В ходе наступления советских войск на Астраханском
направлении основные силы Астраханского отряда (бригады) Уральской Армии были к
29 ноября 1919 г.
окружены в Ганюшкино. Утром 29 ноября начался его штурм, к 4-м часам дня
Ганюшкино пало, в плен попали 29 офицеров и 1500 казаков и солдат, захвачены
3000 винтовок, 6 орудий, 50 пулеметов, 4 гидросамолета (2 исправных и 2
неисправных), радиостанция, большое количество боеприпасов. Гидро-авиационный
отряд Уральской Армии перестал существовать. Утром 5 января 1920 г. советской кавалерией
без боя занят Гурьев. Там оказалось захвачено 6 самолётов, принадлежавших 10-м авиационному
отряду Уральской Армии, в том числе 3 «Ньюпора-17» (в том числе 1 ранее
захваченный у красных «Ньюпор-17» № 1824 без мотора), 1 бывший советский
«Ньюпор-24 бис» № 5089, 1 «Сопвич» («представляющий из себя полный хлам»), 1
«Фарман-30» №963. Кроме них, на складах хранились части неисправных и
разукомплектованных машин – 4 гондолы «Фарман-20» без крыльев и моторов и 1
гондола «Фарман-30» без крыльев, но с мотором. В Гурьеве в плен попали около 300 офицеров, в том
числе летчики 10-го отряда поручик Б.Смирдин и прапорщик С.В.Бейер. В июне 1920 г. они были направлены
из Гурьева в Москву. Судьба Смирдина неизвестна, а Бейер продолжил службу в
30-м авиаотряде. Подпоручик В.А.Черкасов в
Гурьеве, как отмечено в его послужном списке на советской службе, «перешел на
сторону красных» и с 20 апреля 1920
г. начал службу летчиком 51-го разведывательного
авиаотряда Красного Воздушного флота. Отступавшие из
Гурьева остатки Уральской Армии совершили переход к Форту Александровскому на
полуострове Мангышлак, длинной в 1100 км.
по практически безлюдной пустыне и плато Устюрт, при морозах до 25 градусов. Из вышедших примерно 15 тыс.человек, среди
которых лишь около 3,5 тыс.
составляли военные чины, а остальные – гражданские беженцы, до Форта
Александровского смогли дойти только около 5 тыс.человек. К 15 февраля
1920 г. остатки
Уральской Армии смогли укрыться в Форту Александровском. Группа офицеров и солдат 10-го авиаотряда под командой
полковника В.А.Юнгмейстера, в том числе летчики подпоручики А.Аракелов и
С.Демянович, офицер Чугунков, летчики-наблюдатели штабс-капитан Угольков и
подпоручик Б.М.Фан-дер-Вейде, смогли добраться до Форта Александровского.
Приказом от 19 марта 1920 г.
Начальника Авиации ВСЮР Юнгмейстер оказался исключен из списков как самовольно
уехавший за границу. Скончался он 17 января 1943 г. в эмиграции и был
похоронен на греческом православном кладбище Шетби в египетской Александрии.
Аракелов добрался до Крыма и с 1 апреля 1920 г. был зачислен в резерв лётчиков при
Управлении Начальника Авиации ВСЮР, а 15 апреля – уволен от службы «как
уроженец Закавказья, для поступления на службу в армию Армении». Демянович
также через Грузию смог уехать в Крым, 25 мая 1920 г. переведен на
солдатскую должность в группу мотористов в 1-й авиапарк в Симферополе, затем
служит помощником командира и начальником команды базы 2-го авиадивизона.
Дальнейшая его судьба после падения Крыма неизвестна. Фан-дер-Вейде в Крыму
попал в состав 1-го авиаотряда имени генерала Алексеева, смог эвакуироваться из
Севастополя и умер в эмиграции в 1947
г. в Загребе. Командированный
в Севастопольскую военно-авиационную школу ВСЮР уральский казак подъесаул Н.П.Ларшин 30 мая 1920 г. был удостоен звания
«лётчика» и переведен во 2-й авиаотряд имени Донского Войскового Атамана
Генерала Каледина, а 14 августа 1920
г. – погиб при аварии самолета. Обучавшийся там же
летчик-наблюдатель 10-го отряда поручик Н.В.Гудим-Левкович эмигрировал, 12
марта 1978 г.
умер в Париже и похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Из состава Гидро-авиационного
отряда Уральской Армии удалось спастись штабс-капитану Г.Я.Блюменфельду,
прапорщику Е.А.Кукуричкину, штабс-капитану С.Г.Усову, корнету Г.Янушкевичу. Блюменфельд и Кукуричкин в 1921 г. оказались в лагере
для спасшихся остатков Уральской Армии и Каспийской флотилии в Басре
(Месопотамия – современный Ирак). В дальнейшем Кукуричкин служил на Сибирской
флотилии, а в 1922 г.
после эвакуации Приморья вместе с флотилией пришел в Олонгапо на Филиппинах. Трагично сложилась и судьба летчиков-уральцев,
оказавшихся на востоке России. Войсковой старшина М.Л.Каплин в 1919 г. служил Начальником
Воздушного Флота Южной и Оренбургских Армий. Дальнейшая судьба его неизвестна –
наиболее вероятно, что он погиб при отступлении в 1920 г. Хорунжий
Б.А.Портнов, обучавшийся в Курганской военно-авиационной школе, так и не смог
попасть на родину. В эмиграции в Китае он, в звании майора китайской службы,
воевал лётчиком в отряде генерала К.П.Нечаева и в 1927 г. погиб во время
воздушной разведки на фронте Шантунских войск. Лишь находившийся одновременно с
Портновым в Курганской школе сотник А.В.Харчев осенью 1919 г. приехал в Уральское
Войско, участвовал в беспримерном походе в Форт Александровский и к 1961 г., спустя 41 год после
гражданской войны, еще проживал в Уральске. В ходе наступления советских
войск на Астраханском направлении основные силы Астраханского отряда (бригады)
Уральской Армии были к 29 ноября 1919
г. окружены в Ганюшкино. Утром 29 ноября начался его
штурм, к 4-м часам дня Ганюшкино пало, в плен попали 29 офицеров и 1500 казаков
и солдат, захвачены 3000 винтовок, 6 орудий, 50 пулеметов, 4 гидросамолета (2
исправных и 2 неисправных), радиостанция, большое количество боеприпасов.
Гидро-авиационный отряд Уральской Армии перестал существовать. Утром 5 января 1920
г. советской кавалерией без боя занят Гурьев. Там
оказалось захвачено 6 самолётов, принадлежавших 10-м авиационному отряду Уральской Армии, в том
числе 3 «Ньюпора-17» (в том числе 1 ранее захваченный у красных «Ньюпор-17» №
1824 без мотора), 1 бывший советский «Ньюпор-24 бис» № 5089, 1 «Сопвич»
(«представляющий из себя полный хлам»), 1 «Фарман-30» №963. Кроме них, на
складах хранились части неисправных и разукомплектованных машин – 4 гондолы
«Фарман-20» без крыльев и моторов и 1 гондола «Фарман-30» без крыльев, но с
мотором. В Гурьеве в плен попали около 300
офицеров, в том числе летчики 10-го отряда поручик Б.Смирдин и прапорщик
С.В.Бейер. В июне 1920 г.
они были направлены из Гурьева в Москву. Судьба Смирдина неизвестна, а Бейер
продолжил службу в 30-м авиаотряде. Подпоручик
В.А.Черкасов в Гурьеве, как отмечено в его послужном списке на советской
службе, «перешел на сторону красных» и с 20 апреля 1920 г. начал службу
летчиком 51-го разведывательного авиаотряда Красного Воздушного флота. Отступавшие из Гурьева остатки Уральской Армии
совершили переход к Форту Александровскому на полуострове Мангышлак, длинной в 1100 км. по практически безлюдной пустыне
и плато Устюрт, при морозах до 25 градусов.
Из вышедших примерно 15 тыс.человек, среди которых лишь около 3,5 тыс. составляли военные чины, а остальные –
гражданские беженцы, до Форта Александровского смогли дойти только около 5 тыс.человек. К 15 февраля 1920 г. остатки Уральской Армии смогли
укрыться в Форту Александровском. Группа офицеров и солдат 10-го авиаотряда под командой
полковника В.А.Юнгмейстера, в том числе летчики подпоручики А.Аракелов и
С.Демянович, офицер Чугунков, летчики-наблюдатели штабс-капитан Угольков и
подпоручик Б.М.Фан-дер-Вейде, смогли добраться до Форта Александровского.
Приказом от 19 марта 1920 г.
Начальника Авиации ВСЮР Юнгмейстер оказался исключен из списков как самовольно
уехавший за границу. Скончался он 17 января 1943 г. в эмиграции и был
похоронен на греческом православном кладбище Шетби в египетской Александрии.
Аракелов добрался до Крыма и с 1 апреля 1920 г. был зачислен в резерв лётчиков при
Управлении Начальника Авиации ВСЮР, а 15 апреля – уволен от службы «как
уроженец Закавказья, для поступления на службу в армию Армении». Демянович
также через Грузию смог уехать в Крым, 25 мая 1920 г. переведен на
солдатскую должность в группу мотористов в 1-й авиапарк в Симферополе, затем
служит помощником командира и начальником команды базы 2-го авиадивизона.
Дальнейшая его судьба после падения Крыма неизвестна. Фан-дер-Вейде в Крыму
попал в состав 1-го авиаотряда имени генерала Алексеева, смог эвакуироваться из
Севастополя и умер в эмиграции в 1947
г. в Загребе. Командированный в
Севастопольскую военно-авиационную школу ВСЮР уральский казак подъесаул Н.П.Ларшин 30 мая 1920 г.
был удостоен звания «лётчика» и переведен во 2-й авиаотряд имени Донского
Войскового Атамана Генерала Каледина, а 14 августа 1920 г. – погиб при аварии
самолета. Обучавшийся там же летчик-наблюдатель 10-го отряда поручик
Н.В.Гудим-Левкович эмигрировал, 12 марта 1978 г. умер в Париже и похоронен на кладбище
Сент-Женевьев-де-Буа. Из состава Гидро-авиационного отряда Уральской
Армии удалось спастись штабс-капитану Г.Я.Блюменфельду, прапорщику
Е.А.Кукуричкину, штабс-капитану С.Г.Усову, корнету Г.Янушкевичу. Блюменфельд и Кукуричкин в 1921 г. оказались в лагере
для спасшихся остатков Уральской Армии и Каспийской флотилии в Басре
(Месопотамия – современный Ирак). В дальнейшем Кукуричкин служил на Сибирской
флотилии, а в 1922 г.
после эвакуации Приморья вместе с флотилией пришел в Олонгапо на Филиппинах. Трагично
сложилась и судьба летчиков-уральцев, оказавшихся на востоке России. Войсковой
старшина М.Л.Каплин в 1919 г.
служил Начальником Воздушного Флота Южной и Оренбургских Армий. Дальнейшая
судьба его неизвестна – наиболее вероятно, что он погиб при отступлении в 1920 г. Хорунжий
Б.А.Портнов, обучавшийся в Курганской военно-авиационной школе, так и не смог
попасть на родину. В эмиграции в Китае он, в звании майора китайской службы,
воевал лётчиком в отряде генерала К.П.Нечаева и в 1927 г. погиб во время
воздушной разведки на фронте Шантунских войск. Лишь находившийся одновременно с
Портновым в Курганской школе сотник А.В.Харчев осенью 1919 г. приехал в Уральское
Войско, участвовал в беспримерном походе в Форт Александровский и к 1961 г., спустя 41 год после
гражданской войны, еще проживал в Уральске.
Источник: http://old-gorynych.narod.ru/g1-05.htm |