сергей Данилович стал дважды Героем Советского Союза. К тому времени он выполнил 335 боевых вылетов и лично сбил 33 самолёта.

Летом 1944 года земляки Сергея Луганского решили собрать еще средства на покупку новых самолётов для передачи в полк Луганского. Прошло немного времени, и в республиканской печати появилось сообщение, что часть получила прекрасный подарок - 12 новейших истребителей Як-3 с надписью на борту "Koмсомолец Kaзахстана". Так же, как и труженники Казахстана, денежные средства для приобретения самолётов авиационному полку С. Д. Луганского собрали и волжане. На эту цель поступили крупные суммы от членов колхозов "Коминтерн" и "Пробуждение" Терновского района Саратовской области.

...Фронт двигался на запад. Сергей Данилович участвовал в освобождении народов Польши. В боях под Бреслау, гарнизон которого был окружён войсками 1-го Украинского фронта, он сбил ещё один, 37-й по личному счёту, вражеский самолёт. Пистолет, взятый у попавшего в плен немецкого пилота, был передан на вечное хранение в Центральный музей Вооружённых Сил СССР, где был выставлен вместе со шлемофоном нашего отважного лётчика.

В марте 1945 года командующий фронтом маршал Конев своим приказом направил Гвардии майора Луганского на учёбу в Военно - Воздушную академию. Узнав, что всё имущество дважды Героя состоит из пары белья, гимнастёрки и бритвенного набора, он подарил ему трофейный "Мерседес", на котором тот и приехал с фронта в Монино.

Всего же, за период войны, Сергей Луганский совершил 390 успешных боевых вылетов, в воздушных боях одержал по официальным данным 37 побед лично и 5 в группе с товарищами (М. Ю. Быков в своих последних исследованиях указывает на 34 личные и 1 групповую победы лётчика). Его полк уничтожил 245 самолётов противника.

После войны Сергей Данилович служил в авиации ПВО. В 1949 году окончил Военно - Воздушную академию. Генерал - майор авиации С. Д. Луганский летал до 1963 года на разных типах реактивных истребителей - от МиГ-15 до МиГ-19. Вышел в запас в 1964 году.

Награды

Ордена Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Красной Звезды (дважды), многими медалями.

Этот беззаветный воздушный боец трогательно любил цветы, в часы досуга заботливо ухаживал за собранной им коллекцией... Автор книг: "Hа глубоких виражах", "Hебо остается чистым".

Умер 16 января 1977 года, похоронен в городе Алма - Ата. На родине, в городе Алма - Ата установлен бронзовый бюст Героя (на проспекте Абылай – хана).

Категория: Герои - авиаторы Казахстана | Добавил: donguluk (18.11.2012) | Автор: Валерий Стешенко E
Просмотров: 1214 | Теги: ЛаГГ-3, Луганский Сергей, Алма – Ата, Владимир Пешков, Сталинград, He-11, Ju-88, оренбург, Ме-109, Як-1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2017 |