Отсутствие авиационных белых
частей в мае-июне 1919 г.
позволяло красным свободно совершать перелеты между Шиповской группой войск и
гарнизоном блокированного Уральска (где находилось 2 самолета). Об этих полетах
позже с удовольствием повествовали советские летчики, расписывавшие собственный
героизм и мужество. Поддержку частей 4-й армии в
районе Уральска и к западу от него осуществлял 26-й разведывательный
авиационный отряд под командой А.Лабренца. Всего в разное время летом и осенью 1919 г. отряд использовал 13
самолетов (3 «Ньюпора-17», 2 «Ньюпора-23», 6 «Сопвичей», 1 «Фарман-30», 1
«Ньюпор-23 бис»). Разбитые или поврежденные самолеты оперативно заменялись на
новые и наличный боевой состав в 4-5 машин поддерживался постоянно. На середину
августа 1919 г.,
например, отряд имел в эксплуатации 4 самолета – 2 «Ньюпора-17» (№ 4002 и №
1824 с мотором «Рон-120» № 131356,), 1 «Сопвич» № 8318 и 1 «Ньюпор-24бис» №
5089 с мотором «Рон-120» № 50472. Начальник
Авиации и воздухоплавания Южной группы Восточного фронта военный летчик
Никольский так характеризовал 26-й разведывательный авиационный отряд: «… по
своим боевым качествам и по выполнению работы это отряд считаю самым ценным на
фронте Южной группы Восточного фронта». С переброской против Уральской
Армии 25-й СД, из-под Уфы также прибыл 30-й авиационный разведывательный отряд
пол командованием бывшего прапорщика С.В.Бейера. В нем служили военные летчики
И.Н.Абрамов, Г.И.Арцишевский, А.И.Коваленко. На вооружении имелось 5 самолетов
– «Ньюпор-24» № 5089 с пулеметом «Виккерс», «Ньюпор-17» № 1824 с пулеметом
«Виккерс», «Ньюпор-23» № 4002 с мотором «Рон» № 131366 120 л.с. и
пулеметом «Льюис», «Сопвич» № 8746 с мотором «Рон» № 9767 120 л.с., «Моран-парасоль»
№3. К августу 1919 г.
«Сопвич» и «Моран-парасоль» оказались разбитыми из-за летных происшествий. В августе 1919 г. уже упомянутый начальник авиации
Никольский так характеризовал боевые качества 30-го отряда: «…совершено 11
боевых полетов… летчиками Бейером и Коваленко, остальные летчики невежественны
и малоопытны. Бейер и Коваленко летали почему-то на «Ньюпорах», а самые ценные
машины «Сопвич» отдавались малоопытным и малолетавшим летчикам. В настоящее
время отряд отведен в Самару, а о действиях начальника отряда Бейера и
комиссара ведется следствие». К июлю 1919 г.
Уральская Армия занимала фронт в 700 км.,
она завершила свое переформирование и после мобилизации мужчин до 55 лет имела в своих рядах 419 офицеров,
10415 шашек, 5120 штыков,
273 пулемета, 35 орудий, 4 бронеавтомобиля. В нее
входили 3 корпуса – Уральский, Илецкий и
Урало-Астраханский. Уральский корпус генерал-лейтенанта Н.А.Савельева
(1‑я учебная, 2‑я и 3‑я дивизии, 5‑я пешая бригада, Бичераховский отряд) прикрывал
территорию Войска с запада и северо-запада. Илецкий корпус генерал-майора В.И.Акутина (4‑я и 5‑я дивизии) находился на фронте к
востоку от Уральского корпуса и до стыка с оренбургскими частями Южной Армии.
Урало-Астраханский казачий корпус под командованием прибывшего с Юга России
генерал-майора Н.Г.Тетруева специально создан 14 июля
для координации возможных операций по соединению с Кавказской Армией ВСЮР на
базе флангового Сламихинского отряда полковника Н.Н.Бородина
(позже – 6‑я дивизия), Астраханского
отряда есаула Сережникова и Гурьевского оборонительного района полковника Н.К.Назарова (позже объединенные в 7‑ю дивизию). 5 июля 1919
г. началось наступление с севера подошедших на Уральский
фронт советских стратегических резервов (25‑й СД В.И.Чепаева и Особой бригады
Плясункова – всего до 30 тыс.штыков и 1,5 тыс.сабель
при 400 пулеметах, 87 орудиях, 6 бронемашинах
и 5 самолетах. Целью наступления был разгром уральцев до их соединения с
Деникиным и деблокада Уральска. Уральский корпус генерала Савельева (6,6 тыс.штыков и шашек, 143 пулемета,
23 орудия, 5 бронемашин)
не смог задержать ударную группу во встречных боях 5 – 10 июля, и стал отходить на юг. 11 июля был деблокирован Уральск, части 1‑й учебной и 3‑й
дивизий отведены к югу от Уральска на заблаговременно подготовленные Чаганские
оборонительные позиции. Илецкий корпус также оказался вынужден отойти за р.Урал. Однако кардинального ухудшения
стратегического положения Уральской Армии не произошло. Она смогла вывести
из-под удара свои основные силы и остановить наступление советской ударной
группы. Впервые прибывший на фронт 10-й
авиационный отряд под командованием полковника Юнгмейстера впервые выявлен
советской разведкой и упомянут в сводке за 10 августа 1919 г., но, весьма
вероятно, что он начал свою боевую деятельность чуть раньше – в начале августа. В советской разведывательной
сводке также по агентурным данным точно указывалось количество самолетов отряда
– 5 машин. Действительно, на момент
прибытия в состав Уральской Армии отряд Юнгмейстера имел 5 машин (2
«Фарман-20», 2 «Фарман-30», 1 «Ньюпор-17»). На Урале позже, как представляется
вероятным, отряду был передан ранее имевшийся в 9-м Уральском авиационном
отряде и отремонтированный 1 самолет «Сопвич», доведя тем самым число
летательных аппаратов до 6. Перед
выступлением на фронт личный состав 10-го отряда продолжал пополняться. В него
поступили летчиками-наблюдателями подъесаул Н.П.Ларшин и поручик
Н.В.Гудим-Левкович. 16 июля на штатную должность летчика назначен прибывший с речной
канонерской лодки «Георгий» военный летчик подпоручик Станислав Демянович. 24
июля прапорщик Черкасов также прибыл в Гурьев и произведен в подпоручики. С 25
июля 1919 г.
в 10-й отряд летчиком-наблюдателем направлен штабс-капитан Угольков. В начале августа 1919 г. 10-й отряд, действуя
с взлетно-посадочных полос в районе Сахарной и Калмыкова, активно использовался
для поддержки казачьих частей на фронте и привлекался к полётам в глубину
советской территории. Так, например, в первых числах августа 1919 г. в 7 волостях
Николаевского уезда началось антибольшевистское восстание крестьян. В селе
Букино был созван съезд повстанцев, который прошел под лозунгами «Долой войну,
мобилизацию, комиссаров и коммунистов!» Повстанческие крестьянские отряды
разгромили или разоружили советские карательные отряды, захватили подводу с
боеприпасами. По данным советской агентуры, к повстанцам неоднократно прилетал
самолет с офицерами от командования Уральской Армии, преодолевая расстояние от
линии фронта вглубь советской территории на 200 – 250 верст. 6 августа 1919 г. для установления
«связи с Уральским и Оренбургским войсками» из района Царицына прилетел
помощник Начальника авиации Донской Армии капитан В.С.Веселовский. Он
использовал оборудованный дополнительными баками австрийский двухместный
самолет-разведчик «Ганза-Бранденбург» С.1, на котором преодолел около 500 километров над
Волгой, пересек советские позиции, заволжские степи и Прикаспийскую
полупустыню. 15, 16 и 18 августа донской лётчик, вместе с Войсковым Атаманом и
командующим Уральской армией генерал-майором В.С.Толстовым в качестве
наблюдателя, совершал продолжительные разведки из поселка Сахарный, пролетая
над Мергеневым, Горячкинским, Лбищенском, Кожехаровским, Бухарской стороной
Урала, Бударинским, Сламихинским, озером Челкар и р. Кушум. За эти полёты
Веселовский был награжден Уральским Войсковым орденом Святого Архистратига
Михаила. 20 августа донской «Бранденбург» покинул станицу Сахарная, направляясь
в Гурьев и далее – в Новочеркасск. Утром 7 августа 1919 г. в ходе боя частей
5-й Уральской дивизии у Январцева был потерян 1 самолёт из состава 10-го
авиаотряда. Он сел в поле на окраине станицы, видимо – доставил срочную депешу,
однако, вероятно из-за поломки, не смог взлететь. После двухчасового неудачного
боя казаки стали уходить на юг, переправляясь через Урал, самолет пытались
спасти при помощи упряжки лошадей, но красные его разбили попаданием снаряда. 8 августа 1919 г. измотанный Уральский корпус не смог
удержаться на укрепленных позициях и вынужден начать отступление к Гурьеву. К
концу августа корпус смог задержаться лишь в районе Каленого и линия фронта
вернулась почти к той, которая была в марте 1919 г. Тем не менее, боевой дух
Уральской Армии и энергия ее высшего командования не были сломлены, советские
войска выдохлись, и уральцам надо было любой ценой сорвать их подготовку к
новому наступлению. К 20 августа 1919 г. на аэродроме в
станице Сахарной по данным советской разведки, базировалось лишь 3 белых
самолета. Они регулярно совершали вылеты на разведку и бомбардировку советских
позиций. Так, например, уральским самолетом 26 августа «в Лбищенске и
Горяченском брошено… 6 бомб с сравнительно удачным попаданием…» В начале сентября
они, из-за отхода Уральской Армии на юг, перебазировались на новый аэродром в
хуторе Мар-Костровский (20 верст южнее Калмыкова). Боевая работа осложнялась
полным отсутствием в Войске ремонтной базы и запасов запасных частей. По
свидетельству источников, из-за этого не удавалось наладить деятельность не
только авиации, но даже автомобильных подразделений. Изношенная техника
постоянно выходила из строя, условия ее эксплуатации были крайне тяжелыми.
Доставка авиабензина, масла, запасных частей производилась с Северного Кавказа
морем по Каспию в Гурьев, а далее – гужевым путем по тракту Уральск – Гурьев на
расстоянии в 500 верст.
Источник: http://old-gorynych.narod.ru/g1-05.htm |