Он с детства
хотел быть лётчиком, но чтобы стать настоящим военным лётчиком, нужно было
окончить находившуюся тут же в Ворошиловграде лётную школу.И тут удача
сопутствовала Николаю (позже мы убедимся, что она еще не раз улыбнётся нашему
герою) — строгую мандатную комиссию он прошёл без сучка и задоринки, и потекли
дни и месяцы учёбы в лётной школе. Двухмоторный
скоростной бомбардировщик СБ конструкции Андрея Николаевича Туполева разительно
отличался от тихоходного биплана Поликарпова и успел отлично зарекомендовать
себя в боях с японцами на озере Хасан и реке Халхин-Гол. Держа в руках штурвал
боевой машины, Николай чувствовал себя настоящим военным лётчиком, которому
Родина доверила свою защиту, и если завтра война… А она и началась
буквально на следующий день после самостоятельного вылета на СБ. Предрассветным
утром 22 июня 1941 года аэродром училища, как и десятки других советских
аэродромов, находившихся в зоне досягаемости авиации фашистской Германии,
бомбили немецкие бомбардировщики. "Стоял кромешный ад, — вспоминает
Николай Васильевич, — воют стабилизаторами и рвутся бомбы, горят на земле
самолёты, картину дополняют взрывающиеся от огня бензобаки. По аэродрому в отблесках пламени мечутся курсанты, ведь
спрятаться некуда, щели не были отрыты, крики раненых тонут в грохоте разрывов.
Как удалось уцелеть, не понимают до сих пор, повезло…" Перед угрозой
оккупации стремительно наступающей германской армией поступил приказ на
эвакуацию училища в далёкий Уральск, расположенный на реке Урал южнее
Куйбышева. Две тысячи курсантов-лётчиков шли пешим порядком долгих три месяца!
Вышли из Ворошиловграда в жарком июне налегке, в летнем обмундировании. По пути
выживали за счёт подножного корма в полном смысле этого слова. В начале
октября, когда холодными ночами лужицы покрывались тонким ледком, курсанты
добрались до Калача. На речном причале девушки грузили бочки с рыбой. При виде
исхудалых, в изношенном летнем обмундировании ребят разбили бочку с килькой.
"Что тут началось! Мы бросились набивать карманы килькой, при этом
пригоршнями заталкивали солёную рыбу в рот. Кто-то крикнул: "Ребята, тут
селёдка!". И мы стали вытряхивать кильку из карманов, готовя место для
более мясистой селёдки. И смех, и грех", — сокрушённо качает головой
старый лётчик. Оставшуюся часть
пути за Волгой до Уральска курсанты преодолели в теплушках, давая отдых ногам и
истоптанным вдрызг ботинкам и сапогам. По прибытии в
училище потекли дни, недели, месяцы напряжённой лётной учёбы. "Условия
были тяжёлые, — вспоминает Николай Васильевич, — на пшёнку и сегодня не могу
смотреть". Летом 42-го начали летать на Илах-"спарках", а к
концу года закончили полный курс обучения. Затем был
недолгий курс командиров звена, для обучения на котором в Краснодарском военном
авиационном училище, эвакуированном в Грозный, отобрали лучших молодых пилотов,
и перелёт на военно-транспортном Ли-2 в Куйбышев. Там, на авиационном заводе,
получили новенькие самолёты-штурмовики и стали готовиться к вылету на фронт в
запасном авиационном полку. |