Когда началась
война, нас направили в Ворошиловградскую военную школу пилотов. Буквально на
второй день после прибытия, я стоял в карауле, охранял самолеты. Погода была
облачная. Примерно в 10 часов утра объявили тревогу. Я стою на посту с
винтовкой, рядом - пулемет ШКАС на треноге
для стрельбы по воздушным целям. Вдруг, прямо над моей головой из облаков
выныривает немецкий самолет. Я по дурости стал палить в него из винтовки,
думал, улетит. А он по кругу зашел и начал обстреливать стоявшие на стоянках
самолеты. Я за ШКАС – а он не
стреляет. Он семь самолетов сжег, раненые были. Из
Ворошиловградской школы нас отправили в Уральск. Добирались долго - где пешком,
где на поездах. Только 20 сентября мы приехали в Уральск. Помню, было очень
холодно и голодно. Разбирали заборы на дрова. В Уральске прошли
теорию и стали летать на Р-5, а потом и на
СБ – это хорошая машинка, я любил ее. Вскоре пришли Илы. Я сделал 15 вылетов по
кругу и два вылета в зону. Отрабатывали пикирование, виражи, штопор с 1200 метров. Штурмовик
тяжелый, и выводить из штопора его очень трудно. Ни в паре, ни строем мы не
ходили. Мы держались втроем: Васька Чичкан, Коля Оловянников и я. Мы даже себе
прозвище придумали «чичканы» Мы так втроем и попали в один полк и когда
взлетали, то по радио передавали: «Внимание! В воздухе Чичканы!» В конце апреля
1943 года нас выпустили из училища, присвоив звание лейтенантов. |