Пожалуй, сегодня в Казахстане только в Уральске и остался планерный спорт, да и то исключительно благодаря усилиям летчиков-инструкторов и старейшим асам-пилотам аэроклуба, работающим в программе «детско-юношеской спортивно-технической школы» и передающим свой ценный опыт юному поколению. С самого начала своего создания Уральский аэроклуб воспитал немало отличных летчиков и парашютистов. Андрей Сармин в звании подполковника летает на «Миг-31» на Камчатке. А учил его летать Анатолий Георгиевич Махорин. Именно у Махорина и удалось взять интервью. Кстати, и сам Анатолий Георгиевич в свое время «долетывал» ресурс того самолета, на котором когда-то в юности летала легендарная Светлана Савицкая, позднее ставшая космонавтом. Наша беседа в аэропорту длилась до полуночи под рев приземляющихся и взлетающих самолетов. - Анатолий Георгиевич, сколько у вас часов налета всего и на каких летательных аппаратах? - Общий мой налет - 7 600 часов. Летал на «Як-18-А», «Як-18 ПМ», «Як-12», «Вильга-35А», «Як-18Т», «Ан-2» и планерах типа «Бланик» и «Янтарь-стандарт», «Кобра-15». Этого польского планера уже нет, кончился его ресурс… - В каком летном училище вы обучались, прежде чем начать летать в Уральске? - Учился в Ставропольском учебном авиационном центре, но самостоятельно не летал, как говорится, сломал «ножку» во время парашютных прыжков. Однако потом поступил снова и обучался уже в Волчанском авиационном училище, который закончил по специальности «летная эксплуатация самолетов» и получил квалификацию «летчик- инструктор». - И куда распределились после окончания училища? - В солнечный Ташкент, где работал с 1979 по 1980 год. Летал на «Як-12», мощном самолете. После Ташкента приехал в родной Уральск. - Где вы начали заниматься высшим пилотажем? - В училище. Мы не были чемпионами, но нас три года обучали сложному и высшему пилотажу на спортивно-пилотажных самолетах. - Какие именно фигуры пилотажа тогда были в вашем комплексе? - Он состоял из 12 фигур - штопор, петля Нестерова, «полупетля», вертикальная восьмерка, «бочка», а в заключение необходимо было выполнить два виража - вправо, влево. - Кто был вашим летчиком-инструктором? - Мне повезло, я попал к самому лучшему инструктору - Михаилу Борисовичу Татарникову, благодаря которому благополучно закончил училище. Он сейчас где-то в Питере. - А вы сами многих научили летать? - Человек 100 выучил, но это не совсем точные данные. Мой бывший воспитанник Андрей Сармин в звании подполковника несет службу в одном из авиационных подразделений на полуострове Камчатка, летая на самолетах «МиГ-31». А в Петропавловске-Камчатском служит бывший воспитанник парашютного подразделения нашего Уральского аэроклуба, Герой России Анатолий Сармин, младший брат Андрея… Юные авиаторы То, что уральские планеристы весьма достойно представили в июле 2006 года Казахстан на аэродроме Новосибирска, впечатляет. Ведь это была их первая поездка на чужое летное поле, и такой отличный старт! Ученик летчика-инструктора А. Киреева Асет Айбеков завоевал первое место среди планеристов. А второе место заняла Светлана Медведева, ученица инструктора П. Коннова. Еще один уралец, Талгат Убышев, не добрал буквально несколько баллов, чтобы претендовать на третье место. Вот как прокомментировал эти результаты старший тренер по планерному спорту П. Коннов: - Всего на нашем планерном отделении занимаются 24 учащихся. По теоретическим дисциплинам занятия проводятся в специализированных классах аэроклуба. Изучены и сданы зачеты по 15 авиационным дисциплинам. За 2006 год еще шесть спортсменов впервые выполнили самостоятельные полеты на планере «L -13» («Бланик»). В сентябре 2006 года впервые на базе аэродрома «Кордон» были проведены городские соревнования по планерному спорту. В них участвовали 17 спортсменов. Победителем среди пилотов первого года обучения стал Герман Ишмуратов, а среди пилотов второго года и последующих лет обучения первое место завоевала Светлана Медведева. По мнению старшего тренера ЗКО по планерному спорту летчика П. Коннова, было бы желательно «с целью повышения уровня спортивного мастерства юных пилотов приобретение хотя бы двух спортивных планеров типа «Л-13» («Бланик»). Это позволит ребятам больше тренироваться и больше летать. Благо, на планер топливо не нужно. Он летает сам, по инерции и по законам аэродинамики, только нужно его отбуксировать в небо. Парашютисты Уральска делают все, чтобы повышать свое мастерство. Городские соревнования по классическому парашютизму, посвященные Дню Конституции Республики Казахстан, собрали немало зрителей. В этом турнире приняли участие девять команд или 41 парашютист. Среди юношей первое место по групповой точности приземления, а также в акробатическом прыжке завоевал Е. Кутафин. Среди девушек в акробатике лучшей была Д. Москалева. Открытый чемпионат ЗКО памяти Героя Советского Союза Маншук Маметовой стал еще одной проверкой на мужество и отвагу для парашютистов-многоборцев. Так, 40 участников выполнили прыжки на точность приземления. Первое место среди девушек заняла А. Ларина, а норматив первого разряда по парашютному многоборью выполнили пять уральских спортсменов. Уральские парашютисты выезжали на открытый чемпионат Самарской области по парашютно-атлетическому многоборью, посвященный памяти мастера спорта международного класса А. Короткова. Кстати, автору этих строк в свое время довелось прыгать из вертолета с этим ярким спортсменом. Александр Коротков был очень сильным и красивым человеком, но очень скромным. Его супруга - Елена Короткова - была чем-то похожа на свою «половинку». Она также являлась асом-профессионалом, членом сборной ВВС СССР, и мне посчастливилось учиться у нее работе по точности прыжков. Кто бы мог подумать, что теперь, столько лет спустя, я буду писать грустные строки - памяти Короткова. Светлая им память… Итак, согласно судейским протоколам, первое место по точности на чемпионате Самарской области занял уралец А. Шарафутдинов. Среди женщин лучшей оказалась наша землячка А. Ларина. Стрельба из пневматической винтовки, и снова А. Ларина занимает первое место. В соревнованиях по кроссу первенствовал П.Чуриков. На втором место среди женщин оказалась С. Митрясова. В упражнении «групповые прыжки на точность приземления» команда ЗКО вновь заняла первое место. А вот в упражнении «Прыжок с парашютом типа «Д1-5у» с переноской раненого» западноказахстанцы оказались на третьем месте. В итоге команда ЗКО заняла первое место в командном зачете. Весьма успешно выступили уральские парашютисты и на чемпионате Казахстана в Алматы. Старший тренер РК по парашютному спорту Р. Сюндюков сказал: - Парашютисты сборной команды ЗКО могут достичь и более высоких результатов, но при возможности выполнять тренировочные прыжки с более современными парашютными системами, а не с устаревшими типами парашютов. В наличии у сборной ЗКО только четыре парашютных системы «МАЛЬВА-24» 2002 года выпуска, а их необходимо 20. Также для соревновательного опыта и роста спортивных результатов необходимо выезжать на соревнования не 1-2 раза в год, а хотя бы 5-6…