Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Четверг, 02.05.2024, 14.21.04
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » История авиации Уральска

Ноябрь 1918, январь 1919 года

Уже после отступления остатков частей Чепаева из-под Талового, 18 октября здесь появился советский самолёт «Вуазен» 2-го Саратовского авиаотряда. В полётном задании лётчику А.И.Томашевскому и помощнику моториста Шмакову предписывалось совершить перелет Покровск – Самара и поступить в распоряжение начальника авиации 4-й армии. Трудно понять, почему вместо полёта на северо-восток, Томашевский и Шмаков отправились на юго-восток и оказались над контролируемой белыми территорией в районе Талового, лежащего далеко в сторону от прямого направления Покровск – Самара. Возможно, это было вызвано навигационной ошибкой и потерей ориентации, хотя нельзя исключать, что в Покровске, где располагался штаб 4-й армии, пилоту дали дополнительное задание выяснить положение на фронте и установить связь с окруженными частями Чепаева.

О событиях, связанных с его захватом, в эмиграции вспоминал войсковой старшина (в описываемое время – есаул) Уральского сводно-пешего учебного полка А.И.Потапов: «… нам доставили ручные гранаты для борьбы с броневыми автомобилями. Метанию этих гранат полк здесь и обучался. Во время занятий в поле мы заметили аэроплан противника, летящий на село Таловую; описав над селом круг, он сел прямо ко второй сотне. Лётчики, их было двое, заговорили с казаками, называя их «товарищами»: «Что, товарищи, как дела? Далеко ли казаки и много ли их?» В это время подошел в серебряных погонах есаул Албин, обругал их за слово «товарищи» и сейчас же обезоружил.» Любопытно, что с советским экипажем обошлись довольно мягко – Томашевского и Шмакова посадили в тюрьму и 24 января они были освобождены при взятии красными Уральска.

Трофейные самолёт «Вуазен» (модификация «Вуазен-LAS» или сокращенно «Вуалас») № 4217 с мотором «Сальмсон» № 1740 в 150 л.с., видимо, оказался в хорошем техническом состоянии, так как позднее он долго находился на вооружении уральских авиационных частей. Самолёты «Вуазен», наряду с «Фарманами», строились большой серией и являлись очень распространенным типом разведчика корпусных отрядов русской армии, приспособленным для установки бортовых аэрофотокамер и радиостанций. К 1917 г. они считались устаревшими, тихоходными и уязвимыми для атак истребителей, однако славились своей хорошей управляемостью, надежностью, взлетно-посадочными качествами и грузоподъемностью (бывали случаи, когда в перегруз приходилось брать до 200 кг. бомб).

Приказом по Воздушному Флоту при Штабе Верховного Главнокомандующего от 17 ноября 1918 г. (№10) Уральский авиаотряд с 8 октября переименовывался в «9-й Авиационный Отряд». По свидетельству советской агентуры, самолеты 9-го отряда имели особые опознавательные знаки – две перекрещенные черные полосы на крыльях и руле направления.

На вооружении отряда к осени 1918 г. имелось 3 самолета – трофейные машины «Сопвич» № 7050 и «Вуазен» № 4217, а также самолет «Фарман-30» № 1705 с двигателем «Сальмсон» № 4474 в 160 л.с. Последний самолет упомянут в донесении отряда от 19 января 1919 г., однако был ли он отремонтирован после аварии 31 июля 1918 г. – данных не сохранилось.

Из имевшихся трех самолетов, «Сопвич» № 7050 имел неисправности и позже упоминается как находящийся в ремонте. Находился в ремонте какое-то время и «Вуазен», в январе 1919 г. от поручика Мещерякова поступила в Омск информация о том, что «Вуазен» 9-го (Уральского) авиаотряда ремонтировался в Оренбурге и «эвакуирован он или нет – неизвестно».

По данным опросов пленных уральских казаков, в ноябре 1918 г. «… в Уральске есть 2 аэроплана». Можно только предположить, что третья машина либо вышла из строя, либо была отправлена из Уральска для ремонта. По данным агентурной разведки от 21 января 1919 г. «в Уральске у вокзала находится аэродром, в котором стоит три аэроплана, из них один лишь годный».

Начиная с октября 1918 г. даже нерегулярные полеты самолетов Уральского авиаотряда не отмечены советскими наблюдателями. По данным опросов пленных уральских казаков, самолеты в Уральске «… Стоят без употребления за неимением лётчиков». Пилоты – войсковой старшина Каплин и поручик Смирдин – в 9-м отряде имелись, хотя бушевавшая осенью 1918 г. эпидемия «испанки», когда в некоторых уральских частях заболевало до половины личного состава, вполне могла на время вывести их из строя. 17 ноября 1918 г. в отряд дополнительно, вероятно с учетом необходимости использования трофейных машин, из Сибири направлялись на штатные должности летчиков состоявшие ранее при Военно-авиационной школе военные летчики подпоручик Дудка и прапорщик Рябов, впрочем, так до Урала и не добравшиеся

.

Представляется, что ближе к истине сведения о причинах пассивности 9-го авиаотряда, сообщенные в телеграмме, посланной 6 ноября 1918 г. войсковым старшиной Каплиным в Омск Начальнику Воздушного Флота полковнику Борейко с отчетом о еженедельных полетах: «За отсутствием исправных аппаратов воздушной разведки не производилось».

А вскоре уральская авиация лишилась и своего основателя. Начальник Воздушного Флота полковник Борейко решил более эффективно использовать такого ценного специалиста. 7 декабря войсковому старшине М.Л.Каплину он направил телеграмму следующего содержания: «Телеграфируйте согласие сформировать УВФ (Управление Воздушного Флота) ЮЗФ (Юго-Западного фронта) при штабе ген. Дутова. ... В вашем распоряжении будут следующие авиаотряды: Ваш, Оренбургский, и направляемые из Кургана 2- и 3-й авиаотряды».

10 декабря 1918 г. войсковой старшина Каплин был назначен Начальником Воздушного Флота Юго-Западного фронта при штабе генерала Дутова, а 9-й (Уральский) авиационный отряд вместо него принял поручик Смирдин. Воздушный Флот Юго-Западного фронта включал в себя 9-й (Уральский) и 10-й (Оренбургский) авиаотряды, 2-й и 3-й авиаотряды находились в пути.

К январю 1919 г. 9-й авиационный отряд по-прежнему, несмотря на приближение линии фронта, находился в Уральске. Приказом по войскам Юго-Западной Армии № 186 от 31 декабря 1918 г. были объявлены временные штаты авиационных отрядов, которые составляют самостоятельные части, а их командиры – пользуются правами командиров отдельных батальонов. В составе Уральской Армии 9-й авиаотряд в хозяйственном отношении был подчинен штабу Отдельного сводного саперного батальона. В ноябре в отряде числились 4 офицера, 2 военных чиновника, 5 мотористов и техников, 11 казаков.

Офицерский состав отряда, в дополнение к командиру поручику Б.Смирдину и наблюдателю подпоручику Б.И.Кученеву, также пополнился новыми уральцами-добровольцами – прикомандированным 28 октября 1918 г. из 1-го Учебного Уральского конного имени генерала Курина полка хорунжим Александром Афанасьевичем Митрясовым, и сотником Жериховым, зачисленными на должности летчиков-наблюдателей. 30 декабря 1918 г. в Уральск в 9-й отряд вернулся из командировки в Омске подъесаул Н.П.Ларшин.

В начале января 1919 г. уже в новой должности, войсковой старшина Каплин направляет в Омск в Управление Воздушного Флота рапорт о состоянии 9-го авиаотряда в Уральске: «… на лицо летчиков 1 – пор[учик] Смирдин, наблюдателей 4 – подъесаул Ларшин, сотник Жерихов, хор[унжий] Митрясов, подпор[учик] Кученев. Отряд стоит в Уральске. Самолетов исправных 2 – Фарман и Вуазен, оба без лыж. Неисправен один – Сопвич. Ремонтируется в отряде. Бомб осколочных 18 п[удов] бензина 6 п[удов]. Солдат 31. Недостающие сведения по 2-му и 9-му авиаотрядам донесено будет дополнительно. Оренбург. № 70. Нач[альник] ВФ Юго-Западного фронта военлет войсковой старшина КАПЛИН». В данном документа обращает на себя внимание ничтожность запасов топлива – всего 6 пудов, что составляло примерно 2 полные заправки по 80 л. самолета «Фарман-30».

Отход осенью и зимой 1918 года остальных белых армий далеко на восток сделал положение Уральской Армии, оставшейся в одиночестве на фланговой позиции и полностью лишенной снабжения вооружением и боеприпасами, стратегически безвыходной. Из-за сильных снегопадов пришлось спешить казачью конницу, теперь перевес наступавших советских 4-й и 1-й армий в численности и вооружении становился решающим, казачьи части не были в состоянии парировать фронтальные таранные удары. В тяжелых кровопролитных боях, лишенные боеприпасов, казаки постепенно отходили к Уральску, цепляясь за каждый оборонительный рубеж.

Готовясь к решающему штурму Уральска, советское командование, в распоряжении которого была почти вся материальная часть и запасы русской армии, опытные летные кадры, усиливало авиацию 4-й армии. Действия 25-й СД поддерживал 2-й Саратовский авиаотряд и дополнительно в Бузулук перебрасывался 2-й Олонецкой авиаотряд. По данным белой разведки, на Бузулукском направлении для налетов на Оренбург и Уральск использовались 3 самолета, в том числе истребители для борьбы с белой авиацией, в Бузулуке выстроены ангары на 15 самолетов, при этом 3 самолета (2 истребителя и 1 тяжелый четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец») уже прибыли. Однако в архивных материалах советских авиационных формирований пребывание здесь «Ильи Муромца» и участие его в налетах на Уральск не подтверждается. 22-ю СД, наступавшую на Уральск с запада, обеспечивали 5-й Социалистический (позже – 26-й разведывательный) и 1-й Саратовский авиационные отряды.

2 декабря 1918 г. на станцию Озинки перелетели «Сопвич» и «Вуазен» 1-го Саратовского авиаотряда. И уже 13 декабря (по данным Е.Д.Коновалова – 14 декабря) 1918 г. над Уральском впервые появился советский бомбардировщик «Сопвич» (пилот Проходяев, наблюдатель Олехнович), который сбросил 4 бомбы на город и станцию. Ответным ружейно-пулеметным огнем мотор «Сопвича» был поврежден, что заставило советских летчиков после пересечения линии фронта сделать вынужденную посадку.

Следующий налет на Уральск последовал 14 декабря. «Сопвич» сбросил 4 бомбы на вокзал, станцию и пороховые погреба. На обратном пути разгоряченные советские летчики по ошибке атаковали бомбами на перегоне между станциями Зеленая и Переметная советский же бронепоезд. В середине декабря 1918 г. в Озинки прибыло звено 5-го Социалистического авиаотряда, и с 25 декабря авианалёты на Уральск стали регулярными. Город являлся основной базой Уральской Армии, единственным значительным политическим, экономическим и культурным центром. Удары советской авиации должны были не только нанести ущерб, но и подорвать моральный дух защитников и населения.

Только с 1 по 23 января самолёты 26-го отряда совершили 7 налётов на Уральск, в ходе которых на город были сброшены 51 бомба. Так, например, 3 января 1919 г. «Фарман» совершил очередной налёт на Уральск и на город сброшено 6 бомб, которые легли по центральной улице: одна у подъезда штаба, другая – у угла того же здания. Две роты построились на большой площади и открыли ружейный огонь по самолёту. 16 января 1919 г. газета 4-й армии «Революционная армия» сообщила о новом сильном налете советских бомбардировщиков на Уральск, были сильно повреждены здания Войскового Правительства и Городской Управы. Появление самолетов вызвало панику среди гражданского населения, начался колокольный звон всех церквей города, устраиваются крестные ходы и молебны для спасения города. В результате налётов самолётов 26-го авиаотряда «… после удачных попаданий бомб в Штаб генерала Савельева (командующего Уральской Армией) он был наполовину эвакуирован».




Источник: http://old-gorynych.narod.ru/g1-05.htm
Категория: История авиации Уральска | Добавил: donguluk (01.03.2010) | Автор: donguluk E W
Просмотров: 1462 | Теги: Колесников Валерий Николаевич, donguluk, Бурлин, Уральский авиаотряд, Бурлинская средняя школа, 航空 Авиация, рига, Рижский институт инженеров ГА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |