После Октябрьского
переворота 8 ноября 1917 г.
Уральское казачье Войско заявило о непризнании новой власти. Но казачество не было еще готово и к
открытой борьбе, значительная часть фронтовиков, уставших от мировой войны,
колебалась, стремясь избежать вооруженного конфликта любой ценой и надеясь на
то, что будет найден какой-то приемлемый для сторон компромисс при сохранении
казачьего политического самоуправления и хозяйственного уклада. В этих условиях
Войсковой Съезд и Войсковое Правительство продолжают переговоры с Саратовским и
Оренбургским совдепами, любыми средствами стремятся избежать военного
столкновения до начала массовых антибольшевистских выступлений в других
регионах России.
Тем не менее, меры для создания собственных
вооруженных сил для обороны территории Войска были предприняты. 19 февраля 1918 г. Войсковой Съезд
назначил нового энергичного и популярного Командующего войсками Уральской
области (фактически это была должность командующего вооруженными силами
Уральского Войска, но название ее сохранялось по традиции) полковника
М.Ф.Мартынова. Штаб войск развернул деятельность по скрытной подготовке к
формированию 4-х учебных конных полков из казаков призыва 1918 г., заблаговременному
сосредоточению офицерских кадров (офицерская дружина, пограничные отряды и
др.), созданию дружин в станицах и подготовке мобилизации фронтовиков. Вторжение советских отрядов на
территорию Войска и занятие ими 23 марта Илецкого городка вызвало стихийное
выступление илецких казаков. 26 марта было принято обращение Войскового Съезда
с призывом к обороне Войска. В ночь на 29 марта в Уральске был арестован
Совдеп. Все эти события сделали вооруженный конфликт неизбежным. Наиболее
боеспособные офицерские и добровольческие подразделения были сведены в
«Головной отряд», размещавшийся на пограничной станции Семиглавый Мар и
прикрывавший территорию Войска с наиболее опасного Саратовского направления по
линии Рязано-Уральской железной дороги. Есаул М.Л.Каплин 27 марта 1918 г. был назначен
начальником Пионерного (инженерно-саперного) отряда, а с 29 марта стал
начальником всего Головного отряда. 1 мая 1918 г. советская Особая армия
Б.М.Молдавского (до 6 тыс.штыков и сабель при 110 пулеметах и 18 орудиях, 3 бронемашинах, 2-4 бронепоездах, 5 самолетах) начала
наступление на Уральск на Саратовском направлении. 4 мая все уральские части на
этом направлении (в том числе Головной отряд есаула М.Л.Каплина, Учебная конная
бригада войскового старшины С.Г.Курина, добровольческие отряды и станичные
дружины) были включены в состав образованного Шиповского фронта, насчитывавшего
около 800 штыков и 4 тыс. шашек (из них около 2 тыс. – вооруженных только холодным
оружием) при 19 пулеметах, 2-4 орудиях и 1 самодельном бронепоезде «Уралец». После сильного контрудара учебных
казачьих частей 6 – 7 мая 1918
г. остатки советской Особой армии в панике стали
отходить на запад. На станции Озинки 10 мая уральцами (учебно-конным полком и
конным полевым дивизионом) был захвачен исправный самолёт «Фарман-30»
(«Фарсаль») № 444 из так называемого «Сводного авиаотряда» (18-го корпусного).
По данным советской стороны он совершил вынужденную посадку из-за поломки
мотора и его экипаж, состоявший из лётчика К.Смирнова и наблюдателя И.Волкова,
спасся бегством.
В послужном списке М.Л.Каплина
говорится о том, что он 15 мая 1918
г. «возобновил службу в Авиации», как очевидно, – на
трофейной машине. Тем самым было положено начало авиации Уральской Армии. 14
июня 1918 г.
есаул Каплин был назначен командиром Уральского авиационного отряда, в который
был передан единственный имевшийся самолет. «Фарман-30» являлся основным
двухместным самолетом-разведчиком русской армии, состоявшим на вооружении
корпусных авиационных отрядов. К 1917 – 1918 гг. он уже считался устаревшим,
его невысокая крейсерская скорость (95-100 км/ч) делала его очень уязвимым для атак
истребителей. В Уральске для аэродрома выбрали
место у железнодорожного вокзала, подготовлена взлетно-посадочная полоса,
начато строительство здания для личного состава, имущества и укрытия для
самолета. На территории Войска отсутствовала какая-либо промышленная база для
производства и ремонта авиационной техники, приборов, вооружения. Запасных
частей не имелось, топливо и масла также практически не было. В начале июля 1919 г. советские войска
подошли близко к Уральску, и из города началась спешная эвакуация, при которой
был приведен в негодность первый самолет уральцев – трофейные «Фарман-30» №444.
Однако, неизвестно каким образом и от кого, уральцами к этому времени был
получен еще один самолет «Фарман-30» №1705. В связи с тем, что никакие
советские самолеты с подобным номером в этот период потеряны не были, можно
лишь предположить, что он был поставлен из Управления Воздушного Флота Народной
Армии на доукомплектование парка Уральского авиационного отряда. Вероятно, в июле – августе 1918 г. Каплин совершал тренировочные
и боевые вылеты из Уральска, о чем свидетельствуют ряд найденных материалов.
Так, имеется документ, который доказывает, что в июле 1918 г. из Уральска
совершались боевые полеты. Он датирован 14 ноября 1918 г., когда в Омск
Каплиным была послана из Уральска телеграмма: «Прошу сообщить, когда состоялся
приказ Увофлоту №43 упомянутый в телеграмме Начувофлота №901. С какого числа
вводятся оклады приказа Наштаверх №22 и если со дня подписания, то каким
образом удовлетворить за полеты с Июля сего года». Как известно, полетные (или
как их шутливо называли еще в мировую войну «залетные») деньги выдавались
только за боевые полеты. К сожалению, эксплуатация и этой,
второй машины «Фарман-30» № 1705 оказалась непродолжительной, 31 июля 1919 г. она была повреждена
при посадке. 5 августа 1918 г.
в Самару Каплиным была отправлена телеграмма: «При посадке 31 июля в Уральске
накатившись в последний момент на земляной валик, подломал колеса, причем
погнуты передние лонжероны нижней поверхности; предполагаю взять от первого
аппарата, приведенного в негодность ранее при эвакуации города вследствие
невозможности его вывезти, не достающие части. Прошу о временном командировании
одного сборщика регулировщика и одного сальмсониста со следующими материалами:
первичным лаком для нижних поверхностей, обивочной лентой и гвоздями, колесом,
проволокой для стяжек, машинки для установок зажигания и мелким инструментом.
Восстановление нервюр идет очень быстро». 23 августа
он был произведен в чин войскового старшины. Для пополнения из уральских частей отозваны ранее обучавшиеся в
Гатчинской школе хорунжий Б.А.Портнов (с 28 мая 1918 г. он служил
начальником пулеметной команды 2-го Учебного полка) и сотник Н.П.Ларшин, однако
они в 1917 г.
только приступали к изучению летного дела и отработанными навыками
пилотирования не обладали. В состав Уральского отряда был также зачислен
доброволец сотник Андрей Владимирович Харчев, ранее вообще не обучавшийся в
летных учебных заведениях. С признанием Уральским Войском верховной
власти Самарского Комуча для доучивания по
специальности летчик-наблюдатель в июле 1918 г. сотник Ларшин командирован в Самарскую
военно-авиационную школу Народной Армии (эвакуированная бывшая Гатчинская), 1
августа туда же зачислен учеником-летчиком сотник А.В.Харчев и 9 августа –
хорунжий Б.А.Портнов. С включением Уральской Армии в
состав Народной Армии, возник целый ряд организационно-штатных, финансовых и
кадровых проблем. Необходимо было включить самостоятельно сформированный
Уральский авиаотряд в структуру воздушных сил Народной Армии и наладить его
централизованное обеспечение и снабжение. К началу сентября 1918 г. в Народной Армии
числилось сформированными 10 авиаотрядов. Оренбуржцам, непосредственным
восточным соседям уральцев, к 1 сентября был направлен «1-й авиаотряд
Оренбургского казачьего войска» под командованием поручика Р.Батурина. Отряд в
октябре получил новое название – 10-й авиаотряд Оренбургского казачьего войска. 2 сентября 1918 г. войсковой старшина
Каплин посылает телеграмму в Самару Начальнику Воздушного флота Народной армии:
«Наряд людей, отвод помещений для отряда затрудняется отсутствием определенного
со стороны Вашего приказания его формировать, отсутствие кредитов осложняет
вопрос довольствия и пр. Прошу об отдаче в приказе по У[правлению] во[здушного]
флота о сформировании отдельного Уральского авиаотряда.» 8 октября пришел
ответ: «Приказом 43 Уральский авиаотряд имеет девятый номер <...> Штаты
будут посланы дополнительно». Нач[альник] у[правления] во[здушного] флота
капитан БОРЕЙКО».
Таким образом, в октябре 1918 г. Уральский авиаотряд
как кадровая авиачасть получил цифровое наименование «9-й» в Народной Армии,
был «проведен по штату и зачислен на все виды довольствия», а войсковой
старшина М.Л. Каплин 12 октября официально еще раз назначен его командиром
«ввиду сформирования 9-го авиационного отряда в г. Уральске». В сентябре 1918 г. состав 9-го
авиационного отряда пополнился еще одним пилотом – поручиком Борисом Смирдиным.
Б.Смирдин, являлся, по существу, начинающим пилотом, он с 10 декабря 1917 г. обучался в
Гатчинской военно-авиационной школе, вместе с ней эвакуировался в Самару и лишь
10 октября 1918 г.
удостоен звания «военного лётчика». 27 сентября 1918 г. прибыл из Самары в
распоряжение начальника Штаба Уральского казачьего Войска доброволец –
подпоручик Борис Ипполитович Кученев и 3 октября 1918 г. назначен
летчиком-наблюдателем в 9-й авиаотряд. Б.И.Кученев был опытным авиатором, он
участвовал в мировой войне в составе 27-го корпусного авиаотряда, а позже
служил в постоянном составе Севастопольской военно-авиационной школы. Помимо трофейного «Фармана-30» в
отряде какое-то время находился еще один самолет – «Лебедь-XII» с двигателем
«Сальмсон». Это подтверждается фактом направления 22 сентября военным лётчиком
поручиком Смирдиным в Самару телеграммы с просьбой «о высылке механика с
инструментальной сумкой для ремонта самолёта «Лебедь» в деревню Фарафоновку под
Уральском». 24 сентября помощник начальника Воздушного Флота Народной Армии
подполковник Компанейцев предписал командиру 1-го Авиадивизиона «... немедленно
командировать временно моториста-сальмсониста с инструментальной сумкой до
ст.Бузулук и далее распоряжением коменданта станции в деревню Фарафоновку, по
дороге в Уральск, в распоряжение Военного лётчика Поручика Смердина для ремонта
самолёта об исполнении донести». Где находилась деревня Фарафоновка – сегодня
уже судить с полной уверенностью трудно. На территории Уральского Войска такого
населенного пункта быть не могло, так что наиболее вероятное место ее
локализации – на Бузулукском направлении. Дальнейшая судьба этого самолета
неизвестна. Из разговора по прямому проводу
31 декабря 1918 г.
начальника авиации советской 4-й армии Никольского известно, что в
октябре-ноябре 1918 г.
в районе Гаршино (около 20 км.
к северо-востоку от Соболевской станицы по Бузулукскому тракту) частями
советской Самарской дивизии был захвачен брошенный казачьими частями при
отступлении самолет с поломанным при вынужденной посадке винтом. Можно
лишь предположить, что этим самолетом и был «Лебедь-XII», переданный в состав Уральского
авиаотряда и поврежденный в результате технической неисправности при полете под
управлением поручика Смирдина вероятнее всего из Самары (откуда шла с середины
сентября эвакуация) в Уральск. К октябрю 1918 года, после потери
Самары, для Уральской Армии складывается исключительно неблагоприятная
стратегическая ситуация. Советское командование силами 4-й армии стремится
нанести решающее поражение уральцам и концентрическим наступлением с севера,
северо-запада и запада занять Уральск. В течение октября 1918 г. Уральской Армии, уступавшей
противнику двукратно в численности, трехкратно в вооружении и абсолютно – в
обеспеченности боеприпасами, приходится развернуться на широком фронте в 250 км. Но уральскому командованию
удалось умело нащупать самое уязвимое место 4‑й армии. Против западной (Уральская
дивизия) и северной (Самарская дивизия) красных ударных групп были оставлены
лишь слабые заслоны, а главные силы скрытно переброшены против наступавшей на
Уральск с северо-запада группировки 2-й Николаевской дивизии В.И.Чепаева. В
районе пограничного с территорией Уральского Войска села Талового с 13 по 18 октября Соболевский
фронт генерал-майора М. Ф. Мартынова окружил и
разгромил 2-ю Николаевскую дивизию В.И.Чепаева. В этот период командование 4-й
армии активизировало действие своей Саратовской авиационной группы (1-го и 2-го
Саратовских авиационных отрядов, имевших 4 – 5 самолётов), используя авиацию
для целей разведки и поддержания связи с группой Чепаева. Вскоре несколько
самолётов 2-го Саратовского авиаотряда достались уральцам в качестве трофеев. 9 октября в 8 часов утра из
Николаевска в только что занятую советскими войсками Самару был направлен со
срочными документами самолёт «Сопвич» № 7050 (мотор «Клерже» 130 сил № 20799)
2-го Саратовского авиаотряда с лётчиком Савиным и наблюдателем Закурдаевым.
Через 2 часа после вылета самолёт благополучно сел в Самаре и в 4 часа дня
вылетел обратно. Как позднее докладывал Савин: «.. я сбился с пути, не было
компаса, из-за недостатка бензина сделал посадку у с.Таловое в расположении
казаков. Оттащив самолёт к реке, на рассвете я надеялся улететь. Дождавшись
рассвета и, не имея возможности без заливки цилиндров бензином запустить мотор,
но увидя казаков идущих по дороге, пришлось покинуть аппарат и бежать». В
другом своем донесении Савин несколько уточняет обстоятельства оставления
самолёта: «…К ночи самолёт пытались сбросить с обрыва в реку, но не смогли
дотащить его. Взрывать побоялись, т.к. взрыв мог привлечь казаков. Пришлось нам
оставить самолёт». Таким образом, утром 10 октября уральскими казаками в районе
села Таловое был захвачен самолёт «Сопвич» №7050 в исправном состоянии и
передан в Уральский авиационный отряд. Самолеты «Сопвич» считались в советских
и белых авиационных частях наиболее ценными машинами. Современный для 1918 г. двухместный
разведчик и бомбардировщик обладал относительно высокой скоростью, потолком и
нес значительную боевую нагрузку. Вооружение из синхронного и турельного
пулеметов, наряду с возможностью брать до 100 кг. бомб, делало самолет
универсальным.
Источник: http://old-gorynych.narod.ru/g1-05.htm |