Уже после отступления остатков частей Чепаева
из-под Талового, 18 октября здесь появился советский самолёт «Вуазен» 2-го
Саратовского авиаотряда. В полётном задании лётчику А.И.Томашевскому и
помощнику моториста Шмакову предписывалось совершить перелет Покровск – Самара
и поступить в распоряжение начальника авиации 4-й армии. Трудно понять, почему
вместо полёта на северо-восток, Томашевский и Шмаков отправились на юго-восток
и оказались над контролируемой белыми территорией в районе Талового, лежащего
далеко в сторону от прямого направления Покровск – Самара. Возможно, это было вызвано навигационной
ошибкой и потерей ориентации, хотя нельзя исключать, что в Покровске, где
располагался штаб 4-й армии,
пилоту дали дополнительное задание выяснить положение на фронте и установить
связь с окруженными частями Чепаева. О событиях, связанных с его захватом, в эмиграции
вспоминал войсковой старшина (в описываемое время – есаул) Уральского
сводно-пешего учебного полка А.И.Потапов: «… нам доставили ручные гранаты для
борьбы с броневыми автомобилями. Метанию этих гранат полк здесь и обучался. Во
время занятий в поле мы заметили аэроплан противника, летящий на село Таловую;
описав над селом круг, он сел прямо ко второй сотне. Лётчики, их было двое,
заговорили с казаками, называя их «товарищами»: «Что, товарищи, как дела?
Далеко ли казаки и много ли их?» В это время подошел в серебряных погонах есаул
Албин, обругал их за слово «товарищи» и сейчас же обезоружил.» Любопытно, что с
советским экипажем обошлись довольно мягко – Томашевского и Шмакова посадили в
тюрьму и 24 января они были освобождены при взятии красными Уральска. Трофейные самолёт
«Вуазен» (модификация «Вуазен-LAS» или сокращенно «Вуалас») № 4217 с мотором
«Сальмсон» № 1740 в 150 л.с.,
видимо, оказался в хорошем техническом состоянии, так как позднее он долго
находился на вооружении уральских авиационных частей. Самолёты «Вуазен», наряду
с «Фарманами», строились большой серией и являлись очень распространенным типом
разведчика корпусных отрядов русской армии, приспособленным для установки
бортовых аэрофотокамер и радиостанций. К 1917 г. они считались устаревшими, тихоходными
и уязвимыми для атак истребителей, однако славились своей хорошей управляемостью,
надежностью, взлетно-посадочными качествами и грузоподъемностью (бывали случаи,
когда в перегруз приходилось брать до 200 кг. бомб). Приказом по Воздушному Флоту при
Штабе Верховного Главнокомандующего от 17 ноября 1918 г. (№10) Уральский
авиаотряд с 8 октября переименовывался в «9-й Авиационный Отряд». По
свидетельству советской агентуры, самолеты 9-го отряда имели особые
опознавательные знаки – две перекрещенные черные полосы на крыльях и руле
направления. На вооружении отряда к осени 1918 г. имелось 3 самолета –
трофейные машины «Сопвич» № 7050 и «Вуазен» № 4217, а также самолет «Фарман-30»
№ 1705 с двигателем «Сальмсон» № 4474 в 160 л.с. Последний самолет упомянут в донесении
отряда от 19 января 1919 г.,
однако был ли он отремонтирован после аварии 31 июля 1918 г. – данных не
сохранилось. Из имевшихся трех самолетов,
«Сопвич» № 7050 имел неисправности и позже упоминается как находящийся в
ремонте. Находился в ремонте какое-то время и «Вуазен», в январе 1919 г. от поручика
Мещерякова поступила в Омск информация о том, что «Вуазен» 9-го (Уральского)
авиаотряда ремонтировался в Оренбурге и «эвакуирован он или нет – неизвестно». По данным опросов пленных
уральских казаков, в ноябре 1918
г. «… в Уральске есть 2 аэроплана». Можно только
предположить, что третья машина либо вышла из строя, либо была отправлена из
Уральска для ремонта. По данным агентурной
разведки от 21 января 1919 г.
«в Уральске у вокзала находится аэродром, в котором стоит три аэроплана, из них
один лишь годный». Начиная с октября 1918 г. даже нерегулярные
полеты самолетов Уральского авиаотряда не отмечены советскими наблюдателями. По
данным опросов пленных уральских казаков, самолеты в Уральске «… Стоят без
употребления за неимением лётчиков». Пилоты – войсковой старшина Каплин и
поручик Смирдин – в 9-м отряде имелись, хотя бушевавшая осенью 1918 г. эпидемия «испанки»,
когда в некоторых уральских частях заболевало до половины личного состава,
вполне могла на время вывести их из строя. 17 ноября 1918 г. в отряд
дополнительно, вероятно с учетом необходимости использования трофейных машин,
из Сибири направлялись на штатные должности летчиков состоявшие ранее при
Военно-авиационной школе военные летчики подпоручик Дудка и прапорщик Рябов,
впрочем, так до Урала и не добравшиеся .
Представляется, что ближе к
истине сведения о причинах пассивности 9-го авиаотряда, сообщенные в телеграмме,
посланной 6 ноября 1918 г.
войсковым старшиной Каплиным в Омск Начальнику Воздушного Флота полковнику
Борейко с отчетом о еженедельных полетах: «За отсутствием исправных аппаратов
воздушной разведки не производилось». А вскоре уральская авиация
лишилась и своего основателя. Начальник Воздушного Флота полковник Борейко
решил более эффективно использовать такого ценного специалиста. 7 декабря
войсковому старшине М.Л.Каплину он направил телеграмму следующего содержания:
«Телеграфируйте согласие сформировать УВФ (Управление Воздушного Флота) ЮЗФ
(Юго-Западного фронта) при штабе ген. Дутова. ... В вашем распоряжении будут
следующие авиаотряды: Ваш, Оренбургский, и направляемые из Кургана 2- и 3-й
авиаотряды». 10 декабря 1918 г. войсковой старшина
Каплин был назначен Начальником Воздушного Флота Юго-Западного фронта при штабе
генерала Дутова, а 9-й (Уральский) авиационный отряд вместо него принял поручик
Смирдин. Воздушный Флот Юго-Западного фронта включал в себя 9-й (Уральский) и
10-й (Оренбургский) авиаотряды, 2-й и 3-й авиаотряды находились в пути. К январю 1919 г. 9-й авиационный
отряд по-прежнему, несмотря на приближение линии фронта, находился в Уральске.
Приказом по войскам Юго-Западной Армии № 186 от 31 декабря 1918 г. были объявлены
временные штаты авиационных отрядов, которые составляют самостоятельные части,
а их командиры – пользуются правами командиров отдельных батальонов. В составе
Уральской Армии 9-й авиаотряд в хозяйственном отношении был подчинен штабу
Отдельного сводного саперного батальона. В ноябре в отряде числились 4 офицера,
2 военных чиновника, 5 мотористов и техников, 11 казаков. Офицерский состав отряда, в
дополнение к командиру поручику Б.Смирдину и наблюдателю подпоручику
Б.И.Кученеву, также пополнился новыми уральцами-добровольцами –
прикомандированным 28 октября 1918
г. из 1-го Учебного Уральского конного имени генерала
Курина полка хорунжим Александром Афанасьевичем Митрясовым, и сотником
Жериховым, зачисленными на должности летчиков-наблюдателей. 30 декабря 1918 г. в Уральск в 9-й отряд вернулся из
командировки в Омске подъесаул Н.П.Ларшин. В начале января 1919 г. уже в новой
должности, войсковой старшина Каплин направляет в Омск в Управление Воздушного
Флота рапорт о состоянии 9-го авиаотряда в Уральске: «… на лицо летчиков 1 –
пор[учик] Смирдин, наблюдателей 4 – подъесаул Ларшин, сотник Жерихов,
хор[унжий] Митрясов, подпор[учик] Кученев. Отряд стоит в Уральске. Самолетов
исправных 2 – Фарман и Вуазен, оба без лыж. Неисправен один – Сопвич.
Ремонтируется в отряде. Бомб осколочных 18 п[удов] бензина 6 п[удов]. Солдат 31. Недостающие сведения по 2-му и 9-му авиаотрядам
донесено будет дополнительно. Оренбург. № 70. Нач[альник] ВФ Юго-Западного
фронта военлет войсковой старшина КАПЛИН». В данном документа обращает на себя
внимание ничтожность запасов топлива – всего 6 пудов, что составляло примерно 2
полные заправки по 80 л.
самолета «Фарман-30». Отход осенью и зимой 1918 года остальных белых армий
далеко на восток сделал положение Уральской Армии, оставшейся в одиночестве на
фланговой позиции и полностью лишенной снабжения вооружением и боеприпасами,
стратегически безвыходной. Из-за сильных снегопадов пришлось спешить казачью
конницу, теперь перевес наступавших советских 4-й и 1-й армий в численности и
вооружении становился решающим, казачьи части не были в состоянии парировать
фронтальные таранные удары. В тяжелых кровопролитных боях, лишенные
боеприпасов, казаки постепенно отходили к Уральску, цепляясь за каждый
оборонительный рубеж. Готовясь к
решающему штурму Уральска, советское командование, в распоряжении которого была
почти вся материальная часть и запасы русской армии, опытные летные кадры,
усиливало авиацию 4-й армии. Действия 25-й СД поддерживал 2-й Саратовский
авиаотряд и дополнительно в Бузулук перебрасывался 2-й Олонецкой авиаотряд. По
данным белой разведки, на Бузулукском направлении для налетов на Оренбург и
Уральск использовались 3 самолета, в том числе истребители для борьбы с белой
авиацией, в Бузулуке выстроены ангары на 15 самолетов, при этом 3 самолета (2
истребителя и 1 тяжелый четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец») уже
прибыли. Однако в архивных материалах советских авиационных формирований
пребывание здесь «Ильи Муромца» и участие его в налетах на Уральск не
подтверждается. 22-ю СД, наступавшую на
Уральск с запада, обеспечивали 5-й Социалистический (позже – 26-й
разведывательный) и 1-й Саратовский авиационные отряды. 2 декабря 1918 г. на станцию Озинки
перелетели «Сопвич» и «Вуазен» 1-го Саратовского авиаотряда. И уже 13 декабря
(по данным Е.Д.Коновалова – 14 декабря) 1918 г. над Уральском впервые появился
советский бомбардировщик «Сопвич» (пилот Проходяев, наблюдатель Олехнович),
который сбросил 4 бомбы на город и станцию. Ответным ружейно-пулеметным огнем
мотор «Сопвича» был поврежден, что
заставило советских летчиков после пересечения линии фронта сделать вынужденную
посадку.
Следующий налет на Уральск
последовал 14 декабря. «Сопвич» сбросил 4 бомбы на вокзал, станцию и пороховые
погреба. На обратном пути разгоряченные советские летчики по ошибке атаковали
бомбами на перегоне между станциями Зеленая и Переметная советский же
бронепоезд. В середине декабря 1918
г. в Озинки прибыло звено 5-го Социалистического
авиаотряда, и с 25 декабря авианалёты на Уральск стали регулярными. Город являлся
основной базой Уральской Армии, единственным значительным политическим,
экономическим и культурным центром. Удары советской авиации должны были не
только нанести ущерб, но и подорвать моральный дух защитников и населения. Только с 1 по 23 января самолёты
26-го отряда совершили 7 налётов на Уральск, в ходе которых на город были
сброшены 51 бомба. Так, например, 3 января 1919 г. «Фарман» совершил
очередной налёт на Уральск и на город сброшено 6 бомб, которые легли по
центральной улице: одна у подъезда штаба, другая – у угла того же здания. Две
роты построились на большой площади и открыли ружейный огонь по самолёту. 16
января 1919 г.
газета 4-й армии «Революционная армия» сообщила о новом сильном налете
советских бомбардировщиков на Уральск, были сильно повреждены здания Войскового
Правительства и Городской Управы. Появление самолетов вызвало панику среди
гражданского населения, начался колокольный звон всех церквей города,
устраиваются крестные ходы и молебны для спасения города. В результате налётов
самолётов 26-го авиаотряда «… после удачных попаданий бомб в Штаб генерала
Савельева (командующего Уральской Армией) он был наполовину эвакуирован».
Источник: http://old-gorynych.narod.ru/g1-05.htm |