Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Четверг, 02.05.2024, 17.36.21
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » История авиации Уральска

Май-август 1919 года

Отсутствие авиационных белых частей в мае-июне 1919 г. позволяло красным свободно совершать перелеты между Шиповской группой войск и гарнизоном блокированного Уральска (где находилось 2 самолета). Об этих полетах позже с удовольствием повествовали советские летчики, расписывавшие собственный героизм и мужество.

Поддержку частей 4-й армии в районе Уральска и к западу от него осуществлял 26-й разведывательный авиационный отряд под командой А.Лабренца. Всего в разное время летом и осенью 1919 г. отряд использовал 13 самолетов (3 «Ньюпора-17», 2 «Ньюпора-23», 6 «Сопвичей», 1 «Фарман-30», 1 «Ньюпор-23 бис»). Разбитые или поврежденные самолеты оперативно заменялись на новые и наличный боевой состав в 4-5 машин поддерживался постоянно. На середину августа 1919 г., например, отряд имел в эксплуатации 4 самолета – 2 «Ньюпора-17» (№ 4002 и № 1824 с мотором «Рон-120» № 131356,), 1 «Сопвич» № 8318 и 1 «Ньюпор-24бис» № 5089 с мотором «Рон-120» № 50472. Начальник Авиации и воздухоплавания Южной группы Восточного фронта военный летчик Никольский так характеризовал 26-й разведывательный авиационный отряд: «… по своим боевым качествам и по выполнению работы это отряд считаю самым ценным на фронте Южной группы Восточного фронта».

С переброской против Уральской Армии 25-й СД, из-под Уфы также прибыл 30-й авиационный разведывательный отряд пол командованием бывшего прапорщика С.В.Бейера. В нем служили военные летчики И.Н.Абрамов, Г.И.Арцишевский, А.И.Коваленко. На вооружении имелось 5 самолетов – «Ньюпор-24» № 5089 с пулеметом «Виккерс», «Ньюпор-17» № 1824 с пулеметом «Виккерс», «Ньюпор-23» № 4002 с мотором «Рон» № 131366 120 л.с. и пулеметом «Льюис», «Сопвич» № 8746 с мотором «Рон» № 9767 120 л.с., «Моран-парасоль» №3. К августу 1919 г. «Сопвич» и «Моран-парасоль» оказались разбитыми из-за летных происшествий. В августе 1919 г. уже упомянутый начальник авиации Никольский так характеризовал боевые качества 30-го отряда: «…совершено 11 боевых полетов… летчиками Бейером и Коваленко, остальные летчики невежественны и малоопытны. Бейер и Коваленко летали почему-то на «Ньюпорах», а самые ценные машины «Сопвич» отдавались малоопытным и малолетавшим летчикам. В настоящее время отряд отведен в Самару, а о действиях начальника отряда Бейера и комиссара ведется следствие».

К июлю 1919 г. Уральская Армия занимала фронт в 700 км., она завершила свое переформирование и после мобилизации мужчин до 55 лет имела в своих рядах 419 офицеров, 10415 шашек, 5120 штыков, 273 пулемета, 35 орудий, 4 бронеавтомобиля. В нее входили 3 корпуса – Уральский, Илецкий и Урало-Астраханский. Уральский корпус генерал-лейтенанта Н.А.Савельева (1‑я учебная, 2‑я и 3‑я дивизии, 5‑я пешая бригада, Бичераховский отряд) прикрывал территорию Войска с запада и северо-запада. Илецкий корпус генерал-майора В.И.Акутина (4‑я и 5‑я дивизии) находился на фронте к востоку от Уральского корпуса и до стыка с оренбургскими частями Южной Армии. Урало-Астраханский казачий корпус под командованием прибывшего с Юга России генерал-майора Н.Г.Тетруева специально создан 14 июля для координации возможных операций по соединению с Кавказской Армией ВСЮР на базе флангового Сламихинского отряда полковника Н.Н.Бородина (позже – 6‑я дивизия), Астраханского отряда есаула Сережникова и Гурьевского оборонительного района полковника Н.К.Назарова (позже объединенные в 7‑ю дивизию).

5 июля 1919 г. началось наступление с севера подошедших на Уральский фронт советских стратегических резервов (25‑й СД В.И.Чепаева и Особой бригады Плясункова – всего до 30 тыс.штыков и 1,5 тыс.сабель при 400 пулеметах, 87 орудиях, 6 бронемашинах и 5 самолетах. Целью наступления был разгром уральцев до их соединения с Деникиным и деблокада Уральска. Уральский корпус генерала Савельева (6,6 тыс.штыков и шашек, 143 пулемета, 23 орудия, 5 бронемашин) не смог задержать ударную группу во встречных боях 5 – 10 июля, и стал отходить на юг. 11 июля был деблокирован Уральск, части 1‑й учебной и 3‑й дивизий отведены к югу от Уральска на заблаговременно подготовленные Чаганские оборонительные позиции. Илецкий корпус также оказался вынужден отойти за р.Урал. Однако кардинального ухудшения стратегического положения Уральской Армии не произошло. Она смогла вывести из-под удара свои основные силы и остановить наступление советской ударной группы.

Впервые прибывший на фронт 10-й авиационный отряд под командованием полковника Юнгмейстера впервые выявлен советской разведкой и упомянут в сводке за 10 августа 1919 г., но, весьма вероятно, что он начал свою боевую деятельность чуть раньше – в начале августа.

В советской разведывательной сводке также по агентурным данным точно указывалось количество самолетов отряда – 5 машин. Действительно, на момент прибытия в состав Уральской Армии отряд Юнгмейстера имел 5 машин (2 «Фарман-20», 2 «Фарман-30», 1 «Ньюпор-17»). На Урале позже, как представляется вероятным, отряду был передан ранее имевшийся в 9-м Уральском авиационном отряде и отремонтированный 1 самолет «Сопвич», доведя тем самым число летательных аппаратов до 6.

Перед выступлением на фронт личный состав 10-го отряда продолжал пополняться. В него поступили летчиками-наблюдателями подъесаул Н.П.Ларшин и поручик Н.В.Гудим-Левкович. 16 июля на штатную должность летчика назначен прибывший с речной канонерской лодки «Георгий» военный летчик подпоручик Станислав Демянович. 24 июля прапорщик Черкасов также прибыл в Гурьев и произведен в подпоручики. С 25 июля 1919 г. в 10-й отряд летчиком-наблюдателем направлен штабс-капитан Угольков.

В начале августа 1919 г. 10-й отряд, действуя с взлетно-посадочных полос в районе Сахарной и Калмыкова, активно использовался для поддержки казачьих частей на фронте и привлекался к полётам в глубину советской территории. Так, например, в первых числах августа 1919 г. в 7 волостях Николаевского уезда началось антибольшевистское восстание крестьян. В селе Букино был созван съезд повстанцев, который прошел под лозунгами «Долой войну, мобилизацию, комиссаров и коммунистов!» Повстанческие крестьянские отряды разгромили или разоружили советские карательные отряды, захватили подводу с боеприпасами. По данным советской агентуры, к повстанцам неоднократно прилетал самолет с офицерами от командования Уральской Армии, преодолевая расстояние от линии фронта вглубь советской территории на 200 – 250 верст.

6 августа 1919 г. для установления «связи с Уральским и Оренбургским войсками» из района Царицына прилетел помощник Начальника авиации Донской Армии капитан В.С.Веселовский. Он использовал оборудованный дополнительными баками австрийский двухместный самолет-разведчик «Ганза-Бранденбург» С.1, на котором преодолел около 500 километров над Волгой, пересек советские позиции, заволжские степи и Прикаспийскую полупустыню. 15, 16 и 18 августа донской лётчик, вместе с Войсковым Атаманом и командующим Уральской армией генерал-майором В.С.Толстовым в качестве наблюдателя, совершал продолжительные разведки из поселка Сахарный, пролетая над Мергеневым, Горячкинским, Лбищенском, Кожехаровским, Бухарской стороной Урала, Бударинским, Сламихинским, озером Челкар и р. Кушум. За эти полёты Веселовский был награжден Уральским Войсковым орденом Святого Архистратига Михаила. 20 августа донской «Бранденбург» покинул станицу Сахарная, направляясь в Гурьев и далее – в Новочеркасск.

Утром 7 августа 1919 г. в ходе боя частей 5-й Уральской дивизии у Январцева был потерян 1 самолёт из состава 10-го авиаотряда. Он сел в поле на окраине станицы, видимо – доставил срочную депешу, однако, вероятно из-за поломки, не смог взлететь. После двухчасового неудачного боя казаки стали уходить на юг, переправляясь через Урал, самолет пытались спасти при помощи упряжки лошадей, но красные его разбили попаданием снаряда.

8 августа 1919 г. измотанный Уральский корпус не смог удержаться на укрепленных позициях и вынужден начать отступление к Гурьеву. К концу августа корпус смог задержаться лишь в районе Каленого и линия фронта вернулась почти к той, которая была в марте 1919 г. Тем не менее, боевой дух Уральской Армии и энергия ее высшего командования не были сломлены, советские войска выдохлись, и уральцам надо было любой ценой сорвать их подготовку к новому наступлению.

К 20 августа 1919 г. на аэродроме в станице Сахарной по данным советской разведки, базировалось лишь 3 белых самолета. Они регулярно совершали вылеты на разведку и бомбардировку советских позиций. Так, например, уральским самолетом 26 августа «в Лбищенске и Горяченском брошено… 6 бомб с сравнительно удачным попаданием…» В начале сентября они, из-за отхода Уральской Армии на юг, перебазировались на новый аэродром в хуторе Мар-Костровский (20 верст южнее Калмыкова). Боевая работа осложнялась полным отсутствием в Войске ремонтной базы и запасов запасных частей. По свидетельству источников, из-за этого не удавалось наладить деятельность не только авиации, но даже автомобильных подразделений. Изношенная техника постоянно выходила из строя, условия ее эксплуатации были крайне тяжелыми. Доставка авиабензина, масла, запасных частей производилась с Северного Кавказа морем по Каспию в Гурьев, а далее – гужевым путем по тракту Уральск – Гурьев на расстоянии в 500 верст.




Источник: http://old-gorynych.narod.ru/g1-05.htm
Категория: История авиации Уральска | Добавил: donguluk (01.03.2010) | Автор: donguluk E W
Просмотров: 1234 | Теги: Колесников Валерий Николаевич, donguluk, Бурлин, Уральский авиаотряд, Бурлинская средняя школа, 航空 Авиация, рига, Рижский институт инженеров ГА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |